Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20632
Скачиваний: 750
326
Глава 3.2
достаточно неформальными объединениями — вся информация открыта всем, все
важные решения обсуждаются всей командой. Но если вы не будете начеку, традици-
онный менеджмент очень быстро проникнет в организацию, поскольку большинство
из нас только с ним и знакомо. Если вы уверены, что ваша организация будет работать
в рамках Бирюзовой парадигмы, это означает, что, когда бы вам ни понадобилось вве-
сти новый порядок или практику, вы должны полностью осознавать: вы на распутье.
Вам предстоит или идти дальше путем традиционного менеджмента, или же исполь-
зовать Бирюзовый путь. Возможно, будет полезно ознакомить первых членов вашей
команды с концепцией, изложенной в этой книге. Или поступить еще лучше: выбрать
время (возможно, два или три дня) и вместе с новой командой вникнуть в методы, ко-
торые вы хотите применять в новой организации.
Иногда меня спрашивают, какие из этих принципов наиболее важны для старта
новой организации. Мой ответ таков: не существует единого рекомендованного всем
списка, годного для любого стартапа. Цель вашей организации и условия ее создания
обусловят именно ваши, уникальные приоритеты. Ответ всегда один и тот же: начи-
найте с внимательного вслушивания в свои ощущения, поймите, куда они вас зовут.
Некоторые практические решения естественным образом выявляются сами, и команда
основателей должна как минимум принять их к сведению. Они определились в уме по-
тому, что оказались важны с первого же дня, потому что наделены некими основопола-
гающими свойствами — они создают благодатную почву, и она поможет укорениться
другим Бирюзовым методам, когда организация станет расти и потребует более явно
выраженных структур и практик.
Всеобъемлющие предпосылки и ценности
Поскольку Бирюзовая парадигма пока только набирает силу, большинство методов ра-
боты вашей организации будут глубоко революционными. Готовьтесь: окружающие
поставят ваш выбор под вопрос и даже сочтут его глупым!
В организациях, описанных в этой книге, находят, что дебаты на эти темы гораз-
до более плодотворны, если не остаются на уровне обсуждения плюсов и минусов той
или иной управленческой практики, а проводятся на более глубоком уровне и выносят
на поверхность скрытые предпосылки этих методов. Вы значительно облегчите себе
жизнь, если проговорите вслух ваши предположения относительно работы и своих со-
трудников. Ниже приведены несколько примеров, дающих пищу для размышления.
—
Компания RHD, если вы помните, определила для себя три основных пред-
посылки: все люди имеют равную человеческую ценность; люди по своей сути
327
Создание Бирюзовой организации
добры, пока не доказали обратного; не существует единого правильного способа
решения корпоративных проблем.
—
Morning Star работает на основании двух принципов: люди должны работать
вместе, без применения силы или принуждения; люди должны соблюдать взятые
на себя обязательства.
—
FAVI сформулировали для себя три фундаментальные предпосылки: люди си-
стематически считаются хорошими (надежными, целеустремленными, до-
стойными доверия, умными); без счастья нет эффективности; ценности созда-
ются в цеху.
Практический совет: исследуйте эти предпосылки совместно с вашей командой,
а не самостоятельно. И в качестве первого шага начните с раскрытия невысказанных
предположений, стоящих за моделью традиционных иерархических организаций (Ян-
тарной или Оранжевой): рабочие ленивы, им нельзя доверять; у старших есть ответы
на все вопросы; сотрудники не смогут вынести тяжелых известий и т. д. Многим та-
кое упражнение попросту открывает глаза. Когда люди понимают, как печален набор
представлений, лежащих в основе традиционных моделей менеджмента, они охотнее
и энергичнее формулируют для себя более позитивные предпосылки создания органи-
зации.
Любой набор выработанных вами альтернативных предпосылок выполняет две
функции. Во-первых, вам и вашим коллегам будет легче объяснить, почему вы решили
работать по принципам, противоречащим обычной практике менеджмента. Во-вто-
рых, эти открытые предположения послужат пробным камнем для каждого новой
практики. Любому в организации, даже самому младшему из коллег, будет легче встать
и спросить: «Я не могу понять, соответствует ли то, что мы делаем, нашим основным
предпосылкам?»
Три способа самоуправления
Если вы хотите с самого начала ввести в вашу организацию принципы самоуправле-
ния, вам для начала надо решить, хотите ли вы применить уже существующий набор
процессов самоуправления. Если да, то самым естественным выбором станет хола-
кратия, поскольку эта система описана и задокументирована, есть консультанты, фа-
силитаторы и тренеры, и они могут вам помочь. Возможно, вы захотите разработать
собственный набор структур и процессов. Если да, то существуют три внутренних про-
цесса: их вам надо принять во внимание с первого же дня.
328
Глава 3.2
—
Внутреннее консультирование (см. с. 127
)
. С самого начала убедитесь, что все
члены вашей организации могут принять какое-либо решение, проконсульти-
ровавшись с заинтересованными лицами и теми, кто обладает нужным опытом
и знаниями по предмету. Если новый сотрудник приходит к вам, чтобы утвер-
дить решение, откажитесь давать ему поддержку. Сразу же разъясните, что
никто в самоуправляющейся организации, даже ее основатель, не «одобряет»
никаких решений. Хотя, если вы существенно заинтересованы в этом решении
или эксперт в этом вопросе, вы, разумеется, можете дать совет.
—
Механизм разрешения конфликтов (см. с. 143
)
. Когда между двумя коллегами возни-
кают разногласия, они, весьма вероятно, передадут их на рассмотрение вам, если вы
основатель или CEO организации. Подавите искушение всё уладить своим автори-
тетом. Вместо этого воспользуйтесь случаем сформулировать механизм разрешения
конфликтов, помогающий им обсудить разногласия (вы сможете принять участие
в разрешении конфликта позже, если коллеги не смогут выяснить все один на один
и если они выберут вас в качестве посредника или члена согласительной комиссии).
—
Оценка результатов деятельности и определение размеров заработной платы
на основе обсуждения с равными по положению (см. с. 164
)
. Кто будет опреде-
лять размер зарплаты нового сотрудника и на основе какого процесса? Если вы
не обдумаете этого заранее, вы, скорее всего, прибегнете к традиционному спо-
собу: как основатель компании, вы обсудите с кандидатом определенный набор
вознаграждений (и, вероятно, будете хранить его в тайне). Почему бы не начать
по-новому с самого начала? Давайте потенциальным сотрудникам полную ин-
формацию о зарплатах и позвольте им самостоятельно привязать собственные
цифры к размерам зарплат будущих коллег. К ним можно обратиться за кон-
сультацией, чтобы повысить или понизить планку. Сходным образом имеет
смысл с самого начала разработать механизм для оценки результатов деятель-
ности сотрудника равными ему по положению, если вы сделали выбор в пользу
формализованного процесса. В ином случае сотрудники просто начнут обра-
щаться к вам как к основателю, чтобы вы сказали им, как они работают, что
создает де-факто ощущение иерархии внутри команды.
Четыре процесса, возвращающих к целостности
Ваше присутствие, ваша манера вести себя во многом определят, насколько удобно бу-
дет остальным сотрудникам показывать на работе полностью, кто они есть на самом
деле. Чем больше вы открываетесь как целостная личность, чем более естественно,
329
Создание Бирюзовой организации
открыто и честно вы показываете свои сильные и слабые стороны, тем легче будет
остальным вести себя так же. Для вас это должно быть нормой поведения. Однако
в любом случае в самом начале вам могут помочь несколько практик, облегчающих за-
дачу целостно проявлять себя на рабочем месте. Четыре внутренних процесса, описан-
ные ниже, в особенности имеет смысл запустить как можно раньше.
—
Основополагающие правила для формирования безопасной среды общения
(см. с. 184
)
. Чтобы показать себя на рабочем месте целиком в как можно боль-
шей мере, мы должны чувствовать, что это безопасно. Многие организации
считают полезным определить для себя в этой связи некоторые ценности, а по-
том перевести их в определенные формы поведения, либо поощряемые, либо
считающиеся неприемлемыми в сообществе. Часто такие ценности оформля-
ются в виде специального документа, похожего, например, на «Билль о правах
и обязанностях сотрудников и клиентов» компании RHD или «Принципы кол-
леги» Morning Star. Некоторые новые организации считают важным с самого
начала создать набросок полной версии такого документа, основываясь на по-
ложительном и отрицательном опыте работы в других организациях. В других
стартапах такой документ пишется постепенно, глава за главой, по мере того
как различные события вызывают к жизни необходимость добавить новую
тему. Какой бы путь вы ни выбрали, должно быть совершенно ясно, что эта
хартия пишется не одним человеком (хотя бы и вами как основателем), а стано-
вится плодом коллективных усилий (возможно, имеет смысл попросить одного
или нескольких добровольцев следить за тем, чтобы это начинание оставалось
естественным и живым).
—
Оформление производственного или офисного здания (см. с. 208
)
. Офисные здания
зачастую представляют собой серые и бездушные помещения. На подсознатель-
ном уровне они говорят нам: Это работа, где вы должны вести себя определенны-
ми, приемлемыми способами. Почему бы с самого начала не сделать свою работу
красочным, гостеприимным, уютным и необычным местом, используя спосо-
бы, отвечающие культуре и эволюционной цели организации? Проведите день
или выходные всей командой, планируя новый интерьер и украшения рабочего
пространства. Дайте себе волю, забудьте о предвзятых мнениях насчет того, как
должно выглядеть место работы. Это поможет коллегам все время помнить, что
это совершенно особое место и они сами, в точности как и само здание, имеют
возможность выразить себя здесь своим собственным, особенным способом.
—
Процессы адаптации к новому месту работы (с. 217
)
. Период адаптации ис-
ключительно важен для того, чтобы новые сотрудники освоились с тем, как
330
Глава 3.2
работают в вашей организации. Что подошло бы новым коллегам больше всего
во время их первых часов, дней, недель на новом рабочем месте? Какие осно-
вополагающие тренинги должны пройти все новички, чтобы втянуться в ра-
боту? Самоуправление, вслушивание в смысл существования организации,
конструктивные способы разрешения конфликтов, создание безопасной среды
общения, какие-то необходимые практические навыки?
—
Процессы проведения собраний (см. с. 203
)
. В первые дни работы организации
сотрудники встречаются часто, чтобы скоординировать свои действия и уточ-
нить расписание. Чтобы предотвратить типичные синдромы совещаний (де-
монстрация собственного эго, подавление большинством иного мнения), вам
следует ввести в практику проведения собраний методы, стимулирующие це-
лостный подход. Это может быть просто молчание в течение минуты перед
началом совещания или традиционные благодарности сотрудникам в начале,
но можно использовать и структурированный процесс принятия решений на-
подобие того, что практикуется в холакратии или Buurtzorg.
Два процесса, связанных
с эволюционной целью организации
Если вы вкладываете собственную энергию в бизнес, некоммерческую организацию,
школу или больницу, тогда, по всей вероятности, цель и смысл существования органи-
зации будут на глубинном уровне связаны с вашим личным жизненным путем. Делитесь
своей страстью и своей жизненной историей со всей своей командой и, по возможности,
с каждым ее членом. Чем больше вы сделаете в этом направлении, тем легче будет другим
вдумываться и осмыслять собственное отношение к цели существования организации.
Для некоторых основателей организаций цель эта до такой степени самоочевидна,
что они сосредотачивают всю энергию на деле и забывают говорить о том, зачем все де-
лается, какая высокая цель стоит за трудами каждого. Некоторые основатели впадают
в другую крайность: они обожествляют цель до такой степени, что становятся един-
ственными, кому дозволено рассуждать о ней.
Здоровое отношение к цели наблюдается там, где вы как основатель видите с само-
го начала, что у организации есть своя цель и смысл существования, отличные от ва-
ших собственных желаний и стремлений. Какое-то очень короткое время вы будете
тем, кто формулирует эту цель, но скоро к вам присоединятся другие, они тоже начнут
чувствовать масштабы цели, выработают свое собственное, особое отношение к ней
и манеру о ней говорить. Этому могут помочь два процесса.