Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20623
Скачиваний: 749
76
Глава 2.1
далеко не всегда выявляют самые лучшие черты нашей природы, чаще, чем нам бы того
хотелось, они или слегка, или вовсе дисфункциональны. Возьмем конкретный пример.
Если я ваш босс и вы отчитываетесь передо мной, предполагается ли при этом, соглас-
но Зеленой метафоре, что я отец, а вы ребенок? Зеленое мировоззрение настаивает
на заботливом, внимательном руководстве, но Бирюзовое говорит: в своей организа-
ции я никому не хочу быть отцом, даже заботливым и внимательным.
Для описания своих устремлений основатели Бирюзовых организаций используют
другую метафору. С удивительной частотой они говорят об организациях как о живом
организме или живой системе. Жизнь, во всей своей эволюционной мудрости создаю-
щая непредставимо прекрасные экосистемы, всегда развивается в сторону большей
целостности, сложности и разумности. Перемены в природе повсеместно и постоянно
происходят в самоорганизующемся порыве, исходящем из каждой клетки и каждого
организма без какой-либо необходимости в контроле и командире, отдающем распоря-
жения и давящем на кнопки.
Эта метафора открывает новые горизонты. Представьте, на что могут стать похожи
и как изменятся организации, если мы прекратим проектировать их как бездушные,
громыхающие машины. Как изменится наше ощущение от работы, если мы станем от-
носиться к организациям как к живым существам, позволим им наполниться энергией
жизни и эволюционного развития?
Три открытия Эволюционных Бирюзовых организаций
Изучение конкретных примеров новаторских Бирюзовых организаций, описанных
в этой книге, привело к трем главным открытиям.
—
Самоуправление. Бирюзовые организации эффективно решают задачи любого
уровня сложности, используя систему, основанную на взаимодействии равно-
правных коллег. В этой системе нет нужды ни в иерархии, ни в консенсусе.
—
Целостность. Традиционно организации всегда поощряли сотрудников прояв-
лять на работе только узкопрофессиональные качества, а остальные личност-
ные черты оставлять за дверью. От нас требуют демонстрировать мужествен-
ную решимость, уверенность в себе, силу, а сомнения и слабости скрывать.
Рационализм царствует, а эмоции, интуиция и выражение духовных потреб-
ностей нежелательны и неуместны. В Бирюзовых организациях, напротив, раз-
работан набор согласованных практик, побуждающих заново обратиться к на-
шей внутренней целостности и быть на работе тем, кто мы есть на самом деле.
77
Три открытия и одна метафора
—
Эволюционная цель. Считается, что Бирюзовые организации живут собствен-
ной жизнью и обладают собственным представлением о направлении дальней-
шей деятельности. Членов организации побуждают не стараться предвидеть
изменения и контролировать будущее, а вслушаться и понять, чем хочет стать
организация, какой цели ей хочется служить.
Каждое открытие проявляется через ряд конкретных повседневных внутренних
процессов, которые отличаются — иногда не слишком, иногда радикально — от тра-
диционных, общепринятых методов менеджмента. Эти практические решения будут
описаны в следующих главах, проиллюстрированы историями и примерами из жизни
новаторских Бирюзовых организаций. В главах 2.2 и 2.3 рассматривается самоуправ-
ление, в главах 2.4 и 2.5 детализируются процессы, используемые для создания целост-
ности, а глава 2.6 посвящена эволюции. В главе 2.7 обсуждается культура организаций,
особенности коммуникации и построения отношений в Бирюзовой модели.
Читатели, заинтересовавшись обзором практических решений, могут обратиться
к Приложению 4, где внутренние процессы Эволюционных Бирюзовых организаций
описаны в сравнении с традиционным взглядом на ключевые бизнес-процессы (страте-
гия, инновации, маркетинг, продажи), процессы, связанные с управлением персоналом
(подбор кадров, аттестация, выплата вознаграждения), и повседневную жизнь орга-
низации (проведение совещаний, принятие решений, управление информационными
потоками).
Организации — участники исследования
Каждая из организаций, исследованных и описанных в этой книге, будет появлять-
ся на сцене в свое время, будто действующее лицо пьесы. Позвольте мне представить
их, чтобы у вас сложилось представление об их роде деятельности, месторасположе-
нии и количестве сотрудников (а также для справки, если по ходу чтения понадобится
уточнить, кто есть кто).
AES (Applied Energy Services, «Прикладные энергетические услуги»)
Энергетический сектор — Международная компания — 40 тысяч сотрудников — Ком-
мерческий сектор
AES основали в 1982 г. в США Роджер Сант и Деннис Бакке. Компания быстро вы-
росла до одного из крупнейших мировых производителей и поставщиков электроэнер-
гии, насчитывает 40 тысяч сотрудников, предприятия расположены в десятках стран
по всему миру.
78
Глава 2.1
BSO/Origin
ИТ-консалтинг — Международная компания — 10 тысяч сотрудников (1996) — Ком-
мерческий сектор
BSO/Origin основал в 1973 г. в Нидерландах Эккарт Винцен. В 1996 г. он покинул
компанию, продав ее корпорации Philips. Тогда BSO/Origin насчитывала 10 тысяч со-
трудников в 20 странах мира.
Buurtzorg
Медицина, уход за больными — Нидерланды — 7000 сотрудников — Некоммерческий
сектор
Buurtzorg (буквально — «уход по соседству») основали в 2006 г. как некоммерче-
скую организацию Йос де Блок и команда из медсестер и медбратьев. Компания стала
крупнейшей сетью районной службы патронажа в Нидерландах, обеспечивающей уход
за больными и престарелыми.
ESBZ (Evangelische Schule Berlin Zentrum, Берлинская Евангелическая школа)
Школа (7–12-й класс) — Германия — 1500 учеников, сотрудников и родителей — Неком-
мерческий сектор
Берлинская Евангелическая школа, финансируемая государством, основана в 2007 г.
в Берлине по инициативе директора Маргрет Расфелд. Школа завоевала международ-
ное признание инновационными образовательными программами и моделью органи-
зации.
FAVI (Fonderie et Ateliers du Vimeu, Литейные цеха и мастерские Вимё)
Металлургия — Франция — 500 сотрудников — Коммерческий сектор
Меднолитейный завод, семейный бизнес, созданный в 1957 г. на севере Франции.
В 1983 г. CEO там стал Жан-Франсуа Зобрис. Он радикально перестроил организацию.
Среди прочего завод изготовляет элементы для коробок передач автомобилей различ-
ных производителей.
Heiligenfeld
Психиатрическая больница — Германия — 600 сотрудников — Некоммерческий сектор
Сейчас Heiligenfeld — это реабилитационный центр и четыре психиатрические
больницы в центральной части Германии. Компанию основали в 1990 г. доктор Иоахим
Галушка и Фриц Ланг. До этого Галушка безуспешно пытался применить холистиче-
ский, целостный подход к лечению психических болезней в обычных психиатрических
больницах.
79
Три открытия и одна метафора
Holacracy
Организационная операционная модель
Холакратия — модель организации, первоначально разработанная Брайаном Ро-
бертсоном и его командой для Ternary Software, стартапа в Филадельфии. После пе-
редачи Ternary Software новому руководству Робертсон стал одним из основателей
HolacracyOne, тренинговой, консалтинговой и исследовательской компании, занимаю-
щейся распространением новой модели организации. Холакратия используется круп-
ными и малыми, коммерческими и некоммерческими предприятиями на нескольких
континентах.
Morning Star
Пищевая промышленность — США — от 400 до 2400 сотрудников — Коммерческий
сектор
Компанию основал в 1970 г. Крис Рафер. Тогда компания располагала одним грузо-
виком и занималась перевозкой томатов. Сегодня она занимает господствующее поло-
жение на рынке обработки и транспортировки томатов США. Если вы в США пробо-
вали соус для пиццы или спагетти, то, скорее всего, это была продукция Morning Star.
Patagonia
Производство и продажа готовой одежды — США — 1350 сотрудников — Коммерческий
сектор
Изначально компания называлась иначе. Основана в 1957 г. в Калифорнии Ивоном
Шуинаром, самым удивительным бизнесменом в истории. Компания занималась про-
изводством альпинистских крючьев. Сейчас она выросла до ведущего производителя
одежды для активного отдыха и стремится оказывать положительное влияние на окру-
жающую среду.
RHD (Resources for Human Development)
Социальная служба — США — 4000 сотрудников — Некоммерческий сектор
Название переводится как «Возможности для человеческого развития». Некоммер-
ческая организация со штаб-квартирой в Филадельфии и отделениями в 14 штатах по-
могает людям в беде. Она предоставляет дом, убежище и поддерживающие программы
тем, у кого есть психические проблемы, кто борется с зависимостью, и бездомным. Ос-
новал организацию в 1970 г. Роберт Фишман.
Sounds True
СМИ — США — 90 сотрудников и 20 собак — Коммерческий сектор
80
Глава 2.1
Sounds True переводится как «звучит верно». Это предприятие по распростране-
нию семян духовной мудрости: аудиозаписей духовных учителей, книг, онлайн-курсов
и музыки. Его основала в 1985 г. Тами Саймон, владелица и глава компании по сей день.
Sun Hydraulics
Гидроагрегаты — Международная компания — 900 сотрудников — Коммерческий сектор
Компания, основанная в 1970 г. двумя инженерами, занимается разработкой и про-
изводством гидравлических клапанов и клапанных коробок. Сегодня это открытое
акционерное общество с предприятиями во Флориде (где расположена штаб-квартира
компании), Канзасе, Англии, Германии и Корее.
По методологическим соображениям подробно исследовались только организации,
насчитывающие как минимум 100 сотрудников (надо признать, что я слегка подыграл
Sounds True, посчитав за сотрудников двадцать их собак. Узнать о собаках из этой ком-
пании, а также убедиться, что я не слишком схитрил, включив их в список, можно в на-
чале главы 2.4). В последующих главах будут время от времени по мере необходимости
упоминаться замечательные внутренние процессы, имеющие место в других организа-
циях, например в японской интернет-компании Ozvision; образовательной некоммер-
ческой программе Center for Courage & Renewal («Центр смелости и обновления», ко-
торую ведет Паркер Палмер совместно с лидерами в области образования, медицины,
церкви и бизнеса); Realize! (буквально «Пойми!»), небольшой голландской компании
по организационному консалтингу; Valve, компании — разработчике программного
обеспечения для компьютерных игр, расположенной в Сиэтле, и не только в них.
Среди перечисленных выше организаций особое место в плане сделанных откры-
тий занимают AES и BSO/Origin, хотя и по печальным причинам. Они достигли пора-
зительных результатов за первые двадцать лет работы, когда действовали на основании
Бирюзовых внутренних процессов и структур, однако под новым руководством вер-
нулись к более традиционному менеджменту. Сегодня от их новаторского Бирюзового
стиля осталось немного. Такой путь наводит на ценные мысли об условиях, необходи-
мых для работы Бирюзовых процессов, — тема третьей части книги.
Принцип, на основании которого я связывал модель организации со стадией чело-
веческого развития в первой части, относится, конечно, и к Бирюзовой стадии. Когда
я для удобства говорю о Бирюзовых организациях, то не имею в виду, что все работаю-
щие там люди во всех своих ежедневных взаимодействиях исходят из Эволюционной
Бирюзовой парадигмы. Как уже обсуждалось в главе 1.2, человеческая натура, к сча-
стью, слишком сложна, чтобы свести ее к единственной тенденции. Говоря об Эволю-
ционной Бирюзовой организации, я имею в виду совсем другое: достаточно многие
структуры, внутренние процессы и культурные аспекты данной организации, если