Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18694

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Иностранные граждане выезжают из Республики Казахстан по действительным заграничным паспортам или заменяющим их документам при наличии выездных виз, выданными уполномоченными на то государственными органами Республики Казахстан, если иной порядок не установлен соглашением с соответствующей страной. Выезд из Республики Казахстан иностранному гражданину не разрешается:

а) если имеются основания для привлечения его к уголовной ответственности - до окончания производства по делу;

б) если он осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от наказания;

в) если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств;

г) по иным основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан.

Выезд из Республики Казахстан иностранного гражданина может быть отсрочен до исполнения им имущественных обязательств, с которыми связаны существенные интересы граждан Республики Казахстан, других физических и юридических лиц. Иностранные граждане, проезжающие через территорию Республики Казахстан транзитом, следуют с соблюдением правил транзитного проезда в пограничный пункт выезда из Республики Казахстан по установленному маршруту и могут иметь остановки на территории Республики Казахстан только в пунктах, указанных в казахстанских транзитных визах, при наличии разрешения, выданного уполномоченными на то государственными органами Республики Казахстан.

28 января 2000 года постановлением Правительства Республики Казахстан за N 136 «Отдельные вопросы правового регулирования пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан» утверждены Правила въезда и пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан.


8.4. Право убежища и правовое положение беженцев.


Впервые в конституции Франции 1793 года было закреплено право страны предоставлять убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы. Позже развитие данного правового института происходило как в рамках национального законодательства, так и на международном уровне.

В соответствии с нормами международного права, государства могут предоставлять право убежища лицам, которые подвергаются или имеют основание считать, что будут подвергаться преследованию в своем государстве или государстве своего постоянного местожительства за свои политические убеждения и политическую деятельность. Каждое государство само определяет, каким лицам и на каких условиях оно предоставляет убежище. Круг лиц, которым предоставляется убежище, определяется во внутреннем законодательстве государства. Право убежища – это институт, который основывается на государственном суверенитете. Никто кроме властей государства, предоставляющего убежище, не может определять категорию лиц, пользующихся этим правом. Вместе с тем, в международном праве существуют правовые нормы, ограничивающие право государства предоставлять убежище. Согласно этих норм, в отношении некоторой категории лиц невозможно осуществить это право. К такой категории относятся:


  • лица, обвиняемые в совершении международных преступлений;
  • уголовные преступники, подпадающие под перечень двусторонних договоров об экстрадиции;
  • лица, обязательная выдача которых предусмотрена в многосторонних международных договорах о борьбе с отдельными видами уголовных преступлений.

Необходимое условие право убежища – наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. Необходимое условие право убежища – наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. При этом возникают три группы правоотношений:

  1. между лицом, испрашивающим убежище и государством его гражданства;

  2. между данным лицом и государством, предоставляющим убежище;

  3. между государством гражданства данного лица и государством, предоставившим убежище.

Наиболее древняя форма убежища – религиозная. Христианская религия широко регламентировала убежище в священных местах до абсолютизма. До сегодняшнего времени Римская церковь не отказалась от права убежища. Но большинство субъектов международного права - Ватикан, Испания, Португалия- это запрещают. Что касается православия, то этот вид убежища был только в древности. Ислам знает убежище в священных городах, у могил предков.

В практике государств имеются случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства, но и вне ее: в зданиях дипломатических миссий и консульств, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Предоставление убежища дипломатическим или консульским учреждением называется дипломатическим убежищем. Эта форма убежища применяется в практике государств только после появления института постоянных дипломатических учреждений и наделения их привилегиями и иммунитетами. Широкое распространение этот вид убежища получил в практике всех государств в течение XVIXVIIIвеков. По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на следующие группы:
  • Государства, которые не признают и не практикуют его. Это наиболее многочисленная группа государств, к которой относится и Республика Казахстан.

  • Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют. К таким государствам относятся Франция, Великобритания, США.

  • Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают предоставлять его на своей территории. К этой группе относятся латиноамериканские государства.

  • Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставлять на своей территории – например, Греция.

Таким образом, только латиноамериканские страны признают этот вид убежища, т.е. можно утверждать о существовании региональной нормы в этом вопросе.


В соответствии с Гаванской Конвенцией о дипломатическом убежище 1928 года, этот вид убежища предоставляется при наличии следующих условий:

1. дипломатическое убежище может предоставляться только в той стране, которая признает такое право;

  1. оно предоставляется лишь в экстренных случаях, когда необходимо обеспечить безопасность лица;

  2. о факте предоставления дипломатического убежища дипломатический агент, командир военного корабля, лагеря или самолета обязаны сообщить местной власти;

  3. правительство данного государства может потребовать немедленного удаления укрывшегося из страны, а дипломатический агент , в свою очередь, гарантий безопасности для данного лица;

  4. укрывшихся нельзя высаживать на территории данной страны или близко от ее границ;

  5. при пользовании убежищем укрывшемуся не будет разрешаться совершать действия, противоречащие общественной безопасности;

  6. государство не несет расходов по предоставлению убежища.

После окончания второй мировой войны вопрос о праве убежища находился на повестке дня Организации Объединенных Наций. В общей форме это было провозглашено в статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года:
  1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

  2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или действия, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

В международном праве получает широкое распространение территориальное (политическое) убежище. 14 декабря 1967 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Декларация устанавливает, что убежище должно предоставляться всем лицам, которые имеют право ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма. Государства не должны отказывать этим лицам в возможности переходить границы, высылать их или принуждать возвращаться в страны, где они будут подвергнуты преследованию. В Декларации обращается внимание на необходимость обеспечения безопасности лицам, получившим убежище на территории данного государства

Политическое убежище в Республике Казахстан предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства на основании общепризнанных норм международного права, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан и Положением "О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Казахстан", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан N 3057 от 15.07.1996 г. и предназначена для практического использования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Рecпублики Казахстан за рубежом. Лицо и члены его семьи, которым предоставлено политическое убежище, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, предусмотренные Конституцией Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о правовом положении иностранных граждан и лиц безгражданства в Республике Казахстан. Решение о предоставлении политического убежища или об отказе в предоставлении политического убежища в Республике Казахстан принимается Президентом Республики Казахстан. Политическое убежище в Республике Казахстан не предоставляется, если лицо:


1) преследуется за действия (или бездействие), признаваемые законодательством Республики Казахстан преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципах Организации Объединенных Наций;

2) привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда на территории Республики Казахстан;
3) проживало в третьей стране, где ему не грозило преследование;
4) предоставило заведомо ложные сведения;
5) имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
6) если это серьезным образом повлияет на развитие двухсторонних отношений Республики Казахстан с тем или иным государством.
Порядок подачи и рассмотрения ходатайств о предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Казахстан.
Лицо, находящееся за пределами Республики Казахстан и желающее получить политическое убежище, должно лично обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РК с письменным ходатайством на имя Президента Республики Казахстан. Если лицо ходатайствует о предоставлении политического убежища вместе с детьми, то требуется письменное согласие детей, достигших 14-летнего возраста. Ходатайствующий до решения вопроса о предоставлении и политического убежища не реже двух раз в месяц отмечается в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Республики Казахстан по месту своего проживания. В случае несоблюдения данного порядка Департамент миграции, либо дипломатическое представительство или консульское учреждение приостанавливает оформление материалов до выяснения обстоятельств. В ходатайстве на имя Президента Республики Казахстан о предоставлении политического убежища в Республике Казахстан должны быть изложены основания, по которым предоставляется убежище в защиту от преследования или peaльной угрозы стать жертвой преследования в стране гражданства и/или проживания, за общественно-политическую деятельность, расовую или национальную принадлежность, за религиозные убеждения, а также в случаях нарушения прав человека, предусмотренных нормами международного права. К ходатайству прилагаются следующие документы:
а) автобиография в двух экземплярах;
б) справка о состоянии здоровья, в том числе с указанием об обследовании на вирус иммунодефицита;
в) четыре фотографии размером 4 см х 5 см.
Консульские учреждения, осуществляющие оформление заявлений по вопросу предоставления политического убежища, вправе требовать от заявителя, помимо указанных выше документов и материалов, другие документы, имеющие отношение к делу. Немаловажный интерес на стадии приема от заявителя документов представляют, по возможности, нотариально заверенные документы о его материально-финансовом положении (движимое и недвижимое имущество, банковские реквизиты). При обнаружении неполных или неточных сведений в представленных документах, документы возвращаются заявителю для внесения дополнений или разъяснений. Все документы должны быть написаны на казахском либо русском языке или снабжены соответственно заверенным переводом на казахский либо русский язык. По материалам ходатайства дипломатические представительства или консульские учреждения составляют заключения и направляют материалы в двух экземплярах в Министерство иностранных дел. Министерство иностранных дел составляет свое заключение и направляет материалы в Департамент миграции. В заключениях по материалам о предоставлении политического убежища подробно излагаются мотивы, по которым признается целесообразность удовлетворения или отклонения ходатайства.

Срок оформления материалов по ходатайству о предоставлении политического убежища не должен превышать одного месяца со дня подачи заявления.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище в Республике Казахстан, утрачивает право на политическое убежище в случае:
1) добровольного отказа от политического убежища в Республике Казахстан;
2) приобретения гражданства Республики Казахстан или гражданства другой страны;
3) добровольного возврата в страну своей гражданской принадлежности или выезда на постоянное жительство в третью страну;
4) утраты оснований, установленных для предоставления политического убежища.
Лицо может быть лишено политического убежища в Республике Казахстан Президентом Республики Казахстан в случаях занятия деятельностью, противоречащей интересам национальной безопасности Республики Казахстан, целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если лицо совершило умышленное преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор.
Лицо и члены его семьи, которым предоставлено политическое убежище, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, предусмотренные Конституцией Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о правовом положении и правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Казахстан.
Порядок рассмотрения органами внутренних дел материалов, связанных с предоставлением политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Казахстан.
Управление паспортной и визовой работы МВД Республики Казахстан по получении из Департамента миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан материалов по вопросам предоставления политического убежища в Республике Казахстан запрашивает мнение УВД областей, ГУВД г. Алматы по месту пребывания ходатайствующих лиц о целесообразности предоставления им политического убежища.
Управления (отделы) паспортной и визовой работы УВД областей, ГУВД г. Алматы проверяют по своим учетам и учетам ЦКИ ГСК наличие сведений, препятствующих удовлетворению ходатайства, запрашивают мнение горрайорганов внутренних дел. На основании проведенных проверок составляется заключение о целесообразности предоставления политического убежища, которое вместе с материалами проверки направляется МВД Республики Казахстан. Срок рассмотрения материалов по ходатайству о предоставлении политического убежища в УВД областей, ГУВД г. Алматы не должен превышать 15 дней со дня поступления.
По ходатайству Департамента миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и его областных подразделений паспорт лица, ходатайствующего о предоставлении политического убежища в Республике Казахстан, регистрируется в УВД областей, ГУВД г. Алматы на срок до трех месяцев со дня обращения. При необходимости оформляется продление визы.