Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты государственной политики и трудоустройства молодежи

1.1. Организационно-управленческие вопросы молодежной политики: понятие «молодежь», «молодежная политика» и формы молодежной политики

1.2 Трудоустройство молодежи как часть стратегии государственной молодежной политики

1.3. Зарубежный опыт трудоустройства молодежи

2. Анализ деятельности органов власти по вопросам вовлечения молодежи в трудовую деятельность

2.1. Участие органов власти в решении вопросов трудоустройства молодежи

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.1 Специализированные организации, осуществляющие деятельность по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для молодежи

2.2. Анализ и проблемы трудоустройства молодежи

2.3. Анализ форм трудоустройства молодежи в Краснодарском крае: волонтерство, студенческие трудовые отряды, трудоустройство на Олимпиаде «Сочи-2014»

3. Перспективы развития молодежной политики

3.1.Тенденции и перспективы развития молодежной политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3. Перспективы развития молодежной политики

3.1.Тенденции и перспективы развития молодежной политики

Процессы, происходящие в молодежной среде России, весьма противоречивы, неоднозначны, подчас разнонаправлены. Государственные доклады о положении молодежи в обществе систематически и подробно анализировали эволюцию жизни молодого поколения. Суммарно выводы докладов можно изложить следующим образом: российская молодежь высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создания гражданского общества, строительства правового государства; по социально-политическим установкам и ценностным ориентациям она в целом принимает идеи демократического общества , свободы мнений, свободы выбора собственного пути. Две трети молодых граждан признают свободу выражения своих политических взглядов, возможность поступать в соответствии с совестью; молодежь весьма плюралистична по своим политическим ориентациям.

 Связь с различными партиями и движениями имеет отчетливо выраженный рациональный, прагматический характер; в молодежной среде ярко выражено понимание своей значимости в делах общества. Стремление большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу отразилось на ее возросшей тяге к образованию, освоению престижных профессий. Ценность образования, во многом утерявшая свое значение для молодежи в начале 90-х годов, вновь заняла место среди приоритетных жизненных ценностей молодежи; в основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. В целом молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение. Несмотря на все проблемы и трудности, часть молодежи смотрит в будущее уверенно; современное молодое поколение в большей своей части настроено весьма патриотично, верит в будущее России. Оно хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы.


В целом, как утверждают большинство социологов, современное общество имеет поколение, ориентированное на устойчивое развитие и созидательный труд. На стабилизацию указанных процессов направлены мероприятия государственной молодежной политики. Однако, предпринимаемые пока меры, не соответствуют в полном объеме социальным процессам. Кризис современного общества наиболее остро отразился на молодом поколении: численность молодежи России сокращается, общество стареет; возрастает социально-экономическая нагрузка на рабочее е место в целях обеспечения жизни всех поколений; каждое новое поколении е детей и молодежи менее здорово, чем предыдущее; болезни “переселились” из старости в молодость; под угрозой генофонд нации; снижается интеллектуальный потенциал молодежи, а вместе с этими инновационные возможности общества; резко обострилась проблема занятости молодежи; материально-бытовое положение, доступ к образованию ухудшаются; самосознание молодежи, ее самоидентификация, организованность, роль в и общественной жизни, политике, защите своих интересов, субъектная позиция проявления значительно снизились; происходит разрушение духовных и нравственных ценностей значительной части молодежи, молодежь все более криминализируется, нарастают пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция.

Среди общественных проблем, которые более всего тревожат молодых людей сегодня, на первом месте стоит рост преступности, инфляция, рост цен, коррупция во властных структурах, экологическая ситуация, усиление не равенства доходов, разделение на бедных и богатых, пассивность граждан, их безразличие к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья. Но ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно. Доминантными ценностями выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможностьм жить в свое удовольствие. Исторически возвышающаяся ценность человеческой жизни выражена, как правило, через стремление молодежи к благополучию и к повышению уровня ее гарантированности.

При всей тяжести нынешнего положения, вообще, и молодежи в частности, надо видеть, что молодежь обрела большую меру свободы как необходимое условие для плодотворной деятельности, самоопределения и самоутверждения, экономическую свободу, свободу политических убеждений, гражданские свободы, свободу философских убеждений, свободу вероисповедования. Имея эти предпосылки, новое поколение сегодня уже вступает в практическую жизнь Молодые люди играют важную роль в президентских выборах, и, по их мнению, выбирают не столько личность, сколько приемлемый себе образ жизни. С другой стороны, сегодняшнее поколение молодежи не несет в себе по большому счету достаточный потенциал для восстановления России. Процесс социальной адаптации юношества протекает чрезвычайно неравномерно и противоречиво. На фоне реформ последних лет происходили важные сдвиги в общественном сознании молодежи. Притом, что в молодежной среде выше уровень социального оптимизма и более высока готовность к жизни и работе в новых условиях, рост недовольства качеством жизни в последние годы стал ощутимее. Активизировались установки на обеспечение социальных гарантий, работу на государственных предприятиях и в учреждениях, на стремление иметь хотя и не слишком Сокращение численности подростков и молодежи ведет к углублению большую, но гарантированную зарплату. проблемы формирования трудовых ресурсов, способных приумножать интеллектуальный и технологический потенциал России, сокращению объемов подготовки высококвалифицированных кадров, деформации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, что ведет к нарастанию внешней технологической зависимости России.


Затруднения с получением образования, профессии, трудоустройства, социального самоопределения, создании семьи, устройством быта, рождением и воспитанием детей, организации оздоровления, досуга провоцируют рост миграционных настроений в молодежной сфере, угрожая устойчивому социально-экономическому развитию российского общества В этих условиях требуется целенаправленная социально-экономическая политика, последовательное реформирование экономики, социальной сферы, составной частью которой является сильная государственная молодежная политика. Т аким образом, основные направления и приоритеты государственной молодежной политики включают широкий взаимосвязанный круг процессов и явлений: общие задачи государственной политики; возможности и ресурсы государственной власти; содержание и направленность социальной политики , реализуемые социальные программы; уровень развитости государственной молодежной политики; этапы жизненного пути молодежи; реализация прав молодого человека как гражданина; характер процессов включения в трудовую и общественную жизнь.

Следует иметь в виду, что ряд приоритетных направлений государственной молодежной политики имеют постоянное, контактное значение и связаны с обеспечением необходимых и достаточных условий для вхождения молод ежи в трудовую и общественную жизнь и актуальных в любых социально- экономических условиях функционирования государства; другие приоритетные направления актуальны для конкретных социально-экономических и политических условий, определяются уровнем зрелости отношений, деятельности, функционирования институтов и объектов их воздействия, национальными и региональными особенностями. При определении основных направлений и приоритетов государственной молодежной политики следует исходить из общей концепции государственной политики, учитывать отраслевые концепции и отраслевые программы, общее и устойчивое в региональных программах.

Стратегические цели государственной политики направлены на: создание основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; укрепления демократического правового государства и развития гражданского общества; кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в области образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.


В соответствии с этими приоритетами государственных интересов в отношении молодежи должны быть: воспитание патриота – гражданина, заботящегося об экономическом процветании и преемственности духовных традиций нашего общества; воспитание гражданина, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений; подготовка человека, имеющего современное общее и профессиональное образование, соответствующее структуре и динамике материального и духовного производства; тановление высокоразвитого человека, знающего историю и культуру своего государства, ее достижения экономике, науке, литературе и в искусстве. Социальная политика, включающая в себя социальное развитие, социальную поддержку и социальную помощь, семейную и демографическую политику, основывается: на партнерстве государства и личности; создании условий для социального становления и развития; обеспечения равных стартовых возможностей; социальную поддержку в получение общего профессионального образования; в занятиях художественном, научном и техническом творчестве; адресную социальную помощь тем, у кого ограничены собственные возможности, и тем, кто попал в трудные жизненные обстоятельства. Применительно к государственной молодежной политике это означает: соблюдение и недопущение нарушений прав и свобод молодого человека – гражданина; социальная поддержка молодых людей, у которых затруднен доступ к образованию и реализации и развитию своих способностей; работа с одаренными детьми и творческой молодежью; адресную социальную помощь; социальную поддержку молодой семье.

Непосредственно содействие занятости и трудоустройство молодежи может быть организовано по нескольким направлениям: образование молодежи — проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую профорентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда. Для успешной адаптации школьников к трудовой деятельности реализуется программа «Путь в профессию», которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самоопределении школьника. В ходе реализации программы появляется возможность заинтересовать учащихся в профориентации.


Программа «Эффективное поведение на рынке труда» рассчитана уже на более взрослую категорию молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получилине соответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда. содействие профессиональной подготовке молодежи. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органослужбы занятости. Профессиональная подготовка, переподготовка и квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инв алиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др. Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан. изменение порядка приема молодежи на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодежи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др. Сегодня есть возможность совместить вторичную занятость несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодежи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям, и ориентирована на выполнение социальных функций.