Файл: Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2019

Просмотров: 18187

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Право на жизнь. Право на жизнь – это фундаментальное право человека. Право на жизнь – это неотъемлемое право каждого человека. Государство гарантирует любому человеку защиту от посягательства на жизнь.

Полномочия главы государства – Президента Республики Казахстан, Парламента, Правительства и главы Правительства определены Конституцией Республики Казахстан, соответствующими нормативными актами. Эти вопросы подробно изучались изучалось в курсе конституционного и административного права.

Министерство иностранных дел является органом, обеспечивающим осуществление мер по проведению мер внешней политики и государственного управления в области внешних сношений Республики Казахстан. Министерство осуществляет свою деятельность под руководством Президента и Правительства Республики Казахстан. Деятельность Министра по общим вопросам курирует Премьер-министр Казахстана. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Положением о Министерстве иностранных дел, законом о дипломатической службе 2002 года и другими нормативно-правовыми актами. В систему МИДа входят дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, представительства Казахстана при международных организациях, представительства Министерства и подведомственные ему организации на территории Казахстана.

Основными задачами МИД Республики Казахстан являются:

К судебным решениям, которые являются вспомогательным сред­ством, относятся решения Международного Суда ООН, других меж­дународных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный Суд ООН или другие международные судебные ор­ганы, государства нередко просят установить наличие обычной нор­мы, обязательной для спорящих сторон.

Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал более или менее четкие формулировки. В качестве примера можно назвать решение Международного Суда ООН по англо-норвежскому спору о рыболов­стве 1951 года, содержащее, в частности, определение обычной нор­мы, в соответствии с которой прибрежные государства могли в ка­честве исходной линии для отсчета ширины территориальных вод применять и прямые линии.

В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.

В прошлом труды выдающихся ученых в области международного права часто рассматривались в качестве источников международного права. В настоящее время также нельзя недооценивать значение доктрины международного права, которая в некоторых случаях спо­собствует уяснению отдельных международно-правовых положений, а также международно-правовых позиций государств. В частности, спорящие стороны в своих документах, представляемых в междуна­родные судебные органы, используют иногда мнения специалистов по различным вопросам международного права.

Вспомогательными средствами для определения существования обычая являются и односторонние действия и акты государств как доказательства признания того или иного правила поведения в каче­стве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие акты. Международные судеб­ные органы для подтверждения существования обычной нормы не­редко прибегают к ссылкам на национальное законодательство.

Официальные заявления глав государств и правительств, других представителей, в том числе в международных органах, и делегаций на международных конференциях могут также служить подобным доказательством.

Вспомогательным средством для определения обычной нормы могут считаться совместные заявления государств (например, ком­мюнике по итогам переговоров).

Несмотря на интенсивный процесс кодификации международно­го права, значение обычая в международной жизни сохраняется. Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других – обычаями.

В ст. 38 Статута Международного Суда ООН (п. 1 с) упоминаются общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Однако нет каких-либо международно-правовых актов, которые определяли бы, что следует понимать под общими принципами права. Поскольку международное право и внутригосударственное право являются двумя различными правовыми системами, то общими прин­ципами права должны быть такие принципы, которые действительно являются общими для этих систем. Эти принципы не могут носить правового характера, то есть быть правовыми нормами, поскольку правовых норм, общих и для международного, и для внутреннего права, нет. В связи с этим к общим принципам права иногда относят правила юридической техники, например, «никто не может передать больше прав, чем сам имеет» (nemo plus juris transfere potest quam ipse habet), «специальный закон отменяет общий закон» (lex specialis derogat generalis), «последующий закон отменяет предыдущий» (lex posteriori derogat priori) и т.д.


Общие принципы права применяются, как правило, при толкова­нии и уяснении содержания международно-правовых норм.

4. Кодификация и прогрессивное развитие международного права

Под кодификацией международного права понимается система­тизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права. Кодификация предполагает не только при­ведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формулировку, отражение в договорной форме международных обычаев.)

Однако кодификация международного права не ограничивается этим и связана с необходимостью изменения либо обновления дей­ствующих норм, а также выработки новых норм. Иными словами, кодификация сопровождается прогрессивным развитием междуна­родного права. v Кодификация может быть официальной и неофициальной.

Официальная кодификация реализуется в форме международ­ных договоров. Особое место в кодификационном процессе занимает

ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Она была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году в качестве вспомогательного органа для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Комиссия со­стоит из 34 человек, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на 5-летний срок. Несмотря на то что кандидатуры этих членов пред­ставляются государствами, после избрания они действуют в личном качестве. За время своего существования КМП подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созванные под эги­дой ООН международные конференции приняли соответствующие конвенции. Так, в 1958 году на дипломатической конференции, созванной в Женеве под эгидой ООН, были приняты кодифицирую­щие конвенции по морскому праву, а в 1961 и 1963 годах в Вене – конвенции о дипломатических и консульских отношениях.

В рамках ООН задачи по кодификации и прогрессивному разви­тию международного права выполняют и другие комитеты и комис­сии, например Комиссия ООН по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Значи­тельную роль в процессе кодификации и прогрессивного развития международного права играют другие международные организации, прежде всего специализированные учреждения ООН.

Неофициальная кодификация может осуществляться отдельны­ми учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправитель­ственными организациями. Среди последних – Ассоциация между­народного права и Институт международного права, которые оказали значительное влияние на кодификацию и прогрессивное развитие международного права путем проведения исследований и подготовки проектов конвенций по различным аспектам международных отно­шений. Ассоциация международного права существует с 1873 года (штаб-квартира находится в Лондоне). Институт международного права был учрежден также в 1873 году (его местонахождение – Брюссель).


Глава 4
Принципы международного права

1. Понятие основных принципов международного права

В международных юридических документах и в теоретических трудах встречаются такие понятия, как «принципы международного права», «общие принципы международного права», «отраслевые принципы международного права», «общепризнанные принципы международного права», «императивные принципы международного права», «основные принципы международного права».

Очевидно, что первое из перечисленных понятий является наибо­лее общим, охватывающим все последующие. Вряд ли можно под­вергнуть сомнению суждение о том, что общепризнанные принципы международного права включают как основные, так и отраслевые принципы международного права.

Понятие общих принципов международного права имеет по край­ней мере два толкования: общие для международного права и нацио­нально-правовых систем, а также общие для всех школ науки между­народного права.

Императивный принцип международного права (jus cogens) оп­ределен в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года как «императивная норма общего международного права», «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53).

Однако обращение к универсальным международным договорам не дает возможности обнаружить в них перечень тех или иных прин­ципов международного права. В доктрине по этому вопросу нет еди­ного мнения. Можно утверждать, пожалуй, лишь следующее: основ­ные принципы международного права являются универсальными и не включают отраслевых принципов; основные принципы между­народного права имеют характер общепризнанных; основные прин­ципы международного права являются принципами jus cogens.

Этот вывод основывается на следующем. Статья 2 Устава ООН обязывает саму организацию и ее членов действовать в соответствии с определенными принципами: суверенное равенство всех членов; добросовестное выполнение обязательств по Уставу; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международ­ных отношениях от угрозы силой или ее применения; отказ от по­мощи любому государству, против которого ООН предпринимает меры превентивного или принудительного характера, и оказание помощи ООН в осуществлении таких мер; обеспечение действий государств – нечленов ООН в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания меж­дународного мира и безопасности; невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого госу­дарства.

Вряд ли можно подвергнуть сомнению то, что в год принятия Устава ООН государства считали эти принципы международного права основными.


Ровно через четверть века после вступления в силу Устава ООН, 24 октября 1970 г., Генеральная Ассамблея ООН приняла Деклара­цию о принципах международного права, касающихся дружествен­ных отношений и сотрудничества между государствами в соответ­ствии с Уставом ООН. В ней были торжественно провозглашены следующие принципы международного права! воздержание в между­народных отношениях от угрозы силой или ев применения; разреше­ние международных споров мирными средствами; невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства; сотруд­ничество государств в соответствии с Уставом ООН; равноправие и самоопределение народов; суверенное равенство государств; добро­совестное выполнение обязательств, принятых в соответствии с Уставом ООН. В разделе 3 этой Декларации определенно утвержда­ется, что эти принципы «представляют собой основные принципы международного права».

В 1975 году Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Заключительном акте сформулировало Декларацию прин­ципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях. В ней содержится уже не семь, а десять принципов. Но они, во-первых, не названы основными, а во-вторых, приняты в документе регионального характера.

Представляется, что основные принципы международного пра­ва это концентрированно выраженные и обобщенные общеприз­нанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Отражение этих принципов в договоре (Уставе ООН) придает им силу юридически обязательных норм поведения. Все другие принци­пы международного права и международные договоры не должны противоречить основным принципам международного права в силу их императивности.

2. Принцип неприменения силы и угрозы силой

Принцип неприменения силы и угрозы силой относится к числу принципов, становление которых произошло в XX столетии. До этого международное право считало обращение к войне как к способу урегулирования международных разногласий и споров естественной функцией государства, его неотъемлемым правом. Это отмечал в своем трактате «О праве войны и мира» Гуго Гроций, подчеркивая, что «право... народов, установленное волею, а также законы и обы­чаи всех народов, как об этом в достаточной мере свидетельствует история, отнюдь не осуждают войны». Английский юрист Л. Оппен-гейм признавал, что «с точки зрения права война представлялась естественной функцией государства и прерогативой его неограни­ченного суверенитета».

Принятые на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов Конвенции о мирном решении международных столкновений и об ограничении применения силы при взыскании по договорным дол­говым обязательствам не отменяли права государства на войну (jus ad bellum), а лишь призывали государства «по возможности» преду­преждать обращение к силе, «насколько позволят обстоятельства». Становление принципа неприменения силы началось с запреще­ния агрессивных войн. Впервые война была объявлена величайшим преступлением против человечества во внутригосударственном зако­не – Декрете о мире, принятом на II Всероссийском съезде Советов России 8 ноября 1917 г.


Статут Лиги Наций установил определенные ограничения на право государств прибегать к войне. Лига приняла ряд документов, запрещающих и осуждающих агрессивные войны, в том числе Де­кларацию об агрессивных войнах 1927 года. Первым многосторон­ним договором, запретившим обращение к войне, стал Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики от 27 августа 1928 г.,(вступивший в силу 24 июля 1929 г. (известен как пакт Бриана–Келлога, или Парижский пакт). В ст. 1 Договора предусматривалось, что участники Договора «осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия нацио­нальной политики».

Устав ООН придал более широкое толкование запрещению вой­ны, закрепив его в форме неприменения силы или угрозы силой. Статья 2, пункт 4, Устава обязывает государства воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим обра­зом, несовместимым с целями ООН.

Нормативное содержание принципа неприменения силы и угрозы силой получило конкретизацию в Декларации ООН о принципах международного права 1970 года, в Определении агрессии 1974 года, в Заключительном акте СБСЕ 1975 года, в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Анализ всех этих докумен­тов дает возможность определить в наиболее полной степени норма­тивное содержание принципа.

Прежде всего, рассматриваемый принцип является универсаль­ным по своему характеру и обязательным, независимо от политичес­кой, экономической, социальной или культурной системы или союз­нических отношений каждого государства (Декларация 1987 г.). Это означает, что принцип распространяется на все государства. При этом запрещаются любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы одним государст­вом против другого (Декларация 1975 г.). Под «любыми действиями» следует понимать как применение вооруженной силы, так и нево­оруженное насилие.

Запрещая все проявления силы или ее угрозы, Декларация 1970 года обращает особое внимание на обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью: 1) нарушения сущест­вующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров,,в том числе террито­риальных споров или вопросов, касающихся государственных гра­ниц; 2) нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия; 3) актов репрессалий, связанных с применением силы; 4) насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; 5) организации или по­ощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государ­ства; 6) организации, подстрекательства, оказания помощи или учас­тия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствования подобным актам в пределах собст­венной территории; 7) военной оккупации территории государства или ее приобретения в результате угрозы силой или ее применения. ,