Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Эволюция теоретических подходов к управлению персоналом в контексте стимулирования труда
1.2. Анализ сущности понятия «мотивация»
1.3. Современные модели и механизмы мотивации персонала организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В ООО УК «РАЙКОМХОЗ НТ»
2.1. Особенности деятельности и менеджмента в ООО «Райкомхоз НТ»
2.2. Цели и задачи управления персоналом в «Райкомхоз НТ»
2.3. Элементы мотивации персонала в ООО «Райкомхоз НТ»
ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО УК «РАЙКОМХОЗ НТ»
3.1. Цели и задачи построения системы мотивации персонала в ООО «Райкомхоз НТ»
3.2. Структурные элементы программы мотивации персонала в организации
Рисунок 2.1. Структурная схема УК «Райкомхоз НТ»
Назовем схемы, отображающие различные аспекты системы управления предприятием ЖКХ, их три:
- внешнее управление по отношению к предприятию;
- управление общественно-экономическими, физическими процессами со стороны предприятия;
- внутреннее управление в структуре ЖКХ, т.е. руководство организацией и функционированием системы. Субъекты – должностные лица и руководящие подразделения на соответ-ствующих уровнях и являются руководящей подсистемой. Объекты – сотрудники, подразделения, службы, отделы их деятельность.
Структура управления предприятием показана на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. Функциональная структура управления УК «Райкомхоз НТ»
Основные объекты управления в предприятии:
- основная деятельность (технологические процессы и схемы);
- обеспечивающая деятельность (информационное, кадровое, финансовое, материально-техническое документационное и правовое обеспечение);
- поведение работников;
- социальные процессы и отношения внутри предприятия.
Отметим, что вопреки очевидной «линейности» в оперативном плане она имеет признаки функциональной структуры, т.к. контролеры отдела поставки ресурсов закреплены за работниками финансово-экономического отдела, а оперативно-ремонтные бригады любого ЖЭКа находятся в подчинении не только своего начальника, но и начальников других ЖЭКов.
Линейно-функциональная структура управления отличается от функци-ональной тем, что связи между функциональными службами или руководителями не являются связями руководства и подчиненности. Любые приказы, распоряжения, обязательные для исполнения, работники получают только от непосредственных линейных руководителей. Функциональные службы в пределах своей компетенции анализируют проблемы, консультируют руководителя, оказывают методическую помощь исполнителям в их деятельности. Линейно-функциональная структура сочетает линейную и функциональную структуры.
Однако линейно-функциональной структуре управления присущи определенные недостатки. Прежде всего – это инерционность и недостаточная гибкость. Нужно время, пока сигнал о возникновении проблемы в первичном звене управляемой системы дойдет через функциональные подразделения до линейного руководителя, который имеет полномочия вносить определенные коррективы. При этом корректирующее воздействие может опоздать и незначительные неурядицы превратятся в серьезную проблему.
2.2. Цели и задачи управления персоналом в «Райкомхоз НТ»
С точки зрения управления, организация – это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей или отдельно взятой цели. Выделяют три основные цели фирмы: развитие, стабильность, выживание. Цель – составная часть основных переменных в самой организации или в комплексе объектов менеджмента. К менеджменту также входят структура, задачи, технология, люди.
Следовательно, в функции менеджмента входят планирование, организация, мотивирование и контроль. При этом:
- планирование – процесс выбора целей и решений, необходимых для его достижения;
- организация – процесс создания определенной структуры для выполнения конкретных и точно определенных целей;
- мотивация – процесс стимулирования самого себя и других к деятельности, направленной на достижение отдельных целей и общих целей организации;
- контроль – процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей путем проработки стандартов оценки труда, периодического оценивания, сравнения достигнутого с ожидаемым и регулирования.
Рассмотренные функции менеджмента имеют две общие характерные черты:
- во-первых – требуют принятия решения, то есть выбора одной из альтернатив;
- во-вторых – доведения решения до остальных сотрудников таким образом, чтобы оно было понято, то есть использование коммуникаций.
За это, а также вследствие того, что эти две черты объединяют четыре управленческие функции, их часто называют связывающие их процессы.
В общем виде управление представляется как определенный тип взаимодействия между двумя субъектами, один из которых в этом взаимо-действии – субъект управления, а второй – объект управления. Данный процесс характеризуется следующим:
- субъект управления адресует объекту управления импульсы влияния, которые содержат в себе в явном или косвенном виде сообщение относительно того, как должен функционировать объект управления (регламентируются те аспекты функционирования, которые входят в компетенцию управленческого воздействия). Данные импульсы называют управленческими командами;
- объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления. Соответственно, только тогда можно говорить о том, что осуществляется управление [6, c.35-36].
Любая организация – это социальный институт, можно сказать, государство в миниатюре, которое имеет своего руководителя, свои законы, которые должны выполняться. Так, члены организации приобретают определенные убеждения, разделяют их, и, со временем, они превращаются в те, сами собой разумеющиеся, а поэтому чаще являются неосознанными. В современных условиях иногда нужно быстро изменять тактику деятельности организации, и лишь только посредством новых введений или изменений мы не сможем наладить высокую эффективность работы коллектива.
Проблемы управления, решение которых требует проведения оценки персонала показанные в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Функциональные аспекты управления персоналом
№ п/п |
Название проблемы |
Направления решения |
1 |
Отбор и расстановка персонала |
|
2 |
Улучшение использования персонала |
|
3 |
Усовершенствование организации работы управлен-ческого персонала |
|
4 |
Улучшение структуры аппарата управления |
|
5 |
Повышение уровня квалифи-кации персонала |
|
2.3. Элементы мотивации персонала в ООО «Райкомхоз НТ»
Авторы [1, 2, 3, 11] отмечают, что каждый человек индивидуален, и у каждого человека есть индивидуальные потребности, которые он желает удовлетворить, работая на предприятии. Но выбирая место работы, мы не думаем обо всех аспектах системы мотивации на предприятии, а обращаем внимание лишь на те, которые важны для нас в данный момент времени, соответственно нашим личным и карьерным ожиданиям (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Личные карьерные ожидания персонала предприятий
Название группы |
Короткая характеристика группы |
Приоритеты карьерного роста персонала |
1 |
2 |
3 |
Студенты и молодые специалисты, которые закончили учебное заведение |
Как правило, такие люди энергичны и готовы к приключениям, они не всегда представляют развитие своей карьеры |
Возможность попробовать себя в разных подразделениях предприятия и найти свое место; перспектива личного и карьерного роста; повышение личного профессионального уровня; возможность проявлять инициативу и получить признание |
Молодые специалисты с опытом работы до 3-х лет |
Эти люди более амбици-озны, их цель – карьер-ный рост; они уже имеют некоторый опыт в определенной работе и хотят попробовать себя в более серьезных делах, которые нуждаются в самостоятельности и ответственности за результат |
Выполнение серьезных заданий; принятие решений; признание результатов их работы |
окончание табл. 2.2
1 |
2 |
3 |
Высококвалифи-цированные специалисты |
Эта категория людей уже достигла хороших профессиональных результатов и не тяготеет к изменению видов деятельности; они уже задумываются о будущем |
Для них важной является стабильность, возможность горизонтального развития, семья; наличие у компании пенсионной программы, специальных программ, направленных на получение соответствующих льгот для членов семьи работника |
Молодые матери |
При появлении в семье ребенка у женщины изменяются потребности и приоритеты, в том числе и в плане карьеры |
Наличие гибкого графика работы, медицинская страховка, наличие детских садиков от компании будут на данном этапе для нее более привлекательными |
Такое деление на группы является условным, но оно базируется на психологических особенностях развития личности в целом и позволяет удовлетворять экономические потребности, желание, интересы – а это именно то, что нужно удовлетворять.
Но материальная мотивация не может надолго удержать работников, поэтому руководителю нужно помнить о краткосрочном характере ее действия. В некоторых случаях высокая заработная плата сможет удержать работника от увольнения из компании, но не вынудит выкладываться его на все 100%. В то самое время невещественная мотивация побуждает работников к достижению лучших результатов в долгосрочной перспективе, позволяет им максимально раскрыть и реализовать свой трудовой потенциал. Для работника важно знать, что он работает там, где его ценят, уважают, прислушиваются к его мнению, там, где с ним считаются и позволяют чувствовать себя «своим» в коллективе. Необходимо отметить, что невещественные мероприятия мотивации персонала не нуждаются от работодателя в значительных материальных расходах.
Как правило, руководители, используют систему стимулов, которые имеют кратковременное влияние на работника и обеспечивают не продол-жительный эффект, что, по мнению авторов работы, обусловливаются:
- человеческими потребностями как материальными, так и невещественными (потребности имеют свойство расти, поэтому их почти невозможно удовлетворить на 100%; как только человек начинает получать больше, то и потребности сразу растут);
- привычкой (этот механизм не позволяет человеку долго наслаждаться определенными благами; если работнику все время повышать заработную плату, хвалить или наоборот объявлять неудовлетворение, то спустя некоторое время эти явления станут для него будничными, и он не будет обращать на них внимание).
В большинстве случаев работники сами избирают те причины, которые побуждают их работать в организации. Они определяют свои потребности, мотивы, пожелание относительно должностей и организации рабочих мест. Из-за этого очень тяжело найти к каждому правильный подход и определить индивидуальную эффективную систему мотивации персонала в организации.
Важно отметить, что материальная мотивация в некоторых аспектах уступает не вещественной. Служащие считают наличие материальной мотивации как должное, и обращают все большее внимание на дополнительные блага, которые им предлагает работодатель.
Систему морального и материального поощрения работников предприятия органов в РФ регулирует Трудовой кодекс РФ.
Отметим ключевые и важные моменты.
Порядок организации системы оплаты труда работников включает:
- назначение тарифных ставок и должностных окладов работников (см. приложение 3);
- выплаты компенсационные;
- выплаты стимулирующие;
- другие выплаты, предусмотренные законодательными и другими нормативно-правовыми актами РФ;