Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18774

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Вместе с тем продолжалась разработка некоторых конвенций в рамках ООН и в других международных межправительственных орга­низациях. Таким образом, к настоящему времени накоплен огромный нормативный материал, который позволяет говорить о существова­нии в системе международного права отдельной отрасли междуна­родного ядерного права.

К источникам международного ядерного права относятся международные договоры, охватывающие круг вопросов ядерной безопасности и сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии.

Среди них следует выделить Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года, Конвенцию об ответственности за ущерб, связанный с ра­диоактивными отходами 1963 года, Конвенцию об оперативном опо­вещении о ядерной аварии 1986 года, Конвенцию о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года, Конвенцию о физической защите радиационных материалов 1988 го­да, Конвенцию о безопасном обращении со всеми видами отработан­ного топлива и радиоактивными отходами 1996 года.

Сотрудничество государств по вопросам использования ядерной энергии развивается в следующих направлениях: лицензирование и безопасность; радиологическая защита; снятие с эксплуатации энер­гоблоков; удаление радиоактивных отходов; международная торгов­ля ядерными материалами; ответственность, страхование и правила эксплуатации.

По этим проблемам созданы рабочие группы ученых-юристов в рамках Ассоциации международного ядерного права. Доклады по итогам слушаний в рабочих группах сводятся в один общий от­чет, который представляется международному сообществу через МАГАТЭ.

2. Международные организации

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) за­нимается организацией сотрудничества государств в самой опасной в XX веке сфере деятельности людей. Именно поэтому эта орга­низация находится в особой связи с ООН, непосредственно с Гене­ральной Ассамблеей, а в случае необходимости – и с Советом Без­опасности.

Целью МАГАТЭ, как это записано в ст. II Устава, является до­стижение более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, благосостояния, здоровья людей во всем мире.

Нормы, которые детально регламентируют функции Агентства, изложены в ст. III. Таких функций, по Уставу, семь:

  • содействовать научно-исследовательским работам в области ядерной энергии и развитию ядерной энергии, а также практическо­му ее применению в мирных целях во всем мире;

  • обеспечивать услуги, материалы, оборудование и технические средства для удовлетворения нужд научно-исследовательской работы в области ядерной энергии, развития ядерной энергии и практичес­кого ее применения в мирных целях, включая производство элект­рической энергии с надлежащим учетом нужд слаборазвитых райо­нов мира;

  • содействовать обмену научными и техническими сведениями о применении ядерной энергии в мирных целях;

  • поощрять обмен научными работниками в области использо­вания ядерной энергии в мирных целях;

  • устанавливать и проводить в жизнь гарантии, которые имеют своей целью обеспечить, чтобы специальные расщепляющиеся мате­риалы, услуги, оборудование, технические средства и сведения, кото­рые предоставляются Агентством, не были использованы в военных целях;

  • устанавливать и применять, после консультаций и сотрудни­чества с компетентными органами ООН и с заинтересованными спе­циализированными учреждениями, нормы безопасности для охраны здоровья;

  • приобретать и создавать любые заводы и оборудование, кото­рые могут быть полезными при выполнении функций, возложенных на Агентство.


МАГАТЭ, помимо особой связи с ООН, отличается от других международных организаций.

Устав МАГАТЭ предусматривает специальные нормы, гарантиру­ющие создание такой системы контроля, которая не допустила бы использования мирных ядерных установок в военных целях. В част­ности, агентству предоставлено право направлять своих специалис­тов-контролеров в любую страну, которая является членом МАГАТЭ, для необходимой проверки ее ядерных реакторов, включенных в систему гарантий через соглашения государств с МАГАТЭ о поста­новке под контроль МАГАТЭ их ядерных объектов.

Региональные ядерные организации. Сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии осуществляют международ­ные региональные ядерные организации. Некоторые из них ставят своей целью научно-техническое сотрудничество, другие – промыш­ленное. Одни имеют тенденцию к превращению региональных ядер­ных организаций в надгосударственный институт, другие выступают за их межгосударственный характер.

При существующей в мире системе рыночных отношений прихо­дится считаться с таким важным фактором, как частная собствен­ность на материалы, сооружения и землю. Частный капитал во многих странах участвует в промышленном производстве ядерной энергии. Он же вступает в конкурентную борьбу за использование государст­венных заказов в этой области и, соответственно, за распределение прибылей от работы ЯЭС.

Организациями международного регионального сотрудничества являются: Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна Московской области), Европейский центр ядерных ис­следований (ЦЕРН, Женева), Европейское агентство ядерной энер­гии Организации европейского экономического сотрудничества (ЕАЯЭ–ОЕЭС, Лондон), Европейское сообщество по ядерной энер­гии (Евратом; был создан как самостоятельная организация в 1957 г., а в 1967 г. слился со структурами Европейского экономического со­общества, Брюссель), Средневосточный институт ядерных исследо­ваний (КАЙРО, Каир), Межамериканская комиссия по ядерной энер­гии Организации американских государств (МКЯЭ–ОАГ, Мехико), Исполнительный комитет Комиссии по зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии (собирается по мере необходимости, постоянной штаб-квартиры не имеет), Африканская комиссия по атомной энергии (АКАЭ, Пелиндаба, ЮАР).

Объединенный институт ядерных исследований. Эта организа­ция занимается научными исследованиями и была создана Согла­шением 11 стран 26 марта 1956 г. Советское правительство тогда передало безвозмездно ОИЯИ два крупных научно-исследователь­ских учреждения Академии наук СССР: Институт ядерных проблем и Электрофизическую лабораторию.

Учредителями Института были представители следующих госу­дарств: Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, КНР, КНДР, Монголии,


Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Позднее в Институт всту­пила ДРВ. В 1995 году был уточнен и дополнен Устав ОИЯИ, и сейчас этот международный научно-исследовательский центр работает в новом режиме. Вместо ГДР его участником стала ФРГ, а вместо бывшей Чехословакии – Чехия и Словакия. Многие государства СНГ стали его членами.

В Уставе четко определены задачи Института. Ими являются:

  • обеспечение совместного проведения теоретических и экспе­риментальных исследований в области ядерной физики учеными государств – членов Института;

  • содействие развитию ядерной физики в государствах – членах Института путем обмена опытом и достижениями в теоретических и экспериментальных исследованиях;

  • поддержание связей с заинтересованными национальными и международными научно-исследовательскими организациями в деле развития ядерной физики и изыскания новых возможностей мирного применения ядерной энергии;

  • содействие всестороннему развитию творческих способностей научно-исследовательских кадров государств – членов Института. По Уставу предусмотрена возможность работы в Институте ученых из тех стран, которые не являются членами ОИЯИ. Высшим орга­ном ОИЯИ является Комитет полномочных представителей (КПП) правительств государств-членов (по одному представителю от каж­дого государства). КПП собирается на сессии не реже одного раза в год.

Практическую работу ОИЯИ ведет Дирекция, избираемая пол­номочными представителями государств – членов Института и от­ветственная перед правительствами этих государств. Научной дея­тельностью Института руководит Ученый совет, его председателем является директор института, а членами – видные ученые стран-участниц.

Все члены Института пользуются, в соответствии с Уставом, равными правами. Каждый из его членов имеет право участвовать в управлении Институтом и в научно-исследовательских работах, что не зависит от размера взносов. В Соглашении об организации Инсти­тута имеется шкала долевого участия государств в расходах на строи­тельство и содержание Института. Вклад в создание Института со­ответствует возможностям каждого государства, причем доля России как государства, на территории которого находятся все лаборатории Института, весьма значительна.

Штаты сотрудников Института комплектуются из числа граждан государств-членов. В их числе ученые, командированные на срок не менее года. Права и обязанности всех сотрудников Института из­ложены в «Положении о персонале Объединенного института ядер­ных исследований».

Институт ведет активный обмен информацией и специалистами с Англией, США, Францией, Индией, Японией и многими другими странами мира.

Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН). Создана на основе Многосторонней конвенции, подписанной в 1953 году представителями 12 европейских государств. К 1999 году насчи­тывает 19 членов. По Уставу в ней имеются государства-члены и го­сударства-наблюдатели (среди последних – Россия).


Цель ЦЕРН – проведение научно-теоретических исследований в области физики частиц высоких энергий, то есть она является запад­ным аналогом ОИЯИ. В Женеве построены различные лаборатории, в том числе сложнейший циклотрон.

Дополнения и изменения программы научных работ допускаются только по решению большинства (в две трети голосов) государств-членов. Они же финансируют в случае необходимости и дополни­тельные программы научных исследований.

Особенность ЦЕРН: споры, возникающие между членами инсти­тута, решаются в Международном Суде. Прием новых членов допус­кается только в случае единодушного одобрения всех государств – членов ЦЕРН.

Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Брюс­сель). Создано совместно с Европейским сообществом (Общий рынок) 25 марта 1957 г. в Риме. Членами его стали Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.

Соглашение о Евратоме предусматривало создание общих рас­щепляющихся материалов, совместное строительство ядерных заво­дов, проведение научно-исследовательских работ, широкий обмен информацией, специалистами и оборудованием.

Основным в деятельности организации по договору являлось право распределения расщепляющихся материалов среди государств-членов, и принадлежало оно исключительно этой организации. Ины­ми словами, Евратом становился наднациональной организацией, которая получила возможность вмешиваться не только в ядерную промышленность стран-участниц, но и в любую отрасль их промыш­ленности, связанную с ядерным производством.

В Договоре о создании Евратома ничего не было сказано о за­прещении использования расщепляющихся материалов для воен­ных целей. Таким образом, те страны, которые стремились бы ис­пользовать расщепляющиеся материалы для военных целей, могли это сделать. Именно этим воспользовалась Франция. При подпи­сании Договора о Евратоме она прямо заявила о своем праве зани­маться вопросами применения ядерной энергии в национальном масштабе. Таким образом, самое значительное количество рас­щепляющихся материалов было выведено ею из-под контроля Евратома.

По Договору о Евратоме предусматривалось создание так назы­ваемых «общих предприятий», в которые направлялись частные ка­питаловложения. Эти положения Договора давали возможность част­ному капиталу не только определять развитие ядерной энергетики, но и влиять на всю политику Евратома в целом.

В 1967 году Евратом объединили с ЕЭС. В Комиссиях ЕЭС обра­зовалось подразделение, которое занимается организацией сотрудни­чества государств – участников Общего рынка в области мирного использования ядерной энергии.

Еще в 1958 году США заключили с Евратомом Соглашение, в ко­тором речь шла о сотрудничестве между правительством США и этой международной организацией относительно мирного использования ядерной энергии. По этому Соглашению США брали на себя обяза­тельство участвовать в сооружении в странах Евратома ряда энерге­тических установок, работающих на ядерной энергии.


Соглашение было заключено на 25 лет, а в 1983 году продлено еще на 25 лет, получив новое название – «Соглашение о сотрудниче­стве между правительством США и Европейскими сообществами относительно мирного использования ядерной энергии».

Соглашением 1992 года между Россией, США, Японией и Евро­пейскими сообществами был учрежден Международный научно-тех­нический центр в качестве межправительственной организации, которая призвана финансировать и контролировать научно-техни­ческие проекты в области ядерной энергетики, направленной на мир­ные цели, на территории России, а также других заинтересованных государств СНГ. Центр содействует прикладным и фундаментальным исследованиям и техническим разработкам в области разоружения, ликвидации ядерного оружия, охране окружающей среды, производ­ству энергии и обеспечению безопасности в ядерной энергетике.

3. Многосторонние договоры

Первыми многосторонними нормами были те, которые содержа­лись в Конвенции об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии, которая была разработана в рамках МАГАТЭ и подписана в Париже 25 июля 1960 г. Затем была принята Конвенция об ответственности операторов ядерных установок, так­же разработанная в рамках МАГАТЭ и открытая для подписания в Брюсселе 25 мая 1962 г.

Однако обе эти Конвенции перекрыла новая Конвенция о граж­данской ответственности за ядерный ущерб, разработанная с по­мощью МАГАТЭ, но уже в 1963 году.

В ее разработке принимал участие и Советский Союз. Целью Кон­венции стало «установление некоторых минимальных норм для обеспечения финансового возмещения ущерба, возникающего в резуль­тате определенных видов мирного использования ядерной энергии».

Конвенция регулирует вопросы международной ответственности за нанесение ущерба лицам и имуществу одного государства в резуль­тате несчастного случая, происшедшего на ядерной установке друго­го государства (имеются в виду реактор, завод по переработке ядерно­го топлива, места складирования ядерного материала или перевозки такого материала).

Ответственность за этот ущерб лежит на операторе ядерной уста­новки, назначенном соответствующим, отвечающим за установку го­сударством. В некоторых случаях само государство, отвечающее за установку, может выступать в качестве оператора, то есть отвечать за управление установкой.

Ответственность оператора за ущерб ограничена суммой возме­щения. Верхний ее предел – 1,5 млрд. золотых франков. Поэтому оператор, если он не государство, обязан застраховать свою ответ­ственность.

К числу первых конвенций МЯП, заключенных в 1960 году, от­носятся Конвенция МОТ о защите трудящихся от ионизирую­щей радиации и Конвенция об охране человеческой жизни на море 1960 года.

Первая распространяется на все виды деятельности, в результате которых ионизирующая радиация влияет на трудящихся в процессе их работы с ядерными материалами.