Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20600
Скачиваний: 747
26
Глава 1.1
само собой, играючи. В такие моменты понимаешь: человеческая изобретательность
не знает пределов. Нечто принципиально новое иногда появляется совершенно неожи-
данно, словно из ниоткуда. Кто рискнет утверждать, что мы ни за что и никогда не смо-
жем создать более комфортные условия для совместной работы?
Можем ли мы проложить точный курс к новым берегам, отплывая от надежного
материка современного менеджмента? Или нужно решиться и отправиться в никуда,
поскольку, кроме известного нам мира, ничего больше нет?
Часть ответа на эти вопросы неожиданно пришла ко мне из прошлого, а не из бу-
дущего. В ходе истории человечество несколько раз открывало для себя новые спосо-
бы объединять усилия людей, каждый раз создавая значительно более совершенные
модели организации. Более того, вглядываясь в историческую перспективу, мы видим:
новая модель организации уже буквально в одном шаге от нас и ждет возможности
полностью проявиться.
Интересно, что ключ к пониманию лежит не в истории организаций, а в области
более широкой — в истории человечества и в психологии развития. Изобретенные
в ходе истории виды организаций всегда привязаны к господствующему на данный мо-
мент мировоззрению и к данной стадии развития сознания. Каждый раз, когда мы как
биологический вид меняли способ познания мира, мы поднимались до новых, более
эффективных видов организации.
Историки, антропологи, философы, мистики, психологи и неврологи с увлечением
ищут ответ на самый главный вопрос: как сознание человечества эволюционировало
от ранних стадий до комплексного состояния, характерного для нашего времени? Не-
которые ученые исследуют связанный с этим вопрос, каким образом мы, человеческие
существа, эволюционируем от сравнительно простой формы сознания, данной при ро-
ждении, до полноты зрелости взрослого человека.
Проблему изучают со всех возможных точек зрения. Абрахам Маслоу в знамени-
том исследовании проследил, как развиваются потребности человека от базовых пси-
хологических потребностей к самоактуализации. Другие смотрят на развитие через
призму мировоззрения (среди прочих — Гебсер), когнитивных навыков (Пиаже), ценно-
стей (Грейвз), морального развития (Кольберг, Гиллиган), самоосуществления (Левин-
джер), духовности (Фаулер), лидерства (Кук-Гройтер, Киган, Торберт) и так далее.
Независимо друг от друга эти исследования указывают на поэтапное развитие
человечества. Мы не растем непрерывно, как деревья. Мы эволюционируем резкими
скачками, подобно гусенице, становящейся бабочкой, или головастику, превращающе-
муся в лягушку. Существование стадий человеческого развития на сегодняшний день
весьма определенно. Двое ученых — Кен Уилбер и Дженни Уэйд — проделали интерес-
нейшую работу по сравнению и сопоставлению всех основных стадиальных моделей
и обнаружили их заметное сходство. Каждую модель можно представить себе в виде
27
Смена парадигмы: прошлое и настоящее организационной модели
склона горы (один исследователь смотрит на потребности, другой — на когнитивные
способности и т. п.), но тем не менее это одна и та же гора. Ученые могут по-разному
называть, делить и группировать стадии, но за этим стоит одно и то же явление, подоб-
но тому как шкалы Фаренгейта и Цельсия, хотя и называются по-разному, утверждают
одно и то же: есть точка замерзания и точка кипения воды. Такой взгляд на развитие
подкреплен солидными научными свидетельствами, огромным количеством данных.
Такие исследователи, как Джейн Левинджер, Сюзанна Кук-Гройтер, Билл Торберт, Ро-
берт Киган, проверили теорию стадий на тысячах и тысячах людей, принадлежащих
к различным культурам, в частности различным организационным и корпоративным
культурам.
Философы и мистики разных школ, психологи и неврологи
с увлечением ищут ответ на важнейший вопрос: каким образом
человечество эволюционировало от жизни в пещерах к тому, что мы
есть сейчас?
Каждый переход на новую ступень сознания открывает новую эру в истории че-
ловечества. На каждом стыке эпох меняется все: общество (от семейных групп к пле-
менам, империям и национальным государствам), экономика (от собирательства к са-
доводству, земледелию и промышленному производству), структура власти, место
религии в жизни общества. И лишь один аспект эволюции не привлек пока должного
внимания исследователей: с выходом на очередную стадию самосознания происходит
прорыв в нашей способности к сотрудничеству, каждый этап развития приносит с со-
бой новую модель организации. Организации в том виде, в котором они на сегодняш-
ний день нам известны, — просто выражение нынешнего мировоззрения, текущей
стадии развития. Прежде были другие модели, и все свидетельствует, что в будущем
моделей станет еще больше.
Итак, что представляют собой прежние и нынешние модели организаций и новый
взгляд на них? В этой главе я устрою обзорный тур по основным этапам развития че-
ловеческого сознания и связанным с ними моделям организаций. Описание этапов
заимствовано сразу из многих исследований, прежде всего — из метаанализов Уэйд
и Уилбера, вкратце затрагивающих различные аспекты каждой стадии: мировоззре-
ние, потребности, когнитивное развитие, моральное развитие. Я даю каждой стадии
название и присваиваю ей определенный цвет. Хорошо назвать всегда сложно. Одним
словом нельзя охватить очередной этап развития самосознания человечества во всей
его сложности. Я выбирал слова, которые, на мой взгляд, лучше всего ассоциируются
с каждой стадией, в одних случаях заимствуя название из существующей теории ста-
дий, в других — выдумывая собственное. В теории интегральной психологии стадии
28
Глава 1.1
часто обозначаются не словами, а цветом. Есть мнение, что цветовой код запоминается
особенно хорошо. По этой причине я и присваиваю той или иной стадии соответствую-
щий цвет. Добавлю, чтобы избежать недопонимания: я не скрываю, что мое описание
стадий развития сознания — результат синтеза работ различных ученых. В целом мои
выводы сопоставимы, хотя и не всегда абсолютно точно, с тем, как описывает те же са-
мые стадии интегральная психология.
Реактивная, или Инфракрасная, парадигма
1
Это самая ранняя стадия развития человечества, приходящаяся на период пример-
но 100–50 тысяч лет до н. э., когда мы жили небольшими группами, связанными уза-
ми родства (подобные сохранились до наших дней в отдаленных уголках мира; им
мы и обязаны нашими знаниями об этой стадии). Такие группы обычно объединяли
не более нескольких десятков человек. Если их становилось больше, группа утрачи-
вала дееспособность, поскольку возможности людей поддерживать сложные отноше-
ния были весьма ограниченны. Человеческое «я» (эго) сформировалось не полностью,
люди не вполне отделяли себя от других и от окружающей среды (этот момент побу-
ждает многих романтизировать древнейший период, видеть в нем блаженную свободу
от жесткого дуализма. При этом игнорируется чрезвычайно высокий уровень насилия
и убийств). Основой существования служило собирательство, для чего не требовалось
никакого разделения труда (за исключением того, что на женщинах лежало вынашива-
ние и воспитание детей). Таким образом, никакой модели организации на этой стадии
не имелось. Кроме того, внутри группы не существовало иерархии, не было старшего,
вождя, лидера.
В нашем мире только очень немногие группы существуют по законам Инфракрас-
ной парадигмы. Детская психология изучает то, что сохранилось от этой стадии у мла-
денцев, исследующих мир на сходном уровне самосознания, когда понятие своего «я»
еще не отделено полностью от матери и от окружающей среды.
Магическая, или Пурпурная, парадигма
2
Около 15 тысяч лет назад, а в некоторых частях света и раньше человечество стало
подниматься на ступень, которую некоторые авторы называют «магическое сознание».
Стадия соответствует переходу от крошечных семейных групп к племенам, насчи-
тывавшим уже несколько сотен человек. С психологической и когнитивной позиции
это означает, что способность справляться с более сложными задачами значительно
29
Смена парадигмы: прошлое и настоящее организационной модели
увеличилась. На этой стадии человек уже в большей мере отделяет собственное «я»
(эго) от других и эмоционально, и физически, продолжая во многом воспринимать себя
как средоточие вселенной. Причины и следствия осознаются плохо, поэтому вселен-
ная кажется населенной духами и магическими силами: тучи следуют за мной, плохая
погода — наказание, наложенное на меня духами за дурные поступки. Чтобы умиро-
творить магический мир, племя следует канонам ритуального поведения и указаниям
старшего или шамана. Люди живут по большей части в настоящем с небольшими при-
месями прошлого, но практически без планов на будущее. В области сознания пока
не существует абстрактных понятий, классификаций, больших чисел. Смерть воспри-
нимается как нечто не вполне реальное, и страх чьей-либо смерти значимо отсутствует
(из-за чего уровень насилия и убийств по-прежнему высок). Организации на этой ста-
дии все еще не существует. Разделение обязанностей очень ограниченно, хотя старшие
имеют особый статус и располагают некоторой степенью власти.
В наше время Пурпурная стадия развития обычно наблюдается у детей возраста
от 3 до 24 месяцев. В это время они научаются отделять себя от других и от окружающе-
го мира как на уровне сенсорно-двигательных реакций (укусить свой палец — не то же
самое, что укусить одеяло), так и эмоционально (я не мама, но в ее присутствии я вол-
шебным образом чувствую себя в безопасности). При адекватном воспитании большин-
ство детей перерастает эту стадию.
Импульсивная, или Красная, парадигма
3
Исторически переход к Импульсивной, или Красной, парадигме стал для человечества
очередным важным достижением. Около 10 тысяч лет назад это привело к появлению
власти вождя и первых протоимперий, а также первых форм организаций (они будут
описаны в разделе «Красные организации»).
Собственное «я» (эго) к тому времени уже оформилось и созрело, человек ощутил
себя полностью отдельным от других и от окружающего мира. Понимание пугало:
впервые смерть стала осознаваемой. Я лишь малая часть, отделенная от целого, я буду
страдать или умру. Мир на этой стадии сознания видится опасным местом, где удовле-
творение потребностей зависит от того, насколько ты силен и крут. Сила становится
мировой валютой. Если я сильнее тебя, то могу требовать удовлетворения своих по-
требностей; если ты сильнее меня, я тебе подчинюсь в надежде, что ты обо мне поза-
ботишься. Эмоциональный диапазон все еще очень ограничен, и люди часто выража-
ют свои потребности через вспышки гнева и насилие. Никто не заботится о чувствах
других. Люди по-прежнему ориентированы по большей части на настоящее — я хочу
это и прямо сейчас! — но импульсивность может до некоторой степени простираться
30
Глава 1.1
в будущее путем использования простых стратегий, основанных на силе, манипулиро-
вании или подчиненности. Простые причинно-следственные связи, например награды
и наказания, уже понятны. Мышление сформировано противоположностями, создаю-
щими черно-белую картину мира, например «сильный/слабый», «как я хочу / как ты
хочешь».
После формирования ощущения собственного «я» (эго) становится возможной
дифференциация повседневных занятий, другими словами, осмысленное разделение
труда. Теперь есть вожак и есть рядовые. На исторической сцене появляется рабство
в самых разнообразных формах, поскольку появляется возможность выделить опре-
деленные задачи и поручить их выполнение врагам из соседних племен, побежденным
и обращенным в рабство. Исторически это привело к появлению вождей, управляв-
ших уже не сотнями, а тысячами и десятками тысяч людей. Импульсивный Красный
способ действовать до сих пор используется взрослыми представителями человечества
во многих родоплеменных сообществах и в бедных кварталах развитых обществ, когда
в силу обстоятельств дети не получают адекватного воспитания, позволяющего под-
няться выше этой стадии. Для каждой парадигмы существует свое место и время, свой
контекст, в котором она наиболее приемлема. Импульсивная Красная парадигма наи-
более соответствует враждебной окружающей среде: военные действия, гражданские
войны, разрушающиеся государства, тюрьмы или трущобы с их жестокими нравами.
Красные организации
Организации, сформированные на Импульсивной Красной стадии развития сознания,
поначалу представляли собой небольшие завоевательные армии, под властью более
сильных вождей перераставшие в протоимперии. Сегодня Красные организации функ-
ционируют как уличные банды и мафиозные группировки. Нынешние Красные охотно
впитывают инструменты и идеи современности — вспомните организованную пре-
ступность, использующую новейшее оружие и информационные технологии. Но боль-
шинство их структур и внутренних процессов по-прежнему сформировано Импуль-
сивной Красной парадигмой.
Каковы характеристики Красных организаций? Они держатся на непрерывном
злоупотреблении силой и властью в межличностных отношениях. Хорошая метафо-
ра для них — волчья стая. Точно так же, как альфа-волк использует силу, когда ему
нужно поддержать свой статус в стае
4
, вожак Красной организации должен демонстри-
ровать всеподавляющую власть и подчинять каждого своей воле, чтобы сохранить
свое положение. Если власть вожака на мгновение окажется под сомнением, кто-то не-
медленно попытается одолеть его. Чтобы поддерживать хоть какую-то стабильность,