Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18278

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Нормы МГП запрещают применение и конкретных видов обыч­ного оружия неизбирательного действия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания: оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколка­ми, не обнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном, кассетные, шариковые бомбы, мины-ловушки (Конвенция о запрещении или ог­раничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 г. и четыре протокола к ней).

Запрещается подвергать гражданское население, отдельных граж­данских лиц или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия, а также военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения. Нормы МГП запре­щают превращать леса или другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исклю­чением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты.

В 1995 году Протоколом IV дополнена Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. В соответствии с этим доку­ментом запрещается применять лазерное оружие, специально пред­назначенное для использования в боевых действиях с тем, чтобы не причинить постоянную слепоту органам зрения человека, не ис­пользующего оптические приборы. В мае 1996 года в Протокол II к названной Конвенции были внесены поправки, согласно которым запрещается применять противопехотные мины, не являющиеся дис­танционно устанавливаемыми минами; дистанционно устанавливаемые противопехотные мины, которые не соответствуют положениям о самоуничтожении и самодезактивации; дистанционно устанавли­ваемые мины, не являющиеся противопехотными минами, если они не оснащены эффективным механизмом самоуничтожения или само­нейтрализации, спроектированным таким образом, чтобы мина уже не функционировала как мина, когда она больше не служит военной цели, для которой была установлена.

Мировому сообществу после продолжительных усилий удалось запретить химическое оружие. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года предусматривает обязательства государств не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие, не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было, а также не применять его и не проводить любые военные приготовления к его применению, не помогать, не поощрять или не побуждать кого бы то ни было к про­ведению деятельности, запрещенной этим документом.

В 1997 году в Оттаве была подписана Конвенция о запреще­нии использования, накопления и продажи противопехотных мин и об их уничтожении. Ее подписали свыше 130 государств. В целях ограничения распространения противопехотных мин в России из­дан Указ «О продлении моратория на экспорт Российской Феде­рацией противопехотных мин», который вступил в силу с 1 декабря 1997 г.


Отдельно следует сказать о ядерном оружии. В международном праве нет общепризнанной нормы, которая запрещала бы примене­ние ядерного оружия. Известен лишь ряд международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его простран­ственного распространения.

В этом отношении вызывает интерес запрос Генеральной Ассамб­леи ООН в Международный Суд относительно правомерности ис­пользования ядерного оружия или угрозы его применения.

Международный Суд пришел к выводу о том, что, во-первых, не существует ни одной международно признанной нормы, которая пря­мо запрещала бы при любых обстоятельствах использование ядерно­го оружия или угрозу его применения в ходе вооруженного конфлик­та; во-вторых, Суд единодушно констатировал, что любой случай применения ядерного оружия подпадает под действие норм и требо­ваний международного гуманитарного права.

Из этого следует, что, хотя формального запрета на применение ядерного оружия международное сообщество пока еще не выработа­ло, по техническим характеристикам, поражающим факторам, по­следствиям его применения оно подпадает под ограничения, сущест­вующие в международном гуманитарном праве.

8. Международно-правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны

Война является исключительным состоянием межгосударст­венных отношений, которое в интересах установления мира по воз­можности в кратчайший срок должно быть прекращено. Одной из серьезных предпосылок для этого является создание условий для ско­рейшего восстановления мирных отношений между воюющими го­сударствами.

Прекращение состояния войны необходимо отличать от прекра­щения военных действий. В практике международных отношений наиболее распространенными формами прекращения военных дей­ствий являются перемирие и капитуляция.

Перемирие может быть общим или местным (ст. XXXVII Гааг­ского положения о законах и обычаях сухопутной войны). Общее перемирие прекращает военные действия, причем оно распростра­няется на весь театр войны и в силу этого представляет собой акт не только военный, но и политический, а поэтому заключается вою­ющими сторонами от имени государственных органов. При опре­деленных обстоятельствах оно способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению.

В качестве примеров можно назвать Соглашение о военном пере­мирии в Корее от 27 июля 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире от 18 марта 1962 г.

Важное значение для обеспечения перемирия имеет установление времени вступления в силу соглашения о перемирии и срока дейст­вия этого соглашения. Стороны сами решают, когда вступит в силу соглашение о прекращении военных действий: либо сразу после его подписания, либо по прошествии определенного времени. Если в условиях перемирия не определен срок его действия, то каждая сто­рона вправе возобновить военные действия в любое время, заранее предупредив об этом другую сторону. Это положение не применимо к общему перемирию, так как оно является решающим шагом к уста­новлению мира; его нарушение расценивается как акт агрессии.


Таким образом, общее перемирие не может быть нарушено и должно рассматриваться как бессрочное. Всякое существенное нару­шение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и даже, в крайнем случае, немедленно возобновить военные дей­ствия. Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст. XL, XLI Гаагского положения о законах и обычаях сухопутной войны 1899 г.).

Современное международное право предусматривает заключение перемирия по решению (и под контролем) Совета Безопасности

ООН, принятому в соответствии со ст. 40 Устава ООН о временных мерах, которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции и т.п.

Местное перемирие имеет своей целью приостановление воен­ных действий между отдельными воинскими подразделениями и частями на ограниченном участке театра военных действий, с тем чтобы подобрать раненых и больных, произвести погребение мерт­вых, эвакуировать из осажденных районов женщин и детей. Женев­ская конвенция о защите гражданского населения во время войны предусматривает возможность заключения в этих целях местных соглашений (ст. 17). Аналогичное положение содержится в ст. 15 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, в котором говорится о том, что «каждый раз, когда это позволяют обстоятельства, будут заключаться соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения, чтобы позволить подобрать раненых, оставшихся на поле боя, транс­портировать их, а также произвести обмен между ними. Равным об­разом между сторонами, находящимися в конфликте, могут заклю­чаться местные соглашения об эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, об обмене ими и о пропуске в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества». После выполнения задач, во имя которых осуществля­лось временное перемирие, может последовать возобновление воен­ных действий. Ограниченный характер задач местного перемирия, его кратковременный характер предопределяют возможность реше­ния вопроса о нем командующими войсками (силами), если законы и воинские уставы не предусматривают иного порядка.

Второй формой прекращения военных действий является капи­туляция. Разновидность ее – безоговорочная капитуляция. Капиту­ляция отличается от перемирия тем, что побежденная сторона утра­чивает даже формальное равенство с победителем. Так, во Второй мировой войне после тотального поражения фашистской Германии и милитаристской Японии каждая из них подписала Акт о безого­ворочной капитуляции.

Нужно подчеркнуть, что ни перемирие, ни капитуляция не пре­кращают состояния войны. Правда, практика международных отно­шений послевоенного периода внесла изменения в это общепризнан­ное положение. Например, упоминавшееся Соглашение о военном перемирии в Корее (1953 г.), а также Соглашение о прекращении военных действий во Вьетнаме (1973 г.) прекратили не только во­енные действия, но и состояние войны, восстановив мир в этих странах. Однако прекращение состояния войны в соглашениях о перемирии – это не правило, а исключение.


Основной международно-правовой формой прекращения состояния войны является заключение мирного договора. По содержанию он охватывает широкий круг вопросов: прекращение состояния войны, восстановление мирных отношений, а также ответственность военных преступников, разрешение территориальных вопросов, обмен военно­пленными, возмещение убытков, возвращение имущества и т.п.

Состояние войны между воевавшими государствами прекращает­ся также путем:

  1. принятия односторонней декларации, то есть между государст­вами не ведутся переговоры, а восстановление мирных отношений является результатом инициативы одной стороны. Так, СССР прекра­тил состояние войны с Германией, опубликовав Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. В соответствии с этим документом состояние войны с Германией прекращалось и с ней устанавливались мирные отношения;

  2. заключения двусторонней декларации, когда состояние войны прекращается в результате переговоров. Так, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную декларацию о прекращении состоя­ния войны.

Таким образом, окончание войны является важным и решающим фактором для развития послевоенных отношений. Зачастую государ­ства вновь стремятся к установлению дипломатических отношений, прерванных войной, активизируют межгосударственное сотрудниче­ство в различных областях уже на иной международно-правовой ос­нове, рассчитанной на мирные отношения.

9. Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство

Россия является участницей конвенций, устанавливающих правила ведения войны. Эти правила трансформировались в законодательных актах и армейских приказах. Например, приказом по военному ве­домству № 697 от 31 октября 1914 г., подписанным военным министром и утвержденным императором, вводилось «положение о военноплен­ных» с учетом действовавших в то время международных соглашений.

4 июня 1918 г. был опубликован Декрет о признании всех между­народных конвенций о Красном Кресте. Совет народных комиссаров РСФСР доводил до сведения Международного комитета Красного Креста в Женеве и правительств всех государств, признавших Же­невскую конвенцию, что эта Конвенция как в первоначальной, так и во всех ее позднейших редакциях, а также все другие между­народные конвенции и соглашения, признанные Россией до октября 1915 года, признаются и будут соблюдаемы Российским советским правительством.

Вторая мировая война стала серьезным испытанием для системы принципов и норм МГП. Советский Союз, в отличие от Германии и большинства других стран, отказался подписать Женевскую конвен­цию об обращении с военнопленными 1929 года. Впоследствии это было использовано противником в качестве формального предлога для отказа в применении ее положений в отношении советских воен­нопленных.


В послевоенный период четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года были подписаны с оговорками Советским Союзом и в 1954 году ратифицированы. Две из них были трансфор­мированы в инструкции по применению в Вооруженных Силах Сою­за ССР Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях и лиц, потерпевших кораблекрушение на море. Дополнительные протоколы I и II к этим Конвенциям были подписаны СССР 12 декабря 1977 г. и ратифици­рованы 4 августа 1989 г.

В качестве первого шага по выполнению международных обяза­тельств, вытекающих из участия Советского Союза в Дополнитель­ных протоколах I и II к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны, стало издание Уставов Вооруженных Сил, а также при­каза МО 1990 года № 75, объявляющего названные документы и со­держащего требования по их исполнению в войсках и силах флота.

В названном приказе министра обороны командирам (начальни­кам) всех степеней предписывается распространять знания о МГП, изучать его в системе боевой подготовки, обеспечивать подчиненных текстами международно-правовых документов, законодательных актов, определяющих поведение личного состава армии и флота в период вооруженного конфликта. Дано указание учитывать нормы МГП при проведении занятий, учений в войсках и силах флота, а также при разработке проектов законодательных актов, общевоин­ских уставов, решений правительства, приказов и директив. При решении вопросов, касающихся применения норм МГП, командиры (начальники) опираются на юридических советников (ст. 82 Допол­нительного протокола I), функции которых приказом министра обороны РФ 1990 года № 75 возложены на офицеров юридической службы. Положения, касающиеся соблюдения военнослужащими норм международного гуманитарного права, юридически закреплены в Федеральном законе «Об обороне» 1996 года, Федеральном законе «О статусе военнослужащих» 1998 года, а также в Основных положе­ниях военной доктрины России 1993 года. В Уголовном кодексе РФ с учетом требований МГП в качестве преступлений признаются: при­менение запрещенных методов и средств ведения войны; экоцид; наемничество; нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.

В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) 24 сентяб­ря 1993 г. подписано Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов. В нем его участники выразили свою

обеспокоенность тревожной ситуацией, сложившейся на значитель­ной части бывшего Союза ССР в связи с вооруженными конфлик­тами по национальным, религиозным и политическим мотивам. Осуждая грубые нарушения норм МГП (применение запрещенных средств и методов ведения войны, нападение на гражданское насе­ление и гражданские объекты, взятие заложников, пытки и иные виды посягательства на человеческое достоинство), стороны соглашения обязались сотрудничать на дву- и многосторонней основе в принятии необходимых мер, направленных на предотвращение нарушений прав человека в регионах вооруженных конфликтов, включая меры судебного преследования и наказания лиц, организовавших, совер­шивших или приказавших совершить действия, квалифицируемые как военные преступления или преступления против человечества по международному и/или внутригосударственному праву.