Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18774
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Вместе с тем продолжалась разработка некоторых конвенций в рамках ООН и в других международных межправительственных организациях. Таким образом, к настоящему времени накоплен огромный нормативный материал, который позволяет говорить о существовании в системе международного права отдельной отрасли международного ядерного права.
К источникам международного ядерного права относятся международные договоры, охватывающие круг вопросов ядерной безопасности и сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии.
Среди них следует выделить Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года, Конвенцию об ответственности за ущерб, связанный с радиоактивными отходами 1963 года, Конвенцию об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 года, Конвенцию о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года, Конвенцию о физической защите радиационных материалов 1988 года, Конвенцию о безопасном обращении со всеми видами отработанного топлива и радиоактивными отходами 1996 года.
Сотрудничество государств по вопросам использования ядерной энергии развивается в следующих направлениях: лицензирование и безопасность; радиологическая защита; снятие с эксплуатации энергоблоков; удаление радиоактивных отходов; международная торговля ядерными материалами; ответственность, страхование и правила эксплуатации.
По этим проблемам созданы рабочие группы ученых-юристов в рамках Ассоциации международного ядерного права. Доклады по итогам слушаний в рабочих группах сводятся в один общий отчет, который представляется международному сообществу через МАГАТЭ.
2. Международные организации
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) занимается организацией сотрудничества государств в самой опасной в XX веке сфере деятельности людей. Именно поэтому эта организация находится в особой связи с ООН, непосредственно с Генеральной Ассамблеей, а в случае необходимости – и с Советом Безопасности.
Целью МАГАТЭ, как это записано в ст. II Устава, является достижение более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, благосостояния, здоровья людей во всем мире.
Нормы, которые детально регламентируют функции Агентства, изложены в ст. III. Таких функций, по Уставу, семь:
-
содействовать научно-исследовательским работам в области ядерной энергии и развитию ядерной энергии, а также практическому ее применению в мирных целях во всем мире;
-
обеспечивать услуги, материалы, оборудование и технические средства для удовлетворения нужд научно-исследовательской работы в области ядерной энергии, развития ядерной энергии и практического ее применения в мирных целях, включая производство электрической энергии с надлежащим учетом нужд слаборазвитых районов мира;
-
содействовать обмену научными и техническими сведениями о применении ядерной энергии в мирных целях;
-
поощрять обмен научными работниками в области использования ядерной энергии в мирных целях;
-
устанавливать и проводить в жизнь гарантии, которые имеют своей целью обеспечить, чтобы специальные расщепляющиеся материалы, услуги, оборудование, технические средства и сведения, которые предоставляются Агентством, не были использованы в военных целях;
-
устанавливать и применять, после консультаций и сотрудничества с компетентными органами ООН и с заинтересованными специализированными учреждениями, нормы безопасности для охраны здоровья;
-
приобретать и создавать любые заводы и оборудование, которые могут быть полезными при выполнении функций, возложенных на Агентство.
МАГАТЭ, помимо особой связи с ООН, отличается от других международных организаций.
Устав МАГАТЭ предусматривает специальные нормы, гарантирующие создание такой системы контроля, которая не допустила бы использования мирных ядерных установок в военных целях. В частности, агентству предоставлено право направлять своих специалистов-контролеров в любую страну, которая является членом МАГАТЭ, для необходимой проверки ее ядерных реакторов, включенных в систему гарантий через соглашения государств с МАГАТЭ о постановке под контроль МАГАТЭ их ядерных объектов.
Региональные ядерные организации. Сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии осуществляют международные региональные ядерные организации. Некоторые из них ставят своей целью научно-техническое сотрудничество, другие – промышленное. Одни имеют тенденцию к превращению региональных ядерных организаций в надгосударственный институт, другие выступают за их межгосударственный характер.
При существующей в мире системе рыночных отношений приходится считаться с таким важным фактором, как частная собственность на материалы, сооружения и землю. Частный капитал во многих странах участвует в промышленном производстве ядерной энергии. Он же вступает в конкурентную борьбу за использование государственных заказов в этой области и, соответственно, за распределение прибылей от работы ЯЭС.
Организациями международного регионального сотрудничества являются: Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна Московской области), Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН, Женева), Европейское агентство ядерной энергии Организации европейского экономического сотрудничества (ЕАЯЭ–ОЕЭС, Лондон), Европейское сообщество по ядерной энергии (Евратом; был создан как самостоятельная организация в 1957 г., а в 1967 г. слился со структурами Европейского экономического сообщества, Брюссель), Средневосточный институт ядерных исследований (КАЙРО, Каир), Межамериканская комиссия по ядерной энергии Организации американских государств (МКЯЭ–ОАГ, Мехико), Исполнительный комитет Комиссии по зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (собирается по мере необходимости, постоянной штаб-квартиры не имеет), Африканская комиссия по атомной энергии (АКАЭ, Пелиндаба, ЮАР).
Объединенный институт ядерных исследований. Эта организация занимается научными исследованиями и была создана Соглашением 11 стран 26 марта 1956 г. Советское правительство тогда передало безвозмездно ОИЯИ два крупных научно-исследовательских учреждения Академии наук СССР: Институт ядерных проблем и Электрофизическую лабораторию.
Учредителями Института были представители следующих государств: Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, КНР, КНДР, Монголии,
Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Позднее в Институт вступила ДРВ. В 1995 году был уточнен и дополнен Устав ОИЯИ, и сейчас этот международный научно-исследовательский центр работает в новом режиме. Вместо ГДР его участником стала ФРГ, а вместо бывшей Чехословакии – Чехия и Словакия. Многие государства СНГ стали его членами.
В Уставе четко определены задачи Института. Ими являются:
-
обеспечение совместного проведения теоретических и экспериментальных исследований в области ядерной физики учеными государств – членов Института;
-
содействие развитию ядерной физики в государствах – членах Института путем обмена опытом и достижениями в теоретических и экспериментальных исследованиях;
-
поддержание связей с заинтересованными национальными и международными научно-исследовательскими организациями в деле развития ядерной физики и изыскания новых возможностей мирного применения ядерной энергии;
-
содействие всестороннему развитию творческих способностей научно-исследовательских кадров государств – членов Института. По Уставу предусмотрена возможность работы в Институте ученых из тех стран, которые не являются членами ОИЯИ. Высшим органом ОИЯИ является Комитет полномочных представителей (КПП) правительств государств-членов (по одному представителю от каждого государства). КПП собирается на сессии не реже одного раза в год.
Практическую работу ОИЯИ ведет Дирекция, избираемая полномочными представителями государств – членов Института и ответственная перед правительствами этих государств. Научной деятельностью Института руководит Ученый совет, его председателем является директор института, а членами – видные ученые стран-участниц.
Все члены Института пользуются, в соответствии с Уставом, равными правами. Каждый из его членов имеет право участвовать в управлении Институтом и в научно-исследовательских работах, что не зависит от размера взносов. В Соглашении об организации Института имеется шкала долевого участия государств в расходах на строительство и содержание Института. Вклад в создание Института соответствует возможностям каждого государства, причем доля России как государства, на территории которого находятся все лаборатории Института, весьма значительна.
Штаты сотрудников Института комплектуются из числа граждан государств-членов. В их числе ученые, командированные на срок не менее года. Права и обязанности всех сотрудников Института изложены в «Положении о персонале Объединенного института ядерных исследований».
Институт ведет активный обмен информацией и специалистами с Англией, США, Францией, Индией, Японией и многими другими странами мира.
Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН). Создана на основе Многосторонней конвенции, подписанной в 1953 году представителями 12 европейских государств. К 1999 году насчитывает 19 членов. По Уставу в ней имеются государства-члены и государства-наблюдатели (среди последних – Россия).
Цель ЦЕРН – проведение научно-теоретических исследований в области физики частиц высоких энергий, то есть она является западным аналогом ОИЯИ. В Женеве построены различные лаборатории, в том числе сложнейший циклотрон.
Дополнения и изменения программы научных работ допускаются только по решению большинства (в две трети голосов) государств-членов. Они же финансируют в случае необходимости и дополнительные программы научных исследований.
Особенность ЦЕРН: споры, возникающие между членами института, решаются в Международном Суде. Прием новых членов допускается только в случае единодушного одобрения всех государств – членов ЦЕРН.
Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Брюссель). Создано совместно с Европейским сообществом (Общий рынок) 25 марта 1957 г. в Риме. Членами его стали Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.
Соглашение о Евратоме предусматривало создание общих расщепляющихся материалов, совместное строительство ядерных заводов, проведение научно-исследовательских работ, широкий обмен информацией, специалистами и оборудованием.
Основным в деятельности организации по договору являлось право распределения расщепляющихся материалов среди государств-членов, и принадлежало оно исключительно этой организации. Иными словами, Евратом становился наднациональной организацией, которая получила возможность вмешиваться не только в ядерную промышленность стран-участниц, но и в любую отрасль их промышленности, связанную с ядерным производством.
В Договоре о создании Евратома ничего не было сказано о запрещении использования расщепляющихся материалов для военных целей. Таким образом, те страны, которые стремились бы использовать расщепляющиеся материалы для военных целей, могли это сделать. Именно этим воспользовалась Франция. При подписании Договора о Евратоме она прямо заявила о своем праве заниматься вопросами применения ядерной энергии в национальном масштабе. Таким образом, самое значительное количество расщепляющихся материалов было выведено ею из-под контроля Евратома.
По Договору о Евратоме предусматривалось создание так называемых «общих предприятий», в которые направлялись частные капиталовложения. Эти положения Договора давали возможность частному капиталу не только определять развитие ядерной энергетики, но и влиять на всю политику Евратома в целом.
В 1967 году Евратом объединили с ЕЭС. В Комиссиях ЕЭС образовалось подразделение, которое занимается организацией сотрудничества государств – участников Общего рынка в области мирного использования ядерной энергии.
Еще в 1958 году США заключили с Евратомом Соглашение, в котором речь шла о сотрудничестве между правительством США и этой международной организацией относительно мирного использования ядерной энергии. По этому Соглашению США брали на себя обязательство участвовать в сооружении в странах Евратома ряда энергетических установок, работающих на ядерной энергии.
Соглашение было заключено на 25 лет, а в 1983 году продлено еще на 25 лет, получив новое название – «Соглашение о сотрудничестве между правительством США и Европейскими сообществами относительно мирного использования ядерной энергии».
Соглашением 1992 года между Россией, США, Японией и Европейскими сообществами был учрежден Международный научно-технический центр в качестве межправительственной организации, которая призвана финансировать и контролировать научно-технические проекты в области ядерной энергетики, направленной на мирные цели, на территории России, а также других заинтересованных государств СНГ. Центр содействует прикладным и фундаментальным исследованиям и техническим разработкам в области разоружения, ликвидации ядерного оружия, охране окружающей среды, производству энергии и обеспечению безопасности в ядерной энергетике.
3. Многосторонние договоры
Первыми многосторонними нормами были те, которые содержались в Конвенции об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии, которая была разработана в рамках МАГАТЭ и подписана в Париже 25 июля 1960 г. Затем была принята Конвенция об ответственности операторов ядерных установок, также разработанная в рамках МАГАТЭ и открытая для подписания в Брюсселе 25 мая 1962 г.
Однако обе эти Конвенции перекрыла новая Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб, разработанная с помощью МАГАТЭ, но уже в 1963 году.
В ее разработке принимал участие и Советский Союз. Целью Конвенции стало «установление некоторых минимальных норм для обеспечения финансового возмещения ущерба, возникающего в результате определенных видов мирного использования ядерной энергии».
Конвенция регулирует вопросы международной ответственности за нанесение ущерба лицам и имуществу одного государства в результате несчастного случая, происшедшего на ядерной установке другого государства (имеются в виду реактор, завод по переработке ядерного топлива, места складирования ядерного материала или перевозки такого материала).
Ответственность за этот ущерб лежит на операторе ядерной установки, назначенном соответствующим, отвечающим за установку государством. В некоторых случаях само государство, отвечающее за установку, может выступать в качестве оператора, то есть отвечать за управление установкой.
Ответственность оператора за ущерб ограничена суммой возмещения. Верхний ее предел – 1,5 млрд. золотых франков. Поэтому оператор, если он не государство, обязан застраховать свою ответственность.
К числу первых конвенций МЯП, заключенных в 1960 году, относятся Конвенция МОТ о защите трудящихся от ионизирующей радиации и Конвенция об охране человеческой жизни на море 1960 года.
Первая распространяется на все виды деятельности, в результате которых ионизирующая радиация влияет на трудящихся в процессе их работы с ядерными материалами.