Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18738
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Следует отметить, что регулирование международных таможенных отношений имеет три основных направления: унификация и стандартизация процесса таможенной оценки; оценка товаров для взимания таможенных пошлин, унификация таможенных процедур и таможенных формальностей; унификация товарной номенклатуры, обеспечение ее сопоставимости с номенклатурой, используемой во внешнеэкономических связях. Так, многие государства строят систему таможенных тарифов на Гармонизованной системе описания и кодирования товаров, которая разработана Советом таможенного сотрудничества в 1988 году. С января 1997 года Российская Федерация применяет указанную систему, основными элементами которой являются ее номенклатура и основные правила классификации товаров.
Номенклатура Гармонизованной системы представляет собой многофункциональный классификатор товаров. В основе ее построения лежит совокупность различных признаков товаров. Так, при формировании разделов используются такие признаки, как происхождение, вид материала, из которого изготовлен товар, назначение, химический состав или принадлежность к отрасли промышленности. В основе формирования групп лежит принцип последовательности обработки товаров (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия). К основным признакам относятся степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар.
Использование Гармонизованной системы описания и кодирования товаров позволяет единообразно классифицировать товары в целях их таможенного оформления, что упрощает и ускоряет их перемещение через таможенную границу.
В рамках Организации Объединенных Наций действует Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая рассматривает и вопросы, относящиеся к таможенной сфере. Конференция разработала Общую систему преференций (ОСП) и Генеральную систему преференций развивающихся стран (ГСП), которые направлены на предоставление развитыми странами односторонних уступок раз вивающимся странам при перемещении товаров через таможенную границу.
Унификация норм международного таможенного права и координация деятельности государств в области международных таможенных отношений осуществляются также и Международным союзом по публикации таможенных тарифов, Всемирной таможенной организацией, членом которой является и Российская Федерация. Всемирная таможенная организация создана с целью стандартизации и гармонизации таможенных процедур.
К основным целям Организации относятся изучение всех вопросов, касающихся сотрудничества государств в таможенной сфере, исследование и анализ процессуальных аспектов национальных таможенных систем государств-участников, согласование и унификация при подготовке проектов конвенций, соглашений и рекомендаций, разработка таможенно-тарифных документов. Она осуществляет сотрудничество с другими международными организациями по таможенным вопросам. Документы, разработанные этой Организацией, оказывают воздействие на унификацию национальных таможенных процедур. Так, для упрощения таможенного оформления временного ввоза товаров была разработана Таможенная конвенция о карнете АТА от 6 декабря 1961 г., пересмотренная в 1995 году. Этим же вопросам посвящена и другая Конвенция о временном ввозе, подписанная в Стамбуле 26 июня 1990 г. К указанным конвенциям Российская Федерация присоединилась 18 мая 1996 г.
Создание Таможенного союза Европейского Союза (ст. 9 Договора о ЕС) предусматривает запрещение взимания импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равноподобных сборов в торговых отношениях между государствами – членами Союза, а также устанавливает общий таможенный тариф в их отношениях с третьими странами.
Таможенный союз ЕС является тарифным сообществом, в котором гармонизировано все таможенное законодательство, включая сборы и налоги, взимаемые при импорте. Основным нормативным актом является Таможенный кодекс Сообщества 1994 года и Общий таможенный тариф 1958 года. Следует отметить, что Таможенный кодекс объединил 75 регламентов, принятых с 1968 по 1992 год, сведя их к трем разделам: 1) основы таможенного законодательства (таможенная территория Европейского Союза, таможенная территория, таможенная стоимость, происхождение товаров); 2) правила, связанные с таможенным контролем (таможенные процедуры, экономическое содержание, основные изменения таможенного контроля и уничтожение товаров); 3) правила, связанные с вопросами таможенного долга, и опротестование решений, связанных с таможенными вопросами.
Латиноамериканские страны (Чили, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Аргентина) в 1982 году заключили Конвенцию о сотрудничестве и взаимной помощи между национальными таможенными администрациями. Конвенция определяет основы таможенного законодательства и таможенный режим территорий государств, заключивших данную Конвенцию, а также структуру таможенных учреждений, таможенный режим экспорта и импорта, правовой статус юридических и физических лиц в таможенных правоотношениях. Создана Дирекция национальных таможенных служб, осуществляющая международные таможенные полномочия латиноамериканских государств. Определены стандарты таможенного контроля и процедуры по экспорту и импорту, информации, инвестиционных операций, по таможенному предупреждению перевозки наркотиков и психотропных веществ, ценной информации в процессе декларирования, контроля над перевозкой культурных ценностей, а также совершения технологии таможенной очистки.
В Африке на основе Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества 1994 года как части Организации африканского единства через серию Ломейских конвенций при трансформации таможенных тарифов соответственно разрабатываются условия сотрудничества государств – членов Европейского Союза с развивающимися странами. Процесс создания Африканского экономического сообщества рассчитан на 34 года. Ему способствуют субрегиональные интеграционные объединения: Экономическое сообщество Западно-Африканских государств (ЭКОВАС), которое осуществляет реализацию Договора о свободном перемещении людей и товаров, развития транспортной сети и введения к 2006 году единой валюты Сообщества; Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА); Сообщество развития Юга Африки (САДК), которое приняло решение о создании единой энергосистемы Юга Африки; Таможенный и Экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК), который образовал Валютный союз Центральной Африки. В марте 1994 года члены Союза приняли решение о трансформации ЮДЕАК в Экономическое и валютное сообщество (ЭВСЦА), которое составит Африканское экономическое сообщество.
Российская Федерация заключила международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Швецией, Норвегией, Финляндией, Литвой, Польшей, Болгарией, Германией, США, Китаем, Монголией, Южной Кореей, Аргентиной, Израилем, Македонией и странами СНГ.
Совершенствуется механизм международно-правового регулирования сотрудничества в таможенных делах государств – участников СНГ. Устанавливаются прямые связи между территориально-таможенными органами России и других государств СНГ. В рамках СНГ создан и действует Таможенный совет, соглашение о котором было подписано 13 марта 1992 г., для выработки и проведения единой таможенной политики, унификации таможенного законодательства и таможенных процедур, координации взаимодействия таможенных служб государств – участников СНГ. Таможенный совет является высшим органом Таможенного союза, создание которого предусмотрено Соглашением СНГ о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 г.
Наряду с созданием общей таможенной территории Соглашение предусматривает согласование общего таможенного тарифа, содействие единообразному внутреннему налогообложению товаров, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с этой территории, освобождение от таможенных пошлин и иных налогов и сборов товаров, имеющих эквивалентное действие, при перемещении их внутри Таможенного союза. Следует отметить, что в Содружестве происходит процесс дифференциации, в результате которого регулирование внешнеэкономических связей России с другими государствами – участниками СНГ не является единообразным. Так, подписанное 6 января 1995 г. Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь предусматривает объединение таможенных территорий государств – участников этого союза и перемещение таможенного контроля на внешние границы Союза. В последующем к Таможенному союзу присоединились Республика Казахстан, Киргизская Республика и Республика Таджикистан.
Совет руководителей таможенных служб СНГ 28 февраля 1998 г. принял Типовой порядок таможенного оформления и контроля природного газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии, пересекающих таможенную границу государств – членов СНГ трубопроводным транспортом и с помощью линий электропередач. Одновременно подписан Протокол о единообразном порядке взимания таможенных платежей (предусмотрены уплаты таможенных сборов, таможенных пошлин, акцизов, налога на добавочную стоимость (НДС) и другие платежи, установленные национальными законодательствами) в зависимости от заявленного таможенного режима. Приняты в качестве приложения к Протоколу «Единые принципы к подходу взимания таможенных платежей».
Решением Межгосударственного совета Таможенного союза 28 апреля 1998 г. принято заявление «О десяти шагах навстречу простым людям» (Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия), в котором отмечается, что Договор от 29 марта 1996 г. «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях» является базой всеобщего и взаимовыгодного сотрудничества: введение упрощенного порядка приобретения гражданства, обеспечение гражданам свободного и равного права пересечения границ четырех государств, либерализация пограничного,- таможенного и иных видов контроля и др.
7. Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг
Туризм, по определению Международной академии туризма (Монте-Карло, Монако), представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного Пребывания. Международный туризм и туристические услуги стали одним из мощнейших средств экономического развития в мире. Внешнеторговые операции по туризму и международным путешествиям представляют вид деятельности государств по предоставлению различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей туриста и путешественника.
К специальным принципам международного туризма можно отнести такие, как свобода передвижения и свобода выбора местожительства в пределах каждого государства (ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.), свобода передвижения и отсутствие дискриминации (ст. 1 Хартии туризма 1985 г.) и др.
Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг основывается на международных договорах и международных обычаях.
Международные обычаи (источники обычного права) в части их использования перечисляются, например, в Кодексе туриста 1985 года. Весьма многочисленны международные договоры (двусторонние), например Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентины о сотрудничестве в области туризма 1998 года, Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Литовской Республики о сотрудничестве в области туризма 1998 года и др. К числу многосторонних международных договоров можно отнести Конвенцию ООН «О таможенных льготах для туристов» 1954 года, Конвенцию ООН о контракте на путешествие 1970 года и др.
Определенную роль в международно-правовом регулировании играют резолюции международных организаций, такие как Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста, принятые Генеральной ассамблеей Всемирной организацией по туризму (ВОТ) в 1985 году, а также Рекомендации Римской дипломатической конференции ООН по туризму и международным путешествиям 1963 года, Директива Комиссии Европейских сообществ «Зеленая книга в области туризма Европейского Союза 1990 года» и др.
Так, в Директиве ЕЭС 90/314 СЕЕ от 13 июня 1990 г. применяется понятие «услуга, включающая все», которая определяется как сочетание не менее двух элементов, продаваемых по общей цене, и включающих: а) транспорт, б) проживание и в) другие услуги, не относящиеся к первым двум и составляющие значительную часть «услуги, включающей все». Отсюда следует, что для российской международной туристической практики существенными элементами тура являются только транспорт и размещение.
Правовой статус туриста и международного путешественника. Рекомендации экспертов Лиги Наций 1937 года о правовом положении туриста вошли в Конвенцию ООН о таможенных льготах для туристов 1954 года по формированию общего понятия «турист». «Турист» означает любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо договаривающегося государства, кроме того государства, в котором это лицо обычно проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев в течение любого 12-месячного периода с дозволенной целью, кроме цели иммигрировать, как-то: с целью туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями. Международный союз официальных туристических организаций (МСОТО) в 1959 году принял рекомендацию, позволяющую отличать от туристических поездки со следующими целями: государственная служба (визиты государственных деятелей, парламентские, правительственные делегации, дипломатические, торговые миссии и т.п.); научные экспедиции (географические, экономические, арктические, антарктические и др.). В дальнейшем Римская дипломатическая конференция ООН по туризму и международным путешествиям 1963 года сформулировала в заключительном документе определение временных посетителей, к которым относятся «турист» и «экскурсант».
Временным посетителем является любое лицо, посещающее другую страну помимо той, которая является его обычным местом жительства, по любой причине, за исключением занятия профессиональной деятельностью, вознаграждаемой в посещаемой стране. Отсюда туристами предложено считать временных посетителей, находящихся в посещаемой стране по меньшей мере 24 часа ради удовольствия, отдыха, отпуска, здоровья, образования, религии, спорта; с деловыми намерениями, по семейным обстоятельствам, в командировке, для участия в конференциях.
Экскурсантами считаются временные посетители, прибывшие в посещаемую страну менее чем на 24 часа (включая круизных туристов). Международной конвенцией ООН о контракте на путешествие 1970 года (ст. 1) определяется правовой статус путешественника, который предоставляется любому лицу, заключившему с организатором путешествия контракт на путешествие и оплатившего его стоимость.