Файл: Открывая организацию будущего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 20600

Скачиваний: 747

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

Глава 1.1

само собой, играючи. В такие моменты понимаешь: человеческая изобретательность 

не знает пределов. Нечто принципиально новое иногда появляется совершенно неожи-

данно, словно из ниоткуда. Кто рискнет утверждать, что мы ни за что и никогда не смо-

жем создать более комфортные условия для совместной работы?

Можем ли мы проложить точный курс к новым берегам, отплывая от надежного 

материка современного менеджмента? Или нужно решиться и отправиться в никуда, 

поскольку, кроме известного нам мира, ничего больше нет?

Часть ответа на эти вопросы неожиданно пришла ко мне из прошлого, а не из бу-

дущего. В ходе истории человечество несколько раз открывало для себя новые спосо-

бы объединять усилия людей, каждый раз создавая значительно более совершенные 

модели организации. Более того, вглядываясь в историческую перспективу, мы видим: 

новая модель организации уже буквально в одном шаге от нас и ждет возможности 

полностью проявиться.

Интересно, что ключ к пониманию лежит не в истории организаций, а в области 

более широкой — в истории человечества и в психологии развития. Изобретенные 

в ходе истории виды организаций всегда привязаны к господствующему на данный мо-

мент мировоззрению и к данной стадии развития сознания. Каждый раз, когда мы как 

биологический вид меняли способ познания мира, мы поднимались до новых, более 

эффективных видов организации.

Историки, антропологи, философы, мистики, психологи и неврологи с увлечением 

ищут ответ на самый главный вопрос: как сознание человечества эволюционировало 

от ранних стадий до комплексного состояния, характерного для нашего времени? Не-

которые ученые исследуют связанный с этим вопрос, каким образом мы, человеческие 

существа, эволюционируем от сравнительно простой формы сознания, данной при ро-

ждении, до полноты зрелости взрослого человека.

Проблему изучают со всех возможных точек зрения. Абрахам Маслоу в знамени-

том исследовании проследил, как развиваются потребности человека от базовых пси-

хологических потребностей к самоактуализации. Другие смотрят на развитие через 

призму мировоззрения (среди прочих — Гебсер), когнитивных навыков (Пиаже), ценно-

стей (Грейвз), морального развития (Кольберг, Гиллиган), самоосуществления (Левин-

джер), духовности (Фаулер), лидерства (Кук-Гройтер, Киган, Торберт) и так далее.

Независимо друг от  друга эти исследования указывают на  поэтапное развитие 

человечества. Мы не растем непрерывно, как деревья. Мы эволюционируем резкими 

скачками, подобно гусенице, становящейся бабочкой, или головастику, превращающе-

муся в лягушку. Существование стадий человеческого развития на сегодняшний день 

весьма определенно. Двое ученых — Кен Уилбер и Дженни Уэйд — проделали интерес-

нейшую работу по сравнению и сопоставлению всех основных стадиальных моделей 

и обнаружили их заметное сходство. Каждую модель можно представить себе в виде 


background image

27

Смена парадигмы: прошлое и настоящее организационной модели 

склона горы (один исследователь смотрит на потребности, другой — на когнитивные 

способности и т. п.), но тем не менее это одна и та же гора. Ученые могут по-разному 

называть, делить и группировать стадии, но за этим стоит одно и то же явление, подоб-

но тому как шкалы Фаренгейта и Цельсия, хотя и называются по-разному, утверждают 

одно и то же: есть точка замерзания и точка кипения воды. Такой взгляд на развитие 

подкреплен солидными научными свидетельствами, огромным количеством данных. 

Такие исследователи, как Джейн Левинджер, Сюзанна Кук-Гройтер, Билл Торберт, Ро-

берт Киган, проверили теорию стадий на тысячах и тысячах людей, принадлежащих 

к различным культурам, в частности различным организационным и корпоративным 

культурам.

Философы и мистики разных школ, психологи и неврологи 

с увлечением ищут ответ на важнейший вопрос: каким образом 

человечество эволюционировало от жизни в пещерах к тому, что мы 

есть сейчас?

Каждый переход на новую ступень сознания открывает новую эру в истории че-

ловечества. На каждом стыке эпох меняется все: общество (от семейных групп к пле-

менам, империям и национальным государствам), экономика (от собирательства к са-

доводству, земледелию и  промышленному производству), структура власти, место 

религии в жизни общества. И лишь один аспект эволюции не привлек пока должного 

внимания исследователей: с выходом на очередную стадию самосознания происходит 

прорыв в нашей способности к сотрудничеству, каждый этап развития приносит с со-

бой новую модель организации. Организации в том виде, в котором они на сегодняш-

ний день нам известны, — просто выражение нынешнего мировоззрения, текущей 

стадии развития. Прежде были другие модели, и все свидетельствует, что в будущем 

моделей станет еще больше.

Итак, что представляют собой прежние и нынешние модели организаций и новый 

взгляд на них? В этой главе я устрою обзорный тур по основным этапам развития че-

ловеческого сознания и связанным с ними моделям организаций. Описание этапов 

заимствовано сразу из многих исследований, прежде всего — из метаанализов Уэйд 

и Уилбера, вкратце затрагивающих различные аспекты каждой стадии: мировоззре-

ние, потребности, когнитивное развитие, моральное развитие. Я даю каждой стадии 

название и присваиваю ей определенный цвет. Хорошо назвать всегда сложно. Одним 

словом нельзя охватить очередной этап развития самосознания человечества во всей 

его сложности. Я выбирал слова, которые, на мой взгляд, лучше всего ассоциируются 

с каждой стадией, в одних случаях заимствуя название из существующей теории ста-

дий, в других — выдумывая собственное. В теории интегральной психологии стадии 


background image

28

Глава 1.1

часто обозначаются не словами, а цветом. Есть мнение, что цветовой код запоминается 

особенно хорошо. По этой причине я и присваиваю той или иной стадии соответствую-

щий цвет. Добавлю, чтобы избежать недопонимания: я не скрываю, что мое описание 

стадий развития сознания — результат синтеза работ различных ученых. В целом мои 

выводы сопоставимы, хотя и не всегда абсолютно точно, с тем, как описывает те же са-

мые стадии интегральная психология.

Реактивная, или Инфракрасная, парадигма

1

Это самая ранняя стадия развития человечества, приходящаяся на период пример-

но 100–50 тысяч лет до н. э., когда мы жили небольшими группами, связанными уза-

ми родства (подобные сохранились до наших дней в отдаленных уголках мира; им 

мы и обязаны нашими знаниями об этой стадии). Такие группы обычно объединяли 

не более нескольких десятков человек. Если их становилось больше, группа утрачи-

вала дееспособность, поскольку возможности людей поддерживать сложные отноше-

ния были весьма ограниченны. Человеческое «я» (эго) сформировалось не полностью, 

люди не вполне отделяли себя от других и от окружающей среды (этот момент побу-

ждает многих романтизировать древнейший период, видеть в нем блаженную свободу 

от жесткого дуализма. При этом игнорируется чрезвычайно высокий уровень насилия 

и убийств). Основой существования служило собирательство, для чего не требовалось 

никакого разделения труда (за исключением того, что на женщинах лежало вынашива-

ние и воспитание детей). Таким образом, никакой модели организации на этой стадии 

не имелось. Кроме того, внутри группы не существовало иерархии, не было старшего, 

вождя, лидера.

В нашем мире только очень немногие группы существуют по законам Инфракрас-

ной парадигмы. Детская психология изучает то, что сохранилось от этой стадии у мла-

денцев, исследующих мир на сходном уровне самосознания, когда понятие своего «я» 

еще не отделено полностью от матери и от окружающей среды.

Магическая, или Пурпурная, парадигма

2

Около 15 тысяч лет назад, а в некоторых частях света и раньше человечество стало 

подниматься на ступень, которую некоторые авторы называют «магическое сознание». 

Стадия соответствует переходу от  крошечных семейных групп к  племенам, насчи-

тывавшим уже несколько сотен человек. С психологической и когнитивной позиции 

это означает, что способность справляться с более сложными задачами значительно 


background image

29

Смена парадигмы: прошлое и настоящее организационной модели 

увеличилась. На этой стадии человек уже в большей мере отделяет собственное «я» 

(эго) от других и эмоционально, и физически, продолжая во многом воспринимать себя 

как средоточие вселенной. Причины и следствия осознаются плохо, поэтому вселен-

ная кажется населенной духами и магическими силами: тучи следуют за мной, плохая 

погода — наказание, наложенное на меня духами за дурные поступки. Чтобы умиро-

творить магический мир, племя следует канонам ритуального поведения и указаниям 

старшего или шамана. Люди живут по большей части в настоящем с небольшими при-

месями прошлого, но практически без планов на будущее. В области сознания пока 

не существует абстрактных понятий, классификаций, больших чисел. Смерть воспри-

нимается как нечто не вполне реальное, и страх чьей-либо смерти значимо отсутствует 

(из-за чего уровень насилия и убийств по-прежнему высок). Организации на этой ста-

дии все еще не существует. Разделение обязанностей очень ограниченно, хотя старшие 

имеют особый статус и располагают некоторой степенью власти.

В наше время Пурпурная стадия развития обычно наблюдается у детей возраста 

от 3 до 24 месяцев. В это время они научаются отделять себя от других и от окружающе-

го мира как на уровне сенсорно-двигательных реакций (укусить свой палец — не то же 

самое, что укусить одеяло), так и эмоционально (я не мама, но в ее присутствии я вол-

шебным образом чувствую себя в безопасности). При адекватном воспитании большин-

ство детей перерастает эту стадию.

Импульсивная, или Красная, парадигма

3

Исторически переход к Импульсивной, или Красной, парадигме стал для человечества 

очередным важным достижением. Около 10 тысяч лет назад это привело к появлению 

власти вождя и первых протоимперий, а также первых форм организаций (они будут 

описаны в разделе «Красные организации»).

Собственное «я» (эго) к тому времени уже оформилось и созрело, человек ощутил 

себя полностью отдельным от  других и  от  окружающего мира. Понимание пугало: 

впервые смерть стала осознаваемой. Я лишь малая часть, отделенная от целого, я буду 

страдать или умру. Мир на этой стадии сознания видится опасным местом, где удовле-

творение потребностей зависит от того, насколько ты силен и крут. Сила становится 

мировой валютой. Если я сильнее тебя, то могу требовать удовлетворения своих по-

требностей; если ты сильнее меня, я тебе подчинюсь в надежде, что ты обо мне поза-

ботишься. Эмоциональный диапазон все еще очень ограничен, и люди часто выража-

ют свои потребности через вспышки гнева и насилие. Никто не заботится о чувствах 

других. Люди по-прежнему ориентированы по большей части на настоящее — я хочу 

это и прямо сейчас! — но импульсивность может до некоторой степени простираться 


background image

30

Глава 1.1

в будущее путем использования простых стратегий, основанных на силе, манипулиро-

вании или подчиненности. Простые причинно-следственные связи, например награды 

и наказания, уже понятны. Мышление сформировано противоположностями, создаю-

щими черно-белую картину мира, например «сильный/слабый», «как я хочу / как ты 

хочешь».

После формирования ощущения собственного «я» (эго) становится возможной 

дифференциация повседневных занятий, другими словами, осмысленное разделение 

труда. Теперь есть вожак и есть рядовые. На исторической сцене появляется рабство 

в самых разнообразных формах, поскольку появляется возможность выделить опре-

деленные задачи и поручить их выполнение врагам из соседних племен, побежденным 

и обращенным в рабство. Исторически это привело к появлению вождей, управляв-

ших уже не сотнями, а тысячами и десятками тысяч людей. Импульсивный Красный 

способ действовать до сих пор используется взрослыми представителями человечества 

во многих родоплеменных сообществах и в бедных кварталах развитых обществ, когда 

в силу обстоятельств дети не получают адекватного воспитания, позволяющего под-

няться выше этой стадии. Для каждой парадигмы существует свое место и время, свой 

контекст, в котором она наиболее приемлема. Импульсивная Красная парадигма наи-

более соответствует враждебной окружающей среде: военные действия, гражданские 

войны, разрушающиеся государства, тюрьмы или трущобы с их жестокими нравами.

Красные организации

Организации, сформированные на Импульсивной Красной стадии развития сознания, 

поначалу представляли собой небольшие завоевательные армии, под властью более 

сильных вождей перераставшие в протоимперии. Сегодня Красные организации функ-

ционируют как уличные банды и мафиозные группировки. Нынешние Красные охотно 

впитывают инструменты и идеи современности — вспомните организованную пре-

ступность, использующую новейшее оружие и информационные технологии. Но боль-

шинство их структур и внутренних процессов по-прежнему сформировано Импуль-

сивной Красной парадигмой.

Каковы характеристики Красных организаций? Они держатся на  непрерывном 

злоупотреблении силой и властью в межличностных отношениях. Хорошая метафо-

ра для них — волчья стая. Точно так же, как альфа-волк использует силу, когда ему 

нужно поддержать свой статус в стае

4

, вожак Красной организации должен демонстри-

ровать всеподавляющую власть и подчинять каждого своей воле, чтобы сохранить 

свое положение. Если власть вожака на мгновение окажется под сомнением, кто-то не-

медленно попытается одолеть его. Чтобы поддерживать хоть какую-то стабильность,