Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18754
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Все международные организации, созданные в соответствии с международными товарными соглашениями, сотрудничают с Общим фондом для сырьевых товаров, который создан в соответствии с Соглашением об Общем фонде для сырьевых товаров, заключенным 27 июня 1980 г.
4. Международно-правовое сотрудничество в области валютных и финансовых отношений
Принято рассматривать как единое целое международные валютные и финансовые отношения в противовес торговым. Это связано с Бреттон-Вудскими соглашениями 1944 года, на основе которых были учреждены МВФ и МБРР в валютно-финансовой сфере, с одной стороны, и ГАТТ в торговой сфере – с другой.
Международные валютно-финансовые отношения как особые социальные отношения в области международных экономических отношений являются важной составной частью всемирного хозяйства. Они проявляются в различных формах сотрудничества государств: при осуществлении внешней торговли, оказании экономического и технического содействия, в области инвестиций, международных перевозок и т.д. Во всех этих случаях возникает необходимость в производстве определенных платежных, расчетных, кредитных и других денежных операций, где деньги выступают в качестве валюты как международное платежное средство.
Международное валютно-финансовое право – это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения, субъектами которых выступают государства и межправительственные организации. В основе этих отношений лежит сформулированный в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года принцип, согласно которому все государства как равноправные члены международного сообщества имеют право полностью и эффективно участвовать в международном процессе принятия решений для урегулирования финансовых и валютных проблем и справедливо пользоваться вытекающими из этого выгодами (ст. 10).
В сфере международных валютно-финансовых отношений главными формами регулирования являются двусторонние и многосторонние соглашения, а также решения международных валютно-кредитных организаций.
Что касается двусторонних соглашений, то они весьма многочисленны в этой области. В договорах об экономическом сотрудничестве и в торговых договорах содержатся положения, относящиеся и к валютно-финансовым отношениям. Особое место занимают специальные соглашения: кредитные и расчетные.
Кредитные соглашения определяют объем, формы и условия предоставления кредитов. По сроку действия различаются долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от одного года до пяти) и краткосрочные (до одного года) кредитные соглашения. Долгосрочные и среднесрочные соглашения применяются при оказании технической помощи в строительстве промышленных и иных объектов, при поставках дорогостоящего оборудования, машин и т.д. Краткосрочные соглашения затрагивают главным образом вопросы текущего товарооборота. Международный кредит имеет две основные формы: товарную и денежную. Кредиты в денежной форме называются займами. Их предоставление и погашение производятся исключительно в денежной форме. Обычные кредиты могут погашаться не только в денежной, но и в товарной форме, путем поставки товаров.
В сфере международного экономического оборота известны платежные, клиринговые и платежно-клиринговые соглашения. Платежные соглашения предусматривают расчеты в согласованной валюте, механизм таких расчетов, порядок предоставления валюты для платежей. Клиринговые соглашения – это расчеты на безналичной основе путем зачета встречных требований и обязательств на специальных (клиринговых) счетах в центральных банках договаривающихся сторон. Клирингово-платежные соглашения – это расчеты по клирингу с погашением сальдо в согласованной валюте.
Все большее значение в сфере валютно-финансовых отношений приобретают многосторонние соглашения. Большинство этих соглашений устанавливают единообразные нормы, являясь инструментом унификации и оказывая влияние на формирование национальных валютно-финансовых норм. Среди таких соглашений следует упомянуть Женевские конвенции об унификации вексельного права 1930 года, Женевскую конвенцию о решении коллизионных вопросов о переводном и простом векселях 1930 года (Россия участвует в указанных конвенциях), Женевскую чековую конвенцию 1931 года (Россия не участвует), Конвенцию ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 года (в силу не вступила) и др.
В рамках Европейского Союза заключена серия соглашений, включая Маастрихтский договор 1992 года, предусматривающих порядок взаимных расчетов в евровалюте. В Содружестве Независимых Государств подписано Соглашение о создании Платежного союза государств – участников СНГ (1994 г.).
В регулировании международных валютно-финансовых отношений значительную роль играют международные валютно-кредитные организации, фонды, банки. На универсальном уровне это МВФ и Всемирный банк. Главной целью МВФ является координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им займов (краткосрочных, среднесрочных и частично долгосрочных) для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. МВФ следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов стран-членов, а также за соблюдением ими кодекса поведения в международных валютных отношениях.
Что касается Всемирного банка, то его главной задачей является содействие устойчивому экономическому росту путем поощрения иностранных капиталовложений для производственных целей, а также предоставления займов в этих же целях (в таких областях, как сельское хозяйство, энергетика, дорожное строительство и др.). В то время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из стран-членов.
Большое распространение получили региональные валютно-кредитные организации. В Европе в первую очередь следует назвать Европейский банк реконструкции и развития.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – международная финансовая организация, созданная в 1990 году с участием СССР для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы в проведении экономических и политических реформ, формировании рыночной экономики. Ее учредителями выступили 40 стран: все европейские (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также Европейское экономическое сообщество и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). На апрель 1999 года членами ЕБРР являются 59 государств, а также ЕС и ЕИБ.
Высшим органом ЕБРР является Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним управляющим и одним его заместителем. Он определяет основные направления деятельности Банка. Совет директоров (23 члена) – главный исполнительный орган, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР. Формируется он следующим образом: 11 директоров – от стран – членов ЕС, самого ЕС и ЕИБ; 4 – от стран ЦВЕ, имеющих право на получение помощи от ЕБРР; 4 – от других европейских стран и 4 –от неевропейских стран. Президент Банка избирается на четыре года, отвечает за организацию работы ЕБРР согласно указаниям Совета директоров.
Количество голосов каждого члена равно количеству акций, на которые он подписался. Страны – члены ЕС, ЕИБ и ЕС имеют в уставном капитале квоту в 51%, страны ЦВЕ – 13%, остальные европейские страны – 11%, неевропейские страны – 24%. Наибольшими долями в капитале располагают США (10%), Великобритания, Италия, ФРГ, Франция, Япония (по 8,5%). Доля России – 4%.
Для принятия решений в руководящих органах ЕБРР необходимо простое большинство голосов. Некоторые вопросы требуют специального большинства (2/3, или 85% голосов, на которые имеют право члены, участвующие в голосовании).
Деятельность ЕБРР направлена на оказание помощи государствам-членам в осуществлении экономических реформ на различных этапах перехода к рыночной экономике, а также на содействие развитию частного предпринимательства. При этом ЕБРР открыто объявил о выдвижении политических требований и условий при предоставлении финансовых средств.
Россия осуществляет тесное сотрудничество с ЕБРР. Данные за 1995-1997 годы свидетельствуют, что треть инвестиций ЕБРР вкладывалась в российские предприятия, например финансировался ряд проектов по нефтегазовому комплексу России, по программе ТАСИС и др.
Из других европейских финансово-кредитных организаций надо упомянуть Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ), действующие в рамках Европейского Союза, а также Северный инвестиционный банк (СИБ) и Северный фонд развития (СФР), созданные в рамках Северного совета министров.
Действующие в других регионах мира международные финансово-кредитные учреждения имеют в основном сходные цели и структуру. Их основными задачами являются оказание поддержки менее развитым странам мира, содействие экономическому росту и сотрудничеству в соответствующих регионах, где такие организации действуют, предоставление займов и вложение собственных средств в целях достижения экономического и социального прогресса развивающихся государств-членов, оказание помощи в координации планов и целей развития и др. Руководящими органами региональных финансово-кредитных организаций являются советы управляющих, советы директоров и президенты.
Крупнейшей из региональных финансово-кредитных организаций является Азиатский банк развития (АзБР), созданный в 1965 году по рекомендации Конференции по азиатскому экономическому сотрудничеству, созванной под эгидой Экономической комиссии для Азии и Дальнего Востока. Главной его целью является содействие экономическому росту и сотрудничеству в регионе Азии и Дальнего Востока.
Членами АзБР являются 56 государств: 40 региональных и 16 нерегиональных, в том числе США, Великобритания, Германия, Франция и другие капиталистические страны. Наибольшую долю в капитале и, соответственно, число голосов имеют США и Япония (по 16%).
В регионе Америки действует ряд финансово-кредитных организаций: Межамериканский банк развития (МАБР), Межамериканская инвестиционная корпорация (МАИК), Карибский банк развития (КБР), Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦАБЭИ). Крупнейшим является Межамериканский банк развития, созданный в 1959 году в целях оказания помощи в ускорении экономического и социального развития в Латинской Америке и Карибском бассейне. Его членами являются 46 государств: 29 региональных, в том числе США, и 17 нерегиональных, включая Великобританию, Германию, Италию, Францию, Японию и др.
В регионе Африки действует Группа Африканского банка развития (АФБР), Восточноафриканский банк развития (ВАБР), Банк развития государств Центральной Африки (БДЕАС), Западноафриканский банк развития (БОАД).
Африканский банк развития (АБР) был создан в 1964 году при содействии Экономической и Социальной комиссии ООН для Африки. В его состав входят 52 региональных государства и 25 нерегиональных, включая крупнейшие капиталистические страны. В 1972 году был создан Африканский фонд развития, а в 1976 году – Доверительный фонд Нигерии, вошедшие в Группу Африканского банка развития. Все организации ставят своей задачей содействие экономическому развитию и социальному прогрессу региональных государств-членов, финансирование инвестиционных программ и проектов, поощрение государственных и частных инвестиций и др.
Для обеспечения экономического развития и сотрудничества между арабскими странами действуют такие финансово-кредитные организации, как Арабский фонд экономического и социального развития (АФЭСР), Арабский валютный фонд (АВФ), Кувейтский фонд арабского экономического развития (КФАЭР).
Особо стоит остановиться на Исламском банке развития (ИБР), созданном в 1974 году для содействия экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских общин в соответствии с принципами шариата. Членами ИБР являются 50 государств, в том числе из стран СНГ – Туркмения, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Азербайджан.
Универсальные и региональные финансово-кредитные организации оказывают определенное положительное содействие экономическому росту и социальному прогрессу наименее развитых стран. Вместе с тем нельзя не обратить внимание, что во всех указанных организациях ведущее положение занимают США и другие крупные капиталистические страны, используя их механизмы для получения ощутимых выгод как экономического и политического характера, так и для экспорта западных ценностей, идеалов и образа жизни.
5. Международное транспортное право
Международное транспортное право – комплексная часть международного права, в которую входят отношения как публично-правового, так и (преимущественно) частноправового характера.
Исторически сложилось так, что на уровень универсального регулирования выходят в данной сфере только отношения, возникающие в сфере морского, воздушного и (в меньшей мере) автомобильного транспорта. В отношении водного (речного), железнодорожного, шоссейного и трубопроводного транспорта действуют специальные соглашения (конвенции, договоры).
Международная перевозка обычно означает перевозку пассажиров и грузов между по крайней мере двумя государствами на условиях (унифицированных нормах), установленных в международных соглашениях в отношении требований к перевозочной документации, порядку прохождения административных (таможенных) формальностей, услуг, предоставляемых пассажиру, условий приема груза к перевозке и выдаче его получателю, ответственности перевозчика, процедуры предъявления претензий и исков, порядка разрешения споров.
При международных морских перевозках наряду с международными договорными нормами широко применяются обычно-правовые нормы. При этом важнейшее значение имеет определение применимого к морской перевозке права.
Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 года устанавливает, что права и обязанности сторон по договору морской перевозки грузов, договору морской перевозки пассажиров, а также по договорам фрахтования на время, морской буксировке и морского страхования определяются по закону места заключения договора, если иное не установлено соглашением сторон. Место заключения договора определяется по праву РФ.
Морская перевозка, выполняемая без предоставления перевозчиком всего судна или его части, оформляется коносаментом, реквизиты которого, порядок предъявления к перевозчику претензий, условия ответственности перевозчика на основе принципа ответственности за вину определены в Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года. При этом, однако, «навигационная ошибка» (ошибка капитана, матроса, лоцмана в судовождении или управлении судном) исключает ответственность морского перевозчика.
Принятая в 1978 году в Гамбурге Конвенция ООН о морской перевозке грузов изменяет указанную Конвенцию 1924 года по таким вопросам, как расширение сферы действия на перевозки животных и палубных грузов, повышение предела ответственности перевозчика за сохранность груза, детализация порядка заявления требований к перевозчику.
Регулярные (линейные) морские перевозки грузов обычно осуществляются на основании соглашений об организации постоянных морских линий, которые могут заключаться как государствами (правительствами), так и (как правило) судовладельческими компаниями. В таких соглашениях определяются основные условия эксплуатации соответствующих линий, а условия морских линейных перевозок определяются в линейных коносаментах, соответствующих правилах и тарифах. Судовладельческие компании нередко образуют на основе соглашения группы перевозчиков, носящие название линейных конференций, с помощью которых наиболее крупные компании добиваются установления высоких фрахтовых ставок и других льготных условий.