Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18173

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Но особое значение Декларация прав человека и гражданина 1789 года имела для последующего развития прав и свобод человека и гражданина как институтов внутреннего и международного права. В рассматриваемый период формируется наука международного права, которая начинает оказывать существенное влияние на между­народные отношения. Под влиянием Г. Гроция определились два на­правления – естественно-правовое и позитивно-правовое. Яркими представителями естественно-правового направления были X. Вольф, С. Пуффендорф и др., а позитивного – К. Бинкерсхук, Р. Зеч, Ж.-Ж. Мозер. Так, С. Пуффендорф (Германия) отождествлял между­народное право с естественным правом и отрицал юридическое действие обычаев, а также отказывался признавать договоры в ка­честве основы международного права. В свою очередь, позитивисты Р. Зеч (Англия) и К. Бинкерсхук (Голландия) полностью отвергали естественное право.

В то же время некоторые ученые подходили к пониманию меж­дународного права с позиции единства естественного и позитивного права (представителей этого направления называют гроцианцами). Так, швейцарский ученый Э. Ваттель в своем произведении «Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к пове­дению и делам наций и суверенов» (1758 г.) писал, что в междуна­родном праве следует различать естественное и позитивное право. Первое является необходимым элементом права народов, которое предписано природой и обязательно для всех народов и всех людей. Позитивное, или производное, право является продуктом деятельно­сти государств. В его основе лежит согласие государств. Заслугой Э. Ваттеля является то, что он, в частности, обосновал концепцию равенства государств, полагая, что малая республика обладает таким же суверенитетом, что и могущественное королевство. Г.Ф. Мартене (Германия), хотя и различал естественное и позитивное международ­ное право, главное внимание в своих трудах уделял позитивному праву, подразделяя его на обычное и конвенционное. Он считал, что естественное международное право связывает все народы, а позитив­ное действует только в Европе.

Труды Э. Ваттеля и Г.Ф. Мартенса пользовались большой по­пулярностью и оказали влияние на международно-правовую науку XIX столетия.

Начиная с конца XVII столетия стали появляться сборники меж­дународных договоров. Первым был сборник, выпущенный в 1693 году Г.В. Лейбницем под названием «Кодекс дипломатии и международ­ного права». Г.Ф. Мартене издал «Собрание договоров о союзе», во­семь томов которого вышли в период с 1791 по 1801 год. Издание этого собрания с дополнениями продолжалось и в начале XX века.

В этот период в России также появляются работы, затрагивающие некоторые вопросы международного права. Наиболее известны «Рассуждения...» П. Шафирова о законных причинах войны России со Швецией (издана в 1717 г.). В своей работе П. Шафиров рассмотрел такие вопросы, как положение дипломатических агентов воюющих государств в начале военных действий, положение подданных вою­ющих государств на территории противника, сражающееся и мирное население, положение пленных, репрессалии и капитуляции. Вышли и такие работы, как «Сокращение естественного права» (1722 г.) В.Т. Золотницкого, «О первенстве и председательствовании евро­пейских государей, их послов и министров» (1792 г.) П.А. Левашова, «Рассуждения о мире и войне» (1798 г.) В.Ф. Малиновского, обосно­вавшего в своей работе необходимость создания международной организации, основной целью которой было бы обеспечение мира.


5. Международное право с 1815 года до окончания Первой мировой войны

С 1795 года начались захватнические войны Франции, которые разрушили Вестфальскую систему равновесия. Франция в течение 15-летнего периода непрерывных войн отказалась от прогрессивных международно-правовых идей, выдвинутых во время французской революции.

В результате победы коалиционных сил над Францией произошли изменения не только на политической карте Европы. Государства-победители стремились создать новый международный порядок, ко­торый был бы основан на принципах равновесия и легитимизма. Принцип легитимизма означал обеспечение сохранения территори­альных приобретений, а также внутреннего правопорядка от револю­ционных потрясений.

XIX столетие характеризуется тем, что многие международные вопросы стали решаться на международных конгрессах (конферен­циях), в которых принимали участие все или почти все европейские государства. Начало этой практике положил Венский конгресс 1814-1815 годов, созванный в связи с разгромом Наполеона I. В нем при­нимали участие все европейские государства (за исключением Тур­ции). Акты Венского конгресса 1815 года сыграли значительную роль в развитии международного права. Этими актами признавались сво­бода судоходства по некоторым европейским рекам, постоянный нейтралитет Швейцарии и единообразие в рангах различных дипло­матических представителей. Особое значение имела «Деклараций держав об уничтожении торга неграми».

На этом конгрессе был создан Священный союз в составе России, Пруссии и Австрии, к которому присоединились впоследствии Вели­кобритания и Франция. Этот союз, в сущности, присвоил себе функции на основе принципа легитимности выступать гарантом территориальной стабильности в Европе и внутреннего правопорядка от революционных посягательств. Уже в 1821 году во имя принципа легитимности войска Австрии вторглись в Неаполь и Сардинию, а войска Франции – в Испанию в 1823 году в целях защиты королев­ской власти. В противовес этому принципу, в связи с революцион­ными выступлениями в Венгрии в 1848 году ряд государств выступил за признание принципа невмешательства.

Идеи французской революции в области прав человека, несом­ненно, оказали влияние на возникновение принципа национально­сти, который лег в основу образования национальных государств и освобождения народов от иноземного господства (Греция, Бельгия, Италия, Болгария, Сербия, Черногория, Румыния).

Правовое положение иностранцев становится более обеспечен­ным, поскольку ряд государств предоставляет им в основном те же права, что и собственным гражданам. Возникает институт предостав­ления права убежища политическим эмигрантам.

Колонизация территорий в Африке и связанные с ней спорные вопросы о принадлежности той или иной территории вызвали необ­ходимость созыва в 1884 году конгресса в Берлине. На этом кон­грессе было решено, что право открытия «ничейной» территории не является достаточным правовым основанием для оккупации терри­тории. Оккупация должна быть эффективной, то есть государство должно осуществлять в отношении этой территории акты власти. Кроме того, об акте оккупации государство должно сообщить (ноти­фицировать) другим государствам. На этом конгрессе также была признана свобода судоходства по реке Конго.


В международном праве признавались такие способы террито­риальных изменений либо территориальных приобретений, как цес­сия в разнообразных формах и плебисцит. Так, в 1867 году Россия продала США Аляску, в 1863 году Великобритания уступила Греции Ионические острова. В практике государств стало признаваться, что покупка означает приобретение территории, но не населения. Поэто­му населению уступаемой территории предоставляется право оптации гражданства.

Плебисциты проводились в 1858 году в Румынии, в 1860 году в Ницце и Савойе.

Международное морское право получает дальнейшее развитие. Ни одно государство не ставит под сомнение существование таких ин­ститутов международного морского права, как открытое море и тер­риториальные воды. Кроме того, появляется настоятельная потреб­ность в регулировании отдельных видов пользования морскими пространствами, В частности, заключаются как двусторонние, так и многосторонние договоры относительно рыболовства и добычи от­дельных видов живых ресурсов, например котиков, тюленей и др.

Появляются такие понятия, как исторические заливы и прилежа­щие зоны.

Развитие экономики и связанный с ней научно-технический про­гресс привели к созданию международных организаций. Были обра­зованы Международный союз для измерения земли (1864 г.), Меж­дународный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международный комитет мер и весов (1875 г.), Междуна­родный союз для охраны промышленной собственности (1886 г.), Международный противоневольнический союз (1890 г.), Междуна­родный союз для публикации таможенных тарифов (1890 г.), Меж­дународный союз железнодорожных товарных сообщений (1890 г.) и др.

Большое распространение получили договоры, роль которых в регулировании международных отношений значительно возросла. Заключались не только мирные договоры или договоры, связанные с территориальными изменениями, но и договоры о торговле, море­плавании, по консульским вопросам, о взаимной судебной помощи, о выдаче (экстрадиции) преступников, о рыболовстве, по вопросам связи и транспорта и др. Появились многосторонние договоры, на­пример по борьбе с пиратством, торговлей женщинами, распрост­ранением порнографических изданий и т.п.

Для разрешения международных споров государства часто прибе­гали к международному арбитражу. Известны арбитражные решения споров между Великобританией и США в 1870 году по делу крейсера «Алабама», между Россией и США в 1893 году по поводу захвата американских судов, осуществлявших добычу котиков, между Вене­суэлой и Великобританией в 1897 году по спору о Британской Гви­ане, и многие другие.

Законы и обычаи войны претерпели существенные изменения. Для регламентации способов и средств ведения войны созываются международные конгрессы. Так, в 1856 году на конференции в Па­риже принимается Декларация о праве морской войны, которая, в сущности, подтверждает положения Декларации о вооруженном ней­тралитете 1780 года, дополняя их лишь новым правилом о запрете каперства. В 1868 году в Санкт-Петербурге подписывается Деклара­ция об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Но особое значение имели созванные по инициативе России в 1899 и 1907 годах Первая и Вторая Гаагские конференции мира. На этих конференциях были приняты акты о законах и обычаях войны, уч­реждена Постоянная палата третейского суда.


Формирование классического международного права начиналось с Вестфальского мира. Характерная его черта – формирование преимущественно как права европейских государств.

В XIX столетии сложилась наука международного права. В ней продолжали существовать два направления – естественно-правовое

и позитивно-правовое. Однако в результате развития международно-правовой практики все большее распространение получило позитив­ное направление. Во многих странах появляются курсы международ­ного права: в Великобритании – Р. Филлимора, Т. Твисса, У. Холла и др.; во Франции – Ж. Рейневаля, П. Прадье-Фодере и др.; в США – Г. Уитона, Дж. Кента, Т. Улси и др.; в Германии – Й. Клюбера, А. Гефтера, Ф. Гольцендорфа, Ф. Листа и др.; в Ита­лии – П. Фиоре и др.; в Швейцарии – И. Блюнчли и т.д.

Разрабатывались и отдельные международно-правовые вопросы. Так, П. Манчини (Италия) посвятил свою работу принципу нацио­нальности. В частности, его определение нации как естественного общества людей, которые вследствие общей территории, происхож­дения, нравов и языка объединены общей культурой и общественным сознанием, оказывает до сих пор влияние на понятие народов, нацио­нальных меньшинств и т.п.

Большое внимание вопросам международного права уделялось в России. Появляются как общие курсы и учебники по международно­му праву, так и работы, посвященные отдельным вопросам. Необхо­димо заметить, что расцвет российской науки международного права падает на вторую половину XIX столетия. Появляется целая плеяда выдающихся юристов-международников: М.Н. Капустин, В.А. Неза-битовский, Л.А. Камаровский, И.И. Ивановский, Ф.Ф. Мартене, М.А. Таубе, О.О. Эйхельман, В.Э. Грабарь, П.Е. Казанский, В.А. Ов­чинников и др.

6. Международное право с 1919 года до создания ООН

Первая мировая война 1914-1919 годов и заключенный по ее окончании Версальский мирный договор (1919 г.) не только измени­ли политическую карту мира, но и оказали существенное влияние на развитие международного права. В 1917 году в результате Великой Октябрьской социалистической революции появляется Советская Россия, которая в первые же дни своего существования выдвинула политические и международно-правовые идеи, оказавшие влияние на международное право.

Те бедствия, которые принесла война, показали международному сообществу, что необходимы средства для ограничения войн и обес­печения международного мира. Основным механизмом для решения этой задачи была призвана стать созданная в 1919 году Лига Наций, членами которой уже в первые годы ее существования стали 44 го­сударства, а к 1932 году ее членами являлись уже 55 государств. СССР стал ее членом в 1934 году.

Статут Лиги Наций предусматривал процедуры мирного разреше­ния споров между государствами.

Особо следует отметить влияние идей Октябрьской революции и внешнеполитических акций Советского государства на международное право. Эти идеи касались таких международно-правовых вопросов, как запрет агрессивных и колониальных войн, аннексий и контри­буций, признание права народов на самоопределение. На развитие международного сотрудничества в области защиты социальных прав человечества оказала влияние и внутренняя политика Советского госу­дарства. В частности, созданная в 1919 году Международная организа­ция труда специально занималась вопросами социальных прав граждан. Период 1919-1939 годов характеризуется тем, что государства осознавали необходимость запрещения агрессивной войны. В связи с этим в 1928 году принимается Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (пакт Бриана–Келлога). Тем не менее острой проблемой оставалась необходимость общепри­нятого определения понятия агрессивной войны. Усилия Советского Союза в этом отношении в определенной степени увенчались успе­хом, поскольку в 1933 году по его инициативе была заключена Кон­венция об определении агрессии (ее участниками являлись СССР, Эстония, Латвия, Польша, Румыния, Турция, Персия и Афганистан). Делаются определенные шаги в области обеспечения прав челове­ка. В частности, принимаются Конвенции о запрете рабства (1926 г.) и о правовом положении политических беженцев (1928 г.).


Лига Наций предпринимает попытку кодификации международ­ного права. Однако эти попытки на созванной в 1930 году конферен­ции завершились неудачей.

Среди советских ученых, занимавшихся проблемами международ­ного права этого периода, можно выделить В.Э. Грабаря, В.Н. Дурденевского, Е.А. Коровина, СБ. Крылова, Д.Б. Левина, Е.Б. Пашуканиса и др.

На Западе появляется нормативистская школа международного права, основоположником которой являлся австрийский ученый Г. Кельзен (в годы фашистской оккупации покинувший Австрию и поселившийся в США). Суть нормативизма заключалась в том, что и международное право, и внутреннее право составляют одну пра­вовую систему, однако международное право стоит над внутренним правом. В основе правовой системы находится норма, обладающая высшей юридической силой. Такой нормой является норма pacta sunt servanda, и все нормы как международного, так и внутреннего права подчиняются названной норме.

7. Современное международное право

Образование в 1945 году Организации Объединенных Наций по­ложило начало современному международному праву. Хотя четкие границы между этапами развития международного права провести невозможно, поскольку образование норм международного права может быть охарактеризовано как постоянный процесс создания новых норм, изменения действующих и прекращения устаревших норм международного права, современное международное право существенным образом отличается от предыдущего. Прежде всего следует отметить, что современное международное право в значи­тельной степени развивается под влиянием Организации Объединен­ных Наций.

Поскольку главной задачей международного сообщества явля­ется обеспечение международного мира и безопасности, основ­ным средством для осуществления этой задачи выступает ООН. Несмотря на то что вооруженные конфликты так и не исчезли с лица земли, заслуги ООН в области поддержания мира значи­тельны.

Современное международное право отличается по ряду признаков от классического.

Субъектами международного права признаются все государства, а не только цивилизованные, как это предусматривалось класси­ческим международным правом. Современное международное право признало также, что его субъектами являются межгосударственные организации, хотя их правосубъектность является производной, вто­ричной и отличается существенным образом от правосубъектности государств.

Право государств на войну запрещено. Государства могут обра­щаться только к мирным средствам разрешения международных споров.

Если основным источником предыдущих международно-правовых систем являлись обычаи, то в современный период возросла роль международных договоров.

Осуществлена кодификация многих отраслей международного пра­ва, например дипломатического и консульского права, права между­народных договоров, международного морского права и др..