Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18773
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
В главе VIII Конвенции об охране человеческой жизни на море «Ядерные суда» и в приложении к ней – «Рекомендации, применяемые к ядерным судам» содержатся нормы, которые обеспечивают безопасность ядерных судов для человека и окружающей среды.
В 1980 году была принята и открыта для подписания Конвенция о физической защите ядерного материала. В 1988 году она вступила в силу. Суть ее состоит в предотвращении несанкционированного использования таких материалов в результате их хищения, пресечении незаконного завладения ядерными материалами, особенно в процессе их перевозок.
По Конвенции необходимо соблюдать следующие требования:
-
минимальное время нахождения груза в пути;
-
на остановочных пунктах опасный груз должен перегружаться на временный склад; вместе с тем число перегрузок должно сводиться к минимуму;
-
отказ от регулярных перевозок ядерных материалов; маршруты таких перевозок и остановок в пути следования должны меняться;
-
сообщения о пути следования груза и его составе должны передаваться секретными каналами связи с использованием шифров;
-
маркировка груза и транспортного средства должна осуществляться с осторожностью и в ограниченном виде;
-
круг лиц, осведомленных о перевозке, ее маршруте и сроках, должен быть сведен к минимуму.
Конвенция оговаривает особые условия для транспортировки опасного груза из стран, не участвующих в данной Конвенции. Его можно перевозить в страну-участницу из такой третьей страны только в том случае, когда государство-импортер получит гарантию, что такой материал во время международной перевозки будет защищен.
В Конвенции приводится перечень преступных действий в отношении ядерного материала.
Еще две конвенции были приняты после аварии на Чернобыльской АЭС (Украина, 1985 г.).
Первый документ – Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986 г.). Она должна применяться в случае любой аварии, связанной с любыми ядерными установками, вследствие которой происходит или может произойти выброс радиоактивных веществ и которая привела бы или может привести к международному трансграничному выбросу, что могло бы иметь с точки зрения радиационной безопасности значение для другого государства.
По Конвенции государства-участники предоставляют друг другу:
-
информацию о времени, месте и характере ядерной аварии;
-
данные о причине и предполагаемом развитии ядерной аварии, относящиеся к трансграничному выбросу радиоактивных веществ;
-
общие характеристики выброса;
-
количество, состав и эффективную высоту выброса;
-
сведения о метеорологических и гидрологических условиях, необходимые для прогнозирования трансграничного выброса радиоактивных веществ;
-
результаты мониторинга окружающей среды, относящиеся к трансграничному выбросу радиоактивных веществ;
-
данные о принятых или планируемых защитных мерах вне площадки;
-
данные о предсказуемом временном развитии выброса. Государства-участники обязаны поставить в известность МАГАТЭ и другие государства о компетентных органах и пунктах связи, ответственных за направление и получение оповещения и информации.
Второй документ (тоже 1986 г.) – Конвенция о помощи в случае ядерной аварии, или радиационной аварии, или радиационной аварийной ситуации.
Эта Конвенция предписывает государствам-участникам сотрудничать между собой и с МАГАТЭ в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации для сведения к минимуму их последствии и для защиты жизни, имущества и окружающей среды от воздействия радиоактивных выбросов.
В случае, если государству требуется помощь в результате ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, оно может обратиться за такой помощью к любому государству – участнику Конвенции или через МАГАТЭ. При этом определяются объем и вид требующейся помощи. Эти объем и вид определяются либо самим государством, обратившимся за помощью, либо тем государством, к которому оно обратилось.
При этом МАГАТЭ координирует международную помощь.
Персонал из другого государства, который оказывает помощь, получает привилегии и иммунитеты, во многом сходные с дипломатическими.
В настоящее время в ООН разрабатывается (подробная) конвенция о ядерном терроризме.
Имеются и другие нормы МЯП, не закрепленные в конвенциях, но тем не менее применяющиеся в международных отношениях. Это, прежде всего, различные нормы, принимаемые на уровне международных организаций, в частности МАГАТЭ и др., в чью компетенцию входит та или иная сторона ядерного сотрудничества государств.
Например, МАГАТЭ, МОТ и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработали и приняли Основные нормы безопасности по радиационной защите. Те же три организации разработали также Свод практических правил по радиационной защите работников рудников и предприятий по переработке радиоактивных РУД.
При транспортировке ядерных материалов применяются нормы международных транспортных конвенций: Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении Организации сотрудничества железных дорог, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении COTIF (приложение – Правила перевозки опасных грузов, RID), Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов Международной морской организации; Правил воздушной перевозки опасных грузов Международной организации гражданской авиации.
У международного сообщества назрела потребность в создании единой конвенции по ядерной безопасности.
Основная задача ядерной безопасности по определению МАГАТЭ – поддержание радиационного облучения от ядерной установки на оптимально достижимом низком уровне как в ходе аормальной эксплуатации установки, так и в случае аварии, а также обеспечение защиты от ионизирующего излучения отдельных лиц, их потомства и Человечества в целом. МАГАТЭ регулярно публикует специальное издание – «Серию безопасности», в которой опубликованы правила, критерии и стандарты обеспечения безопасности при работе с мирными ядерными установками. Задача состоит в том, чтобы обобщить весь этот огромный опыт.
4. Двусторонние соглашения
Огромный пласт МЯП – двусторонние межгосударственные договоры и соглашения в области мирного использования ядерной энергии. Их несколько десятков у США и у России.
Возможности рынка ядерных технологий громадные. Прогнозируется рост мощностей ЯЭС прежде всего в странах Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Южная Корея, Индия, Япония). Эти страны в ближайшие 25 лет намерены построить 50 энергетических реакторов, каждый стоимостью порядка 1 млрд. долл. ЯЭС собираются строить Чехия, Словакия, Румыния. Ориентирован весь этот огромный ядерный рынок на современные и надежные реакторы России.
5. Сотрудничество государств по некоторым направлениям ядерной энергетики
Радиологическая защита. В области радиологической защиты у международного сообщества уже имеется ряд документов, нормы которых в какой-то степени обеспечивают защиту человека от радиоактивного излучения.
И все же МАГАТЭ продолжает изучать опыт безопасной эксплуатации ЯЭС и оказывать консультативную помощь государствам и их органам, связанным с обеспечением радиационной защиты и ядерной безопасности.
Другим важным направлением деятельности МАГАТЭ в этой области является разработка принципов радиационной защиты и норм по их практическому применению. При этом учитываются рекомендации Международной комиссии по радиологической защите.
По мере развития ядерной энергетики и увеличения числа ЯЭС все острее будет стоять перед миром проблема радиологической защиты и ее решение потребует усилий и специалистов-ядерщиков, и юристов.
Снятие с эксплуатации энергоблоков. Эта проблема находится только в зачаточном состоянии. Большинство ЯЭС рассчитано на 30-50 лет эксплуатации, их ресурс пока не исчерпан, но в перспективе создание могильников над каждым таким энергоблоком – одна из сложных технических и юридических проблем.
Удаление радиоактивных отходов. Уже сейчас переработка отработанного ядерного топлива стала одной из острых проблем: топлива гораздо больше, чем заводов по его остекленению. Существует ряд проектов по решению этой проблемы, в том числе их захоронение на атолле Уэйк в центральной части Тихого океана, расширение завода в Красноярске и придание ему международного статуса. Однако проблема не решена, никаких международных многосторонних соглашений по этой проблеме пока нет. Имеется много двусторонних соглашений, по которым отработанное ядерное топливо забирает обратно страна-поставщик, потому что наработанный плутоний может быть применен в военных целях.
Международная торговля ядерными материалами. Единых международных правил по этому вопросу не существует. Каждое из государств, торгующих ядерными материалами, разрабатывает такой международный договор купли-продажи на свой страх и риск.
Ответственность, страхование и правила эксплуатации. Вопросы ответственности регулируются только Конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года, о которой речь шла выше. Других международных многосторонних соглашений по этой проблематике не существет. Каждая из стран сама создает свою внутреннюю систему ответственности за ущерб, который не имеет трансграничных последствий.
Эти правила регулируются внутренними законами об атомной энергии. Все они были приняты в крупнейших странах мира в середине XX века, а в России – в 1995 году.
Радионуклиды. Это самая эфемерная и сложная с точки зрения урегулирования часть МЯП. Это как раз те либо пылинки, либо невидимые глазу частицы, которые поднимаются над аварийной зоной и затем пятнами (иногда огромными) покрывают значительные территории. Они проникают глубоко в землю, попадают в водную, воздушную и подземную субстанции. Опасность их в том, что они легко перемещаются на большие расстояния. Поглощаемые человеком, животными, растениями, они наносят огромный вред всему живому.
Задача состоит в том, чтобы поставить их на службу человеку, что и сделано с некоторыми из них в медицине (лечение канцерогенных заболеваний), в сельском хозяйстве (облучение некоторых культур для их бурного роста) и т.д.
Единой международной многосторонней конвенции по поводу радионуклидов пока нет, хотя «укрощение» их явочным порядком в науке и практике происходит.
Нельзя сказать, что никакой борьбы с радионуклидами на национальном уровне нигде не ведется. В России, в частности, самый распространенный метод – срытие поверхностного зараженного слоя почвы и перевозка его на мощных самосвалах в места захоронения. Таких могильников после Чернобыля много на Украине, в Беларуси, в ряде областей Российской Федерации, в Польше, Швеции и Финляндии. Есть они и в Подмосковье, в частности один из самых больших – в Сергиево-Посадском районе. Но гарантии того, что долго живущие изотопы будут пребывать там мирно в течение нескольких тысяч лет и за этот период не случится никаких тектонических сдвигов, разломов земной коры, нет никакой.
Требуются более совершенные методы борьбы с этим злом, что может быть решено на международном уровне путем совместных усилий многих государств и заключения международных конвенций с соответствующими затратами больших средств.
Глава
26
Международно-правовое
регулирование экономического,
научно-технического культурного
сотрудничества
1. Объективная необходимость международно-правового сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной областях
Сотрудничество государств в торговой, научно-технической и культурной областях имеет глубокие исторические корни. На современном этапе развития цивилизации тем более немыслимо нормальное существование любого государства без международных обменов в сфере торговли, культуры, науки и техники. Глобализация многих сфер жизни человечества ведет к углублению и усложнению таких обменов.
Международное право играет весьма существенную роль в организации сотрудничества государств в этих областях. Сложились некоторые общепризнанные обычаи, регулирующие экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество. Государства заключают по этим вопросам многие тысячи двусторонних договоров и сотни региональных и универсальных договоров. В сфере этих отношений функционируют десятки международных организаций.
Особенностью этой области международно-правовых отношений является то, что именно здесь более всего переплетаются международные публичные и частноправовые отношения. Субъектами правоотношений здесь выступают в публично-правовом плане государства и международные межправительственные организации, а в частноправовом – физические и юридические лица. Государства заключают в этих сферах международных отношений «рамочные», или «зонтичные», и унификационные договоры, а субъекты частноправовых отношений на базе таких договоров заключают контракты, сделки и иные соглашения.
Другой специфической чертой правоотношений в экономической, научно-технической и культурной областях является очень тесное взаимодействие международного права с национальными правовыми системами, поскольку «рамочные», или «зонтичные», договоры государств не могут непосредственно регулировать международные отношения в этих областях без трансформации и конкретизации этих договоров в национальном законодательстве.
Международные договоры по экономическим, таможенным, транспортным, научно-техническим, финансовым, туристическим, культурным и другим подобным вопросам все чаще становятся основой для принятия решений национальными судебными органами. Соответственно, знание основ международного права становится абсолютно необходимым для сотрудников всех судебных инстанций, а также других правоприменительных органов.
2. Международное экономическое право
Комплекс международных экономических отношений составляет предмет международного экономического права. Эти отношения весьма разнообразны, поскольку включают в себя не только торговые отношения, но и производственные отношения, валютно-финансовые, научно-технические, в области использования интеллектуальной собственности, затрагивающие сферу услуг (транспортных, туристических, телекоммуникационных). Критерием, позволяющим разграничивать сферы применения норм различных отраслей международного права к этой значительной части международных отношений, является коммерциализация этих отношений. То есть применение элемента торговли (в широком смысле) к объектам этих отношений.