Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты государственной политики и трудоустройства молодежи

1.1. Организационно-управленческие вопросы молодежной политики: понятие «молодежь», «молодежная политика» и формы молодежной политики

1.2 Трудоустройство молодежи как часть стратегии государственной молодежной политики

1.3. Зарубежный опыт трудоустройства молодежи

2. Анализ деятельности органов власти по вопросам вовлечения молодежи в трудовую деятельность

2.1. Участие органов власти в решении вопросов трудоустройства молодежи

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.1 Специализированные организации, осуществляющие деятельность по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для молодежи

2.2. Анализ и проблемы трудоустройства молодежи

2.3. Анализ форм трудоустройства молодежи в Краснодарском крае: волонтерство, студенческие трудовые отряды, трудоустройство на Олимпиаде «Сочи-2014»

3. Перспективы развития молодежной политики

3.1.Тенденции и перспективы развития молодежной политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Но все же не это теоретическое основание определило содержание наиболее значимых концепций молодежи. В своей статье «Теории молодежи: пути развития» В.А.Луков отмечает, что в их содержании отразились актуальные ситуации, когда молодежь становилась заметным фактором общественной жизни, социальных перемен. Это не могло не рождать противоречивые ожидания общества от новых поколений. В современных условиях они сводятся к трем установкам: молодежь — «ничейная земля», молодежь — общественная опасность, молодежь — надежда общества [33].С учетом особенности йфеномена молодежи и его отражения в теоретической форме В.А. Луков считает, что следует задаться вопросом, возможны ли новые теории молодежи или теоретики ХХ века на концептуальном уровне обеспечили понимание феноменов, связанных с молодежью, приемлемое для молодежных исследований в XXI веке[33, с. 75]. В 80-90-е годы XX века впервые возникает, и впоследствии оформляется, понятие молодёжной политики. В силу чего, у ряда ученых и общественных деятелей до сих пор, существуют определённые сомнения в обоснованности и целесообразности выделения и обособления молодёжной политики, как отдельной отрасли, из самой политики, выступающей по отношению к ней родовым понятием. Хотя теоретически институ централезовоного само понятие молодёжной политики было не так давно, вся история развития мировой и отечественной социально-политической мысли свидетельствует о том, что она представляет собой естественно возникшее и постоянно исторически трансформирующееся и развивающееся во времени явление, достигающее новых качественных перемен и состояний. Молодёжная политика, по сути, существовала всегда, выступая своеобразным средством воспроизводства и преемственности социальной структуры общества и доминирующей в обществе ценностно-нормативной системы путем социализации новых поколений.После краха тоталитарного режима, теоретические положения, в том числе определение молодёжной политики были подкорректированы и доработаны.

В настоящее время молодёжная политика стала рассматриваться в двух значениях: 1) как «отношение общества, различных его групп, слоев, социальных институтов к молодёжи как социальной группе, а также самой молодёжи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества»; 2) как «особое направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющая целью, определённым образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодёжи, а через это на будущее состояние общества» [27]. Ильинский И.М. и его последователи активно продолжили разработку теоретических основ осуществления молодёжной политики, которые и взяты нами за основу в рамках данной работы. Молодёжную политику условно, в зависимости от субъекта деятельности, можно и следует разделить на две составляющие: общественную молодёжную политику и государственную молодёжную политику. «Общественная молодёжная политика – это системаидей, взглядов по поводу молодёжи и её роли в общественном развитии, а также практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа»[28]. Концепция общественной молодёжной политики, основываясь на представлениях о возможных путях развития гражданского общества в России, была сформулирована И.М. Ильинским как противовес слабой государственной молодёжной политики 90-х годов; как своеобразная реакция-альтернатива курсу либеральных «реформ» ельцинского режима. Но


поскольку до настоящего времени в России ещё не сформировалось гражданское общество, как естественный гарант стабильности курса развития страны и процветания, говорить о существовании в России какой-то одной единой, целостной сознательно проводимой общественной молодёжной политики не представляется возможным .Обратимся к понятию государственная молодёжная политика. В соответствии с действующим законодательством, а именно «Основными направлениями государственной молодёжной политики в Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Верховного Совета РФ № 5090-1 от 03.06.1993 г., в главе 1

которых даётся определение понятия государственной молодёжной политики, под государственной молодёжной политикой подразумевается «деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных движений и инициатив»[2].Государственная молодёжная политика, как одно из направлений деятельности государственных органов, призвана выражать в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства, направленную «на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, соблюдение прав человека». Она являет собой способ регулирования государством межпоколенческих отношений, управления процессом преемственности поколений, наращивания человеческого потенциала в интересах людей и развития общества. Естественно, что государственная молодёжная политика – это общее дело не только государства, но и иных институтов политической системы общества: политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, корпораций. Без развития и взаимо дополнения себя общественной молодёжной политикой, государственная молодёжная политика быстро формализуется, приобретая черты, свойственные государственной бюрократии[28].

Объектом государственной молодёжной политики, в соответствии с действующим законодательством являются граждане РФ, включая лиц с двойным гражданством, иностранных граждан и лиц без гражданства, в возрастной категории от 14 до 30 лет; молодые семьи (семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничений продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста); молодёжные объединения.В правовом ракурсе субъектами государственной молодёжной политики являются государственные органы власти и управления и их должностные лица; молодёжные объединения, их ассоциации; а также сами молодые граждане. В теории молодёжной политики выделяются три субъекта и модели государственной молодёжной политики: федеральные, региональные и муниципальные; каждые из которых имеют соответствующую специфику реализации. Государственная молодежная политика как межотраслевая сфера государственного управления вбирает в себя такие жизненно важные отрасли, как экономика, образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, отдых. Она направлена на социальное становление, социализацию молодёжи, формирование ценностных ориентаций молодёжи. Общественная молодёжная политика призвана дополнять государственную молодёжную политику, имеющую определённый приоритет перед ней. Этот посыл и условие сохраняется до тех пор, пока государственная молодёжная политика отвечает интересам общества и большинства народа. Когда государство работает против интересов общества и нации, то общество должно изменить, корректировать этот курс и политику в нужном направлении, а если это не получится, то изменить государство и систему властвования.


В теории принято выделять три субъекта общественной молодёжной политики, определяющие соответствующие модели и разновидности молодежной общественной политики. Это политические партии, общественные объединения (организации), крупные хозяйственные организации (корпорации). Каждая из этих общественных сил (субъектов общественной молодёжной политики) обладает различными ресурсами и возможностями, в зависимости от которых они и выстраивают свою модель молодежной политики. Эти модели молодёжной политики сами по себе в значительной степени ограничены правовыми, организационными, финансовыми, кадровыми возможностями субъектов общественной молодежной политики. Также все эти субъекты активно участвуют и в реализации государственной молодёжной политики. Молодёжная политика политических партий направлена на реализацию программ партий, в которых формулируются цели и задачи работы с молодёжью, некая идеальная модель (нормативный образ) молодого человека, самой молодёжи, которую партия стремится представить всему обществу как своеобразный эталон поведения. Направленность действий политических партий в молодёжной политике определяется её идеологией. Молодёжная политика общественных объединений и организаций также определяется их программами и уставными документами. Молодёжная политика крупных хозяйственных организаций (корпораций), как правило, разрабатывается в отношении молодой части сотрудников и связана с кадровой политикой и формированием корпоративной культуры. Обычно она затрагивает вопросы обеспечения жильем, повышения квалификации сотрудников, поддержки молодых семей и т.д. и является частью программы или ряда социальных программ.

Формы молодежной политики.

В современно обществе понятие молодёжная политика является многозначным и в разных формах охватывает 4 больших сферы взаимодействия государства, общества, и молодёжи, как членов общества. Такими сферами являются: государственная молодёжная политика, проводимая государством и органами власти в отношении молодёжи, как установленная законодательством российской федерации система формирования приоритетов и мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных, организационных и иных условий для успешной социализации; молодёжная политика, проводимая партиями и общественно-политическими организациями; молодёжная политика как область деятельности молодёжных общественных, общественно-политических и иных организаций; фиктивная молодёжная политика, имеющая с настоящейодин субъект – молодёжь, – но, при этом не направленная на реализацию интересов самой молодёжи [25].


Рассмотрим подробнее каждую из форм. государственная молодёжная политика – комплексная система мер, направленная на социализацию молодёжи, воспитание молодого человека в духе патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, вовлечение молодёжи в общественную деятельность, добровольческое и волонтёрское движения. Формируется и реализуется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления, молодежных и детских общественных объединений, консультативных и совещательных органов, структур молодежного парламентаризма и иных юридических и физических лиц. Государство обеспечивает поддержку молодых специалистов, семей, инициативных и талантливых представителей молодёжи через специально созданную для этого систему органов по делам молодёжи, а так же при помощи системы грантов и льгот. Также, государство берёт на себя обязательствапо предотвращению правонарушений в молодёжной среде (при помощи органов по контролю за правопорядком, и обеспечивает духовное и физическое развитие молодых людей с помощью образовательной системы;молодёжная политика, проводимая партиями и общественными организациями. Партии и общественные организации видят молодёжь как обширную электоральную базу, на которую необходимо воздействовать, и, по возможности, рекрутировать. Данная форма может частично пересекается с государственной молодёжной политикой (к примеру – молодёжная политика партии «Единая Россия»), существовать параллельно с ней, с небольшими коррективами (к примеру – политика КПРФ – основной упор которой делается на защиту прав трудящейся молодёжи). Также возможен вариант, при котором партия или общественная организация проводит свою молодёжную политику с целью дестабилизации политического процесса.

Такой вариант характерен для ультрарадикальных объединений, которые не могут оформиться как партии, многие из которых используют молодёжь как властный ресурс; молодёжная политика как область деятельности молодёжных общественных, общественно-политических и иных организаций. Эта сфера, находясь в зачаточном состоянии с 1991 по 2004 гг., в 2005 г., после опыта «цветных революций» в странах постсоветского блока, получила мощную государственную, коммерческую и мецинскую поддержку, что помогло ей за кратчайший срок оформиться и разбиться на четко определённые ниши. Основными в прогосударственном блоке стали молодёжное антифашистское движение «Наши», «Молодая Гвардия Единой России», «Россия Молодая», которые стали самыми массовыми общественно-политическими организациями. Их главной задачей стало рекрутирование молодёжи и поддержание стабильной политической системы. Прокремлёвские молодёжные организации запомнились многотысячными акциями, направленными на блокирование деятельности оппозиционных и экстремистских организаций, кампаниями по созданию социальных лифтов и оказанием помощи в проведении государственной молодёжной политики. В оппозиционном блоке – «Молодёжное «Яблоко», «Оборона», а так же примкнувшие к ним ранее созданные «Авангард Коммунистической Молодёжи», «Национал-Большевистская Партия», создавшие себе образ борцов с режимом. Деятельность организации, направленная на дестабилизацию политической системы, была выражена в провокационных выступлениях и маршах, зачастую несогласованных с властями городов, в которых они проводились. У двух блоков существуют различия, как в идеологической платформе, так и в структурном оформлении, однако, есть и одно сходство. Молодёжная политика, проводимая этими организациями, зачастую является «поддержкой собственного спроса». В этом случае молодёжная организация пытается


создать кадровые лифты или «раскрутить» своих лидеров или ярких представителей организаций. Отдельно стоят организации, которые не заявляют о своей политической принадлежности. Такие организации, которые можно назвать неполитическими, чаще всего являются малочисленными и занимаются решением конкретных проблем молодёжи – организацией досуга и спортивных мероприятий, защитой прав молодёжи, оказанием помощи государству в области профилактики негативных явлений в молодёжной среде, реализацией программ в области образования и религиозного воспитания. Всем этим занимаются и вышеперечисленные прогосударственные и оппозиционные организации, но, в силу узких рамок деятельности, неполитические организации, зачастую, решают конкретные вопросы молодёжи успешнее и быстрее. В качестве примера таких организаций можно привести поисковые отряды, экологические, добровольческие и краеведческие движения, штабы стройотрядов, эфиктивная молодёжная политика. Молодёжную политику можно считать фиктивной, если она, будучи молодежной, по сути, не направлена на реализацию интересов самой молодёжи. Такой может считаться политика, проводимая экстремистскими и маргинальными движениями. В качестве примера – уже упоминавшаяся запрещённая Национал-Большевистская партия, созданная для реализации нужд её лидера, Э. Лимонова, илиОбъединённый Гражданский Фронт, созданный для «раскрутки» Г. Каспарова. Здесь молодёжная организация используется для «поддержки собственного спроса» её руководителя, как лидера общественного мнения и создания эффекта массовости вокруг лидера, причем это становится основной задачей организации. Однако повышение узнаваемости лидера такой организации не является реализацией интересов её членов.

1.2 Трудоустройство молодежи как часть стратегии государственной молодежной политики

В начале 90-х годов традиционные механизмы социализации оказались в значительной своей части ликвидированы. Это было результатом, естественным в ситуации смены планового хозяйственного укладарыночным. Сама социальная структура претерпела революционные изменения, выразившиеся в нивелировании неравенства средних и низших слоев общественной стратификации, а так же в обособлении от них групп с более высокими социальными статусами. Новая экономическая, социальная и интеллектуальная реальность (и такая их часть, как почти неизвестная ранее безработица) находились на протяжении всех прошедших десятилетий в состоянии интенсивного становления. Этот период стал моментом разрыва межпоколенной преемственности во многих сферах социальной жизни. Все эти проявления социально-исторической трансформации в равной мере затронули все слои общества, в том числе и в аспекте решения вопроса об их занятости. Приоритетные задачи социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденные ранее Правительством Российской Федерации потребовали кардинального пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики – от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическо\е развитие страны. Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции последних лет, стали одной из важных предпосылок принятия Стратегии государственной молодежной политики (далее - Стратегии) на период до 2016 года. Именно сегодняшние 10-25-летние жители страны в ближайшем будущем станут основными трудовыми ресурсами России, а их трудовая деятельность – источником средств, для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.