Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18710

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

В соответствии со статьей 17 Закона определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме в гражданство Республики Казахстан:

  1. совершило преступление против человечества, предусмотренное международным правом, сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Казахстан;

  2. призывает к нарушению единства и целостности территории Республики Казахстан;

  3. осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения;

  4. разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействует функционированию государственного языка Республики Казахстан;

  5. осуждено за террористическую деятельность;

  6. признано судом особо опасным рецидивистом;

  7. состоит в гражданстве других государств.

Вышеперечисленные основания нарушают государственные устои, приносят вред единству и равенству гражданства, посягают на целостность государства и нерушимость ее границ.

Существуют два основания прекращения гражданства – добровольный – выход из гражданства, и принудительный – утрата гражданства.

В соответствии со статьей 20 Закона лицу может быть отказано в выходе из гражданства Казахстана по следующим основаниям: если лицо, ходатайствующее о выходе имеет неисполненные обязательства перед государством или имущественные обязанности, с которыми связаны существенные интересы физических и юридических лиц Республики Казахстан. Часть 3 статьи 20 констатирует следующее: «Выход из гражданства Республики Казахстан не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, либо отбывает наказание по вступившему в силу приговору суда, или если выход лица из гражданства Республики Казахстан противоречит интересам государственной безопасности РК».

Что касается принудительного прекращения гражданства, то Закон содержит исчерпывающий перечень оснований – статья 21 Закона:

  1. вследствие поступления лица на воинскую службу, в службу безопасности, полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления другого государства, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами Республики Казахстан;

  2. если гражданство Республики Казахстан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;

  3. по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан.

Ребенок, являющийся гражданином Республики Казахстан, усыновленный гражданами других государств, по ходатайству усыновителей может выйти из гражданства Республики Казахстан, если они постоянно проживают за пределами РК, а также если из гражданства выходит и выезжает за пределы республики тот из родителей, с которым живет ребенок.

  1. если лицо, постоянно проживающее за пределами Республики Казахстан, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение пяти лет.

Глава 5 Закона о гражданстве Республики Казахстан определяет полномочия Президента Республики Казахстан, органов внутренних дел, министерства иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Казахстан.

Восстановление в гражданстве Республики Казахстан возможно по ходатайству лица, ранее состоящего в гражданстве Казахстана, в соответствии с требованиями Закона о гражданстве.


8.3. Правовое положение иностранных граждан.


В международно-правовой доктрине используют термины «иностранец», и «иностранные граждане». Являются ли они тождественными или между ними существует разница? Законодательство некоторых государств вкладывает в содержание понятия широкий смысл, т.е. к иностранным гражданам относят лиц, не являющихся гражданами их государства и имеющими доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства, а также лиц без гражданства. В соответствии со статьей 2 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранных граждан» казахстанское законодательство применяет одинаковый правовой статус как для иностранных граждан, так и лиц без гражданства. В соответствии с п.2 статьи 2 вышеупомянутого Указа лица признаются лицами без гражданства в том случае, если не являются гражданами Республики Казахстан и не имеют доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства. В узком смысле «иностранец» подразумевает в собственном смысле слова, т.е. именно иностранных граждан.

В вопросах обеспечения правового статуса иностранцев предоставляются некоторые основные права и свободы собственных граждан. При этом отсутствует элемент дискриминации. Иностранные граждане в Республике Казахстан имеют все права и свободы, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законами и международными договорами Республики Казахстан. Иностранные граждане в Республики Казахстан равны перед законом, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий. Использование иностранными гражданами своих прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Республики Казахстан, правам и законным интересам ее граждан и других лиц и неотделимо от исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Республики Казахстан.

Правовой режим иностранных граждан, т.е. совокупность прав и обязанностей на территории государства пребывания, определяется законодательством каждого государства с учетом его международных обязательств. В международно-правовой практике встречаются следующие виды правовых режимов иностранных граждан:


  • приравнивание иностранных граждан к правовому статусу собственных граждан – так называемый национальный режим. Национальный режим встречается в отдельных отраслях правового регулирования, например, в области наследования.

  • специальный режим - установление для иностранных граждан в какой-либо области особых прав, обязанностей, льгот или ограничений. Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенным видом трудовой деятельности, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан назначение на эти должности или занятие таким видом деятельности связаны с принадлежностью к гражданству Республики Казахстан. Иностранные граждане в Республике Казахстан не могут избирать и быть избранными в представительные и другие выборные государственные органы и должности, а также принимать участие в республиканских референдумах Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан.

  • режим наибольшего благоприятствования – установление для граждан какого-либо государства в какой-либо области прав и обязанностей, не менее благоприятных, чем те, которые установлены для граждан любого третьего государства. Предоставление данного вида правового режима осуществляется на основе договора.

Каков характер взаимоотношений иностранцев с государством их гражданства и государством пребывания? Необходимо отметить, что иностранные лица находятся как бы в двойном подчинении. С одной стороны, они обязаны подчиняться юрисдикции того государства, на территории которого они находятся, т.е. имеет место территориальная юрисдикция. С другой стороны, иностранные граждане находятся под защитой государства гражданства, т.е. речь идет о личной юрисдикции. При этом, государство пребывания, устанавливая правовой режим для иностранных граждан, не нарушает общепризнанных принципов и норм международного права.

В международном праве различают два вида иностранных граждан: постоянно проживающие и временно пребывающие. В соответствии со статьей 4 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона от 19 июня 1995 года «О правовом положении иностранных граждан» постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранные граждане, получившие на то разрешение и постоянный вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся в Республике Казахстан на ином законном основании, считаются временно пребывающими в Республике Казахстан. Они обязаны зарегистрироваться в установленном порядке и выехать из Республики Казахстан по истечении определенного им срока пребывания.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Казахстан, в жилищных отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.


Иностранные граждане могут иметь в Республике Казахстан на праве собственности жилище (за исключением временно пребывающих иностранных граждан) и иное имущество, иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Казахстан, пользуются своими имущественными и личными неимущественными правами наравне с гражданами Республики Казахстан. Временно пребывающие в Республике Казахстан иностранные граждане имеют право пользования имущественными и личными неимущественными правами на основаниях и в порядке, установленном законодательством и международными договорами Республики Казахстан.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Казахстан, имеют право на получение образования наравне с гражданами Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Республики Казахстан, могут получить в Республике Казахстан образование в порядке, предусмотренном международными договорами Республики Казахстан, а также по контрактам и договорам, заключенным с учебными заведениями. Иностранные граждане, принятые в учебные заведения, имеют права и несут обязанности учащихся и студентов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Казахстан, имеют право вступать в общественные объединения, кроме политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, и если это не противоречит уставам (положениям) этих объединений.

Иностранные граждане в Республике Казахстан имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав. Иностранные граждане пользуются в суде процессуальными правами наравне с гражданами Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Казахстан.

В законодательном порядке уточнены вопросы ответственности для иностранных граждан. Иностранные граждане, нарушившие правила пребывания в Республике Казахстан, то есть проживающие без документов на право жительства или проживающие по недействительным документам, не соблюдающие установленный порядок регистрации либо передвижения и выбора места жительства, уклоняющиеся от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также не соблюдающие правила транзитного проезда через территорию Республики Казахстан, подлежат административной ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Злостное нарушение иностранными гражданами правил пребывания в Республике Казахстан и транзитного проезда через территорию Республики Казахстан влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.


Иностранному гражданину, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан, может быть сокращен установленный ему срок пребывания в Республике Казахстан. Срок пребывания иностранного гражданина в Республике Казахстан может быть сокращен также в случаях, когда отпали основания для его дальнейшего пребывания.
Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы Республики Казахстан:

а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц;

в) если он нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан, таможенное, валютное или иное законодательство Республики Казахстан.

Решение о выдворении принимается уполномоченными на то государственными органами Республики Казахстан. Иностранный гражданин обязан покинуть Республику Казахстан в срок, указанный в этом решении. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат, с санкции прокурора, задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание допускается при этом на срок, необходимый для выдворения.

Иностранные граждане могут въезжать в Республику Казахстан по действительным заграничным паспортам или заменяющим их документам при наличии въездных виз Республики Казахстан, если иной порядок не установлен соглашением Республики Казахстан с соответствующей стороной. Въезд в Республику Казахстан иностранному гражданину может быть не разрешен:

а) в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка или здоровья населения;

б) если он выступает против суверенитета Республики Казахстан, призывает к нарушению единства и целостности ее территории;

в) если он разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду;

г) если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц;

д) если он осужден за террористическую деятельность либо признан судом особо опасным рецидивистом;

е) если он ранее выдворялся из Республики Казахстан;

ж) если во время предыдущего пребывания в Республике Казахстан были установлены факты нарушения им законодательства о правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан, таможенного, валютного или иного законодательства республики;

з) если при возбуждении ходатайства о въезде он сообщил о себе ложные сведения или не представил необходимые документы.

Визы на въезд или соответствующие им другие документы выдаются дипломатическими и консульскими представительствами Республики Казахстан или, в отдельных случаях, специально уполномоченными на то представителями Республики Казахстан. Основанием для выдачи виз являются приглашения принимающих сторон и разрешения уполномоченных на то органов Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Казахстан.