Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственной политики и трудоустройства молодежи
1.2 Трудоустройство молодежи как часть стратегии государственной молодежной политики
1.3. Зарубежный опыт трудоустройства молодежи
2. Анализ деятельности органов власти по вопросам вовлечения молодежи в трудовую деятельность
2.1. Участие органов власти в решении вопросов трудоустройства молодежи
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
2.2. Анализ и проблемы трудоустройства молодежи
3. Перспективы развития молодежной политики
При центральных ведомствах создаются исследовательские подразделения изучения рынка труда и профессий (Бюро статистики труда - в США, Институт изучения рынка рабочей силы и профессий - в ФРГ и т.п.). В составе центральных ведомств имеются бюро по содействию в трудоустройстве руководящих работников промышленности. Выпускники вузов обслуживаются региональными (штатными и земельными) и местными отделениями Федеральных ведомств содействия трудоустройству. Государственные региональные (11 земельных бюро в ФРГ, 50 на уровне штатов агентств в США и т.п.) и местные отделения трудоустройства (2000 информационных центров трудоустройства в США) действуют в тесной кооперации с федеральными службами занятости. Они бесплатно помогают тем, кто ищет работу, и тем, кто ищет квалифицированных работников.В функции региональных и местных центров трудоустройства входит определение готовности конкретного претендента к определенному виду работы, выявление, требуются ли ему для этого консультации. При этом используются ежедневно обновляемые банки данных о вакансиях, представляющих собой автоматизированный перечень появившихся или освободившихся в частном и государственном секторах рабочих мест. Претендент выбирает подходящее для него рабочее место, получает от сотрудника центра информацию о его характере, а также помощь в подготовке к беседе с работодателем.
Для остальных центры проводят тестирование с тем, чтобы определить их профессиональные способности и наклонности, оказать помощь в выборе работы.Новым важным направлением работы государственных агентств является учет квалифицированных кадров специалистов и посредничество в их трудоустройстве. С этой целью, например в США, была создана региональная сеть учреждений учета и содействия в трудоустройстве специалистов высокой квалификации. Данные о спросе и предложении обрабатываются в этой сети автоматизированной информационной системой. Бюро статистики труда при Министерстве труда США, Институт изучения рынка рабоч ей силы и профессий при Федеральном ведомстве труда в ФРГ и аналогичные учреждения в других странах периодически (в США каждые два года) составляют с учетом демографических тенденций и перспектив развития науки и техники в стране прогноз развития рынка труда на очередные 15 лет. В прогнозе излагается информация о том, в каких отраслях национальной экономики ожидается наибольший подъем, какие из них будут испытывать спад, насколько возрастет численность рабочей силы, какова будет ее структура, на какие профессии будет наибольший спрос, и какого уровня образования они потребуют.Такого рода информация является весьма полезной не только для руководителей бизнеса, науки и образования, она позволяет достаточно четко ориентироваться в перспективах будущего трудоустройства абитуриентам учебных заведений при выборе профессии, а их выпускникам - при выборе конкретной сферы приложения своих знаний на рынке труда и поиска соответствующего места работы.
Реализация другой важной функции - сбор информации об имеющихся вакансиях - наталкивается в большинстве развитых стран на серьезные препятствия. Работодатели весьма неохотно представляют государственным учреждениям такого рода сведения. И, тем не менее, задача эта успешно решается. В США, например, в 46 штатах созданы и действуют автоматизированные системы профессиональной занятости, использующие онлайновые компьютеры, печатный материал, микрофиши и телетайпную связь для выдачи информации о наличии рабочих мест, образовательных возможностей, программ помощи студентам, программ ученичества и военной карьеры. Терминалы этих систем размещены в средних школах, высших учебных заведениях, библиотеках, центрах профессиональной реабилитации и службах трудоустройства. Земельные и штатные агентства по страхованию занятости, кроме того, выдают подробную информацию о состоянии рынка труда в соответствующем штате, данные о текущем и перспективном состоянии и условиях занятости по профессиям и отраслям, о характере рабочей силы, происшедших и ожидаемых изменениях в экономической жизни штата и отдельных его районов. Для некоторых общественных групп в большинстве развитых стран предусматриваются определенные льготы, осуществляются специальные программы. Так, в частности, ветераны войны пользуются в центрах трудоустройства преимущественным правом на поддержку при получении рабочих мест. Представители центров в первую очередь сообщают им об имеющихся возможностях получить помощь в трудоустройстве и помогают разрешить свои проблемы. Существуют специальные программы трудоустройства для молодежи в возрасте 16-21 года, в том числе для студентов, обучающихся в вузе, исключенных или бросивших вуз, а также для выпускников вузов, вступающих в трудовую жизнь.
Реализуются также молодежные летние программы, обеспечивающие работой в летний период молодежь из семей с низкими доходами и ряд других.Местные (муниципальные) агентства трудоустройства, являясь бесприбыльными организациями, специализируются в оказании помощи в сфере консультирования, повышения квалификации и поиска работы в основном таким общественным группам, как женщины, молодежь, национальные меньшинства и лица пенсионного возраста, которые проживают на территории данного муниципалитета. В отличие от государственных, частные службы трудоустройства работают на платной основе. В США не существует федерального законодательства, регламентирующего их деятельность. Она регулируется на уровне штатов. Большая часть таких частных предприятий использует систему комиссионных, в которой величина оплаты зависит от конечного результата. При этом плату, в зависимости от характера услуг, вносит либо претендент, ищущий работу, либо нанимающая фирма. Деятельность частных агентств помогает заинтересованным сторонам существенно сократить время поиска работы или работника. Местные власти в ряде стран установили потолок оплаты за подобные посреднические услуги [41].Частные агентства трудоустройства дают объявления о своих услугах в газетах и журналах и выступают в качестве консультантов по найму. В крупных городах агентства могут специализироваться по отдельным типам профессий, а в малых - занимаются трудоустройством по всем профессиям. Консультанты частных фирм постоянно поддерживают связь сработодателями, изучают их требования к сотрудникам, ориентируют в соответствии с ними своих клиентов. Они проводят с клиентами тесты, проверяют их способности, помогают определить свои возможности, разъясняют условия, сложившиеся на рынке труда, требования для занятия соответствующих должностей, а также определяют стоимость подготовки в колледжах или по специальным программам.
Тех людей, которые отвечают требованиям, агентства направляют на фирмы. Там проводятся собеседования и принимаются окончательные решения о приеме на работу.Специальные бюро по трудоустройству функционируют при многих общеобразовательных школах. Эти бюро имеют, как правили, долгосрочные контракты с работодателями. Их функции - помочь учащимся найти работу. Все бюро оснащены компьютерами, в память которых заложены данные об имеющихся вакансиях. Особая роль в системе трудоустройства молодежи в развитых странах принадлежит институту консультантов по профориентации, работающих в специальных подразделениях профориентации общеобразовательных школ, в подразделениях планирования профессии и распределения выпускников в вузах, в агентствах профессиональной реабилитации, муниципальных консультационных службах, земельных и штатных агентствах трудоустройства, в частных консультационных агентствах по вопросам занятости. Таких консультантов набирают из числа высококвалифицированных специалистов, которые помимо специальной подготовки в соответствующей области, обладают широким образованием, знают психологию и социологию, энергичны, доброжелательны, умеют сходиться с людьми, стремятся оказать им помощь [44].
Профориентация и трудоустройство в Великобритании.
После пересмотра основных концептуальных позиций в области профориентации акцент был перенесен на учебную ориентацию, т.е. на выбор продолжения образования для будущей карьеры. Ориентирование в сфере профессиональной трудовой подготовки рассматривалось как одно изнаправлений общеобразовательной программы. В учебную программу были включены курсы по развитию личностных качеств учащихся, расширению их кругозора о мире труда, развитию трудовых умений по конкретным профессиям. Другими словами, ориентирование на образование и трудовую деятельность строго не разграничивалось, поэтому трактовка профессиональной ориентации рассматривалась довольно широко и предполагала значительный набор видов деятельности, который поможет молодому человеку принять осознанное решение о выборе профессии. Считалось также, что общее развитие поможет выпускнику сделать «переходные шаги» после окончания школы, которые определят его дальнейшее продвижение в сфере образования и труда. Функции проф.советников заключались в следующем: - организация занятий по профессиональному просвещению учащихся и проведение ознакомительных экскурсий; - выявление преобладающих интересов и склонностей учащихся; - развитие коммуникативных умений в процессе тренинговых занятий; - оказание содействия в трудоустройстве учащихся или участии их в какой-либо программе предварительной профессиональной подготовки; - проведение индивидуальных занятий по уточнению профессиональных планов учащихся;выявление позиции родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребенка;- оказание помощи в принятии учащимися самостоятельных решений о будущей профессии.
2. Анализ деятельности органов власти по вопросам вовлечения молодежи в трудовую деятельность
2.1. Участие органов власти в решении вопросов трудоустройства молодежи
Эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших элементов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. Государственная молодежная политика осуществляется :государственными органами и их должностными лицами; молодежными объединениями, их ассоциация молодыми гражданами. Государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении молодых жителей в возрасте от 14 до 30 лет. На Кубани таких около 1300 тысяч человек, именно они к 2020 году станут основным трудовым ресурсом Кубани. Молодежь – наиболее перспективная часть населения, и поэтому ее роль в реализации Стратегии чрезвычайно велика. За счет реализации успешной молодежной политики должна сформироваться наиболее мобильная и интеллектуально развитая часть населения, обеспечивающая достижение целей регионального развития и повышения конкурентоспособности Краснодарского края [16, с. 84].Меры, принятые в 2010 - 2012 годах органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в крае по реализации мероприятий государственной молодежной политики в крае создали базу для решения задач, направленных на усиление роли молодежи в
социально-экономическом развитии Кубани.В крае сформирована сеть государственных и муниципальных учреждений, которые осуществляют реализацию государственной молодежной политики по основным ее направлениям. На сегодняшний день во всех 45 муниципальных образованиях Краснодарского края созданы функционируют органы по делам молодежи, имеющие статус юридического лица. Стратегия молодежной политики РФ и Краснодарского края носит комплексный характер, и поэтому предполагает разработку системы измерителей ,позволяющих сопоставить качественное улучшение положения молодежи с общими показателями развития ситуации в стране. К основным ожидаемым результатам улучшения положения молодежи, при этом, будут относиться повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг, доходов молодых людей в сравнении с предыдущими периодами и доходами взрослого населения Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социо культурное развитие являются: повышение числа молод ых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;сокращение уровня безработицы в молодежной среде;снижение уровня правонарушений среди молодежи; повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи; повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества; увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней.
В качестве основного критерия оценки эффективности государственной молодежной политики Краснодарского края можно рассматривать, влияние предпринимаемых мер, на улучшение положения молодежи, динамику и качество ее общественной и социально-экономической активности. Одним из элементов развития созидательной активности молодежи, поиска своего места в жизни является самоопределение молодежи на рынке труда Проанализировав законодательство Краснодарского края о реализации молодежной политики, мы можем выделить сильные стороны в области трудоустройства, в первую очередь можно отнести проекты и программы позволяющие реализовать: комплекс мероприятий по созданию единой системы работы по месту жительства (подростково-молодежные клубы) и организацию досуговой занятости; трудоустройство подростков и молодежи на постоянную и временную занятость организацию занятости учащейся молодежи в составе студенческих трудовых отрядов, развитие и поддержка труд отряда движения на Кубани; организацию трудовой и досуговый занятости несовершеннолетних граждан в составе подростковых трудовых бригад; оказать профориентации оказанные услуги для подростков(профессиональное тестирование, профессионально информирование).
Самоопределение молодежи на рынке труда должно начинаться со школьной скамьи через профориентационную работу, которая позволяет выявлять задатки подростков, предоставлять им информацию о будущей деятельности, профессиях, различных кружках, клубах, в которых можно углубить и развить свои способности. Однако реализация комплекса мероприятий в рамках профориентационной работы, таких как, например, предоставление информации о профессиях, востребованных рынком труда; помощь в понимании сути той или иной профессии, ознакомление с требованиями к специалистам; привлечение к участию в культурно-массовых мероприятиях предприятий и организаций, также ряда других часто на местах проводится формально.Можно назвать еще ряд слабых сторон Стратегии, отражающихся непосредственно на проблеме трудоустройства:
отсутствие Федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации», который бы позволил более четко расставить приоритеты работы с молодежью рамках общегосударственных и общенациональных интересов, а также создать серьезные условия для эффективного взаимодействии я государства с молодежью – наиболее активной группой населения страны [5];отсутствие четкого определения функционала и разграничения полномочий органов по делам молодежи нафедеральном, краевом и местном уровнях; отсутствие на федеральном уровне механизма финансовой поддержки деятельности молодежных детских общественных объединений; отсутствие разработанного перечня услуг, оказываемых учреждениями органов по делам молодежи и регламет ноказания данных услуг; федеральной целевой программы «Молодежь России» с четким определением основных направлений государственной молодежной политики и ключевых мероприятий по каждому направлению; отсутствие на федеральном уровне единой системы региональных исследований, системы мониторингов состояния молодежи и молодежной среды, технологии расчетов, критериев эффективности мероприятий и ресурсных вложений в сфере государственной молодежной политики, комплексного анализа результативности работы органов, ответственных за реализацию государственной молодежной политики, ее соответствия социальным потребностям и интересам молодежи; отсутствие на федеральном уровне определения статуса студенческого трудового отряда; низкий уровень государственной поддержки общественных организаций, работающих по направлениям государственной молодежной политики ;низкий уровень взаимодействия органов по делам молодежи и профессиональных образовательных учреждений в муниципальных образования Краснодарского края; недостаточный уровень внутри вузовского и межвузовского взаимодействия; отсутствие льгот в части налогообложения для общественных объединений при оказании ими услуг (выполнение социального заказа) органам государственной власти и органам местного самоуправления в соответствии с заключаемыми государственными и муниципальными контрактами; наличие комплексных молодежных центров не во всех муниципальных образованиях края;не достаточно развитая сеть подростково -молодежных клубов по месту жительства, и как следствие, низкая досуговая занятость молодежи в муниципальных образованиях края;тенденция низких заработных плат для молодежи, не имеющей опыт работы. Нежелание работодателей принимать на подработку студентов очного отделения, несовершеннолетних подростков, желающих работать в свободное от учебы время; отсутствие принципов гендерного равенства при приеме на работу ;отсутствие государственной системы подготовки профессиональных кадров для государственной молодежной политики.И наконец, наличие угроз, которые также могут привести к серьезному сбою в работе с молодежью:угроза утраты руководством края и администрациями муниципальных образований интереса к молодежной политике под влиянием форс-мажорных обстоятельств; угроза ликвидации структурной самостоятельности органов по делам молодежи; угроза существующей материально-технической базе муниципальных органов по делам молодежи;угроза возникновения противоречий между департаментом молодежной политики Краснодарского края и другими структурными подразделениями администрации Краснодарского края (то же на муниципальном уровне).Каждая из них может серьезно отразится на реализации Стратегии в целом, и области трудоустройства, в частности. Важно отметить, что на любом направлении изначально должны быть определены цели, опыт и масштаб применения, законодательная база, подходы, объект поддержки – кого в первую очередь поддерживать, определены индикаторы эффективности выполнения направления, затраты, этапы реализации идей и инструментов, мониторинг контроля качества.