Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18699
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Нормы МГП запрещают применение и конкретных видов обычного оружия неизбирательного действия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания: оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном, кассетные, шариковые бомбы, мины-ловушки (Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 г. и четыре протокола к ней).
Запрещается подвергать гражданское население, отдельных гражданских лиц или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия, а также военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения. Нормы МГП запрещают превращать леса или другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты.
В 1995 году Протоколом IV дополнена Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. В соответствии с этим документом запрещается применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях с тем, чтобы не причинить постоянную слепоту органам зрения человека, не использующего оптические приборы. В мае 1996 года в Протокол II к названной Конвенции были внесены поправки, согласно которым запрещается применять противопехотные мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами; дистанционно устанавливаемые противопехотные мины, которые не соответствуют положениям о самоуничтожении и самодезактивации; дистанционно устанавливаемые мины, не являющиеся противопехотными минами, если они не оснащены эффективным механизмом самоуничтожения или самонейтрализации, спроектированным таким образом, чтобы мина уже не функционировала как мина, когда она больше не служит военной цели, для которой была установлена.
Мировому сообществу после продолжительных усилий удалось запретить химическое оружие. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года предусматривает обязательства государств не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие, не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было, а также не применять его и не проводить любые военные приготовления к его применению, не помогать, не поощрять или не побуждать кого бы то ни было к проведению деятельности, запрещенной этим документом.
В 1997 году в Оттаве была подписана Конвенция о запрещении использования, накопления и продажи противопехотных мин и об их уничтожении. Ее подписали свыше 130 государств. В целях ограничения распространения противопехотных мин в России издан Указ «О продлении моратория на экспорт Российской Федерацией противопехотных мин», который вступил в силу с 1 декабря 1997 г.
Отдельно следует сказать о ядерном оружии. В международном праве нет общепризнанной нормы, которая запрещала бы применение ядерного оружия. Известен лишь ряд международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его пространственного распространения.
В этом отношении вызывает интерес запрос Генеральной Ассамблеи ООН в Международный Суд относительно правомерности использования ядерного оружия или угрозы его применения.
Международный Суд пришел к выводу о том, что, во-первых, не существует ни одной международно признанной нормы, которая прямо запрещала бы при любых обстоятельствах использование ядерного оружия или угрозу его применения в ходе вооруженного конфликта; во-вторых, Суд единодушно констатировал, что любой случай применения ядерного оружия подпадает под действие норм и требований международного гуманитарного права.
Из этого следует, что, хотя формального запрета на применение ядерного оружия международное сообщество пока еще не выработало, по техническим характеристикам, поражающим факторам, последствиям его применения оно подпадает под ограничения, существующие в международном гуманитарном праве.
8. Международно-правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны
Война является исключительным состоянием межгосударственных отношений, которое в интересах установления мира по возможности в кратчайший срок должно быть прекращено. Одной из серьезных предпосылок для этого является создание условий для скорейшего восстановления мирных отношений между воюющими государствами.
Прекращение состояния войны необходимо отличать от прекращения военных действий. В практике международных отношений наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция.
Перемирие может быть общим или местным (ст. XXXVII Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны). Общее перемирие прекращает военные действия, причем оно распространяется на весь театр войны и в силу этого представляет собой акт не только военный, но и политический, а поэтому заключается воюющими сторонами от имени государственных органов. При определенных обстоятельствах оно способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению.
В качестве примеров можно назвать Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире от 18 марта 1962 г.
Важное значение для обеспечения перемирия имеет установление времени вступления в силу соглашения о перемирии и срока действия этого соглашения. Стороны сами решают, когда вступит в силу соглашение о прекращении военных действий: либо сразу после его подписания, либо по прошествии определенного времени. Если в условиях перемирия не определен срок его действия, то каждая сторона вправе возобновить военные действия в любое время, заранее предупредив об этом другую сторону. Это положение не применимо к общему перемирию, так как оно является решающим шагом к установлению мира; его нарушение расценивается как акт агрессии.
Таким образом, общее перемирие не может быть нарушено и должно рассматриваться как бессрочное. Всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и даже, в крайнем случае, немедленно возобновить военные действия. Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст. XL, XLI Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1899 г.).
Современное международное право предусматривает заключение перемирия по решению (и под контролем) Совета Безопасности
ООН, принятому в соответствии со ст. 40 Устава ООН о временных мерах, которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции и т.п.
Местное перемирие имеет своей целью приостановление военных действий между отдельными воинскими подразделениями и частями на ограниченном участке театра военных действий, с тем чтобы подобрать раненых и больных, произвести погребение мертвых, эвакуировать из осажденных районов женщин и детей. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны предусматривает возможность заключения в этих целях местных соглашений (ст. 17). Аналогичное положение содержится в ст. 15 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, в котором говорится о том, что «каждый раз, когда это позволяют обстоятельства, будут заключаться соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транспортировать их, а также произвести обмен между ними. Равным образом между сторонами, находящимися в конфликте, могут заключаться местные соглашения об эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, об обмене ими и о пропуске в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества». После выполнения задач, во имя которых осуществлялось временное перемирие, может последовать возобновление военных действий. Ограниченный характер задач местного перемирия, его кратковременный характер предопределяют возможность решения вопроса о нем командующими войсками (силами), если законы и воинские уставы не предусматривают иного порядка.
Второй формой прекращения военных действий является капитуляция. Разновидность ее – безоговорочная капитуляция. Капитуляция отличается от перемирия тем, что побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем. Так, во Второй мировой войне после тотального поражения фашистской Германии и милитаристской Японии каждая из них подписала Акт о безоговорочной капитуляции.
Нужно подчеркнуть, что ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войны. Правда, практика международных отношений послевоенного периода внесла изменения в это общепризнанное положение. Например, упоминавшееся Соглашение о военном перемирии в Корее (1953 г.), а также Соглашение о прекращении военных действий во Вьетнаме (1973 г.) прекратили не только военные действия, но и состояние войны, восстановив мир в этих странах. Однако прекращение состояния войны в соглашениях о перемирии – это не правило, а исключение.
Основной международно-правовой формой прекращения состояния войны является заключение мирного договора. По содержанию он охватывает широкий круг вопросов: прекращение состояния войны, восстановление мирных отношений, а также ответственность военных преступников, разрешение территориальных вопросов, обмен военнопленными, возмещение убытков, возвращение имущества и т.п.
Состояние войны между воевавшими государствами прекращается также путем:
-
принятия односторонней декларации, то есть между государствами не ведутся переговоры, а восстановление мирных отношений является результатом инициативы одной стороны. Так, СССР прекратил состояние войны с Германией, опубликовав Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. В соответствии с этим документом состояние войны с Германией прекращалось и с ней устанавливались мирные отношения;
-
заключения двусторонней декларации, когда состояние войны прекращается в результате переговоров. Так, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную декларацию о прекращении состояния войны.
Таким образом, окончание войны является важным и решающим фактором для развития послевоенных отношений. Зачастую государства вновь стремятся к установлению дипломатических отношений, прерванных войной, активизируют межгосударственное сотрудничество в различных областях уже на иной международно-правовой основе, рассчитанной на мирные отношения.
9. Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство
Россия является участницей конвенций, устанавливающих правила ведения войны. Эти правила трансформировались в законодательных актах и армейских приказах. Например, приказом по военному ведомству № 697 от 31 октября 1914 г., подписанным военным министром и утвержденным императором, вводилось «положение о военнопленных» с учетом действовавших в то время международных соглашений.
4 июня 1918 г. был опубликован Декрет о признании всех международных конвенций о Красном Кресте. Совет народных комиссаров РСФСР доводил до сведения Международного комитета Красного Креста в Женеве и правительств всех государств, признавших Женевскую конвенцию, что эта Конвенция как в первоначальной, так и во всех ее позднейших редакциях, а также все другие международные конвенции и соглашения, признанные Россией до октября 1915 года, признаются и будут соблюдаемы Российским советским правительством.
Вторая мировая война стала серьезным испытанием для системы принципов и норм МГП. Советский Союз, в отличие от Германии и большинства других стран, отказался подписать Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными 1929 года. Впоследствии это было использовано противником в качестве формального предлога для отказа в применении ее положений в отношении советских военнопленных.
В послевоенный период четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года были подписаны с оговорками Советским Союзом и в 1954 году ратифицированы. Две из них были трансформированы в инструкции по применению в Вооруженных Силах Союза ССР Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях и лиц, потерпевших кораблекрушение на море. Дополнительные протоколы I и II к этим Конвенциям были подписаны СССР 12 декабря 1977 г. и ратифицированы 4 августа 1989 г.
В качестве первого шага по выполнению международных обязательств, вытекающих из участия Советского Союза в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны, стало издание Уставов Вооруженных Сил, а также приказа МО 1990 года № 75, объявляющего названные документы и содержащего требования по их исполнению в войсках и силах флота.
В названном приказе министра обороны командирам (начальникам) всех степеней предписывается распространять знания о МГП, изучать его в системе боевой подготовки, обеспечивать подчиненных текстами международно-правовых документов, законодательных актов, определяющих поведение личного состава армии и флота в период вооруженного конфликта. Дано указание учитывать нормы МГП при проведении занятий, учений в войсках и силах флота, а также при разработке проектов законодательных актов, общевоинских уставов, решений правительства, приказов и директив. При решении вопросов, касающихся применения норм МГП, командиры (начальники) опираются на юридических советников (ст. 82 Дополнительного протокола I), функции которых приказом министра обороны РФ 1990 года № 75 возложены на офицеров юридической службы. Положения, касающиеся соблюдения военнослужащими норм международного гуманитарного права, юридически закреплены в Федеральном законе «Об обороне» 1996 года, Федеральном законе «О статусе военнослужащих» 1998 года, а также в Основных положениях военной доктрины России 1993 года. В Уголовном кодексе РФ с учетом требований МГП в качестве преступлений признаются: применение запрещенных методов и средств ведения войны; экоцид; наемничество; нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.
В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) 24 сентября 1993 г. подписано Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов. В нем его участники выразили свою
обеспокоенность тревожной ситуацией, сложившейся на значительной части бывшего Союза ССР в связи с вооруженными конфликтами по национальным, религиозным и политическим мотивам. Осуждая грубые нарушения норм МГП (применение запрещенных средств и методов ведения войны, нападение на гражданское население и гражданские объекты, взятие заложников, пытки и иные виды посягательства на человеческое достоинство), стороны соглашения обязались сотрудничать на дву- и многосторонней основе в принятии необходимых мер, направленных на предотвращение нарушений прав человека в регионах вооруженных конфликтов, включая меры судебного преследования и наказания лиц, организовавших, совершивших или приказавших совершить действия, квалифицируемые как военные преступления или преступления против человечества по международному и/или внутригосударственному праву.