Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18698

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

Глава 17
Международная борьба с преступностью

1. Понятие международной борьбы с преступностью

Преступления на территории тех или иных государств подпадают под юрисдикцию этих государств, и ими занимаются их правоохра­нительные органы. Однако преступная деятельность часто переходит границы государств, и появляется необходимость совместной борьбы государств с преступностью. Возникает также потребность в меж­дународном обмене опытом борьбы с преступностью. С этой целью стали заключаться сначала двусторонние, а потом многосторонние соглашения в этой области, созываться международные конгрессы и конференции, создаваться международные организации.

Однако определяющим фактором является то, что принцип юрис­дикции государства в отношении преступлений оставался незыбле­мым и международная борьба с преступностью сводилась к решению вопросов разграничения юрисдикции государств в случае коллизий, например через оказание правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, сбор вещест­венных доказательств, допрос свидетелей и другие следственные действия, выдачу преступников, передачу осужденных лиц для отбы­вания наказания в стране, гражданами которой они являются, и т.д.

Со временем стала расширяться и деятельность по обмену инфор­мацией и опытом по борьбе с преступностью. Если раньше она сво­дилась к передаче сведений об отдельных правонарушителях или преступных группах, то постепенно, особенно с ростом технических возможностей, в такие обмены включаются все направления борьбы с преступностью: составление всеобъемлющих картотек и баз дан­ных, научные разработки о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и ее предотвращении.

Расширилось и сотрудничество по оказанию технической помо­щи, направленной на усиление эффективности борьбы с преступ­ностью, включая поставки совершенной аппаратуры и предоставле­ние экспертных услуг.

Новый импульс международному сотрудничеству в этой области придали возникновение организованной преступности и особенно ее интернационализация. Эти факторы явились одной из глобальных новых угроз, для преодоления которых нужны усилия всего между­народного сообщества.

Традиционно международному праву были известны отдельные ситуации, когда любое государство могло осуществлять юрисдикцию в отношении некоторых преступлений, например пиратства. Но та­кие ситуации были исключением.

В начале XX века стала проявляться тенденция к выделению преступлений международного характера, в отношении которых трудно установить территориальную юрисдикцию каких-то опреде­ленных государств. Так, Первая Международная конференция по унификации уголовного законодательства в Варшаве в 1927 году отнесла к таким преступлениям следующие деликты: пиратство, под­делку металлических денег и государственных ценных бумаг, торговлю рабами, торговлю женщинами или детьми, умышленное употреб­ление всякого рода средств, способных породить общественную опасность, торговлю наркотиками, торговлю порнографической ли­тературой. К такого рода опасным преступлениям международного характера относятся и акты международного терроризма.


Эти преступления наносят значительный ущерб международным отношениям и в конечном счете касаются всех государств. Против них международное сообщество принимает меры, в том числе путем выработки и реализации универсальных, региональных и двусторон­них конвенций.

Наибольшую же опасность для международного сообщества пред­ставляют совершаемые самими государствами международные пре­ступления, посягающие на международный мир и безопасность. К ним относятся преступление агрессии, преступления геноцида и апар­теида, преступления против человечности и военные преступления.

Борьба с такими преступлениями является первоочередной за­дачей всего международного сообщества, прежде всего ООН и ее главного органа в области поддержания международного мира и без­опасности – Совета Безопасности с использованием всех его пол­номочий. Юрисдикция же в отношении конкретных лиц, виновных в этих преступлениях, является в принципе универсальной, а не на­циональной и может осуществляться не только национальными, но и международными судами.

Таким образом, следует различать три группы делинквентов по современному международному праву: государства, совершающие международные преступления; конкретные исполнители таких пре­ступлений, действующие от имени государства; отдельные лица или группы лиц, совершающие уголовные преступления международного характера не от имени государства.

2. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера и его основные международно-правовые формы

Четкое определение международных преступлений позволяет от­личать их от преступлений международного характера. Последние не имеют определенной связи с преступной деятельностью того или иного государства, однако одновременно представляют опасность для международного и национального правопорядка. Они посягают на плодотворное сотрудничество государств в области экономики, пред­принимательской деятельности, культуры, прав и свобод человека и представляют существенную опасность для многих стран мира.

Можно сказать, что по своей юридической сути преступления международного характера являются общеуголовными, но они отяго­щены «иностранным элементом». К таким преступлениям, в част­ности, относятся: фальшивомонетничество, незаконные операции с наркотическими и психотропными веществами, рабство и работор­говля, торговля женщинами и детьми, распространение порногра­фии, пиратство (морской разбой), преступления, совершенные на борту воздушного судна, международный терроризм и др. Эти пре­ступления стали более усложненными, а применение новых научно-технических средств при их совершении сделало их более опасными.

Новые обстоятельства, определяющие сущность преступлений международного характера, предопределили необходимость прове­дения более активной политики государств в направлении повыше­ния эффективности их сотрудничества.


Определенные усилия в борьбе с общеуголовными преступления­ми в современных условиях предпринимаются странами во внутри­государственной сфере с учетом своих правовых систем и оперативно-разыскных возможностей. Однако практика показывает, что с некоторыми видами преступлений международного характера необ­ходима борьба не только в национальном масштабе, но и в рамках международного сотрудничества.

Сотрудничество в области борьбы с преступлениями международ­ного характера охватывает такую категорию общеуголовных пре­ступлений, которые, во-первых, совершаются в большинстве своем на территории нескольких государств или на территории, не подпа­дающей под юрисдикцию какого-либо одного государства; во-вто­рых, отягощены иностранным элементом; в-третьих, борьба с такими преступлениями не может быть эффективной без использования международно-правовых средств. Такое сотрудничество в практичес­ком плане осуществляется, например, путем оказания помощи в ро­зыске скрывающегося на чужой территории преступника, выдаче его заинтересованному государству и получении необходимых материа­лов по уголовному делу. Кроме того, рамки сотрудничества расширяются за счет обмена информацией, изучения проблем преступ­ности и борьбы с ней, оказания практической помощи отдельным государствам в решении проблемы преступлений международного ха­рактера.

Борьба с преступностью ведется во всемирном масштабе путем за­ключения международных соглашений на межгосударственной осно­ве, с использованием международных и региональных организаций, а также на двусторонней основе.

Таким образом, международные соглашения по борьбе с преступ­лениями международного характера могут быть:

  1. многосторонними международно-правовыми соглашениями по регламентации определенных отраслей или институтов международ­ного права, в которых содержатся правовые нормы, касающиеся определенных преступлений международного характера. К примеру, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в соответствующем разделе определены права и обязанности государств по борьбе с пиратством, перевозкой рабов и др.;

  2. многосторонними международно-правовыми соглашениями по борьбе с отдельными видами преступлений международного харак­тера. Например, Женевская конвенция о борьбе с подделкой денеж­ных знаков 1929 года, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года и др.;

  3. региональными международно-правовыми соглашениями по борьбе с преступлениями международного характера;

  4. двусторонними международно-правовыми соглашениями о борьбе с некоторыми видами преступлений международного харак­тера. Например, Соглашение между Правительством РФ и Прави­тельством Исламской Республики Пакистан о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психо­тропных веществ и злоупотребления ими 1995 года;

  5. двусторонними международно-правовыми соглашениями об оказании правовой помощи и выдаче преступников и др.


Важным моментом в определении направления сотрудничества является координация деятельности государств в борьбе с преступ­лениями международного характера. Она осуществляется под эгидой ряда международных организаций универсального и регионального характера.

В Организации Объединенных Наций – на сессиях Генераль­ной Ассамблеи, в рамках деятельности Экономического и Социаль­ного Совета и в иных формах сотрудничества – рассматриваются самые различные аспекты предотвращения и пресечения преступле­ний, представляющих международную общественную опасность. Под эгидой ООН осуществлена разработка целого ряда международных конвенций о преступлениях международного характера. Указанные

международно-правовые документы реализуются в ходе практичес­кой деятельности государств. Кроме того, на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН регулярно принимаются резолюции, содержащие рекомендации, касающиеся координации деятельности государств в борьбе с конкретными видами преступлений международного ха­рактера.

Одним из первых актов Организации Объединенных Наций по борьбе с преступностью была резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г., в соответствии с которой ООН приняла на себя функции, которые ранее выполнялись Международной уго­ловной и пенитенциарной комиссией (МУПК). Таким образом, в рам­ках ООН при Экономическом и Социальном Совете формировались специализированные органы (специальные корреспонденты отдела ООН по социальным делам, международные конгрессы и др.), в зада­чу которых входила организация борьбы с преступлениями между­народного характера.

3. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями

Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в соответствии с резолюцией 415 (V) Гене­ральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г. созываются каждые пять лет. Это международный универсальный форум, на котором государства и другие участники подводят итоги деятельности и опре­деляют перспективы и новые направления сотрудничества в области международной борьбы с преступностью. С 1955 года было проведе­но девять конгрессов. СССР участвовал в работе конгрессов, начиная со второго.

Деятельность Конгресса регламентируется резолюциями Гене­ральной Ассамблеи ООН и ЭКОСОС, правилами процедуры Кон­гресса, а также соответствующими решениями самого Конгресса.

Конгресс тесно сотрудничает с функциональными органами ЭКОСОС. В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла реше­ние об учреждении Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней (в составе 15 экспертов). Именно с этим Комитетом Конгресс осуществлял тесное сотрудничество вплоть до 18 декабря 1991 г., когда Комитет был преобразован в Комиссию по предупреж­дению преступности и уголовному правосудию в качестве новой функциональной комиссии ЭКОСОС, состоящей из 40 государств-членов, избираемых на три года. Создание Комиссии было преду­смотрено в Декларации принципов и Программе действий Програм­мы ООН по предупреждению преступности, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 году.


Раздел Е «Структура и управление» Программы действии преду­сматривает, что Комиссия по предупреждению преступности и уго­ловному правосудию отбирает четко сформулированные темы для конгрессов, с тем чтобы обеспечить проведение целенаправленного обсуждения. В этом же разделе Программы сформулированы функ­ции Конгресса. Он определяется как консультативный орган Про­граммы и служит для:

  1. обмена мнениями между государствами, межправительствен­ными и неправительственными органами и отдельными экспертами,

  2. обмена опытом в области исследований права и разработки программ;

  3. выявления новых тенденций и проблем в области предупреж­дения преступности и уголовного правосудия;

  4. представления рекомендаций и замечаний Комиссии по преду­преждению преступности и уголовному правосудию по отдельным вопросам, передаваемым конгрессам Комиссией;

  5. представления предложений для рассмотрения Комиссией в связи с возможными темами для включения в программу работы.

Деятельность Конгресса заканчивается принятием итогового до­кумента – доклада Конгресса. Этот объемный документ, составля­ющий несколько сот страниц, подготавливается генеральным до­кладчиком. Он содержит основную информацию о проведении Конгресса: повестку дня, тексты докладов, резолюции и рекоменда­ции, принятые Конгрессом. Доклад принимается и одобряется боль­шинством в 2/3 голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании представителей государств. Решения и рекомендации, принятые Конгрессом, носят рекомендательный характер, но имеют большое значение для укрепления и расширения международного со­трудничества государств в борьбе с уголовной преступностью, содей­ствуют обмену опытом борьбы с конкретными видами уголовных пре­ступлений, способствуют разработке новых международных соглашений и их унификации в этой сфере.

I Конгресс прошел в Женеве в 1955 году. Его участники приняли Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, одобренные ЭКОСОС в 1955 году и включенные в Пакт о граждан­ских и политических правах 1966 года. В 1984 году Правила были дополнены Процедурами эффективного выполнения Минимальных правил обращения с заключенными.

На II Конгрессе в Лондоне в 1960 году были обсуждены следую­щие вопросы: меры по предупреждению преступности среди несовер­шеннолетних, труд заключенных, условное досрочное освобождение и помощь лицам, отбывшим наказание. Были приняты рекомендации по профилактике конкретных преступлений в развивающихся стра­нах. В них подчеркивалась необходимость постоянного изучения государствами динамики и структуры преступности.

На III Конгрессе в Стокгольме в 1965 году обсуждались вопросы взаимосвязи преступности как явления с экономическим, политичес­ким, социальным и культурным развитием государства. Участники Конгресса приняли рекомендации в отношении борьбы с рециди­визмом.