Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18777
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Существует целый ряд документов, в которых содержатся нормы, защищающие природную среду во время войны.
Здесь необходимо отметить Санкт-Петербургскую декларацию 1868 года, Декларации 1899 года, Гаагскую конвенцию о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года и Приложение к ней, Женевскую конвенцию 1949 года о защите гражданского населения во время войны, Дополнительный протокол I 1977 года, Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, а также Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 года.
Так, ст. 35 Дополнительного протокола I закрепляет принцип защиты окружающей среды и подчеркивает, что запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.
Запрещается причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий, а также превращать окружающую среду как таковую в объект нападения.
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года стала первым международно-правовым договором, который направлен на предотвращение использования сил природы в качестве оружия ведения войны, так как здесь идет речь о качественно новом способе ведения военных действий, отличающихся крайне неизбирательным характером. В Конвенции говорится о запрещении антропогенного воздействия посредством преднамеренного вмешательства в естественные процессы. Государства-участники обязуются не прибегать к использованию средств воздействия на природную среду в военных или иных враждебных целях в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда. Объектами здесь могут выступать не только природные ресурсы, но также и вооруженные силы и гражданское население.
Основное значение имеет понятие «враждебное использование», которое указывает на необходимость наличия враждебной цели при осуществлении таких действий. Но не всякое враждебное использование подлежит запрету, а только такое, которое имеет «широкие, долгосрочные или серьезные последствия». Любого из этих трех критериев достаточно для того, чтобы считать использование тех или иных средств воздействия на природную среду неправомерным.
Запрещается такое использование средств воздействия на природную среду, которое одновременно является и враждебным, и вызывает разрушения, наносит ущерб, превышающий определенный порог, установленный Конвенцией. Вне запрета остается использование средств воздействия в невраждебных, мирных целях, даже если оно может вызвать вредные последствия, превышающие этот, порог. Допускается использование таких средств в военных или иных враждебных целях при условии, что результаты использования будут ниже установленного порога.
Конвенция не препятствует использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях. В договорном праве такое воздействие не запрещено, и оно регулируется обычно-правовыми нормами. Но ЮНЕП совместно с ВМО в 1980 году разработала и рекомендовала для применения государствами «Положения, касающиеся сотрудничества между государствами в области воздействия на погоду».
Третий протокол о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия к Конвенции о конкретных видах обычного оружия 1980 года запрещает превращать леса и другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия.
12. Международный экологический суд
В ноябре 1994 года в Мехико в качестве неправительственной организации был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд). Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран.
Суд оказывает услуги международному сообществу в разрешении экологических споров, как возникших, так и назревающих, в трех формах:
-
путем эколого-юридического анализа «горячей» ситуации, давая юридические консультации заинтересованным сторонам по их просьбе;
-
используя процедуру примирения спорящих сторон;
-
по желанию сторон может быть проведен арбитражный процесс, при этом решение, выносимое по делу, стороны признают для себя обязательным.
Международный экологический суд является третейским судом. Судебные расходы несут сами стороны. Они обращаются в суд, выбирают из его состава трех или более судей (обязательно нечетное количество), и из них образуется коллегия для рассмотрения конкретного дела.
Суд может рассматривать споры по возмещению вреда, причиненного в результате трансграничного загрязнения окружающей среды, а также любых экологических воздействий трансграничного характера, имеющих негативные последствия. Суд вправе рассматривать споры, связанные с выявлением, оценкой, недопущением, устранением, приостановлением, прекращением экологически вредной деятельности. Помимо этого, в компетенцию Суда включены споры, связанные с использованием и охраной разделяемых природных ресурсов, природных комплексов и особо охраняемых природных объектов, международных пространств и природных объектов, находящихся в этих пространствах, а также споры, связанные с возмещением экологического вреда и реабилитацией территорий, природная среда которых нарушена в результате военных действий или военной деятельности. Также Суд может рассматривать споры по защите экологических прав граждан.
В Суд могут обращаться государства в лице правительств либо иных компетентных органов, международные и национальные правительственные и неправительственные организации, предприятия и учреждения, а также отдельные лица или группы лиц, особенно для получения юридических консультаций. В Суд могут обратиться также субъекты внутригосударственного права одного государства, если законодательство этого государства не запрещает своим субъектам обращаться за юридической помощью в международные организации.
Судьи руководствуются международным правом, национальным законодательством, судебными и дипломатическими прецедентами при вынесении решения по делу.
Помимо Международного суда экологического арбитража и примирения с июля 1993 года в составе Международного Суда в Гааге действует камера по экологическим вопросам.
13. Охрана окружающей среды в Арктике
В настоящее время резко увеличилась потребность в международном сотрудничестве и создании регионального режима охраны окружающей среды Арктики. Заинтересованность многих государств в сотрудничестве по предотвращению причинения ущерба арктическим экосистемам усиливает то обстоятельство, что взаимодействие между океаном (льдом) и атмосферой в Арктике играет огромную роль в формировании погодно-климатических условий во всем Северном полушарии. Негативные экологические изменения в этом регионе планеты могут иметь глобальные последствия: например, таяние арктических льдов под воздействием «парникового эффекта» способно вызвать повышение уровня Мирового океана.
Все это требует разработки единой стратегии международного природоохранного сотрудничества, принятия основных норм и принципов экологического поведения государств региона, введения международного контроля за их соблюдением, а также установления ответственности в случае нарушения.
В июне 1991 года восемью арктическими государствами – Данией, Исландией, Норвегией, Финляндией, Швецией, СССР, США и Канадой – были приняты Декларация и Стратегия по охране окружающей среды Арктики.
В декабре 1995 года в Рованиеми (Финляндия) была принята Декларация для осуществления Программы действий, принятой в рамках межгосударственного природоохранного сотрудничества Совета министров окружающей среды Баренцева/Евро-Арктического региона. Основными направлениями здесь являются: предотвращение радиоактивного загрязнения и возможных ядерных аварий; управление окружающей средой и региональная гармонизация экологических стандартов и руководств; снижение загрязнения от промышленной деятельности; охрана естественных местообитаний и сохранение флоры и фауны; сотрудничество между местными властями.
Межгосударственное сотрудничество арктических государств осуществляется по следующим направлениям: арктический мониторинг и оценка; сохранение арктической флоры и фауны; предупреждение чрезвычайных ситуаций, готовность и реагирование на них; защита арктической морской среды; устойчивое развитие и природопользование; интеграция традиционных знаний и опыта коренных народов Арктики.
В 1996 году в Канаде состоялась очередная конференция по охране окружающей среды Арктики. В ней участвовали страны «Арктической восьмерки», представители организаций коренных народов Арктики, имеющие статус постоянных наблюдателей, аккредитованные наблюдатели ряда неарктических стран, наблюдатели от межправительственных и неправительственных организаций. На конференции была принята Инувикская декларация по охране окружающей среды и устойчивому развитию в Арктике.
Дальнейшее развитие международного сотрудничества в Арктике и формирование режима охраны окружающей среды должны основываться на концепциях экологической безопасности и устойчивого развития, которые предусматривают достаточный уровень взаимодействия и интеграции государств для обеспечения защиты, сохранения и улучшения природной среды региона, рациональное использование его природных ресурсов, а также разработку комплекса взаимно согласованных мер по противодействию угрозам окружающей среде Арктики. Основной целью является достижение такой модели развития региона, которая бы сводила к минимуму противоречия между экономическим ростом, научно-техническим прогрессом, природопользованием и сохранением целостности экосистем Арктики.
Глава 25
Международное
ядерное право
1. Понятие и источники
Международное ядерное право (МЯП) представляет собой совокупность принципов и норм, которые регулируют международное сотрудничество государств и других субъектов международного права в области мирного использования ядерной энергии и предотвращения опасности ядерной войны.
США первыми создали ядерное оружие и первыми его применили в Хиросиме (6 августа 1945 г.) и Нагасаки (9 августа 1945 г.). На I сессии Генеральной Ассамблеи ООН возникла острая потребность в решении проблемы, связанных с ядерной энергией. Результатом обсуждения стало создание первой постоянной комиссии в системе ООН – Комиссии по атомной энергии.
США предприняли попытку превратить эту Комиссию в орган, через который они могли бы контролировать все разработки в области ядерной энергетики. Этому должен был способствовать «план Баруха» (по имени американского миллиардера – представителя США в Комиссии). В противовес американскому, Советский Союз выдвинул и последовательно отстаивал свой план сотрудничества в этой области. Он сводился к трем пунктам:
Запретить использование ядерного оружия в мире, так как оно является оружием массового поражения.
Страны должны отказаться от производства ядерного оружия.
Те страны, которые имеют ядерное оружие, не должны его распространять (передавать другим).
В 1949 году СССР объявил о создании собственного ядерного оружия, а в 1953 году – и об испытаниях первого термоядерного устройства. Именно эти события позволили специалистам сделать вывод о появлении второй супердержавы, которая могла говорить с Соединенными Штатами на равных. Как раз в те годы – годы американо-советского диалога – начали разрабатываться многие нормы международного ядерного права, которые в значительной степени явились результатом договоренностей СССР и США.
Мощным прорывом в сферу мирного использования ядерной энергии явилось создание первой в мире ядерной электростанции в 1954 году в Обнинске (Калужская обл.). Советский Союз в это время заключает двусторонние соглашения о строительстве ядерных энергетических станций в зарубежных странах. Если подвести итоги строительства станций в мире, то в 1999 году работает свыше 400 ядерных электростанций (включая и те, что строили американцы, англичане, французы), а в некоторых странах электроэнергия, полученная от ЯЭС, составляет почти 80% (Франция).
Большой победой здравого смысла в политике явилось создание в 1956 году Международного агентства по атомной энергии – МАГАТЭ. Появилась организация, с помощью которой государства-участники не только стали упорядочивать международное сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии, но и следить за тем, чтобы созданная при МАГАТЭ система контроля не давала возможности кому бы то ни было использовать ядерную энергию в военных целях.