Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18777

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Существует целый ряд документов, в которых содержатся нормы, защищающие природную среду во время войны.

Здесь необходимо отметить Санкт-Петербургскую декларацию 1868 года, Декларации 1899 года, Гаагскую конвенцию о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года и Приложение к ней, Женев­скую конвенцию 1949 года о защите гражданского населения во вре­мя войны, Дополнительный протокол I 1977 года, Конвенцию о за­прещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, а также Конвен­цию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 года.

Так, ст. 35 Дополнительного протокола I закрепляет принцип защиты окружающей среды и подчеркивает, что запрещается приме­нять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обшир­ный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Запрещается причинение ущерба природной среде в качестве репрессалий, а также превращать окружающую среду как таковую в объект нападения.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебно­го использования средств воздействия на природную среду 1977 года стала первым международно-правовым договором, который направ­лен на предотвращение использования сил природы в качестве ору­жия ведения войны, так как здесь идет речь о качественно новом способе ведения военных действий, отличающихся крайне неизби­рательным характером. В Конвенции говорится о запрещении ант­ропогенного воздействия посредством преднамеренного вмешатель­ства в естественные процессы. Государства-участники обязуются не прибегать к использованию средств воздействия на природную среду в военных или иных враждебных целях в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда. Объектами здесь могут выступать не только природные ресурсы, но также и вооружен­ные силы и гражданское население.

Основное значение имеет понятие «враждебное использование», которое указывает на необходимость наличия враждебной цели при осуществлении таких действий. Но не всякое враждебное использо­вание подлежит запрету, а только такое, которое имеет «широкие, долгосрочные или серьезные последствия». Любого из этих трех кри­териев достаточно для того, чтобы считать использование тех или иных средств воздействия на природную среду неправомерным.

Запрещается такое использование средств воздействия на природ­ную среду, которое одновременно является и враждебным, и вызыва­ет разрушения, наносит ущерб, превышающий определенный порог, установленный Конвенцией. Вне запрета остается использование средств воздействия в невраждебных, мирных целях, даже если оно может вызвать вредные последствия, превышающие этот, порог. Допускается использование таких средств в военных или иных враж­дебных целях при условии, что результаты использования будут ниже установленного порога.


Конвенция не препятствует использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях. В договорном праве такое воз­действие не запрещено, и оно регулируется обычно-правовыми нор­мами. Но ЮНЕП совместно с ВМО в 1980 году разработала и реко­мендовала для применения государствами «Положения, касающиеся сотрудничества между государствами в области воздействия на по­году».

Третий протокол о запрещении или ограничении применения за­жигательного оружия к Конвенции о конкретных видах обычного оружия 1980 года запрещает превращать леса и другие виды расти­тельного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия.

12. Международный экологический суд

В ноябре 1994 года в Мехико в качестве неправительственной организации был учрежден Международный суд экологического ар­битража и примирения (Международный экологический суд). Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран.

Суд оказывает услуги международному сообществу в разрешении экологических споров, как возникших, так и назревающих, в трех формах:

  • путем эколого-юридического анализа «горячей» ситуации, да­вая юридические консультации заинтересованным сторонам по их просьбе;

  • используя процедуру примирения спорящих сторон;

  • по желанию сторон может быть проведен арбитражный про­цесс, при этом решение, выносимое по делу, стороны признают для себя обязательным.

Международный экологический суд является третейским судом. Судебные расходы несут сами стороны. Они обращаются в суд, вы­бирают из его состава трех или более судей (обязательно нечетное количество), и из них образуется коллегия для рассмотрения кон­кретного дела.

Суд может рассматривать споры по возмещению вреда, причинен­ного в результате трансграничного загрязнения окружающей среды, а также любых экологических воздействий трансграничного харак­тера, имеющих негативные последствия. Суд вправе рассматривать споры, связанные с выявлением, оценкой, недопущением, устране­нием, приостановлением, прекращением экологически вредной дея­тельности. Помимо этого, в компетенцию Суда включены споры, связанные с использованием и охраной разделяемых природных ресурсов, природных комплексов и особо охраняемых природных объектов, международных пространств и природных объектов, нахо­дящихся в этих пространствах, а также споры, связанные с возмеще­нием экологического вреда и реабилитацией территорий, природная среда которых нарушена в результате военных действий или военной деятельности. Также Суд может рассматривать споры по защите эко­логических прав граждан.

В Суд могут обращаться государства в лице правительств либо иных компетентных органов, международные и национальные прави­тельственные и неправительственные организации, предприятия и учреждения, а также отдельные лица или группы лиц, особенно для получения юридических консультаций. В Суд могут обратиться также субъекты внутригосударственного права одного государства, если за­конодательство этого государства не запрещает своим субъектам об­ращаться за юридической помощью в международные организации.


Судьи руководствуются международным правом, национальным законодательством, судебными и дипломатическими прецедентами при вынесении решения по делу.

Помимо Международного суда экологического арбитража и при­мирения с июля 1993 года в составе Международного Суда в Гааге действует камера по экологическим вопросам.

13. Охрана окружающей среды в Арктике

В настоящее время резко увеличилась потребность в международ­ном сотрудничестве и создании регионального режима охраны окру­жающей среды Арктики. Заинтересованность многих государств в сотрудничестве по предотвращению причинения ущерба арктичес­ким экосистемам усиливает то обстоятельство, что взаимодействие между океаном (льдом) и атмосферой в Арктике играет огромную роль в формировании погодно-климатических условий во всем Се­верном полушарии. Негативные экологические изменения в этом регионе планеты могут иметь глобальные последствия: например, таяние арктических льдов под воздействием «парникового эффекта» способно вызвать повышение уровня Мирового океана.

Все это требует разработки единой стратегии международного природоохранного сотрудничества, принятия основных норм и прин­ципов экологического поведения государств региона, введения меж­дународного контроля за их соблюдением, а также установления ответственности в случае нарушения.

В июне 1991 года восемью арктическими государствами – Дани­ей, Исландией, Норвегией, Финляндией, Швецией, СССР, США и Канадой – были приняты Декларация и Стратегия по охране окружающей среды Арктики.

В декабре 1995 года в Рованиеми (Финляндия) была принята Де­кларация для осуществления Программы действий, принятой в рам­ках межгосударственного природоохранного сотрудничества Совета министров окружающей среды Баренцева/Евро-Арктического ре­гиона. Основными направлениями здесь являются: предотвращение радиоактивного загрязнения и возможных ядерных аварий; управле­ние окружающей средой и региональная гармонизация эколо­гических стандартов и руководств; снижение загрязнения от про­мышленной деятельности; охрана естественных местообитаний и сохранение флоры и фауны; сотрудничество между местными властями.

Межгосударственное сотрудничество арктических государств осу­ществляется по следующим направлениям: арктический мониторинг и оценка; сохранение арктической флоры и фауны; предупреждение чрезвычайных ситуаций, готовность и реагирование на них; защита арктической морской среды; устойчивое развитие и природопользо­вание; интеграция традиционных знаний и опыта коренных народов Арктики.

В 1996 году в Канаде состоялась очередная конференция по охране окружающей среды Арктики. В ней участвовали страны «Арк­тической восьмерки», представители организаций коренных народов Арктики, имеющие статус постоянных наблюдателей, аккредитован­ные наблюдатели ряда неарктических стран, наблюдатели от межпра­вительственных и неправительственных организаций. На конферен­ции была принята Инувикская декларация по охране окружающей среды и устойчивому развитию в Арктике.


Дальнейшее развитие международного сотрудничества в Арктике и формирование режима охраны окружающей среды должны основываться на концепциях экологической безопасности и устойчивого развития, которые предусматривают достаточный уровень взаимодей­ствия и интеграции государств для обеспечения защиты, сохранения и улучшения природной среды региона, рациональное использование его природных ресурсов, а также разработку комплекса взаимно согласованных мер по противодействию угрозам окружающей среде Арктики. Основной целью является достижение такой модели раз­вития региона, которая бы сводила к минимуму противоречия между экономическим ростом, научно-техническим прогрессом, природо­пользованием и сохранением целостности экосистем Арктики.


Глава 25
Международное ядерное право

1. Понятие и источники

Международное ядерное право (МЯП) представляет собой со­вокупность принципов и норм, которые регулируют международ­ное сотрудничество государств и других субъектов международ­ного права в области мирного использования ядерной энергии и предотвращения опасности ядерной войны.

США первыми создали ядерное оружие и первыми его применили в Хиросиме (6 августа 1945 г.) и Нагасаки (9 августа 1945 г.). На I сессии Генеральной Ассамблеи ООН возникла острая потребность в решении проблемы, связанных с ядерной энергией. Результатом обсуждения стало создание первой постоянной комиссии в системе ООН – Комиссии по атомной энергии.

США предприняли попытку превратить эту Комиссию в орган, через который они могли бы контролировать все разработки в об­ласти ядерной энергетики. Этому должен был способствовать «план Баруха» (по имени американского миллиардера – представителя США в Комиссии). В противовес американскому, Советский Союз выдвинул и последовательно отстаивал свой план сотрудничества в этой области. Он сводился к трем пунктам:

Запретить использование ядерного оружия в мире, так как оно является оружием массового поражения.

Страны должны отказаться от производства ядерного оружия.

Те страны, которые имеют ядерное оружие, не должны его рас­пространять (передавать другим).

В 1949 году СССР объявил о создании собственного ядерного оружия, а в 1953 году – и об испытаниях первого термоядерного устройства. Именно эти события позволили специалистам сделать вывод о появлении второй супердержавы, которая могла говорить с Соединенными Штатами на равных. Как раз в те годы – годы амери­кано-советского диалога – начали разрабатываться многие нормы международного ядерного права, которые в значительной степени явились результатом договоренностей СССР и США.

Мощным прорывом в сферу мирного использования ядерной энергии явилось создание первой в мире ядерной электростанции в 1954 году в Обнинске (Калужская обл.). Советский Союз в это время заключает двусторонние соглашения о строительстве ядерных энер­гетических станций в зарубежных странах. Если подвести итоги строи­тельства станций в мире, то в 1999 году работает свыше 400 ядерных электростанций (включая и те, что строили американцы, англичане, французы), а в некоторых странах электроэнергия, полученная от ЯЭС, составляет почти 80% (Франция).

Большой победой здравого смысла в политике явилось созда­ние в 1956 году Международного агентства по атомной энергии – МАГАТЭ. Появилась организация, с помощью которой государства-участники не только стали упорядочивать международное сотрудни­чество в области мирного использования ядерной энергии, но и следить за тем, чтобы созданная при МАГАТЭ система контроля не давала возможности кому бы то ни было использовать ядерную энер­гию в военных целях.