Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2019
Просмотров: 18698
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 17
Международная
борьба с преступностью
1. Понятие международной борьбы с преступностью
Преступления на территории тех или иных государств подпадают под юрисдикцию этих государств, и ими занимаются их правоохранительные органы. Однако преступная деятельность часто переходит границы государств, и появляется необходимость совместной борьбы государств с преступностью. Возникает также потребность в международном обмене опытом борьбы с преступностью. С этой целью стали заключаться сначала двусторонние, а потом многосторонние соглашения в этой области, созываться международные конгрессы и конференции, создаваться международные организации.
Однако определяющим фактором является то, что принцип юрисдикции государства в отношении преступлений оставался незыблемым и международная борьба с преступностью сводилась к решению вопросов разграничения юрисдикции государств в случае коллизий, например через оказание правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, сбор вещественных доказательств, допрос свидетелей и другие следственные действия, выдачу преступников, передачу осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются, и т.д.
Со временем стала расширяться и деятельность по обмену информацией и опытом по борьбе с преступностью. Если раньше она сводилась к передаче сведений об отдельных правонарушителях или преступных группах, то постепенно, особенно с ростом технических возможностей, в такие обмены включаются все направления борьбы с преступностью: составление всеобъемлющих картотек и баз данных, научные разработки о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и ее предотвращении.
Расширилось и сотрудничество по оказанию технической помощи, направленной на усиление эффективности борьбы с преступностью, включая поставки совершенной аппаратуры и предоставление экспертных услуг.
Новый импульс международному сотрудничеству в этой области придали возникновение организованной преступности и особенно ее интернационализация. Эти факторы явились одной из глобальных новых угроз, для преодоления которых нужны усилия всего международного сообщества.
Традиционно международному праву были известны отдельные ситуации, когда любое государство могло осуществлять юрисдикцию в отношении некоторых преступлений, например пиратства. Но такие ситуации были исключением.
В начале XX века стала проявляться тенденция к выделению преступлений международного характера, в отношении которых трудно установить территориальную юрисдикцию каких-то определенных государств. Так, Первая Международная конференция по унификации уголовного законодательства в Варшаве в 1927 году отнесла к таким преступлениям следующие деликты: пиратство, подделку металлических денег и государственных ценных бумаг, торговлю рабами, торговлю женщинами или детьми, умышленное употребление всякого рода средств, способных породить общественную опасность, торговлю наркотиками, торговлю порнографической литературой. К такого рода опасным преступлениям международного характера относятся и акты международного терроризма.
Эти преступления наносят значительный ущерб международным отношениям и в конечном счете касаются всех государств. Против них международное сообщество принимает меры, в том числе путем выработки и реализации универсальных, региональных и двусторонних конвенций.
Наибольшую же опасность для международного сообщества представляют совершаемые самими государствами международные преступления, посягающие на международный мир и безопасность. К ним относятся преступление агрессии, преступления геноцида и апартеида, преступления против человечности и военные преступления.
Борьба с такими преступлениями является первоочередной задачей всего международного сообщества, прежде всего ООН и ее главного органа в области поддержания международного мира и безопасности – Совета Безопасности с использованием всех его полномочий. Юрисдикция же в отношении конкретных лиц, виновных в этих преступлениях, является в принципе универсальной, а не национальной и может осуществляться не только национальными, но и международными судами.
Таким образом, следует различать три группы делинквентов по современному международному праву: государства, совершающие международные преступления; конкретные исполнители таких преступлений, действующие от имени государства; отдельные лица или группы лиц, совершающие уголовные преступления международного характера не от имени государства.
2. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера и его основные международно-правовые формы
Четкое определение международных преступлений позволяет отличать их от преступлений международного характера. Последние не имеют определенной связи с преступной деятельностью того или иного государства, однако одновременно представляют опасность для международного и национального правопорядка. Они посягают на плодотворное сотрудничество государств в области экономики, предпринимательской деятельности, культуры, прав и свобод человека и представляют существенную опасность для многих стран мира.
Можно сказать, что по своей юридической сути преступления международного характера являются общеуголовными, но они отягощены «иностранным элементом». К таким преступлениям, в частности, относятся: фальшивомонетничество, незаконные операции с наркотическими и психотропными веществами, рабство и работорговля, торговля женщинами и детьми, распространение порнографии, пиратство (морской разбой), преступления, совершенные на борту воздушного судна, международный терроризм и др. Эти преступления стали более усложненными, а применение новых научно-технических средств при их совершении сделало их более опасными.
Новые обстоятельства, определяющие сущность преступлений международного характера, предопределили необходимость проведения более активной политики государств в направлении повышения эффективности их сотрудничества.
Определенные усилия в борьбе с общеуголовными преступлениями в современных условиях предпринимаются странами во внутригосударственной сфере с учетом своих правовых систем и оперативно-разыскных возможностей. Однако практика показывает, что с некоторыми видами преступлений международного характера необходима борьба не только в национальном масштабе, но и в рамках международного сотрудничества.
Сотрудничество в области борьбы с преступлениями международного характера охватывает такую категорию общеуголовных преступлений, которые, во-первых, совершаются в большинстве своем на территории нескольких государств или на территории, не подпадающей под юрисдикцию какого-либо одного государства; во-вторых, отягощены иностранным элементом; в-третьих, борьба с такими преступлениями не может быть эффективной без использования международно-правовых средств. Такое сотрудничество в практическом плане осуществляется, например, путем оказания помощи в розыске скрывающегося на чужой территории преступника, выдаче его заинтересованному государству и получении необходимых материалов по уголовному делу. Кроме того, рамки сотрудничества расширяются за счет обмена информацией, изучения проблем преступности и борьбы с ней, оказания практической помощи отдельным государствам в решении проблемы преступлений международного характера.
Борьба с преступностью ведется во всемирном масштабе путем заключения международных соглашений на межгосударственной основе, с использованием международных и региональных организаций, а также на двусторонней основе.
Таким образом, международные соглашения по борьбе с преступлениями международного характера могут быть:
-
многосторонними международно-правовыми соглашениями по регламентации определенных отраслей или институтов международного права, в которых содержатся правовые нормы, касающиеся определенных преступлений международного характера. К примеру, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в соответствующем разделе определены права и обязанности государств по борьбе с пиратством, перевозкой рабов и др.;
-
многосторонними международно-правовыми соглашениями по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера. Например, Женевская конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года и др.;
-
региональными международно-правовыми соглашениями по борьбе с преступлениями международного характера;
-
двусторонними международно-правовыми соглашениями о борьбе с некоторыми видами преступлений международного характера. Например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Пакистан о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими 1995 года;
-
двусторонними международно-правовыми соглашениями об оказании правовой помощи и выдаче преступников и др.
Важным моментом в определении направления сотрудничества является координация деятельности государств в борьбе с преступлениями международного характера. Она осуществляется под эгидой ряда международных организаций универсального и регионального характера.
В Организации Объединенных Наций – на сессиях Генеральной Ассамблеи, в рамках деятельности Экономического и Социального Совета и в иных формах сотрудничества – рассматриваются самые различные аспекты предотвращения и пресечения преступлений, представляющих международную общественную опасность. Под эгидой ООН осуществлена разработка целого ряда международных конвенций о преступлениях международного характера. Указанные
международно-правовые документы реализуются в ходе практической деятельности государств. Кроме того, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН регулярно принимаются резолюции, содержащие рекомендации, касающиеся координации деятельности государств в борьбе с конкретными видами преступлений международного характера.
Одним из первых актов Организации Объединенных Наций по борьбе с преступностью была резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г., в соответствии с которой ООН приняла на себя функции, которые ранее выполнялись Международной уголовной и пенитенциарной комиссией (МУПК). Таким образом, в рамках ООН при Экономическом и Социальном Совете формировались специализированные органы (специальные корреспонденты отдела ООН по социальным делам, международные конгрессы и др.), в задачу которых входила организация борьбы с преступлениями международного характера.
3. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями
Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в соответствии с резолюцией 415 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г. созываются каждые пять лет. Это международный универсальный форум, на котором государства и другие участники подводят итоги деятельности и определяют перспективы и новые направления сотрудничества в области международной борьбы с преступностью. С 1955 года было проведено девять конгрессов. СССР участвовал в работе конгрессов, начиная со второго.
Деятельность Конгресса регламентируется резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и ЭКОСОС, правилами процедуры Конгресса, а также соответствующими решениями самого Конгресса.
Конгресс тесно сотрудничает с функциональными органами ЭКОСОС. В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение об учреждении Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней (в составе 15 экспертов). Именно с этим Комитетом Конгресс осуществлял тесное сотрудничество вплоть до 18 декабря 1991 г., когда Комитет был преобразован в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию в качестве новой функциональной комиссии ЭКОСОС, состоящей из 40 государств-членов, избираемых на три года. Создание Комиссии было предусмотрено в Декларации принципов и Программе действий Программы ООН по предупреждению преступности, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году.
Раздел Е «Структура и управление» Программы действии предусматривает, что Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию отбирает четко сформулированные темы для конгрессов, с тем чтобы обеспечить проведение целенаправленного обсуждения. В этом же разделе Программы сформулированы функции Конгресса. Он определяется как консультативный орган Программы и служит для:
-
обмена мнениями между государствами, межправительственными и неправительственными органами и отдельными экспертами,
-
обмена опытом в области исследований права и разработки программ;
-
выявления новых тенденций и проблем в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;
-
представления рекомендаций и замечаний Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию по отдельным вопросам, передаваемым конгрессам Комиссией;
-
представления предложений для рассмотрения Комиссией в связи с возможными темами для включения в программу работы.
Деятельность Конгресса заканчивается принятием итогового документа – доклада Конгресса. Этот объемный документ, составляющий несколько сот страниц, подготавливается генеральным докладчиком. Он содержит основную информацию о проведении Конгресса: повестку дня, тексты докладов, резолюции и рекомендации, принятые Конгрессом. Доклад принимается и одобряется большинством в 2/3 голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании представителей государств. Решения и рекомендации, принятые Конгрессом, носят рекомендательный характер, но имеют большое значение для укрепления и расширения международного сотрудничества государств в борьбе с уголовной преступностью, содействуют обмену опытом борьбы с конкретными видами уголовных преступлений, способствуют разработке новых международных соглашений и их унификации в этой сфере.
I Конгресс прошел в Женеве в 1955 году. Его участники приняли Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, одобренные ЭКОСОС в 1955 году и включенные в Пакт о гражданских и политических правах 1966 года. В 1984 году Правила были дополнены Процедурами эффективного выполнения Минимальных правил обращения с заключенными.
На II Конгрессе в Лондоне в 1960 году были обсуждены следующие вопросы: меры по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, труд заключенных, условное досрочное освобождение и помощь лицам, отбывшим наказание. Были приняты рекомендации по профилактике конкретных преступлений в развивающихся странах. В них подчеркивалась необходимость постоянного изучения государствами динамики и структуры преступности.
На III Конгрессе в Стокгольме в 1965 году обсуждались вопросы взаимосвязи преступности как явления с экономическим, политическим, социальным и культурным развитием государства. Участники Конгресса приняли рекомендации в отношении борьбы с рецидивизмом.