Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18668

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Постановления уголовного порядка, издаваемые оккупирующим государством, вступают в силу только после того, как они будут опуб­ликованы и доведены до сведения на национальном языке населения.

Оккупирующее государство обязано обеспечить снабжение граж­данского населения продовольствием и медикаментами. Оно может реквизировать продовольственные запасы, медикаменты, находящи­еся на оккупированной территории, только с учетом нужд граждан­ского населения. Причем в последующем оккупирующее государство должно принять меры для обеспечения того, чтобы реквизиция была справедливо возмещена. На оккупированной территории должна быть обеспечена деятельность медицинских учреждений и служб.

Запрещаются под каким бы то ни было предлогом угон, а также депортирование (высылка) гражданского населения из оккупирован­ной территории на территорию оккупирующего государства или на территорию любого другого государства. Вместе с тем может произ­водиться полная или частичная эвакуация какого-либо определенно­го оккупированного района для обеспечения безопасности населе­ния, а также при наличии веских причин военного характера. В таких случаях гражданское население может быть перемещено только в глубь оккупированной территории, за исключением тех случаев, ког­да сделать это практически невозможно. Эвакуированное в таком по­рядке население должно быть возвращено на свои прежние места немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены.

Оккупирующая держава не вправе принуждать покровительствуе­мых лиц служить в ее вооруженных силах. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольного поступления его в армию неприятельского государства.

В соответствии с нормами МГП на оккупированной территории запрещаются следующие действия: уничтожение движимого и недви­жимого имущества, являющегося государственной, коллективной или частной собственностью неприятельской державы и ее отдельных лиц; взятие заложников из числа гражданских лиц; изменение ста­туса должностных лиц или судей, применение к ним санкций или каких-либо мер принуждения, проведение дискриминации по той причине, что они воздерживаются от выполнения своих обязаннос­тей по соображениям совести; проведение всякого рода мероприя­тий, направленных на то, чтобы вызвать безработицу или ограничить возможность работы для граждан оккупированной территории с целью заставить их работать на оккупирующую державу.

Оккупант может привлекать гражданское население к трудовой деятельности, за исключением выполнения работы, которая вынуж­дала бы его принимать участие в военных операциях. Работа должна выполняться в пределах оккупированной территории, на которой находятся данные лица. Она должна справедливым образом оплачи­ваться и соответствовать физическим и интеллектуальным способнос­тям работников.


Воюющие государства могут как на оккупированной территории, так и вне ее интернировать гражданское население. Интернирован­ные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность и осуществляют вытекающие отсюда права в той мере, в какой это будет совместимо с интернированием. При этом интернированные будут бесплатно обеспечиваться средствами, необходимыми для их содержания, а также медицинской помощью. Места интернирования не должны находиться в районах, особо подвергающихся военной опасности. При этом интернированные должны размещаться отдель­но от военнопленных и лиц, лишенных свободы, и иметь свою ад­министрацию.

Международное право, применяемое в период вооруженных кон­фликтов, содержит нормы, в соответствии с которыми воюющая сто­рона несет ответственность за обращение своих представителей с гражданским населением, причем это не снимает личной ответст­венности с этих представителей.

Говоря о защите гражданского населения в период вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть об охране нормами международ­ного права окружающей среды, то есть среды обитания гражданского населения. В статье 55 Дополнительного протокола I 1977 года впер­вые в МГП закреплена норма, которая предписывает при ведении военных действий проявлять заботу о защите природной среды от об­ширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита вклю­чает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.

Таким образом, анализ международно-правовых норм о правовом положении раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и гражданского населения со всей очевидностью под­тверждает вывод о существовании в МГП принципа защиты жертв войны, содержащего комплекс мер, которые обязаны соблюдать вою­ющие стороны в период вооруженных конфликтов.

6. Защита гражданских объектов и культурных ценностей

Необходимость укрепления правового режима защиты граждан­ских объектов в период вооруженного конфликта обусловлена рядом факторов, важнейшим из которых является потребность обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражданского населения.

К гражданским объектам МГП относит незащищенные города, селения, жилища, больницы, госпитали, храмы, сооружения и средст­ва транспорта, используемые гражданским населением, постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования, продукты питания, а также источники воды. На выработку понятия «гражданский объект» большое влияние оказал научно-технический прогресс, способствующий появлению таких сооружений, уничтоже­ние которых может иметь непредвиденные последствия как для на­селения, так и для окружающей человека среды. Речь при этом идет о таких объектах, как гидроэлектростанции, плотины, дамбы и т.д.


Международное право, применяемое в период войны, регламен­тирует защиту гражданских объектов, устанавливая специальные ме­ры предосторожности и особую защиту отдельных гражданских объ­ектов. Так, ст. 57 Дополнительного протокола I требует от воюющих сторон при проведении военных операций постоянно проявлять за­боту о том, чтобы щадить гражданские объекты. Нападающий дол­жен сделать практически все возможное, чтобы удостовериться, что объекты нападения являются военными. Под военными объектами понимаются объекты, которые «в силу своего характера, располо­жения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество». Нападаю­щий должен принимать меры предосторожности при выборе средств вооруженной борьбы, с тем чтобы избежать нанесения случайного ущерба гражданским объектам и во всяком случае свести их к мини­муму; воздерживаться от любого нападения, которое может повлечь за собой случайные потери среди гражданского населения, или нанесет случайный ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе если они будут чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается полу­чить (это положение в международном праве известно как принцип пропорциональности).

Воюющие стороны обязаны также предусматривать следующие меры предосторожности: удаление гражданских лиц и гражданских объектов, расположенных вблизи военных объектов; запрещение размещать военные объекты в густонаселенных районах или вблизи них; принимать другие меры, направленные на защиту гражданских объектов.

Под особой защитой международного права находятся такие граж­данские объекты, как санитарные или демилитаризованные зоны, не­обороняемые местности, объекты культурного назначения, объекты гражданской обороны. Санитарные или демилитаризованные зоны представляют собой особую разновидность гражданских объектов и не могут быть объектами нападений; воюющим запрещается распро­странять на такие зоны военные операции любого характера. Согла­шение о таких зонах между заинтересованными сторонами может быть заключено как в мирное время, так и в начале боевых действий.

Особой разновидностью гражданских объектов являются необо­роняемые местности – «любой населенный пункт, находящийся в зоне соприкосновения вооруженных сил или вблизи нее, который открыт для оккупации его противной стороной». Границы такой не­обороняемой местности сообщаются противнику. Сторона, под конт­ролем которой находится необороняемая местность, должна обозна­чить ее по периметру соответствующими знаками.

Под особой защитой должны находиться гражданские объекты, необходимые для выживания гражданского населения. Это запасы про­дуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйствен­ные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой. Запрещаются не только нападения на такие объекты, но и их разру­шение, что может нанести большой ущерб гражданскому населению.


Особой защитой пользуются атомные электростанции, плотины, дамбы, которые объединяются понятием «установки и сооружения, содержащие опасные силы». Указанные объекты не должны подвер­гаться нападению даже в тех случаях, когда являются военными объ­ектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.

Разновидностью объектов, подпадающих под защиту МГП, являют­ся культурные ценности. Международно-правовая защита их опреде­ляется Конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и Протоколом к ней, Дополнительным прото­колом I 1977 года и другими документами.

Защита культурных ценностей включает в себя их охрану и ува­жение к этим ценностям. Под охраной культурных ценностей пони­мается совокупность мероприятий, которые должны быть осуществ­лены государствами на собственной территории еще в мирное время по сохранению ценностей от возможных последствий вооруженного конфликта.

Уважение культурных ценностей означает выполнение государ­ствами обязательств: запрещать использование этих ценностей в целях, которые могут привести к их разрушению или повреждению в случае вооруженного конфликта; запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей; запрещать реквизицию движимых культурных ценностей, располо­женных на территории другого государства – участника Конвенции 1954 года.

Кроме того, запрещается: совершать какие-либо враждебные ак­ты, направленные против тех исторических памятников, произведе­ний искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; использовать такие объ­екты для поддержки военных усилий.

Нужно подчеркнуть, что в Конвенции 1954 года предусматрива­ется и специальная защита культурных ценностей, которая предпо­лагает внесение объектов, имеющих очень большое значение (т.е. не только для одной страны, но и всего человечества в целом), в Между­народный реестр культурных ценностей. Смысл специальной защиты заключается в том, что государства–участники названной Конвен­ции обязуются с момента внесения культурных ценностей в Между­народный реестр обеспечить их иммунитет, воздерживаться от лю­бого враждебного акта, направленного против них, а также от использования таких ценностей и прилегающих к ним участков в военных целях.

Под специальную защиту может быть взято ограниченное число укрытий, предназначенных для сохранения движимых культурных ценностей, центров сосредоточения культурных ценностей, при условии: а) что они находятся на достаточном расстоянии от круп­ного индустриального пункта или любого важного военного объекта (аэропорта, радиостанции, порта, железнодорожной станции и др.); б) что они не используются в военных целях.


Центр сосредоточения культурных ценностей считается исполь­зуемым в военных целях в том случае, если в нем осуществляется деятельность, имеющая прямое отношение к военным операциям, размещению личного состава войск, производству военных материа­лов, или его применению при перемещении личного состава или ма­териальной части войск даже транзитом.

Государства приняли обязательства ввести еще в мирное время в уставы или инструкции, которыми пользуются войска, положения, способные обеспечить соблюдение норм о защите культурных цен­ностей, воспитывать личный состав своих вооруженных сил в духе уважения культуры всех народов, а также подготовить и создать в своих вооруженных силах службы или специальный персонал, кото­рые следили бы за тем, чтобы уважались культурные ценности и осуществлялось сотрудничество с гражданскими властями, которым поручена охрана этих ценностей.

7. Запрещенные методы и средства ведения войны

С тем чтобы избежать излишних страданий, ничем не оправдан­ных жертв среди мирного населения, сопряженных с военными дей­ствиями, МГП устанавливает принцип ограничения в выборе воюю­щими методов и средств ведения войны, который выражается в формуле: «воюющие не пользуются неограниченным правом в выбо­ре средств нанесения вреда неприятелю» (ст. 22 Конвенции о зако­нах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г.). Он нашел подтверждение в Дополнительном протоколе I к Женевским конвен­циям 1949 года о защите жертв войны: «Право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не явля­ется неограниченным» (ст. 35).

К запрещенным методам ведения войны относятся следующие действия:

  • предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к войскам неприятеля;

  • нападение на лиц, вышедших из строя;

  • взятие заложников;

  • отдача приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе;

  • принуждение лиц служить в вооруженных силах неприятель­ской державы;

  • бомбардировка незащищенных городов;

  • использование не по назначению отличительных нацио­нальных и международных защитных эмблем и др.

Перечисленные методы ведения войны в качестве запрещенных нашли отражение в ряде международно-правовых актов: Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (ст. 22-23, ст. 3, 50, 130, 147, соответственно, IIV Женевских конвенций 1949 г.), а также в До­полнительном протоколе I 1977 года (ст. 35, 75, 85).

К запрещенным средствам ведения войны МГП относит те, ко­торые причиняют излишние страдания своими поражающими свой­ствами:

  • взрывчатые и зажигательные пули, а также пули, легко разво­рачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле (соответ­ствующие Декларации 1868 и 1899 гг.);

  • снаряды, имеющие единственным назначением распростране­ние удушающих или вредоносных газов (Декларация 1899 г.);

  • удушливые, ядовитые или другие подобные газы (Женевский протокол 1925 г.);

  • бактериологические средства (ст. 23 Положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; Женевский протокол 1925 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.);

  • средства воздействия на природную среду, которые имеют ши­рокие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.).