Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18227

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В главе VIII Конвенции об охране человеческой жизни на море «Ядерные суда» и в приложении к ней – «Рекомендации, применя­емые к ядерным судам» содержатся нормы, которые обеспечивают бе­зопасность ядерных судов для человека и окружающей среды.

В 1980 году была принята и открыта для подписания Конвенция о физической защите ядерного материала. В 1988 году она вступила в силу. Суть ее состоит в предотвращении несанкционированного использования таких материалов в результате их хищения, пресече­нии незаконного завладения ядерными материалами, особенно в про­цессе их перевозок.

По Конвенции необходимо соблюдать следующие требования:

  • минимальное время нахождения груза в пути;

  • на остановочных пунктах опасный груз должен перегружаться на временный склад; вместе с тем число перегрузок должно сводить­ся к минимуму;

  • отказ от регулярных перевозок ядерных материалов; маршруты таких перевозок и остановок в пути следования должны меняться;

  • сообщения о пути следования груза и его составе должны пере­даваться секретными каналами связи с использованием шифров;

  • маркировка груза и транспортного средства должна осущест­вляться с осторожностью и в ограниченном виде;

  • круг лиц, осведомленных о перевозке, ее маршруте и сроках, должен быть сведен к минимуму.

Конвенция оговаривает особые условия для транспортиров­ки опасного груза из стран, не участвующих в данной Конвенции. Его можно перевозить в страну-участницу из такой третьей страны только в том случае, когда государство-импортер получит гарантию, что такой материал во время международной перевозки будет за­щищен.

В Конвенции приводится перечень преступных действий в отно­шении ядерного материала.

Еще две конвенции были приняты после аварии на Чернобыль­ской АЭС (Украина, 1985 г.).

Первый документ – Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986 г.). Она должна применяться в случае любой аварии, связанной с любыми ядерными установками, вследствие которой происходит или может произойти выброс радиоактив­ных веществ и которая привела бы или может привести к междуна­родному трансграничному выбросу, что могло бы иметь с точки зрения радиационной безопасности значение для другого государ­ства.

По Конвенции государства-участники предоставляют друг другу:

  • информацию о времени, месте и характере ядерной аварии;

  • данные о причине и предполагаемом развитии ядерной ава­рии, относящиеся к трансграничному выбросу радиоактивных ве­ществ;

  • общие характеристики выброса;

  • количество, состав и эффективную высоту выброса;

  • сведения о метеорологических и гидрологических условиях, необходимые для прогнозирования трансграничного выброса радио­активных веществ;

  • результаты мониторинга окружающей среды, относящиеся к трансграничному выбросу радиоактивных веществ;

  • данные о принятых или планируемых защитных мерах вне площадки;

  • данные о предсказуемом временном развитии выброса. Государства-участники обязаны поставить в известность МАГАТЭ и другие государства о компетентных органах и пунктах связи, от­ветственных за направление и получение оповещения и инфор­мации.


Второй документ (тоже 1986 г.) – Конвенция о помощи в случае ядерной аварии, или радиационной аварии, или радиационной ава­рийной ситуации.

Эта Конвенция предписывает государствам-участникам сотруд­ничать между собой и с МАГАТЭ в случае ядерной аварии или ра­диационной аварийной ситуации для сведения к минимуму их последствии и для защиты жизни, имущества и окружающей среды от воздействия радиоактивных выбросов.

В случае, если государству требуется помощь в результате ядер­ной аварии или радиационной аварийной ситуации, оно может обра­титься за такой помощью к любому государству – участнику Кон­венции или через МАГАТЭ. При этом определяются объем и вид требующейся помощи. Эти объем и вид определяются либо самим государством, обратившимся за помощью, либо тем государством, к которому оно обратилось.

При этом МАГАТЭ координирует международную помощь.

Персонал из другого государства, который оказывает помощь, по­лучает привилегии и иммунитеты, во многом сходные с дипломати­ческими.

В настоящее время в ООН разрабатывается (подробная) конвен­ция о ядерном терроризме.

Имеются и другие нормы МЯП, не закрепленные в конвенциях, но тем не менее применяющиеся в международных отношениях. Это, прежде всего, различные нормы, принимаемые на уровне меж­дународных организаций, в частности МАГАТЭ и др., в чью ком­петенцию входит та или иная сторона ядерного сотрудничества го­сударств.

Например, МАГАТЭ, МОТ и Всемирная организация здравоохра­нения (ВОЗ) разработали и приняли Основные нормы безопасности по радиационной защите. Те же три организации разработали так­же Свод практических правил по радиационной защите работ­ников рудников и предприятий по переработке радиоактивных РУД.

При транспортировке ядерных материалов применяются нормы международных транспортных конвенций: Соглашения о междуна­родном железнодорожном грузовом сообщении Организации сотруд­ничества железных дорог, Соглашения о международном железно­дорожном грузовом сообщении COTIF (приложение – Правила перевозки опасных грузов, RID), Европейского соглашения о меж­дународной перевозке опасных грузов Международной морской орга­низации; Правил воздушной перевозки опасных грузов Международ­ной организации гражданской авиации.

У международного сообщества назрела потребность в создании единой конвенции по ядерной безопасности.

Основная задача ядерной безопасности по определению МАГАТЭ – поддержание радиационного облучения от ядерной установки на оптимально достижимом низком уровне как в ходе аормальной экс­плуатации установки, так и в случае аварии, а также обеспечение за­щиты от ионизирующего излучения отдельных лиц, их потомства и Человечества в целом. МАГАТЭ регулярно публикует специальное издание – «Серию безопасности», в которой опубликованы правила, критерии и стандарты обеспечения безопасности при работе с мирными ядерными установками. Задача состоит в том, чтобы обоб­щить весь этот огромный опыт.


4. Двусторонние соглашения

Огромный пласт МЯП – двусторонние межгосударственные до­говоры и соглашения в области мирного использования ядерной энергии. Их несколько десятков у США и у России.

Возможности рынка ядерных технологий громадные. Прогнози­руется рост мощностей ЯЭС прежде всего в странах Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Южная Корея, Индия, Япония). Эти страны в ближайшие 25 лет намерены построить 50 энергетических реакторов, каждый стоимостью порядка 1 млрд. долл. ЯЭС собира­ются строить Чехия, Словакия, Румыния. Ориентирован весь этот огромный ядерный рынок на современные и надежные реакторы России.

5. Сотрудничество государств по некоторым направлениям ядерной энергетики

Радиологическая защита. В области радиологической защиты у международного сообщества уже имеется ряд документов, нормы которых в какой-то степени обеспечивают защиту человека от радио­активного излучения.

И все же МАГАТЭ продолжает изучать опыт безопасной эксплуа­тации ЯЭС и оказывать консультативную помощь государствам и их органам, связанным с обеспечением радиационной защиты и ядерной безопасности.

Другим важным направлением деятельности МАГАТЭ в этой об­ласти является разработка принципов радиационной защиты и норм по их практическому применению. При этом учитываются рекомен­дации Международной комиссии по радиологической защите.

По мере развития ядерной энергетики и увеличения числа ЯЭС все острее будет стоять перед миром проблема радиологической за­щиты и ее решение потребует усилий и специалистов-ядерщиков, и юристов.

Снятие с эксплуатации энергоблоков. Эта проблема находится только в зачаточном состоянии. Большинство ЯЭС рассчитано на 30-50 лет эксплуатации, их ресурс пока не исчерпан, но в перспек­тиве создание могильников над каждым таким энергоблоком – одна из сложных технических и юридических проблем.

Удаление радиоактивных отходов. Уже сейчас переработка от­работанного ядерного топлива стала одной из острых проблем: топ­лива гораздо больше, чем заводов по его остекленению. Существует ряд проектов по решению этой проблемы, в том числе их захороне­ние на атолле Уэйк в центральной части Тихого океана, расшире­ние завода в Красноярске и придание ему международного статуса. Однако проблема не решена, никаких международных многосто­ронних соглашений по этой проблеме пока нет. Имеется много дву­сторонних соглашений, по которым отработанное ядерное топливо забирает обратно страна-поставщик, потому что наработанный плу­тоний может быть применен в военных целях.

Международная торговля ядерными материалами. Единых меж­дународных правил по этому вопросу не существует. Каждое из го­сударств, торгующих ядерными материалами, разрабатывает такой международный договор купли-продажи на свой страх и риск.


Ответственность, страхование и правила эксплуатации. Вопро­сы ответственности регулируются только Конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года, о которой речь шла выше. Других международных многосторонних соглашений по этой проблематике не существет. Каждая из стран сама создает свою внут­реннюю систему ответственности за ущерб, который не имеет транс­граничных последствий.

Эти правила регулируются внутренними законами об атомной энергии. Все они были приняты в крупнейших странах мира в сере­дине XX века, а в России – в 1995 году.

Радионуклиды. Это самая эфемерная и сложная с точки зрения урегулирования часть МЯП. Это как раз те либо пылинки, либо невидимые глазу частицы, которые поднимаются над аварийной зоной и затем пятнами (иногда огромными) покрывают значитель­ные территории. Они проникают глубоко в землю, попадают в вод­ную, воздушную и подземную субстанции. Опасность их в том, что они легко перемещаются на большие расстояния. Поглощаемые чело­веком, животными, растениями, они наносят огромный вред всему живому.

Задача состоит в том, чтобы поставить их на службу человеку, что и сделано с некоторыми из них в медицине (лечение канцерогенных заболеваний), в сельском хозяйстве (облучение некоторых культур для их бурного роста) и т.д.

Единой международной многосторонней конвенции по поводу радионуклидов пока нет, хотя «укрощение» их явочным порядком в науке и практике происходит.

Нельзя сказать, что никакой борьбы с радионуклидами на наци­ональном уровне нигде не ведется. В России, в частности, самый распространенный метод – срытие поверхностного зараженного слоя почвы и перевозка его на мощных самосвалах в места захоронения. Таких могильников после Чернобыля много на Украине, в Беларуси, в ряде областей Российской Федерации, в Польше, Шве­ции и Финляндии. Есть они и в Подмосковье, в частности один из самых больших – в Сергиево-Посадском районе. Но гарантии того, что долго живущие изотопы будут пребывать там мирно в течение нескольких тысяч лет и за этот период не случится никаких текто­нических сдвигов, разломов земной коры, нет никакой.

Требуются более совершенные методы борьбы с этим злом, что может быть решено на международном уровне путем совместных усилий многих государств и заключения международных конвенций с соответствующими затратами больших средств.


Глава 26
Международно-правовое регулирование экономического, научно-технического культурного сотрудничества

1. Объективная необходимость международно-правового сотрудничества в экономической, научно-технической и культурной областях

Сотрудничество государств в торговой, научно-технической и культурной областях имеет глубокие исторические корни. На совре­менном этапе развития цивилизации тем более немыслимо нормаль­ное существование любого государства без международных обменов в сфере торговли, культуры, науки и техники. Глобализация многих сфер жизни человечества ведет к углублению и усложнению таких обменов.

Международное право играет весьма существенную роль в орга­низации сотрудничества государств в этих областях. Сложились не­которые общепризнанные обычаи, регулирующие экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество. Государства за­ключают по этим вопросам многие тысячи двусторонних договоров и сотни региональных и универсальных договоров. В сфере этих от­ношений функционируют десятки международных организаций.

Особенностью этой области международно-правовых отноше­ний является то, что именно здесь более всего переплетаются международные публичные и частноправовые отношения. Субъек­тами правоотношений здесь выступают в публично-правовом плане государства и международные межправительственные организации, а в частноправовом – физические и юридические лица. Государства заключают в этих сферах международных отношений «рамочные», или «зонтичные», и унификационные договоры, а субъекты частно­правовых отношений на базе таких договоров заключают контракты, сделки и иные соглашения.

Другой специфической чертой правоотношений в экономичес­кой, научно-технической и культурной областях является очень тесное взаимодействие международного права с национальными правовыми системами, поскольку «рамочные», или «зонтичные», договоры государств не могут непосредственно регулировать международные отношения в этих областях без трансформации и конкре­тизации этих договоров в национальном законодательстве.

Международные договоры по экономическим, таможенным, транс­портным, научно-техническим, финансовым, туристическим, куль­турным и другим подобным вопросам все чаще становятся основой для принятия решений национальными судебными органами. Соот­ветственно, знание основ международного права становится абсо­лютно необходимым для сотрудников всех судебных инстанций, а также других правоприменительных органов.

2. Международное экономическое право

Комплекс международных экономических отношений составля­ет предмет международного экономического права. Эти отноше­ния весьма разнообразны, поскольку включают в себя не только торговые отношения, но и производственные отношения, валютно-финансовые, научно-технические, в области использования интел­лектуальной собственности, затрагивающие сферу услуг (транспор­тных, туристических, телекоммуникационных). Критерием, позволяющим разграничивать сферы применения норм различных отраслей международного права к этой значительной части между­народных отношений, является коммерциализация этих отношений. То есть применение элемента торговли (в широком смысле) к объек­там этих отношений.