Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20630
Скачиваний: 750
91
Самоуправление (организационные структуры)
больше, основываясь на опыте, заинтересованности или желании принять участие.
Одна сестра может быть особенно хорошим слушателем и коучем для коллег. Другая
может оказаться ходячей энциклопедией тайных медицинских познаний. Третья мо-
жет обладать даром улаживать конфликты внутри команды или среди враждующих
членов семьи пациента. Четвертая проявит способности прекрасного организатора.
Практически в любой области какие-то участники команды, естественно, могут пред-
ложить больше, чем другие. Некоторые составили себе репутацию в какой-то опреде-
ленной области не только внутри команды, но и за ее пределами, они консультируют
коллег по всей стране. Поскольку привычной иерархии в организации не существует,
над ними нет боссов, и в результате освобождается место для развития других, орга-
нично и спонтанно возникающих приоритетов — живых, текучих иерархий призна-
ния, влияния, опыта и умения (иногда их называют «актуализированными» в противо-
вес традиционным «иерархиям доминирования»).
Никакого менеджмента среднего звена
В команде нет босса. Но тогда, без сомнения, должно существовать какое-то сильное
руководство выше, скажем, региональные менеджеры, руководящие определенным ко-
личеством команд? Ответ, как вы, вероятно, уже догадались, отрицательный. Никаких
региональных менеджеров. Вместо этого — региональные коучи. И это не семантиче-
ская уловка, не то же самое под другим названием. В отличие от типичных региональ-
ных менеджеров, коучи Buurtzorg не обладают властью над командой, не имеют права
принимать за нее решения. Они не ответственны за результаты работы. У них нет це-
лей, которых надо достичь, и они не несут ответственности за финансовые показатели
работы. Коучи не получают бонусов, если команда хорошо работает. Практика пере-
дачи власти по вертикали полностью отброшена: команды медработников не просто
наделены властью верхушкой иерархии, они на самом деле обладают властью, потому
что над ними нет иерархии, обладающей властью принимать решения, обязательные
для команд.
Обычно в традиционных организациях региональный менеджмент — питомник
юных карьеристов, устремляющихся вверх. В Buurtzorg не существует управленческой
лестницы, по которой можно взбираться. Коучей отбирают согласно способностям
к коучингу. Обычно это пожилые медсестры и медбратья с огромным опытом и боль-
шими способностями к межличностному общению. Те, кто занимал руководящие по-
сты в других патронажных организациях, поступив в Buurtzorg, вынуждены обучаться
подходу к своим обязанностям с совершенно другой стороны. Одна из медсестер, ныне
коуч Buurtzorg, объясняет так:
92
Глава 2.2
«Мне пришлось бросить прежние привычки. Меня учили контролировать и управлять.
Здесь от этого пришлось отказаться. Разница огромна и состоит в том, что я на са-
мом деле ни за что не отвечаю. Ответственность лежит на команде и Йосе»
6
.
Коучи не имеют никакой иерархической власти, но не стоит заблуждаться на их
счет, они играют решающую роль. Самоуправление — не прогулка в парке, в особенно-
сти для новых команд, которым предстоит научиться всему в кратчайший срок. Коучи
действительно отвечают за все аспекты создания и работы малой организации, насчи-
тывающей около 12 человек (напоминаю, что там нет рекрутеров, диспетчеров, опера-
торов колл-центров, администраторов, менеджеров). И в то же самое время коучи по-
стоянно учатся управлять межличностной динамикой внутри команды, построенной
на принципах самоорганизации, лишенной руководителя. Региональный коуч — дра-
гоценный источник сведений для команд. Он может, если попросить, дать совет или
поделиться опытом других команд. Однако по большей части роль коуча в том, чтобы
задавать вопросы, наводящие на правильные мысли, помогающие команде найти соб-
ственное решение. Если поведение членов команд не ведет к цели, коучи служат зерка-
лом и могут в критический момент подать сигнал, предложить команде сделать паузу,
чтобы справиться с серьезной проблемой.
Должностной инструкции у регионального коуча нет. Каждого он поощряет искать
и развивать собственный, индивидуальный путь, исходя из особенностей характера
и талантов, чтобы наилучшим образом выполнять свои обязанности. Тем не менее
можно выделить несколько неписаных установок культуры Buurtzorg.
—
Переживать сложные времена — это нормально. В борьбе учатся. В командах,
прошедших через трудности, формируются гибкая устойчивость и глубокое
чувство общности. Задача коуча не в том, чтобы предотвратить предсказуемые
проблемы, а в том, чтобы поддержать команду в решении проблем (и позже по-
мочь ее членам поразмыслить, чему они научились и что приобрели).
—
Обязанность коуча в том, чтобы позволить командам сделать их собственный
выбор, даже если коуч полагает, что знает лучшее решение.
—
Коуч поддерживает команду, главным образом задавая наводящие вопросы
и отражая то, что видит. Коуч помогает командам подойти к решению пробле-
мы исходя из цели, ради которой существует компания, и холистического под-
хода организации к уходу за больными.
—
Начинается все и всегда с поиска источника энергии, выявления уже имею-
щихся сил и возможностей внутри команды. Коуч формирует уверенность, что
у команды есть все необходимое для решения неизбежных проблем.
93
Самоуправление (организационные структуры)
Пределы поддержки — то, что в традиционных организациях назвали бы лими-
том количества сотрудников в подчинении, — в Buurtzorg довольно широки. В среднем
коуч поддерживает от 40 до 50 команд. Йос де Блок, основатель Buurtzorg и его глава,
объясняет:
«коучам не следует слишком долго держать все в своих руках, иначе они рискуют
слишком вовлечься в жизнь команды, что повредит ее автономии. Сейчас коучи сле-
дят только за самыми важными вопросами. Нескольким из самых первых команд
Buurtzorg мы оказывали слишком интенсивную поддержку и слишком окружали их
вниманием, а сегодня видим, что они более зависимы и менее автономны, чем дру-
гие команды»
7
.
Возможностей для самостоятельного решения проблем у команд невероятно много.
Сверху почти никаких распоряжений не спускают. Есть только несколько основопола-
гающих правил, важных, как показал опыт, для практического осуществления само-
управления. Этот список правил включает следующие принципы.
—
В команде должно быть не более 12 человек. Если людей больше, она должна
разделиться.
—
Члены команды должны равномерно распределять обязанности между собой.
Им следует внимательно следить за тем, чтобы не возлагать слишком много
обязанностей на одного человека, иначе в команду может незаметно проник-
нуть традиционная иерархия.
—
Наряду с совещаниями внутри команды, ее члены должны планировать регу-
лярные встречи с коучем, чтобы обсуждать особые вопросы взаимоотношений
с пациентами и учиться друг у друга, используя специальную групповую мето-
дику коучинга.
—
Члены команды должны ежегодно оценивать результаты деятельности друг
друга, основываясь на стандартах компетенции, которые могут сами же и раз-
работать.
—
Команды должны составлять годовые планы инициатив в области ухода за паци-
ентами, качества обслуживания, тренингов, организационных и других вопросов.
—
Количество оплаченных часов должно составлять от 60 до 65% для опытных
команд
8
.
—
Команды принимают важные решения, основываясь на специальной методике
принятия решений, о которой шла речь раньше.
94
Глава 2.2
Необходимый минимум функций центрального офиса
Несколько последних десятилетий мы наблюдаем, особенно на примере крупных ор-
ганизаций, разрастание функций центрального аппарата: HR-служба, стратегическое
планирование, юридическая служба, финансы, внутренняя коммуникация, управ-
ление рисками, внутренний аудит, отношения с инвесторами, тренинг, связи с обще-
ственностью, контроль за состоянием окружающей среды, инженерная служба, служба
контроля качества, внутреннее обучение.
Бюрократия построена людьми и для людей, которые занимаются
доказыванием того, что они необходимы, особенно когда сами
подозревают, что без них можно обойтись.
Рикардо Семлер
Для людей на руководящих должностях естественно доказывать, часто с лучшими
намерениями, свою значимость, ища способы «добавления стоимости», например, раз-
работкой новых правил и процедур, увеличением числа экспертных оценок, поиском
новых проблем для успешного решения. В конце концов власть и принятие решений со-
средотачиваются очень далеко от передового края. В результате сотрудники непосред-
ственно на местах чувствуют себя беспомощными: они вынуждены следовать правилам,
часто имеющим смысл только в теории, но не применимым в реальности — ведь они
не учитывают всю ее сложность. В Бирюзовых организациях, напротив, центральный
аппарат сведен к минимуму. Там понимают: отрицательный экономический эффект,
вызванный недостатком мотивации, зачастую перевешивает экономию на масштабе,
которую призвана обеспечить централизация управленческого аппарата. В централь-
ном офисе Бирюзовых организаций очень и очень мало сотрудников. При этом они
обычно не имеют власти принимать решения, а в полном смысле этого слова несут
функцию поддержки, приступая к делу только тогда, когда командам требуется помощь.
Центральный офис Buurtzorg, например, расположен в скромном здании в жилом
районе Алмело, городка на севере Нидерландов. В этом офисе работают всего около
30 сотрудников, которые поддерживают 7000 медсестер и медбратьев по всей стране.
Ситуация сильно отличается от наших привычных представлений о главном офи-
се процветающей компании. Никто из 30 сотрудников не занимается записью новых
пациентов, планированием, работой колл-центра — тем, что обычно входит в функ-
ции центральных аппаратов медицинских организаций. В Buurtzorg работают чрез-
вычайно мотивированные сотрудники (компания регулярно получает звание лучшего
95
Самоуправление (организационные структуры)
работодателя в Нидерландах), хотя, как и во многих других Бирюзовых организациях,
здесь нет HR-службы. Сотрудники центрального офиса Buurtzorg глубоко осознают,
что они служат поддержкой командам. Их долг — помогать медсестрам и медбратьям
с той же преданностью и ответственностью, с какой те заботятся о своих пациентах.
На звонки и электронные письма от членов команд отвечают тут же или в крайнем слу-
чае в течение нескольких ближайших часов.
Каким образом столь немногочисленный аппарат поддержки справляется с семи-
тысячной организацией? Многие из его функций попросту передоверены командам.
Например, поиск и набор сотрудников. Если команде нужно расшириться, она ищет
новых членов (региональный коуч может проконсультировать, если попросят, но уча-
стия в принятии решения не принимает). Идея в том, что команда сможет подобрать
человека, который легко вольется в коллектив. Поскольку команды принимают реше-
ние сами, каждый вкладывает душу в то, чтобы сделать правильный выбор.
Мы привыкли работать в крупных организациях и шутить насчет
идиотов из администрации с их идиотскими распоряжениями. Теперь
мы все делаем сами, и жаловаться приходится только на себя.
Медсестра Buurtzorg
Но как быть с задачей накапливать и обобщать полученный опыт, развивать вну-
треннюю экспертизу? В каждой организации существует естественное противоречие
между необходимостью привлекать экспертов и необходимостью предоставить сотруд-
никам право принимать решения непосредственно на рабочем месте. В Buurtzorg чле-
нам ни одной из примерно 600 команд и в голову не придет становиться экспертами
в каждом сложном случае из медицинской практики. В большинстве организаций пер-
вым побуждением в такой ситуации стало бы создание штата экспертов в центральном
офисе. Риск налицо: внутри организации немедленно возникают две касты — высоко-
поставленная и, вероятно, высокооплачиваемая группа экспертов и получающие го-
раздо меньше специалисты общего профиля, разбросанные по всей стране. В Buurtzorg
разработано несколько эффективных альтернатив традиционному как в медицинской
сфере, так и в других областях использованию экспертных заключений.
—
Медсестер и медбратьев поощряют накапливать опыт и становиться эксперта-
ми для других команд. Через внутреннюю социальную сеть Buurtzorg сотруд-
ники могут легко найти коллег, имеющих соответствующий опыт в конкретной
области, и связаться с ними.