Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и мировом рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Директор ООО «ХММР»

Основное производство

Служба снабжения

Служба контроля качества

Отдел управления персоналом

Коммерческая служба

Финансово-экономическая служба

Цех штамповки

Цех сварки

Цех окраски

Отдел закупа

Отдел логистики

Отдел складирования и хранения

Контроль качества производства

Технологический контроль

Отдел кадровой документации

Отдел профессионального обучения

Отдел подбора и адаптации

Отдел договорной работы

Отдел маркетинга и рекламы

Отдел по работе с клиентами

Бухгалтерия

Экономический отдел

Отдел внутреннего аудита

Служба управления социальными проектами

Контроль качества готовой продукции

Отдел проектирования и согласования

Отдел сопровождения

Цех сборки

Рис. 1. Организационная структура ООО «ХММР»

Основное производство включает четыре цеха. Первичная обработка металла осуществляется на участке штамповки. Цех штамповки состоит их трех уровней: на нижнем уровне расположен склад, куда помещаются готовые штамповки. На верхнем уровне располагаются краны, которые переносят сталь и штампы пресса. Здесь формируются детали кузова, внутреннего оборудования, выбиваются отверстия, осуществляет загиб краев деталей. Производство одной детали происходит максимум за четыре удара пресса. Средний уровень – основной производственный процесс.

На предприятии реализовано техническое решение, позволяющее одновременно производить детали для правых и левых боковин и крыльев автомобиля. Так называемая «бендл-машина» переворачивает штабель с заготовками на 180 градусов, благодаря чему за один процесс происходит изготовление «зеркальных» деталей.

После того, как завершен процесс штамповки, детали маркируются и перемещаются на склад (нижний уровень цеха), где хранятся и откуда перемещаются дальше по конвейеру.

Второй этап процесса производства – сварка деталей кузова. Здесь используется робототехника, позволяющая минимизировать ручной труд и параллельно выполнить несколько операций. В цехе сварки, кроме всего прочего, наносится уникальный код деталей автомобиля – VIN- код. Это своеобразный паспорт, где зафиксированы информация о производителе, технические характеристики и год выпуска. Для того, чтобы достичь максимального качества, используется электрическая сварка.


Следующий этап производства – цех покраски. Процесс покраски включает несколько этапов: грунтовка, базовая окраска в серый цвет, прожарка для закрепления основы, основной цвет, полировка. Окрашенные изделия доставляются по монорельсам в цех сборки.

Еще одно техническое решение, позволяющее минимизировать количество ошибок на производстве, заключается в использовании специальной музыки в случае, если происходит любой сбой процесса. Так как в цехах достаточно шумно, обычный хлопок или вспышку легко не заменить, а музыка привлекает внимание рабочих и заставляет остановить конвейер для выявления и устранения неисправностей.

На этапе сборки возрастает количество ручного труда, требующего высокого профессионализма. Это настройка фар, проверка сход- развала колес, диагностика программного обеспечения и т.д.

Финансовые результаты деятельности предприятия стабильны. Чистая прибыль за 2017 год составила 6,44 млрд. рублей, а себестоимость продукции увеличилась до 69,12 млрд. рублей, что больше показателя предыдущего года в 1,63 раза.

В настоящее время завод специализируется на выпуске автомобиля Hyundai Solaris (Хендай Солярис), разработанный и созданный специально для российских дорог, с учетом пожеланий отечественных авто владельцев. Данная модель менее чем за полгода заняла достойное место в ряду конкурентов, обеспечив себе признание клиентов.

Отдельно следует сказать о стратегической концепции компании.

Деятельность компании базируется на пяти ключевых ценностях:

  1. Клиент – потребности клиентов являются главный приоритетом в деятельности компании;
  2. Вызов – мы ставим перед собой все более амбициозные цели, и ищем новые возможности для их достижения;
  3. сотрудничество – мы не просто работаем вместе, мы стремимся к тому, чтобы наши партнеры и сотрудники четко видели вектор общих усилий и осознавали свою роль в достижении цели;
  4. люди – корпоративная культура компании ориентирована на раскрытие человеческого потенциала;
  5. глобальность – это означает, что компания использует передовой опыт и создает мировые стандарты в производстве автомобилей [45]

Практическое воплощение обозначенных ценностей заключается в организации производства, работы с клиентами и создании условий для развития. Так, в компании функционируют так называемые «центры мечты» - технические учебные центры по подготовке автомехаников. Цель создания центров – повысить профессиональный уровень специалистов, дать возможность молодым людям проявить себя и получить востребованную специальность. Ученики центров, показавших хорошие результаты, трудоустраиваются на заводах компании. В основном эти центры функционируют в странах Азии и Африки, помогая тем самым преодолевать безработицу среди молодежи и экономически активного населения.


Компания активно поддерживает спортивные массовые мероприятия. Так в 2017 году компания выступила в качестве спонсора Чемпионата Мира по футболу.

В социальной сфере компании реализует ряд проектов, направленных на безопасность движения, развитие массового спорта, профильного образования, защиту окружающей среды, поддержку социально уязвимых групп, реализацию культурных инициатив. Ежегодно на заводе ООО «ХММР» проводятся экскурсии для школьников и студентов, организуется практика для учащихся технических специальностей и направления автотранспорта. За время работы завода в Санкт-Петербурге предприятие посетило свыше 6 000 школьников и студентов [45].

Компания активно поддерживает образовательные учреждения Санкт-Петербурга и других регионов России. Только в 2017 году завод «ХММР» передал несколько автомобилей Hyundai Solaris в безвозмездное пользование Санкт-Петербургскому государственному политехническому университеты, Автотранспортному и электромеханическому колледжу, Невскому машиностроительному техникуму, Невскому колледжу из А.Г. Неболсина, Профессиональному лицею № 10 «Автосервис» и Профессиональному лицею №120 им. С.И. Мосина. Студенты последнего учебного заведения так же получают стипендии от завода.

2.1. Конкурентный анализ отрасли автомобилестроения

В России автомобильная промышленность представлена во всех сегментах: легковой, грузовой, коммерческий, специальный транспорт, детали и компоненты, автомобильное оборудование, проектирование и разработка [47]. В процессе тесного межотраслевого взаимодействия автомобилестроение использует ресурсы металлургической, химической, наукоемкой, легкой промышленности, а так же электроэнергетики. Кризис 2008 года показал наличие взаимных связей автомобилестроения с другими сферами экономики. Поэтому эффективное развитие отрасли автомобилестроения является условием для стабильного состояния всей экономики страны.

На сегодняшний день доля автомобильной промышленности в ВВП составляет порядка 1%. Количество предприятий превышает 400, а численность занятой рабочей силы непосредственно на предприятиях отрасли и в сопутствующих торговых организациях приближается к 1 млн. человек.

Отрасль автомобилестроения в России состоит из четырех типов предприятий. К первому типу относят традиционные российские автозаводы: АВТОВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ. Второй тип – сборочные предприятия, производящие готовую продукцию их узлов и деталей, изготовленных на других заводах. К ним относится ООО «Тагаз», сборщик автомобилей Hyundai, ОАО «Иж-авто». Третий тип – иностранные производители, открывшие заводы по выпуску автомобилей на территории России. Это Ford, Тoyota, Renault и другие. Четвертый тип – торговые организации, реализующие продукцию западного автомобилестроения, но оказывающие услуги технического и сервисного обслуживания.


Отечественная отрасль автомобилестроения характеризуется такими чертами, как:

- устаревшая и изношенная материально-техническая база, нуждающаяся в технологическом обновлении;

- недостаточный объем инвестиций для масштабной модернизации производственных линий;

- низкий уровень качества отечественной продукции в сравнении с западными аналогами.

В отличие от исконно российских авто производителей, совместные и западные предприятия, размещенные на территории страны, обладают более совершенными технологиями, гибкой производственной системой, благодаря которой существенно снижаются затраты на производство и оптимально используются трудовые, временные, финансовые ресурсы.

Динамика развития отрасли автомобилестроения приведена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика показателей развития отрасли автомобилестроения (тыс. шт).

На рисунке 2 отражено изменение такого показателя, как объем производства и объем реализации отрасли отечественного автомобилестроения [47]. Для сравнения приведены так же данные по объему импорта автомобилей в России. На рисунке видно, как до 2008 года стабильно росли показатели выпуска и реализации продукции. В 2009 году в связи с системным экономическим кризисом произошел обвал рынка автомобилей. Докризисных показателей удалось достичь только в 2012 году. При всей нестабильности отечественного автомобильного рынка, западные компании считают его перспективным, о чем свидетельствуют постоянно растущие объемы импортной продукции. Эта оценка рынка основана, в том числе, и на анализе покупательского поведения и предпочтений. Так, российские автомобилисты отдают предпочтения западному автопрому [29, с. 125].

Современное состояние отрасли автомобилестроения характеризуется рядом тенденций [33, с. 44]. Во-первых, для преодоления негативного влияния конкурентной борьбы авто производители начинают образовывать альянсы и производственные группы. В рамках этих альянсов производители рассчитывают на обмен технологиями и новинками разработки, а именно технологическая составляющая является основой ключевых факторов успеха в автомобилестроении.

Во-вторых, производители автомобилей создают компании полного цикла, включающие производственные, торговые и административные подразделения. Такая организационная структура позволяет разработать единую стратегию продвижения, определить конкурентные преимущества и сформулировать такие ключевые факторы успеха, которые будут способствовать укреплению позиций компании.


В-третьих, глобализация мирового рынка, расширение сферы влияния всемирных торговых организаций способствует укреплению внутриотраслевого взаимодействия. Это, в свою очередь отражается на формулировании единых ключевых факторов успеха автомобильной отрасли.

Автомобилестроение – это высокотехнологичная отрасль. Лидерами в ней становятся тем организации, которые уделяют больше внимание технологии производства, оптимизации технологического процесса, использованию современных достижений науки и техники. В качестве примеров можно привести такие компании- автопроизводители, как Toyota, BMW, Porsche. Поэтому основным фактором успеха в автомобильной отрасли является технология производства.

Данный фактор оказывает влияние на финансовое состояние организаций. Благодаря современным технологиям производства, удается снизить затраты на выпуск продукции, оптимизировать логистические цепочки, сократить объемы запасов, сроки производственных циклов. Экономический фактор успеха формулируется как снижение издержек на производство и продвижение.

Продукция автопроизводителей нуждается в дальнейшем сопровождении и техническом обслуживании, поэтому еще одним фактором успеха автомобильной отрасли является развитие и поддерживание высоких стандартов качества обслуживания. Для воплощения данного фактора производители обязывают автомобильных дилеров возводить и поддерживать сервисные центры, в которых покупатель автомобиля может получить современное и качественное техническое обслуживание.

Еще один фактор успеха относится к сфере маркетинга. Он заключается в тщательном анализе рынка, формировании устойчивого бренда компаний, разработке и реализации такой маркетинговой политики, которая будет способствовать выявлению запросов клиентов и предвосхищению их ожиданий.

В качестве примера приведем ключевые факторы успеха представителей автомобильной отрасли. В компании «АВТОВАЗ» достижение успеха связывают с такими понятиями, как совершенствование технологий, повышение качества и надежности, международное сотрудничество. В компании «Toyota», для всех подразделений, в том числе и функционирующих на территории России, ключевые факторы успеха определяются как: постоянное совершенствование, «бережливое производство», социальная ответственность. Производитель автомобилей Hyundai в качестве приоритетных ценностей обозначает доступность, надежность, соответствие запросам клиентов [21, с. 98]. Приведенные примеры подтверждают, что индивидуальные факторы успеха компаний – производителей автомобилей соответствуют универсальным факторам успеха отрасли.