Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты государственной политики и трудоустройства молодежи

1.1. Организационно-управленческие вопросы молодежной политики: понятие «молодежь», «молодежная политика» и формы молодежной политики

1.2 Трудоустройство молодежи как часть стратегии государственной молодежной политики

1.3. Зарубежный опыт трудоустройства молодежи

2. Анализ деятельности органов власти по вопросам вовлечения молодежи в трудовую деятельность

2.1. Участие органов власти в решении вопросов трудоустройства молодежи

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.1 Специализированные организации, осуществляющие деятельность по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для молодежи

2.2. Анализ и проблемы трудоустройства молодежи

2.3. Анализ форм трудоустройства молодежи в Краснодарском крае: волонтерство, студенческие трудовые отряды, трудоустройство на Олимпиаде «Сочи-2014»

3. Перспективы развития молодежной политики

3.1.Тенденции и перспективы развития молодежной политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Таким образом, к настоящему времени «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760 явля ется основным «регламентом» участия молодежи в реализации государственной политики в области трудоустройства [3].Ситуация с трудоустройством молодежи в России, в целом, и Краснодарском крае, в частности, определяется следующим, имеют ли выпускники образовательных учреждений (вне зависимости от уровня образования) необходимые и соответствующие рынку труда компетенции. В равной мере важен вопрос достаточно ли возможностей для трудоустройства молодых людей с их уровнем квалификации. Трудности реализации профессионального потенциала молодежи часто усугубляются отсутствием четкой и целостной модели трудовой карьеры как системы социальных и экономических стандартов, как в отдельных регионах, так и в целом по России. Наблюдая сегодня серьезный растущий интерес к молодежной «проблеме», напрямую связанный с особым периодом современной российской истории, можно говорить о необходимости перехода к принципу содействия долговременному планированию карьеры молодого поколения в отличие от прежнего принципа подбора конкретного вида деятельности.

В разделе о предпосылках принятия Стратегии говорится, что проведенный анализ и прогноз условий развития России, а также проблемы молодежи в ближайшие десятилетия выдвигают требования по выработке государством нового стратегического подхода к молодежной политике в области трудоустройства [3]. При этом большое значение отводят роли, которую молодежь играет в развитии и укоренении практик гражданского участия в преобразовании общественной системы. Еще в конце 1980-х годов Комиссия ООН по международным вопросам среди прочих факторов перемен (государства, общественные движения, современные технологии, трансконтинентальные корпорации и т.п.) впервые определила и молодежь. Таким образом, молодежная политика на сегодняшний день, является одним из важнейших приоритетов российского государства и направлена в первую очередь на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантийдля самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив [43].Понимая, что именно молодежь является важным субъектом социальных перемен, огромной инновационной силой и в то же время составляет большую социальную группу населения страны перед разработчиками этой проблемной стратегии стояла изначально трудно решаемая задача – решить проблемы молодежи. Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики, в том числе и в области трудоустройства, должен быть основан только на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России, выявленных на основании анализа официальных отчетов и документов. Кроме того, стратегия государственной молодежной политики должна учитывать и предвосхищать изменения, происходящие в сфере организации жизнедеятельности российского общества и государства. Важнейшее из грядущих изменений - переход к самоорганизации общества.


Реализуя приоритеты государственной молодежной политики Российской Федерации, в сфере трудоустройства, ряд проектов предложенные в Стратегии («Всероссийский стройотряд», «Карьера», «Завтра начинается сегодня», «Успех в твоих руках»), в частности предусматривают непосредственное: вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе; формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.Указанные проекты адресованы, как правило, молодым людям в возрасте от 14 до 25-30 лет, живущим в Российской Федерации. В той или иной степени, каждый из предложенных проектов, предполагает вовлечение молодежи в активную трудовую деятельность.

Рассмотрим подробнее эти проекты. Так, например, проект - «Всероссийский стройотряд» предлагает развитие форм самоорганизации молодежи в экономической деятельности. Главными направлениями реализации проекта являются: вовлечение молодежи в деятельность трудовых отрядов, объединений. поддержка социально-экономических инициатив молодежи. Два других проекта, «Завтра начинается сегодня» и «Успех в твоих руках» дают возможность молодым людям проявить свою активность в общественной жизни и освоить навыки самоорганизации, в том числе в проектной, управленческой, исследовательской деятельности, а также работе международных молодежных органов. В ходе реализации проектов предполагается достижение не менее важной цели: выявление и продвижение талантливой молодежи и продуктов ее инновационной деятельности. Наиболее важным в свете трудоустройства молодежи, является предложенный проект «Карьера», главные цели которого: самоопределение молодежи на рынке труда; развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Для достижения этих целей требовалось скоординировать и разработать мероприятия, направленные: на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи; на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда; на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей; на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности иобеспечение его законных прав и интересов; на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок. Опираясь на Всероссийскую Стратегию Краснодарский край - один из первых регионов России, принял закон о государственной молодежной политике и краевую комплексную программу реализации государственной молодежной политики «Молодежь Кубани»[8]. Позднее была разработана, Стратегия развития отрасли содействия занятости населения Краснодарского края, на период до 2020 года (приказ департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края от 10 октября 2008 г. № 460) [12], на основе которой была скоординирована работа государственных учреждений (службы занятости населения, молодежных кадровых центров, центров профориентации и др.), осуществляющих


В частности, в области трудоустройства, краевая комплексная программа реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани на 2014 - 2016 годы» [8], предусматривала следующие мероприятия: содействие решению социально-экономических проблем, организации трудового воспитания, реализацию данной Стратегии по основным ее направлениям. профессионального самоопределения и занятости молодежи, поддержка молодежного предпринимательства; мероприятия по организации занятости несовершеннолетних, организация работы подростковых трудовых бригад края; мероприятия по развитию движения студенческих трудовых отрядов (обеспечение работы краевых, зональных и линейных сто, организация и проведение «школы вожатых»), участие в международных, всероссийских и межрегиональных мероприятиях, проведение студенческого фестиваля трудовых отрядов, развитие материально-технической базы организатора мероприятий по организации трудового воспитания, профессионального самоопределения и занятости молодежи; поддержка органов по делам молодежи муниципальных образований края в содействии решению социально-экономических проблем, организации трудового воспитания, профессионального самоопределения и занятости молодежи в муниципальных образованиях края; организационное, методическое и

кадровое обеспечение в области государственной политики; переподготовка, повышение квалификации, учебные тренинги, конференции, в том числе научно-практические, коллегии международное сотрудничество) [8]. столы», выставки, семинары, конкурсы и другие мероприятия для молодежи. Для успешной реализации мероприятий краевой комплексной программы ГУ КК «Молодежный кадровый центр» и специалисты по трудоустройству молодежи муниципальных образований Краснодарского края продолжают вести активную работу по содействию занятости и трудоустройства молодежи. Более подробно их деятельность будет раскрыта во второй главе. Выдвигая на каждой ступени исторического развития определенные требования к подрастающему поколению, общество создает условия для интеграции молодежи в социальную структуру. Поэтому есть смысл говорить о необходимости дальнейшего воздействия государства на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида, вовлечения молодежи в политическую и общественную деятельность, повышение их правового сознания, поддержке таких молодежных организаций, которые направляют свою деятельность в интересах России.


1.3. Зарубежный опыт трудоустройства молодежи

Трудоустройство в США. Для многих развитых стран (США, ФРГ, Швеция и др.) все более характерной становится политика планирования полной занятости населения. В 1973 г. был принят Закон о полной занятости населения в США. Его основная цель - «обеспечить подготовку и другие услуги, которые способствуют максимальной занятости и самореализации человека». Трудоустройство человека является мерой эффективности всех программ, проводящихся в рамках Закона. Пакет законов о полной занятости был принят также в ФРГ, Швеции и ряде других стран. Полная занятость рассматривается в этих законах как показатель того, насколько хорошо экономика обеспечивает работу всем, кто хочет и может трудиться. При подобном подходе к занятости безработица выступает как результат сбоев в механизме ее регулирования. Зарубежный опыт показывает, что управление подготовкой и трудоустройством молодежи в условиях рыночной экономики осуществляется в рамках системного управления рынком занятости. То есть реализуется комплекс взаимосвязанных мер по совершенствованию: прогнозирования потребностей в специалистах различного профессионального квалификационного уровня (с учетом демографических тенденций, направлений научно-технического прогресса, структурных инвестиционных сдвигов в экономике); системы образования, подготовки и

переподготовки специалистов, государственное стимулирование сотрудничества вузов с наукой и производством; системы социального страхования (включая пенсионную политику); системы общегосударственных, региональных и местных служб трудоустройства.

Службы трудоустройства, предназначенной только для молодежи, не существует ни в одной из развитых стран. Специально для молодежи, однако, осуществляются конкретные программы профессионального обучения, занятости, выделяются фонды, укрепляются связи учебных заведений с промышленностью, принимаются законы, проводятся другие мероприятия, направленные на сокращение разрыва (по сравнению с другими группами населения) в возможностях трудоустройства молодежи. Решение о выборе профессии при этом рассматривается как одно из важнейших в жизни человека. Необходимым условием успешного профессионального выбора считается адекватность представлений человека о себе, о своих способностях, интересах, недостатках, а также представлений о мире труда. Обеспечение информацией по этим направлениям каждого, обращающегося за помощью, признается важнейшей функцией службы трудоустройства. Информация о профессиях распространяется через газеты и журналы, государственными и частными службами занятости, отделами кадров предприятий, профессиональными ассоциациями и профсоюзами.


Объявления в газетах располагаются, как правило, по рубрикам в зависимости от требуемой квалификации. Для молодежи они следующие: выпускники колледжей, выпускники общеобразовательной школы, выпускники профессиональных школ. В объявлениях даются описания должностных обязанностей, необходимого опыта, указываются требования к уровню образования, заработная плата. В них указывается также, каким образом обращаться к работодателю - лично, по телефону или в письменной форме. В профессиональных журналах публикуются объявления о найме дипломированных специалистов соответственно профилю журнала: технический, медицинский, педагогический и др. Все профессиональные группы населения имеют свои журналы.После получения необходимой информации, лицо, ищущее работу, обращается в отдел кадров предприятия письменно или по телефону. В США распространена практика представления «резюме» - претендент дает сведения о своем трудовом стаже, уровне образования, о том, какими навыками владеет, чем и почему интересуется. Основной объем работы по трудоустройству выполняют агентства (бюро) занятости. Они могут быть двух типов - государственные и частные. Разница между ними в следующем: государственные бюро, поддерживаемые правительством, обеспечивают бесплатное обслуживание, а частные - взимают плату за услуги. Государственные бюро являются поставщиком в основном малоквалифицированной рабочей силы, а частные - в основном высококвалифицированной. Государственные агентства, например, в США находят работу для 5-10 млн. человек ежегодно (что существенно больше, чем частные), более половины трудоустроенных являются неквалифицированными рабочими или работниками сферы услуг, 60-70% составляют женщины и молодежь до 22 лет.

Государственные агентства, кроме того, реализуют различные программы занятости для молодежи,национальных меньшинств, ветеранов армии, людей с физическими недостатками и других групп населения. Государственные службы занятости рассматриваются как посреднический орган, регулирующий спрос и предложение рабочей силы. В основном они обеспечивают частный бизнес и государственные структуры производственным персоналом, занимаются консультированием, тестированием, сбором и распространением информации об изменениях на рынках труда и спроса на рабочую силу. В последние годы эти агентства все активнее включаются в изучение рынка труда.Структурно государственные службы занятости строятся по иерархическому принципу и имеют соответствующие подразделения на национальном (федеральном), региональном (штатном, земельном), и местном уровнях [24].На общегосударственном уровне эта работа координируется обычно национальными ведомствами труда, занятости и социального обеспечения (Федеральным ведомством труда в ФРГ, Министерством труда в США, Министерством труда и занятости в Великобритании, Министерством занятости и социального обеспечения во Франции и т.п.). Функциями общегосударственных (федеральных) ведомств занятости являются: профессиональное ориентирование и консультирование молодежи; посредничество при трудоустройстве на работу; содействие в получении профессионального образования; трудовая реабилитация инвалидов; меры по сохранению и созданию рабочих мест; оказание материальной помощи безработным; исследования рынка труда и его профессиональной структуры.