Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и мировом рынке.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНЦИИ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ РУС» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2.1. Конкурентный анализ отрасли автомобилестроения
2.3. Оценка конкурентоспособности ООО «ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИГН РУС»
3.1. Укрепление и развитие конкурентных преимуществ ООО «ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИГН РУС»
Крупным автомобильным кластером является территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Здесь расположены заводы Ford,
Динамика производства легковых автомобилей на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области представлена в таблице:
Таблица 2.1.
Объем производства легковых автомобилей на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, тыс. шт.
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Темп роста |
Темп роста, в % |
Объем производства легковых автомобилей |
20,2 |
69,4 |
258,9 |
389,5 |
369,3 |
1928,2 |
Приведенные данные показывают, как экстенсивно развивается отрасль – показатель с 2014 года увеличился более чем в 18 раз.
К 2017 году автомобильная отрасль восстановилась после системного кризиса 2008 года. Большое значение в этом процессе сыграла государственная политика стимулирования спроса, реализация программы утилизации, льготное кредитование. За период с 2008 по 2017 годы активно вводили в эксплуатацию предприятия автомобильной промышленности иностранных производителей, продукция которых, выпушенная на территории России, в статистике учитывалась как «автомобили отечественного производства». Соотношение отечественных и импортных автомобилей представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Соотношение количества автомобилей, произведенных на территории России и импортируемых из других стран.
Наиболее востребованным предложением на рынке автомобилей в России являются автомобили с передним приводом, доля в общем производстве таких автомобилей составляет 47%. Наиболее перспективным является класс полноприводных автомобилей. По данным Росстата, доля данного класса в общем объеме производства составляет 31%, и с каждым годом она увеличивается (рисунок 4).
Рис. 4. Соотношение количества автомобилей, по типу привода.
По типу кузова среди производимых на территории РФ автомобилей преобладают седаны – 37%, второй место занимает хетчбек – 33%, доля универсалов составляет 27%, остальная часть приходится на прочие типы кузовов, например «купе», «минивен» и т.д.
Рис. 5. Соотношение количества автомобилей по типу кузова.
Еще одна важная характеристика выпускаемых автомобилей, это объем двигателя. Здесь выделяется четыре категории:
- микролитражные автомобили с объемом двигателя до 1,1 л., например Ваз 11113 – «Ока»;
- малолитражные – 1,2-1,7 л., например, Hyundai Solaris;
- Средний объем – 1,8 – 3,5 л., например, Hyundai Genesis;
- Крупнолитражные – свыше 3,5 л., например, Land Cruiser 200.
Соотношение произведенных автомобилей по объему двигателя представлено на рисунке 6.
Рис. 5. Соотношение количества автомобилей по объему двигателя.
Приведенные данные показывают достаточно широкое предложение на рынке легковых автомобилей. Но покупательский спрос не является постоянным. Так, во второй половине 2016 года на рынке легковых автомобилей начался спад продаж. Это связано с общим насыщением рынка, сворачиванием ряда программ по утилизации и льготному кредитованию. Для того, чтобы стимулировать спрос, компании активизировали деятельность в направлении «Trаde-in» (приобретение нового автомобиля в замен подержанного, при условии, что подержанный автомобиль продается в эту же компанию, а так же вернулись к использованию внутренних кредитов и гибкой ценовой политике.
Систематизация показателей, характеризующих состояние отрасли, представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Анализ отрасли автомобилестроения в Санкт-Петербурге
Показатели |
Значение |
Размах конкуренции |
Годовой оборот порядка 200 млрд. рублей. |
Темпы роста рынка |
Примерно 1,2-2% в год |
Стадия жизненного цикла |
Рост, развитие |
Число компании в отрасли |
Более 20 |
Клиенты |
Юридические и физические лица. |
Степень вертикальной интеграции |
100% производителей автомобилей интегрированы с собственными торговыми компаниями, порядка 80% - с учебными заведениями аналогичного профиля. |
Легкость входа/ выхода |
Возведение завода должно быть согласовано на уровне муниципальной власти, а для иностранных компаний – на уровне федеральных органов власти. Строительство требует инвестиций, трудовых, материально-технических ресурсов. |
Технологии, нововведения |
Робототехника, конвейерное производство, автоматизация, сокращение ручного труда, использование современных электронных компонентов, использование полимерных материалов. |
Рентабельность отрасли |
Высокая, поддерживается постоянным спросом. |
Для того, чтобы оценить конкуренцию в отрасли автомобилестроения на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассмотрим основные предприятия, такие, как Тойота Мотор Мануфактуринг (п. Шушары, Ленинградская область), Форд Мотор Компании (г. Всеволожск, Ленинградской области), Дженерал Моторс Авто (п. Шушары, Ленинграской области), Ниссан Мэнуфакчуринг Рус (Санкт-Петербург).
Основанием для конкурентного анализа стали данные открытых источников, отзывов пользователей, размещенные на специализированных сайтах и форумах, личное общение с владельцами автомобилей и сотрудниками компаний. Каждый показатель оценивался по 5-ти бальной шкале, где 5 – полное соответствие признаку, отличная оценка, 1 – отсутствие признака, неудовлетворительная оценка. Результаты конкурентного анализа представлены в таблице.
Таблица 2.3.
Конкурентный анализ автопроизводителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Характеристика |
Хэнде |
Тойота |
Форд |
Дженерал Моторс |
Ниссан |
1. Полный цикл производства |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2. Качество исходного сырья |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3. Качество сборки |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4. Проверка на краш-тестах |
3 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5. Дизайн |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
6. Комфорт |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
7. Дополнительные опции |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
8. Цена |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
9. Сервисное обслуживание |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
10. Стоимость при перепродаже |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
Средний балл |
4,1 |
4,5 |
3,9 |
3,8 |
4,5 |
Приведенные данные показывают, что продукция компании Хэнде на отечественном рынке имеет своего потребителя и достаточно высоко оценивается экспертом. В нашем исследовании она уступает только японским компаниям Тойота и Ниссан, но превосходит европейцев (Форд) и американцев (Дженерал моторс).
Далее рассмотрим, какими конкурентными стратегиями пользуются автопроизводители, чтобы удержать занятые позиции на рынке. Для этого воспользуемся методикой, предложенной М. Портером [34]. Систематизация данных приведена в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Стратегии конкуренции в отрасли автомобилестроения
Минимизация издержек |
Дифференциация |
|
Широкие целевые сегменты |
1. Лидерство в минимизации издержек «Ниссан» - широкий модельный ряд, множество вариантов комплектации, в то же время: оптимизация затрат, тщательный контроль качества. |
«Дженерал Моторс», «Форд» – широкий модельный ряд, множество вариантов комплектации, возможность выбора дополнительных опций. |
Узкие целевые сегменты |
3 А. Фокусирование на издержках. Тойота. Узкий модельный ряд. Использование принципов «бережливого производства», контроль и оптимизация затрат. |
3Б. Фокусирование на дифференциации «Хэнде» - ограниченный модельный ряд, но возможность выбора комплектации, цвета кузова, дополнительных опций. |
В соответствии с классификацией конкурентных стратегий М.Портера ООО «ХММР» выбрало стратегию фокусирования на дифференциации в узком целевом сегменте. В настоящее время на заводе выпускается одна модель Hyundai Solaris с объемом двигателя 1,4 или 1,6 л, в четырех вариантах коробки передач: 5-ти и 6-ти ступенчатая механическая (ручная) и 4-х и 6-ти ступенчатая автоматическая, варианты типа кузова: седан, хетчбек.
Кроме того, для клиентов есть возможность выбрать цвет кузова из 9 вариантов: белый, бежевый металлик, голубой металлик, серебристый металлик, серый металлик, фиолетовый перламутр, черный перламутр, красный гранат перламутр, синий перламутр.
Набор опций так же предполагает возможность выбора. В стандартной комплектации автомобиль оснащен следующими системами:
Таблица 2.5.
Описание систем Hyundai Solaris
Система безопасности |
Система комфорта |
- Фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира; - ABS Антиблокировочная система тормозов; - EBD Электронная система распределения тормозных усилий; - Задние дисковые тормоза; - Иммобилайзер; - Система предупреждения водителей сзади при экстренном торможении; - Центральный замок; - Сигнал о низком уровне омывающей жидкости; - Регулировка передних ремней безопасности по высоте; - Легкая тонировка стёкол; - Брызговики спереди и сзади; - Гидроусилитель руля; - Тройное мигание поворотников при неполном нажатии рычага; - Регулировка рулевой колонки по высоте; - Регулировка сиденья водителя по высоте; - Воздушный фильтр салона; - Дневные ходовые огни в бампере. |
- Электростеклоподъемники передние с подсветкой кнопок - Карманы в задних дверях - Датчик наружной температуры - Шумоизоляция капота и внутренняя обшивка крышки багажника - Воздуховоды к ногам задних пассажиров - Макияжные зеркальца в солнцезащитных козырьках с крышками - Портативная пепельница и прикуриватель - Карман в спинке кресла переднего пассажира - Складывающаяся по частям спинка заднего сиденья 6:4 - Увеличенный до 160мм дорожный просвет - Стальные диски с шинами 185/65 R15 - Полноразмерное запасное колесо - Аудиоподготовка 4 динамика, антенна Стандартно для 1,4 АТ, 1,6 МТ и АТ. Стоимость для 1,4 МТ 35 000 рублей: - Кондиционер - Подогрев передних сидений - Зеркала с электроприводом и обогревом |
Справедливости ради стоит отметить ,что аналогичные характеристики присутствуют и у ближайших конкурентов: Ford, Nissan, Toyota, Kia, Chevrolet.
На основании проведенного анализа можно сделать ряд выводов, характеризующих конкурентное состояние в отрасли автомобилестроения.
Автомобилестроение – это высокотехнологичная отрасль. Лидерами в ней становятся тем организации, которые уделяют больше внимание технологии производства, оптимизации технологического процесса, использованию современных достижений науки и техники. Поэтому основным фактором успеха в автомобильной отрасли является технология производства.
Данный фактор оказывает влияние на финансовое состояние организаций. Благодаря современным технологиям производства, удается снизить затраты на выпуск продукции, оптимизировать логистические цепочки, сократить объемы запасов, сроки производственных циклов. Экономический фактор успеха формулируется как снижение издержек на производство и продвижение.
Продукция автопроизводителей нуждается в дальнейшем сопровождении и техническом обслуживании, поэтому еще одним фактором успеха автомобильной отрасли является развитие и поддерживание высоких стандартов качества обслуживания. Для воплощения данного фактора производители обязывают автомобильных дилеров возводить и поддерживать сервисные центры, в которых покупатель автомобиля может получить современное и качественное техническое обслуживание.
Еще один фактор успеха относится к сфере маркетинга. Он заключается в тщательном анализе рынка, формировании устойчивого бренда компаний, разработке и реализации такой маркетинговой политики, которая будет способствовать выявлению запросов клиентов и предвосхищению их ожиданий. Производитель автомобилей Hyundai в качестве приоритетных ценностей обозначает доступность, надежность, соответствие запросам клиентов.
Далее оценим конкурентоспособность ООО «ХММР»
2.3. Оценка конкурентоспособности ООО «ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИГН РУС»
Ключевым конкурентным преимуществом ООО «ХММР» является то, что предприятие – единственное среди иностранных производителей автомобилей организовано по принципу полного цикл. Это означает, что все технологические операции, включая сборку узлов и деталей, изготовление кузова, окраска, тестирование, осуществляется непосредственно на заводе. Технологический процесс был охарактеризован в пункте 2.1. Здесь выделим основные решения, создающие конкурентные преимущества компании.