Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18758
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Международная воздушная перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты подпадает под действие документов «Варшавской системы». Основу данной системы составляет Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 года, дополненная Гаагским протоколом 1955 года. Конвенция применяется к перевозке, выполняемой между территориями государств-участников, а также к перевозке, когда место отправления и место назначения находятся на территории одного и того же государства-участника, а остановка предусмотрена на территории другого государства, хотя бы и не участвующего в Конвенции. В Конвенции определены требования к перевозочным документам, права отправителя на распоряжение грузом в пути следования, порядок выдачи груза в пункте назначения, ответственность перевозчика перед пассажирами и грузовладельцем.
Согласно Варшавской конвенции, ответственность перевозчика основана на вине: перевозчик должен доказать, что им и поставленными им лицами приняты все меры к тому, чтобы избежать вреда, или что их невозможно было принять. По условиям Варшавской конвенции предел ответственности перевозчика в отношении смерти или телесного повреждения пассажира составляет 125 тыс. французских золотых франков Пуанкаре (франк содержанием 65,5 мг золота пробы 0,900), за каждый килограмм багажа и груза – 260 франков, в отношении ручной клади – 5 тыс. франков. В Гаагском протоколе эти пределы повышены вдвое. Кроме того, они могут быть повышены перевозчиком по соглашению с пассажиром, доказательством чего является приобретение пассажиром билета. Многие ведущие авиаперевозчики (используя данную возможность) заключили между собой соглашение (Монреальское соглашение 1966 г.) о повышении пределов своей ответственности при перевозках в США, из США или через территорию США до предела в 75 тыс. долл. США.
В области железнодорожного транспорта наиболее известными являются Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов (сокращенно МГК) и о железнодорожной перевозке пассажиров (сокращенно МПК). В них участвуют большинство стран Европы, Азии и Северной Африки. В 1966 году заключено Дополнительное соглашение МПК об ответственности железных дорог при перевозках пассажиров. В 1980 году на Конференции по пересмотру Бернских конвенций заключено Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Последний документ консолидирует Бернские конвенции и Дополнительное соглашение 1966 года в едином документе с двумя приложениями. Так, Приложение А определяет условия перевозок пассажиров, а Приложение В – условия перевозок грузов.
Ставки провозных платежей определяются национальными и международными тарифами. Предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Так, по правилам КОТИФ общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой скорости 400 км, а для грузов малой скорости – 300 км/сут. Вместе с тем за железными дорогами сохранено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки доставки, а также дополнительные сроки при возникновении существенных затруднений в перевозках и других особых обстоятельств.
Предельный размер ответственности железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в КОТИФ определен в расчетных единицах Международного валютного фонда – СПЗ (17 СПЗ, или 51 старый золотой франк за 1 кг веса брутто).
Правила КОТИФ предусматривают, что причиненные просрочкой в доставке убытки возмещаются грузовладельцу в пределах трехкратных провозных платежей.
Заключение договора международной перевозки грузов оформляется составлением накладной по предписанной форме, а грузоотправитель получает дубликат накладной. Ответственность железных дорог за несохранность груза наступает при наличии вины перевозчика, которую в ряде случаев должен доказать грузовладелец. Несохранность груза должна быть подтверждена коммерческим актом. При просрочке в доставке железная дорога уплачивает штраф в определенном проценте от провозной платы.
Иски к железным дорогам предъявляются в суде, причем предварительно перевозчику должна быть направлена претензия. Для предъявления претензий и исков действует девятимесячный срок, а по требованиям о просрочке в доставке груза – двухмесячный. Железная дорога должна рассмотреть претензию в 180 дней, и на это время течение срока давности приостанавливается.
Между многими странами заключены двусторонние соглашения о международном грузовом и пассажирском сообщении.
Правила относительно автомобильных перевозок содержатся в Конвенции о дорожном движении и в Протоколе о дорожных знаках и сигналах от 19 сентября 1949 г. (действует редакция 1968 г., вступившая в силу в 1977 г.). РФ участвует в этих соглашениях. Действует также Таможенная конвенция о международных перевозках грузов 1959 года (в 1978 г. вступила в силу новая редакция). РФ – ее участница.
Условия договора международной автомобильной перевозки грузов между европейскими странами определяются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (сокращенно ЦМР) от 19 мая 1956 г. В Конвенции участвуют большинство европейских государств. Она определяет основные права и обязанности грузовладельца и перевозчика при автомобильной перевозке, порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения. Установлен также предел ответственности при несохранности груза – 25 золотых франков за 1 кг веса брутто.
При автомобильных перевозках существенное значение имеет создание гарантий при причинении вреда третьим лицам автотранспортными средствами – источником повышенной опасности. Это достигается посредством введения обязательного страхования гражданской ответственности, что предусматривается как внутренним законодательством, так и рядом международных соглашений. Так, в заключенных с рядом стран двусторонних соглашениях об организации автомобильного сообщения предусматривается обязательное страхование гражданской ответственности при международных автомобильных перевозках.
Среди соответствующих международных документов в данной области следует выделить Женевскую конвенцию о дорожном движении от 19 сентября 1949 г. В соответствии с данной Конвенцией договаривающиеся государства, сохраняя за собой право установления правил пользования своими дорогами, решают, что эти дороги будут использованы для международного движения в условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией, и не обязаны распространять преимущества, вытекающие из положений настоящей Конвенции, на автомобили, прицепы или на водителей автомобилей, если они находились на их территории непрерывно более одного года.
При применении положений настоящей Конвенции термин «международное движение» означает всякое движение, связанное с пересечением хотя бы одной государственной границы.
Кроме того, участники Конвенции обязуются обмениваться сведениями, необходимыми для установления личности водителей, имеющих внутригосударственные разрешения на управление автомобилем и виновных в нарушении правил международного движения. Они обязуются также обмениваться сведениями, необходимыми для установления личности владельцев иностранных автомобилей (или лиц, на имя которых такие автомобили были зарегистрированы), чьи действия привели к серьезным дорожно-транспортным происшествиям.
19 сентября 1949 г. в Женеве заключен Протокол о дорожных знаках и сигналах. Следует также отметить Соглашение о внедрении единой контейнерной транспортной системы (Будапешт, 3 декабря 1971 г.).
Согласно данному документу, Договаривающиеся стороны согласились создать систему перевозки грузов во внутренних и особенно международных сообщениях, основывающуюся на применении сторонами на всех видах транспорта большегрузных универсальных и специальных контейнеров по согласованным ими техническим, технологическим и организационным условиям, именуемую в дальнейшем «единой контейнерной транспортной системой». Данная система должна предусматривать возможность развития контейнерных перевозок грузов также между договаривающимися сторонами и третьими странами.
Для перевозки грузов воздушным транспортом договаривающиеся стороны будут применять контейнеры, удовлетворяющие условиям таких перевозок, с параметрами, рекомендованными ИСО и ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта).
Договаривающиеся стороны организуют сеть регулярных международных контейнерных линий железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта, увязанных с внутренними контейнерными линиями, с учетом национальных транспортных потребностей и структуры транспорта договаривающихся сторон, а также контейнерные перегрузочные пункты для обеспечения передачи контейнеров с одного вида транспорта на другой и между железными дорогами с разной шириной колеи. В отдельных случаях предусмотрено создание совместных перегрузочных контейнерных пунктов.
6. Международное таможенное право
Международное таможенное право – это совокупность принципов и норм, координирующих и регулирующих таможенные отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений.
Международное таможенное право имеет свои специфические принципы: принцип таможенного разоружения, принцип таможенного содействия становлению нового международного экономического порядка, принцип запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать таможенному суверенитету стран, принцип независимости таможенного обложения и другие принципы, а также основанные на этих принципах специфические нормы и институты (торгово-политические условия экспорта и импорта товаров, услуг и капиталов в пределах таможенной территории договаривающихся государств, конвенционных тарифов, режима таможенных границ, институт таможенного присоединения, институт единой таможенной территории и др.).
Источниками международного таможенного права являются: международный договор как общий, так и по специальным вопросам международных таможенных отношений, международный обычай, общие принципы международного таможенного права, решения международных организаций по вопросам международного таможенного сотрудничества и партнерства.
Национальное право различных государств посредством их внутренней и внешней, в том числе и таможенной, политики оказывает огромное воздействие на формирование норм и принципов международного таможенного права. Так, Конституция Российской Федерации 1993 года и федеративные законы гарантируют единство экономического пространства РФ, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности в РФ (ст. 8). К внутреннему источнику международного таможенного права РФ относятся Таможенный кодекс Российской Федерации от 21 июня 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями, Закон Российской Федерации о таможенном тарифе 1993 года, а также отдельные таможенные законы.
Будучи источником международного таможенного права, обычай может иметь как универсальный характер – в силу всеобщности признания, так и региональный – в силу признания в ограниченных экономических отношениях или тех или иных определенных областях сотрудничества: обычаи торговых портов, национальные обычаи и традиции народов и др.
Подавляющее большинство норм международного таможенного права – это нормы, согласованные между государствами в международных договорах.
Так, Соглашением между Правительством Российской Федерацией и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 14 ноября 1997 г. предусмотрены формы обмена информацией, упрощения таможенных формальностей, сотрудничества, контролируемые поставки, правовые формы расследования таможенных правонарушений и др. Соглашением между Правительствами Российской Федерации и Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13 января 1988 г. определяются стандарты передачи сведений о физических лицах. Аналогичные соглашения были заключены с Республикой Македонией 27 января 1998 г., с Итальянской Республикой 10 февраля 1998 г. В качестве примера многостороннего международного договора можно привести Конвенцию ООН о согласовании условий проведения контроля на границе 1982 года, предусматривающую формы таможенного контроля, медико-санитарного контроля, ветеринарного контроля, фитосанитарного контроля, контроля за соответствием технологическим стандартам, контроля качества. Конвенция применима ко всем грузам, пересекающим при ввозе, вывозе или транзите одну или более морских, воздушных и сухопутных таможенных границ (ст. 3).
Таможенные вопросы часто содержатся в международных соглашениях с участием Российской Федерации, регулирующих другие сферы общественных отношений. Так, в рамках Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств – участников Содружества Независимых Государств (1994 г.) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с договорами (контрактами), заключенными между российскими предприятиями и предприятиями, расположенными в государствах –: участниках СНГ.
Нормы международных таможенных правоотношений составляют основу внешнеэкономической и таможенной политики, а международные стандарты – ее реализацию: порядок перемещения через государственные границы товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей (тарифное или экономическое регулирование), таможенное оформление, таможенный контроль, различные таможенные ограничения, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное и административное регулирование). В России внешнеэкономическая и таможенная деятельность использует два основных стандарта: тарифное регулирование (экономическое) и нетарифное регулирование (административное). В 1995 году для выполнения экспортно-импортных операций введен новый документ – паспорт сделки, целью которого является контроль над операциями с валютой при экспорте-импорте товаров. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу производится в соответствии с заявленным таможенным режимом. Таможенный режим – это совокупность положений, определяющих статус товаров, перемещаемых через таможенную границу, для таможенных целей (которые включают в том числе таможенно-тарифное регулирование и таможенный контроль). С экономической точки зрения таможенные режимы выступают как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие операции (выпуск для свободного обращения, экспорт, реэкспорт, реимпорт и др.).
Условно таможенные режимы можно разделить на три группы: режимы, непосредственно отвечающие интересам торговли (таможенный склад, магазины беспошлинной торговли; промышленность); режимы переработки и международных перевозок (транзит). Международные стандарты таможенных платежей включают в себя таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы за таможенное оформление, сборы на выдачу лицензий, сборы за хранение на таможенном складе и другие платежи, определенные международными договорами и национальным законодательством государств. Таможенные пошлины могут классифицироваться по различным критериям. По объекту взимания различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Таможенное регулирование импорта осуществляется с помощью импортных таможенных пошлин и таможенных льгот. Применяются специальные пошлины, антидемпинговые, компенсационные и др.