Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20619
Скачиваний: 748
66
Глава 1.3
Ставка на сильные стороны
Формулируя в жизни цели, не созвучные нашим глубинным потребностям, нося лица
чужих людей, мы ставим не на свои сильные стороны. И неизбежно оказываемся
в убытке, поскольку вкладываем энергию в попытки преодолеть свои слабости или об-
виняем себя и других в том, что мы не те, кем должны были бы стать.
Но если мы смотрим на нашу жизнь как на путь, раскрывающийся перед нами
в сторону нашей истинной природы, то можем более трезво оценить наши ограни-
ченные возможности и примириться с тем, что мы видим. Жизнь вовсе не просит нас
стать чем-то, к чему у нас нет задатков. Кроме того, мы меньше сосредотачиваемся
на том, что идет не так, на том, что упущено, — и относительно людей, и относительно
ситуации в целом. Вместо этого мы переносим внимание на то, что уже есть, на то, что
прекрасно, на имеющиеся возможности. Мы меняем осуждение на сочувствие и благо-
дарность. Психологи говорят в таких случаях о подъеме от парадигмы дефицита к па-
радигме сильных сторон. Медленно, но верно этот подъем готовит мощный прорыв
в различных областях жизни общества: от менеджмента до образования, от психоло-
гии до медицины. Точкой отсчета становится неявное предположение: мы, человече-
ские существа, не проблемы, которые ждут решения, а потенциал, ожидающий воз-
можности раскрыться.
Умение справляться с превратностями судьбы
С подобающим смирением мы принимаем к сведению нашу
неспособность контролировать мир… Мы принимаем мысль, что
неудачи — это часть жизни. Мы не боимся превратностей судьбы
и страданий. От них приходит новое знание, новый рост, новая
надежда и новая жизнь.
Деннис Бакке
Когда жизнь видится путешествием в поисках нового, мы учимся более умело справ-
ляться с неудачами, ошибками и препятствиями. Нам становится доступно духов-
ное откровение: нет ошибок, есть опыт, раскрывающий более глубокую правду о нас
и о мире. На предыдущих стадиях сознания жизненные препятствия (болезнь, пло-
хой начальник, трудный брак) казались обманом судьбы, неудачным карточным
раскладом. Мы встречали их с гневом, стыдом или чувством вины, и пережива-
ния отделяли нас от других и от самих себя. В Бирюзовой парадигме препятствия
67
Эволюционная Бирюзовая стадия
представляются способами, которыми жизнь дает знание о нас самих и о мире.
Мы избавляемся от гнева, стыда и вины. Они, конечно, хорошо защищают наше эго,
но плохо учат нашу душу. Мы соглашаемся, что могли сыграть определенную роль
в создании проблемы, и смотрим, чему можем научиться, что может поспособство-
вать нашему самосовершенствованию. На более ранних стадиях развития мы обычно
убеждаем себя, что все хорошо, пока проблема не вырастает как снежный ком и не на-
крывает нас как лавина, заставляя что-то менять. На Бирюзовой стадии мы стара-
емся делать частые мелкие улучшения, поскольку учимся расти с помощью проблем,
встречающихся на пути. Раньше изменения на личном уровне нас пугали. На Бирю-
зовой изменения воспринимаются как волнующие приключения на пути личност-
ного роста.
Мудрость за пределами рациональности
В Оранжевой парадигме царит рациональность, и если решение, обещающее наилуч-
ший результат, успешно выполнено, то правила выполнения не обсуждаются. Любой
способ познания, кроме фактов и логических умозаключений, признается иррацио-
нальным и должен быть исключен. Однако ирония в том, что Оранжевая привязка
к измеримому результату часто заслоняет действительность. Среди вороха сведений,
призванных обосновать сложные решения, мы можем не увидеть то, что не соответ-
ствует нашему мировоззрению или тому сценарию будущего, какой составило себе
и с которым отождествило себя наше эго. Другими словами, истина может быть на-
писана буквами во всю стену, но люди отвергают ее смысл (или не способны говорить
об этом вслух). Бирюзовая парадигма, менее привязанная к конкретному результату,
может легче донести до нас иной раз неприятную правду о действительности. По этой
причине рациональное мышление внутри Бирюзовой парадигмы обеспечено более
точной и полной информацией о действительности.
Интуитивный ум — священный дар, рациональный ум — верный слуга.
Мы создали общество, которое угождает слуге и забыло о даре.
Альберт Эйнштейн
Принимая решение, сознание на этой стадии обращается к множеству источников
информации, в том числе за пределами фактов и цифр.
Оранжевая современная научная точка зрения недоверчива к эмоциям, якобы
препятствующим рациональному мышлению. Зеленое мировоззрение иногда чре-
вато другой крайностью — полным отрицанием так называемого левополушарного,
68
Глава 1.3
аналитического подхода в качестве метода принятия решений в пользу правополушар-
ного наития. Бирюзовая парадигма обладает счастливой возможностью использовать
все методы познания: есть идеи, которые может выработать аналитический подход,
есть своя мудрость и в эмоциях, если мы научимся вникать в них: почему я зол, испуган,
целеустремлен или возбужден? Что это открывает во мне или в ситуации, которая
сейчас разворачивается?
Мудрость можно постигнуть и наитием. Интуиция отдает должное сложной, не-
определенной, парадоксальной, нелинейной природе действительности. Бессозна-
тельно мы способны совмещать паттерны так, как не способен наш рациональный ум.
Наитие — будто мускул, который можно натренировать точно так же, как логическое
мышление. Чем больше мы обращаем внимания на интуицию, отдаем ей должное, во-
прошаем ее в поисках истины, используем как руководство к действию, тем больше ин-
туитивных ответов начинает всплывать на поверхность.
Многие верят, что есть ответы, которые можно найти в глубоко лежащих ис-
точниках нашей души. Различные древние традиции и трансперсональная психо-
логия учат, что если мы не просто задаем вопрос, а живем им, вселенная во всей
полноте от избытка может дать нам ключ к решению там, где не ждем, в случай-
ном стечении обстоятельств или в словах и образах, возникающих в снах и меди-
тациях. Необычные состояния сознания — медитация, созерцание, виде́ния, «опыт
потока», пиковые переживания — доступны на любой стадии развития сознания.
Но на Бирюзовой стадии используют эти практики регулярно, углубляя собствен-
ный опыт подобных переживаний и получая доступ ко всему спектру человеческого
опыта
4
.
Другой когнитивный прорыв Бирюзовой парадигмы — это способность разума
к парадоксальному мышлению, выход за пределы простого «или — или», обращение
к более сложному «и то и другое». Хорошая иллюстрация — вдох и выдох. В мыш-
лении типа «или — или» мы воспринимаем их как противоположности. В мыш-
лении типа «и… и…» «оба сразу» — это два элемента, дополняющие друг друга:
чем больше мы вдохнем, тем больше выдохнем. На примере дыхания парадокс
уловить легко. Куда менее очевидны великие парадоксы жизни, которые мы начи-
наем по-настоящему понимать, только достигнув Бирюзовой стадии развития со-
знания: свобода и ответственность, одиночество и единение, забота о себе и забота
о других.
Сложите все вместе — не знающую страхов рациональность и мудрость наития,
случайных совпадений и парадоксов, — и в поисках целостного подхода к знанию Эво-
люционная Бирюзовая парадигма перевернет страницы рационально-механистическо-
го мировоззрения Оранжевой стадии и постмодернистского взгляда на мир Зеленой
стадии.
69
Эволюционная Бирюзовая стадия
Стремление к целостности
Прекратить отождествлять себя со своим эго — еще один шаг к освобождению. Но вме-
сте с разотождествлением приходит разрушение привычных отношений с другими
людьми. И те, кто действует с точки зрения Бирюзовой парадигмы, часто развивают
в себе тонкое ощущение, насколько далеко они, отделяя себя от других, могут зайти
во фрагментировании своей жизни, во что это им может обойтись. Напротив, обычно
мы позволяем вечно занятому эго заглушать тихий голос души. Например, прославля-
ем в культуре разум и пренебрегаем телом, ставим мужское выше женского. Мы утра-
чиваем ощущение единства и внутреннюю связь с природой.
На Бирюзовой стадии вступает в права наша глубинная тяга к целостности — со-
брать воедино эго и все то, что лежит глубоко внутри нас, объединить разум, тело
и душу, развивать и женское, и мужское, быть цельным в отношениях с остальными
и восстановить изломанные отношения с жизнью и природой. Часто подъем на Би-
рюзовую стадию развития сознания приходит вместе с открытием трансцендентного
духовного мира и глубинного ощущения того, что на некотором уровне мы все соеди-
нены как части единого целого. Учась быть полностью независимыми и верными себе,
после многих этапов разотождествления мы парадоксально ощущаем, что в результате
очень основательно и глубоко осознали себя частью всего вообще.
Там, где мы работаем сегодня, внутренняя разделенность поощряется, пусть даже
неосознанно. Это входит в противоречие с жаждой целостности. На работе чрезмерно
подчеркивается важность эго и рациональности, отрицается духовное и эмоциональное.
Отсюда деление людей по департаментам, по рангу, происхождению или качеству работы,
отделение профессионального от личного, отделение организации от конкурентов и эко-
системы. Об этом говорят сами слова, которые мы используем. В организациях часто за-
ходит речь о «балансе работы и личной жизни» — замечание, показывающее, как мало
жизни остается в работе, если мы отделяем себя от многого, что в действительности име-
ет значение. Для людей, перешедших на Бирюзовую стадию развития, эта разделенность
на работе часто настолько болезненна, что они отказываются от любой организационной
жизни ради того, чтобы работать на себя. Такова более приемлемая для них среда поиска
целостности в отношении к самому себе и к другим.
Целостный подход к другим
В Эволюционной Бирюзовой парадигме мы можем выйти за пределы противопостав-
ления осуждение — терпимость. На более ранних стадиях, не соглашаясь с другими
людьми, мы обычно подвергаем их осуждению и верим, что мы правы, а они нет. Тогда
70
Глава 1.3
наша задача в том, чтобы убедить, научить, исправить или отказаться от общения.
Во имя Зеленого идеала, во имя терпимости мы можем сгладить различия и постано-
вить, что все истины одинаково ценны. В Бирюзовой парадигме мы выходим за рамки
противопоставления и соединяем различные взгляды через отказ от оценочных су-
ждений. Мы можем подвергнуть проверке убеждения, найти, что они ближе к исти-
не, — и все же принять другого, поскольку он принципиально равноценен нам.
При отсутствии осуждения отношения приобретают новое качество. Наша способ-
ность слышать более не ограничена сбором сведений, нужных для решения убедить,
исправить или бросить. Мы можем создать общее пространство, свободное от осужде-
ния, где способность к глубинному слушанию поможет остальным найти их голос и их
правду так же, как они могут помочь в этом нам. На Оранжевой стадии мы освобожда-
лись от подавляющих, нормативных Янтарных сообществ. Теперь у нас есть возмож-
ность основать сообщество на новых началах, так чтобы мы могли услышать друг друга
во всей своей самости и целостности.
Целостный подход к жизни и природе
И снова парадокс: чем упорнее мы учимся быть верными себе, соответствовать нашей
уникальной самости, тем яснее идея, что мы лишь одно из воплощений чего-то большего,
сложного переплетения жизни и сознания. Осознание может вызвать как восторг, так
и боль: теперь мы действительно понимаем, насколько серьезно искажена наша связь
с жизнью и природой. Мы стремимся восстановить эту связь не по причине моральной
обязанности, а от внутреннего осознания, что мы не отделены от природы, а часть ее.
Нам видна глупость и самонадеянность человечества, ставящего себя выше остальной
жизни, и мы пытаемся найти у природы соответствующее нам скромное место. Возоб-
новление связей с жизнью и природой часто заставляет стремиться к более простой жиз-
ни, мы меньше обрастаем имуществом. Оно кажется нам необходимым ровно до тех пор,
пока мы не понимаем, что богатеем не вещами, а отношениями, питающими душу.
Какой смысл все это может иметь
для Бирюзовых организаций?
В первой главе мы выяснили, что каждая новая модель организации прошлых стадий
развития приводила к результатм, непредставимым в рамках предыдущей парадиг-
мы развития. Некоторые исследователи — Клэр Грейвз, Уильям Торберт, Сьюзан Кук-
Грейтер, Кейт Эйгель и другие — опытным путем установили еще один интересный