Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18690

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

МВД Республики Казахстан в свою очередь по получении материалов из УВД областей, ГУВД г. Алматы проверяет по своим учетам наличие сведений, препятствующих предоставлению политического убежища ходатайствующему лицу, составляет заключение о целесообразности удовлетворения ходатайства и направляет в Департамент миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Общий срок рассмотрения материалов по ходатайству о предоставлении политического убежища в МВД, УВД областей, ГУВД г. Алматы не должен превышать одного месяца.
Порядок исполнения указов Президента Республики Казахстан о предоставлении политического убежища в Республике Казахстан.
МВД Республики Казахстан по получении Указа Президента Республики Казахстан о предоставлении политического убежища либо об отклонении ходатайства о предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Казахстан направляет его для исполнения в УВД областей, ГУВД г. Алматы. УВД областей, ГУВД г. Алматы по получении Указа Президента Республики Казахстан:
а) в случае положительного решения по ходатайству о предоставлении политического убежища на основании свидетельства установленного образца, выданного Департаментом миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, оформляет лицу, которому предоставлено политическое убежище в Республике Казахстан, и членам его семьи, достигшим 16-летнего возраста, вид на жительство или удостоверение лица без гражданства;
б) в случае отклонения ходатайства о предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Казахстан или утраты права на политическое убежище либо лишения политического убежища рассматривает вопрос о законности дальнейшего пребывания их на территории Республики Казахстан в соответствии с действующим законодательством.
Если лицо, которому предоставлено политическое убежище в Республике Казахстан, совершило умышленное преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор, орган внутренних дел направляет сообщение в Департамент миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан для дальнейшего представления ходатайства Президенту Республики Казахстан о лишении данного лица политического убежища в Республике Казахстан.
Оформление документов на выезд-въезд в Республику Казахстан, передвижение по территории Республики Казахстан лиц, которым предоставлено политическое убежище в Республике Казахстан, и членам их семей производится в соответствии с требованиями Правил пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан.

Некоторые положения, которые касаются статуса лиц, которым предоставляется убежище, содержаться и в ряде соглашений по вопросам беженцев. Беженцы – лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, чаще всего страну своего гражданства, в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. Проблемы беженцев отражаются в ряде международных договоров. В рамках ООН имеется Управление Верховного Комиссара по делам беженцев. В 1951 году была заключена многосторонняя конвенция о правовом статусе беженцев. До 1967 года конвенция применялась лишь в отношении лиц, которые стали беженцами в результате событий, имевших место до 1 января 1951 года. В соответствии с Протоколом к конвенции, который вступил в силу 4 октября 1967 года, новые группы беженцев пользуются такой же защитой, как и лица, подпадающие под действие конвенции 1951 года. Конвенционные нормы о беженцах приблизили последних к статусу иностранцев, а в отношении некоторых прав – начальное образование, социальное обеспечение, ряд трудовых прав - уравняла их с гражданами страны пребывания.


К беженцам относятся лица, которые покинули свою страну в силу следующих причин:

  • в силу обоснованной опасности стать жертвой преследования по признаку расы, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, политических или религиозных убеждений и отсутствия возможности и желания вернуться в страну вследствие указанной опасности;

  • в силу внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, сильно расстроивших публичный порядок в стране или ее части;

  • в силу явлений природного характера (засуха, землетрясение, наводнение и прочее), когда подорваны материальные основы их существования.

С момента обретения независимости Республикой Казахстан произошли различные миграционные процессы. После распада СССР в Казахстан возвращаются этнические казахи, русские и немцы, представители других национальностей, а также люди, бегущие с территорий, где подорваны материальные основы их существования.

15 января 1999 года Казахстан присоединился к Конвенции 1951 года и ее Протоколу 1967 года, касающихся статуса беженцев. Определение беженца дано в Законе Республики Казахстан «О миграции», но специального закона, определяющего статус беженцев в Казахстане не существует. По сведениям главы представительства Верховного комиссара по делам беженцев ООН в Казахстане Абдуль Карим Гуль, в настоящее время в Казахстане проживает более 20 тысяч беженцев из различных регионов Содружества Независимых Государств и Центральной Азии.1 Самое большое количество беженцев из Чечни, бежавшие в Казахстан от войны – 12 тысяч человек. На территории Республики Казахстан около 2 тысяч беженцев-афганцев, покинувшие свою родину из-за войны и режима талибов. Более 4 тысяч беженцев прибыло в Казахстан из Таджикистана.

8.5. Международно-правовое регулирование в области прав человека.


Целью международного сотрудничества в поощрении уважения прав человека и основных свобод являются:

  • содействие прогрессивному развитию политических, экономических и гражданских прав населения;

  • определение правового положения иностранцев;

  • предупреждение и разрешение коллизий по вопросам гражданства;

  • оказание взаимной правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

  • координация усилий государств в борьбе с международной преступностью.

На разных этапах развития международного права перечисленные направления сотрудничества укрепляли позиции государств. Например, наиболее актуальными в настоящее время являются последние два направления.

«Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», говорилось во Французской Декларации прав человека и гражданина. Но это было лишь декларацией, так как в действительности имелось существенное ограничение прав большинства населения. Однако буржуазия, попирая права в государствах, неоднократно выступала в роли защитницы этих прав отношении с другими государствами. Отдельные международно-правовые акты, регулирующие отношения между государствами и вопросам прав человека, были приняты еще в XIX веке. В этот период заключаются соглашения между государствами, запрещающими торговлю рабами. Государства берут обязательства об улучшении правового положения лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам или исповедующих иную религию, чем религия господствующей нации. Эти международно-правовые акты объективно сыграли положительную роль, положив начало развитию международного сотрудничества между государствами по вопросам о павах человека.


В нашу эпоху, почти все государства во всех регионах мира, декларируют свою приверженность принципам соблюдения прав человека. Все больше правительств под давлением внутренних и внешних сил вынуждены действовать в соответствии с этими принципами. В сегодняшнем мире систематические грубые нарушения прав человека повсеместно осуждаются. Когда как до второй мировой войны кровавые проявления геноцида, массовые убийства встречали вежливые осуждения. Менее вопиющие нарушения прав человека не считались предметом, достойным дипломатических осуждений. Долгое время считалось, что отношение государства к своим собственным гражданам – внутренний вопрос этого государства.

Две мировые войны, сотни региональных и локальных вооруженных конфликтов, революции, десятки миллионов убитых на фронтах и замученных в лагерях, политический терроризм – все эти печальные события и процессы хорошо известны человечеству. Именно громадные масштабы потрясений, которые могли превратить в фикцию гарантии прав личности, определили первостепенное значение проблемы прав человека.

В принятом 1945 году Уставе ООН значительное место отведено правам человека. Одной из основных целей Организации Объединенных Наций является уважение прав человека. В Преамбуле ООН говорится, что члены ООН полны решимости вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчины и женщины, и в равенство прав больших и малых наций. В рамках ООН были учреждены специальные органы, постоянно занимающиеся вопросами сотрудничества между государствами с целью содействия уважению прав человека.

В рамках универсальной организации приняты основные международно-правовые акты о правах человека, касающиеся прав и обязанностей различных категорий граждан.

  • Всеобщая Декларация прав человека 1948 года.

  • Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

  • Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 года с факультативными протоколами 1976 и 1992 годов.

  • Декларация о предоставлении независимости колониальным станам и народам 1960 года.

  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года.

  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года.

  • Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него 1973 года.

  • Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года и дополнительные протоколы I и II 1977 года.

  • Конвенция о политических правах женщины 1952 года.

  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины 1979 года.

  • Декларация прав ребенка 1959 года.

  • Конвенция о правах ребенка 1989 года.

  • Конвенция о правах замужней женщины 1957 года.

  • Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 года.

  • Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года.

  • Конвенция о статусе апатридов 1954 года.

  • Конвенция о статусе беженцев 1951 года и протокол 1966 года.

  • Декларация о территориальном убежище 1967 года.


Эта новая международная организация разработала авторитетные международные нормы по правам человека. К примеру, в мае 1984 года резолюцией 1984/50 Экономического и социального Совета были одобрены «Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни». Представленные Экономическим и Социальным Советом Седьмому Конгрессу, состоявшемуся в Милане, в Италии, в августе-сентябре 1985 года, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (известные как «Пекинские правила»), были одобрены Седьмым конгрессом 6 сентября 1985 года. Правила были приняты Генеральной Ассамблеей в резолюции 40/33. 9 декабря 1988 года Генеральной Ассамблеей ООН принимается резолюция 43/173 «Свод принципов, защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме». В 1997 году Генеральный секретарь ООН докладывает Организации Объединенных Наций о вопросах по правам человека. В частности, были освещены вопросы о роли образования в области прав человека, о планах государств в этой сфере.

Одним из первых практических шагов ООН явилось принятие 10 декабря 1948 года Всеобщей Декларации прав человека. Появление Всеобщей Декларации прав человека после второй мировой войны, после Освенцима и Хиросимы,- это, конечно же, не случайное совпадение во времени. Эта одна из закономерностей социального и духовного развития мира в ХХ столетии, признание прав человека как теоретического принципа цивилизованного общества.

В Преамбуле Всеобщей Декларации прав человека говорится: «…принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества,… что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона,… что государства – члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод… Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую Декларацию Прав Человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства».

День принятия Декларации – 10 декабря 1948 года – международное сообщество отмечает как День защиты прав человека.

Понятие декларация происходит от латинского слова declaratio – объявление, провозглашение. Как правило, наименование декларация, в международной договорной практике применяют к документам, чтобы отметить их торжественность, общедоступность, демократичность. Содержание такого рода документов - величественно и высокогражданственно. Одновременно, этот документ имеет официально строгое содержание.

Всеобщая Декларация прав человека не является юридически обязательным документом. Но основные положения данного международного акта приобрели статус правовых норм, которые должны собдюдаться всеми государствами. Международное сообщество постоянно ссылается на данный документ; более того, основные положения Декларации впоследствии стали основополагающими идеями многих международно-правовых документов.


Таким образом, Всеобщая Декларация прав человека 1948 года –

  • образец для сопоставления мировых правовых систем с мировым стандартом в области защиты прав человека:

  • нравственное и юридическое обоснование международных отношений в современном мире;

  • источник для права на самоопределение народов – многие положения Декларации нашли свое отражение в конституциях молодых государств.

  • основа современного международного права в области прав и свобод граждан.

Этот важный международно-правовой документ провозглашает равенство всех индивидов в правах. Более того, каждый человек обладает этими правами без какого-то различия. Всеобщая Декларация прав человека определяет основные права человека, которые охватывают все главные области его жизнедеятельности. В целом, эти права могут быть разделены на две группы.

Первая группа – это гражданские и политические права и свободы. Под гражданскими правами понимают главные, коренные условия существования человека как личности, индивидуальности. Иногда их называют личными правами. Эта категория прав обеспечивает защиту личности от произвола, от вмешательства в личную жизнь. Статьи 3 по 19 Всеобщей Декларации прав человека подтверждают этот перечень. Например, право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность; свободу от рабства и пыток; равенство перед законом; защиту от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на беспристрастный суд; право вступать в брак и т.д.

Под политическими правами понимают права граждан участвовать в управлении общественными и государственными делами. Статьи 20 и 21 определяют свободу убеждения и их выражение; свобода печати – возможность получать и распространять информацию. Кроме того, политические права определяют отношение личности к политике государства, к событиям в обществе, влияют на общественное мнение.

Гражданские и политические права впервые появились в эпоху буржуазных революций. Именно тогда появляются первые Декларации прав человека. Например, французская декларация прав человека и гражданина 1789 года, Американский билль о правах 1791 г. Эти документы базировались именно на концепции гражданских и политических прав.

Провозглашение в Декларации 1948 года социально-экономических и культурных прав человека создало основу для социальной политики государства. Статьи Декларации с 22 по 27 провозглашают социально-экономические и культурные права человека. Социально-экономические, культурные права человека обеспечивают создание благоприятных условий материальной жизни и духовного развития. Особенностью этих прав является то, что государство обязано приложить все усилия для их осуществления. Государства имеют разные экономические возможности для материального благосостояния, разный уровень жизнеспособности. Некоторый перечень рассматриваемых прав следующий: