Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18717

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Принцип свободы открытого моря определил и установил правовой статус и режим различных водных пространств Мирового океана. Этот принцип оказал существенное влияние на правовое регулирование освоения природных ресурсов моря и его дна. Свобода открытого моря послужила основанием возникновения, а в дальнейшем и утверждения, свобод судоходства, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследований, возведения искусственных островов и других сооружений. Этот принцип предопределил возникновение и существование свободы полетов над открытым морем и пролетов над международными проливами.

Принцип общего наследия человечества. Неотъемлемыми элементами его содержания являются отдельные положения, определяющие правовой статус глубоководных ресурсов и регулируют конкретную деятельность государств в международном районе морского дна. Основным содержанием данного принципа являются следующие положения:

  • ни одно из государств не может распространять свой суверенитет или суверенные права на какую бы то ни было часть международного района и его ресурсы;

  • государства, физические или юридические лица не могут присваивать глубоководные ресурсы;

  • все права на ресурсы международного района принадлежат всему человечеству;

  • под контролем международного органа допускается разведка и разработка глубоководных ресурсов отдельными государствами и их компаниями;

  • деятельность в международном районе осуществляется на благо всего человечества; финансовые и другие экономические выгоды от разработки ресурсов дна и его недр распределяются справедливо и с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов;

  • международный район открыт для использования исключительно в мирных целях.

Принцип использования Мирового океана в мирных целях. Этот принцип имеет конвенционное происхождение. Исходными положениями для этого принципа является принцип запрещения применения силы или угрозой силы. Именно в этом главное юридическое содержание принципа использования Мирового океана в мирных целях.

Принцип рационального использования и сохранения морских живых ресурсов. Основой для данного принципа послужила свобода рыболовства, в соответствии с которой каждое государство на равноправной основе может заниматься промыслом во всех пространствах открытого моря. Промысел живых ресурсов Мирового океана должен вестись всеми государствами так, чтобы он обеспечивал поддержание или восстановление популяций вылавливаемых видов живых морских ресурсов.

Принцип рационального использования и сохранения морских живых ресурсов предусматривает широкое международное сотрудничество государств на двусторонней или многосторонней основе. Кроме того, такое сотрудничество возможно в рамках международных организаций для практической реализации данного принципа. Это возможно путем согласования условий промысла в экономической зоне и в других районах открытого моря, обменом научной информацией, статистическими данными об уровнях улова, о промысловых усилиях. Таким образом, реализуя данный принцип, государства координируют свои усилия для сохранения, воспроизводства живых ресурсов Мирового океана.


Принцип свободы научных исследований. III Конференция ООН по морскому праву и выработанная ее Конвенция 1982 года положила начало содержанию данного принципа. Впервые было зафиксировано, что свобода научных исследований является одной из свобод открытого моря. Это означает, что любое государство, независимо от своего географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить научные исследования и изыскания. При этом, государства должны принимать допустимые и разумные правила и процедуры для содействия научным исследованиям в морском пространстве, облегчать доступ для морских научно-исследовательских судов. Основными условиями проведения научных исследований и изысканий являются: во-первых, проведение их только в мирных целях; во-вторых, используя надлежащие научные методы и средства; в-третьих, все научные исследования и изыскания должны проводиться строго с общепринятыми правилами, содержащимися в конвенционных нормах международного морского права; в-четвертых, проводимые научные работы не должны создавать препятствий для других правомерных видов деятельности.

Принцип охраны морской среды. Первые попытки по зарождению данного принципа в международном морском праве были сделаны в 1954 году в связи с принятием международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью. Позже этот принцип нормативно закрепляется во многих конвенциях и получает новое содержание. К примеру, этот принцип обеспечивает предупреждение загрязнения морской среды нефтью, радиоактивными и другими вредными веществами. Содержание принципа охраны морской среды содержит запрет на испытание ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Данный принцип возглавляет систему многочисленных природоохранительных принципов и норм морского права, образующих самостоятельный институт морского права – право охраны морской среды. Кроме того, этот принцип является составной частью общего принципа международного права – принципа охраны окружающей среды.



15.3. Виды морских пространств.


Морские пространства различают в зависимости от их международно-правового режима и статуса. В качестве первичного критерия в основу классификации морских пространств положено наличие или отсутствие территориального суверенитета над ними. Исходя из этого, морские пространства можно делить на входящие в состав государственной территории и открытое море, которое не может быть объектом присвоения и распространения на него суверенитета.

В каждой из этих двух основных категорий различают модификации. В состав морских пространств, являющихся частью государственной территории, входят территориальное море и внутренние воды, включающие исторические заливы и другие исторические акватории.


Территориальное море (территориальные воды) – прибрежная морская полоса определенной ширины, отчитываемая от исходных линий, входящая в состав территории прибрежного государства и находящаяся под его полным суверенитетом с учетом общепринятых норм международного права. Вопрос о внешнем пределе этого морского пространства в течение длительного периода времени был спорным. В соответствии с Конвенцией ООН поморскому праву каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль. Ширина территориального моря отмеряется от исходных линий, определенных в соответствии с положениями этой конвенции.

Правовой режим территориальных вод регулируется Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне. В соответствии с данной конвенцией, а также Конвенцией ООН по морскому праву суверенитет над территориальным морем осуществляется прибрежными государствами с соблюдением норм международного права, прежде всего, права мирного прохода через территориальное море иностранных судов.

В определенных случаях, регламентируемых указанными конвенциями, прибрежное государство осуществляет в территориальных водах уголовную и гражданскую юрисдикцию.

Исторические воды - это морские воды, которые в соответствии с международно-правовой доктриной и практикой государств в определенных случаях могут быть объявлены внутренними водами в силу исторически сложившихся правовых оснований. Такими основаниями могут быть те же особые условия, что и для исторических заливов. Помимо заливов историческими могут объявляться воды небольших морей, бухт, губ, лиманов, проливов при условии, что их берега принадлежат одному государству. В отличие от института исторических заливов, концепция исторических вод конвенционного закрепления не получила.

В соответствии с действующим международным правом исторические заливы могут быть включены во внутренние воды прибрежного государства в силу исторически сложившихся правовых оснований, вне зависимости от ширины их естественного входа. Остальные заливы могут быть объявлены внутренними водами только при ширине их входа не более 24 миль. Основаниями для объявления заливов историческими являются их особые условия: исторические, экономические, географические, а также длительная принадлежность к территории данного государства. Например, Гудзонов залив принадлежит Канаде, Бристольский- Великобритании. В международной практике некоторые исторические заливы принадлежат двум и более государствам. Например, залив Фонсека принадлежит Сальвадору, Гондурасу, Никарагуа; залив Ла-Плата – Уругваю и Аргентине.

Особым является режим тех перекрываемых территориальными водами проливов, которые соединяют открытое море или экономическую зону с открытым морем или экономической зоной и используются для международного судоходства. Особое положение этих морских пространств выражается в том, что их правовой режим регулируется Конвенцией ООН по морскому праву в отдельной части, а не в той, которой регулируется режим территориального моря. В проливах, используемых для международного судоходства, ранее действовал традиционный режим свободного прохода, а в соответствии с Конвенцией 1982 года режим прохода через эти проливы определяется как транзитный проход. Этот режим не затрагивает в других отношениях ни правового статуса вод, образующих такие проливы, ни осуществления государствами, граничащими с проливами, своего суверенитета или юрисдикции над такими водами, воздушным пространством над ними, их дном и недрами.


К группе морских пространств, на которые распространяется суверенитет прибрежного государства, относятся архипелажные воды. Их специфика обусловлена тем, что суверенитет государства-архипелага ограничен обязательным признанием им права архипелажного прохода. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, архипелажные воды включают воды государства-архипелага, ограниченные прямыми архипелажными исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море и усыхающие рифы архипелага. Правовой статус архипелажных вод обусловлен признанием государством-архипелагом архипелажного прохода по морским и воздушным коридорам, пересекающим архипелажные воды и прилегающее территориальное море. В архипелажных водах вне морских коридоров морские суда всех государств пользуются правом мирного прохода. Государство-архипелаг может без дискриминации по форме или существу приостанавливать в определенных районах своих архипелажных вод действие права мирного прохода иностранным морским судам лишь в том случае, если такое приостановление существенно для охраны его безопасности. Это решение вступает в законную силу только после надлежащего его опубликования.

Архипелажный проход – составной элемент правового режима архипелажных вод, установленного Конвенцией ООН по морскому праву. Это осуществление всеми морскими судами права нормального судоходства с единственной целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую ее часть. Важным составным элементом архипелажного прохода является запрещение, какого бы то ни было его приостановления государством-архипелагом.

Открытое море – морское пространство, которое не входит ни в территориальные воды, ни во внутренние воды какого-либо государства. Основу правового режима составляет принцип свободы открытого моря. Это означает, что на открытое море не распространяется суверенитет какого-либо государства. Оно открыто для общего, равного и свободного пользования всеми, как прибрежными, так и не имеющими выхода к мою, государствами. Ни одно государство не вправе претендовать на осуществление суверенитета над открытым морем или его частями. В открытом море действует принцип исключительной юрисдикции государства флага судна, т.е. судно пользуется иммунитетом от юрисдикции других государств. Морское судно одного государства может быть остановлено и осмотрено военным или специально уполномоченным судном другого государства только в строго определенных случаях. Во-первых, если это предусмотрено специальным соглашением, участниками которого являются государство флага и государство, судно которого осуществляет указанные действия. Во-вторых, если это необходимо для борьбы с пиратством и работорговлей, с повреждением кабеля и трубопровода, с наркопреступлениями, с нарушителями правил промысла. В-третьих, если судно несет иностранный флаг, но фактически имеет ту же национальность, что и военный корабль, осуществляющий вмешательство, при осуществлении права преследования по «горячим следам».


В составе открытого моря различают прилежащую зону, рыболовную зону, исключительную экономическую зону.

Прилежащая зона – район открытого моря, прилежащий к внешней границе территориальных вод, который устанавливается для осуществления контроля прибрежного государства в целях предотвращения нарушения соответствующих правил в пределах его территории или территориального моря. Она устанавливается в целях наказания за нарушение таких правил в пределах территории или территориальных вод прибрежного государства. В международном морском праве бывают следующие виды при лежащих зон: таможенная, фискальная (налоговая), санитарная, зона безопасности, зона уголовной и гражданской юрисдикции, зона нейтралитета, иммиграционная, зона морского контроля, зона консервации. В соответствии с Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне ширина прилежащей зоны не может превышать 12 миль, а по Конвенции ООН по морскому праву – 24 миль, отмечаемых от тех же исходных линий, от которых отмеряются территориальные воды.

Рыболовная зона – район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, в пределах которого прибрежное государство осуществляет суверенные права либо юрисдикцию в целях разведки, разработки и сохранения живых ресурсов в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами. Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность установления государствами исключительных экономических зон, а не рыболовных зон. Вместе с тем, конвенция не препятствует установлению отдельными государствами рыболовных зон для осуществления ими своих суверенных прав на живые морские ресурсы. Это положение имеет силу при условии, что права прибрежного государства в отношении таких ресурсов этих зон будут не шире прав, которые предусмотрены конвенцией в отношении экономических зон. Ширина рыболовной зоны не должна превышать 200 миль, отчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод.

На III Конференции ООН по морскому праву возникли разногласия принципиального характера относительно статуса экономической зоны. Часть государств-участников до достижения соглашения о введении экономических зон расширили в одностороннем порядке территориальные воды до 200 миль. Далее, они настаивали на максимальном расширении прерогатив прибрежного государства в экономической зоне путем наделения ее международно-правовым статусом sui generis, т.е. особого рода, отличным от статуса территориального и открытого морей. Другая часть участников конференции считали, что признание особого статуса зоны создаст угрозу изменения ее договорного характера, отождествления ее режима с режимом территориального моря. Единого мнения достичь не удалось, и Конвенция не дает определения статуса экономической зоны, ограничиваясь изложением прав и обязанностей как прибрежных, так и всех государств-пользователей. Режим экономической зоны отличается от допускаемых этим статусом различных модификаций лишь по предмету и объему строго ограниченных прав и прерогатив прибрежного государства, устанавливаемых международным правом в результате договорных изъятий из свобод открытого моря.