Файл: _Арнольд В.И., Что такое математика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2019

Просмотров: 3510

Скачиваний: 59

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

i

i

i

i

i

i

i

i

это полная бесполезность обеих

. Харди, обсуждая вопрос о том, какими

задачами математику стоит заниматься, сделал для себя следующий вывод:
можно заниматься только

либо теорией чисел, либо теорией отно-

сительности, потому что только эти две науки не имеют сейчас

(

и не получат никогда в будущем

)

никаких полезных применений

(

особенно в военном деле

)

9

.

Я расскажу сейчас, какое видоизменение получили эти доводы Харди

в руках его современных последователей, вроде Манина. Но они ста-
раются не цитировать слова ни о теории относительности (являющейся
основой атомной бомбы), ни о теории чисел. Использование теории чисел
секретными службами, занимающимися кодированием и декодированием
информации, является сейчас важнейшим источником финансирования ма-
тематики. Я слышал даже, что один из крупнейших во всем мире специа-
листов по теории чисел давно уже удостоился за это генеральского чина в
соответствующем (неназываемом) ведомстве.

Независимо от совета Харди, я занялся в последнее время приложе-

ниями теории относительности к теории чисел.

Тезис Манина состоит в том, что

польза от математики состоит

вовсе не в способствовании какому-либо прогрессу, а, скорее, в ее

«

огромном вкладе в решение основной проблемы постиндустриаль-

ного человечества

»

.

Проблема же эта, по Манину, состоит вовсе не в ускорении

какого-либо прогресса человечества, а в том, чтобы этот прогресс
всеми силами тормозить.

«

Ведь,

––

говорит он,

––

если бы умники, занимавшиеся проблемой Фер-

ма, усовершенствовали вместо этого самолеты и автомобили, то вреда для
человечества было бы куда больше!

»

Математические задачи, по Манину, служат именно этой цели тормо-

жения: они

отвлекают

внимание умных людей от более опасных занятий.

Дальнейшее рассуждение такое: проблема Ферма

«

к сожалению, те-

перь утратила свою полезность

»

, так как она уже решена Уайлсом и потому

больше не способна отвлекать. Следовательно, нужно сформулировать
другие (столь же нелепые) вопросы, которые будут отвлекать математиков
следующих поколений.

9

Среди многих других высказываний ужасной

«

Апологии

»

Харди, процитируем и такие

непростительно мракобесные:

«

без Абеля, Римана и Пуанкаре мир ничего бы не потерял

»

;

«

баллистика и аэродинамика отталкивающе безобразны и невыразимо скучны

»

;

«

я не знаю

продвижения в математике, инициированного человеком старше 50 лет, а в 60 лет от матема-
тика бесполезно ожидать оригинальных идей

»

;

«

никому еще не удалось обнаружить военных

приложений теории чисел и теории относительности

»

;

«

слезоточивый и горчичный газы

––

самое гуманное оружие

»

.

31


background image

i

i

i

i

i

i

i

i

Гильберт уже попытался сделать это в сформулированных им на Все-

мирном Математическом Конгрессе 1900 г. в Париже

«

Проблемах

»

, но

теперь нужен новый список отвлекающих вопросов (Манин, прежде всего,
напоминает

«

проблему близнецов

»

, т. е. соседних простых чисел, разность

которых равна 2, как 5 и 7, 17 и 19, 29 и 31, ... : конечно ли число таких
пар, или же бесконечно?).

§ 3. Проблемы Гильберта

Проблемы Гильберта оказали удивительно мало влияния на развитие

математики XX в. Одна из самых красивых из них

––

о равносоставленно-

сти многогранников одинакового объема

10

––

была на самом деле решена (с

публикацией решения) за несколько лет до того, как Гильберт ее поставил.
А открытые сейчас связи этой проблемы с квантовой теорией поля Гиль-
берт не заметил. Их обнаружили лишь вследствие странного совпадения
сороказначных ответов в компьютерных вычислениях.

На развитие математики в XX в. куда большее влияние оказали работы

ученика Гильберта, Германа Вейля (развивавшего, скорее, идею Пуанкаре,
что основной задачей математики XX в. будет создание математического
аппарата теории относительности и квантовой физики)

11

.

Я расскажу здесь немного о тех двух из пары десятков проблем Гиль-

берта, в которых идет речь о топологии

––

наиболее быстро развивавшейся

в XX в. области математики, созданной прежде всего А. Пуанкаре, тео-
ремы, ошибки и задачи которого до сих пор определяют состояние этой
науки.

10

В отличие от многоугольников, многогранники равного объема не всегда равносоставле-

ны, т. е. не всегда могут быть разбиты на взаимно конгруэнтные части.

11

Не все знают, как огромна была роль Г. Вейля в становлении квантовой механики.

Шрёдингер рассказывает, что ему никак не удавалось получить наблюдаемые в эксперименте
спектры атомов исходя из уже известной двойственности волна

––

частица, так как, хотя он

уже и написал

«

уравнение Шрёдингера

»

, спектр неизменно получался непрерывным (как

в интеграле, а не в ряде Фурье), из-за того что область, где рассматривалось уравнение,
простиралась, естественно, неограниченно далеко.

Но Г. Вейль, которому Шрёдингер рассказал о своих трудностях, подсказал ему, что

он, Вейль, уже один раз преодолел подобную же трудность в теории упругости, где он
рассматривал колебания и волны в неограниченных областях: для получения дискретного
спектра нужно наложить граничные условия на бесконечности, например, потребовать, чтобы
пси-функция была интегрируема с квадратом модуля. Шрёдингер немедленно последовал
этому совету, получил требуемый спектр атома водорода, и волновая квантовая механика
быстро сменила предшествующую ей матричную.

32


background image

i

i

i

i

i

i

i

i

Ошибка, о которой я здесь говорю,

––

это отождествление гомотопий

с гомологиями, опровергнутое самим Пуанкаре при построении им из до-
декаэдра

«

трехмерного многообразия Пуанкаре

»

, на котором каждая за-

мкнутая кривая гомологична нулю (т. е. является границей подходящей
двумерной поверхности), но не каждая гомотопна нулю (т. е. непрерывно
стягивается в точку). Это трехмерное многообразие проще всего задать
системой из трех уравнений в шестимерном вещественном (трехмерном
комплексном) пространстве:

(3)

{

x

3

+

y

5

+

z

2

=

0,

|

x

|

2

+

|

y

|

2

+

|

z

|

2

=

1

}

.

Исправление этой ошибки Пуанкаре привело к раздельному развитию

двух наук: теории гомологий и теории гомотопий. К теории гомологий от-
носится, например, описанное выше исследование абелевых интегралов в
зависимости от рода римановой поверхности. К теории гомотопий относит-
ся, например, изучение монодромий алгебраических функций (описанное
выше при исследовании неразрешимости уравнений в радикалах).

Многообразие Пуанкаре послужило также прообразом

«

экзоти-

ческих сфер

»

Милнора

гладких многообразий, гомеоморфных

обычной сфере, но не диффеоморфных ей

. Для семимерной сферы

таких многообразий, не диффеоморфных друг другу, 28, и одно из них, так
называемая

«

сфера

E

8

»

, задается подобным уравнению (3)

уравнением

Брискорна

в десятимерном пространстве

C

5

:

{

x

3

+

y

5

+

z

2

+

u

2

+

v

2

=

0,

|

x

|

2

+

|

y

|

2

+

|

z

|

2

+

|

u

|

2

+

|

v

|

2

=

1

}

.

Чтобы получить остальные экзотические семимерные сферы Милнора,
нужно здесь заменять показатель 5 на число 6

k

1 и взять значения

k

=

1, . . . , 28 (при одном из этих значений

k

получится многообразие,

странно диффеоморфное обычной семимерной сфере!).

Возникшая здесь новая наука

––

дифференциальная топология

––

является наукой о гладких многообразиях и одной из самых фундамен-
тальных областей математики. Американское математическое общество в
томе, посвященном математическому наследию А. Пуанкаре, сообщило,
что Пуанкаре якобы

«

не был знаком с понятием гладкого многообразия

»

(которое он-то и ввел в математику). Но о социальных причинах подобного

«

демократического

»

пересмотра истории науки и оценки ее достижений я

уже сказал выше.

«

Проблема Пуанкаре

»

состоит в том, гомеоморфно ли сфере любое

замкнутое связное трехмерное многообразие, на котором всякая замкнутая
кривая стягиваема в точку. Она и сегодня остается одной из основных
проблем топологии.

33


background image

i

i

i

i

i

i

i

i

Между прочим, одним из основных достижений топологии XX в. яви-

лось открытие того факта, что в многомерном (иногда даже бесконечномер-
ном) случае многое упрощается. Например, все узлы развязываются уже
в четырехмерном пространстве (и спириты утверждали, что умеют это ис-
пользовать), а проблема Пуанкаре решена для многомерных сфер (начиная
с размерности 5 гипотеза о гомеоморфности сфере всякого многообразия,
где стягиваемы в точку все сферы меньшей размерности, верна).

Топология

––

важнейшая часть математики XX в., и удивительно, как

мало о ней думал Гильберт. Что же касается самого понятия гладкого
многообразия, то его обсуждал уже Лукреций, утверждавший в

«

Природе

вещей

»

(

«

De natura rerum

»

, I в. до н. э.), что атомы делятся по свойствам

своей поверхности на следующие три категории (сейчас математики их на-
зывают гладкой, кусочно линейной и топологической): некоторые скользят
друг по другу своими гладкими поверхностями, другие, подобно много-
гранникам, сталкиваются своими углами, третьи же, подобно рыболовным
крючкам, имеют острия-крючочки и способны крепко соединяться друг с
другом этим негладкими выростами.

Топологические проблемы Гильберта имеют в его списке номера 13

и 16. В обоих случаях речь идет о самых первоначальных, исходных во-
просах математики, поэтому в российских обзорах проблем Гильберта их
обычно пропускают, и я постараюсь восполнить этот недостаток.

В тринадцатой проблеме это вопрос о решении общего алгебраического

уравнения степени

n

,

x

n

+

a

1

x

n

1

+

. . .

+

a

n

=

0,

При

n

6

4 такое уравнение решается в радикалах, а при

n

>

5, вообще

говоря,

––

нет. Но все же при помощи радикалов можно (подобно тому как

это делают для решения квадратного уравнения) свести всякое уравнение
степени 5 к специальному уравнению

(4)

x

5

+

ax

+

1

=

0

.

Специальную алгебраическую функцию одного переменного

x

(

a

), опреде-

ляемую этим уравнением, достаточно добавить к радикалам, чтобы через
комбинации этих функций и рациональных функций выразить функцию

x

(

a

1

, . . . ,

a

5

), означающую корень общего уравнения степени 5 с заданными

коэффициентами.

Общее уравнение степени 6 сводится в таком же смысле к специальной

алгебраической функции

x

(

a

,

b

) от двух переменных, определяемой урав-

нением

x

6

+

ax

2

+

bx

+

1

=

0

.

34


background image

i

i

i

i

i

i

i

i

Точно так же для решения общего уравнения степени 7 достаточна

специальная алгебраическая функция

x

(

a

,

b

,

c

) от трех переменных, опре-

деляемая уравнением

x

7

+

ax

3

+

bx

2

+

cx

+

1

=

0,

о которой и идет речь в проблеме Гильберта. Вопрос состоит в том,

«

а

нужны ли вообще функции трех переменных

?

»

можно ли выразить

эту функцию x

(

a

,

b

,

c

)

в виде конечной комбинации функций, каждая

из которых зависит лишь от двух переменных

?

Примером такой комбинации (

«

суперпозиции

»

по Гильберту

) явля-

ется функция

u

(

a

,

b

,

c

)

=

v

(

a

,

w

(

b

,

c

)): две функции (

v

и

w

), от двух пере-

менных каждая, составили в качестве суперпозиции новую функцию (

u

) от

трех аргументов. В общем случае комбинируются в сложную функцию не
две функции, а любое их конечное число, причем каждый аргумент может
входить в суперпозицию и несколько раз.

При постановке этого вопроса чрезвычайно важно фиксировать класс

функций, о которых идет речь: ответы для разных классов удивительно
непохожи.

Гильберт уже знал, что

«

разрывных функций, существенно зависящих

от трех переменных, нет

»

: если допускать любые разрывы у составляющих

суперпозицию функций, то число аргументов становится несущественным
(главным образом из-за равномощности кубов разных размерностей друг
другу, в том числе

––

просто одномерному отрезку).

Поэтому Гильберт поставил свой вопрос так:

а можно ли выразить

определяемую приведенным выше уравнением степени 7 функцию
z

(

a

,

b

,

c

)

суперпозицией н е п р е р ы в н ы х функций двух переменных

?

Замечательный прогресс был достигнут лишь через более чем полвека,

когда А. Г. Витушкин разобрал аналогичный вопрос для

гладких функций

вместо непрерывных

.

Его результат означал, что

степень сложности p-гладкой

(

p раз

непрерывно дифференцируемой

)

функции от n переменных опре-

деляется величиной дроби n/p

: чем больше число аргументов

n

, тем

функция сложнее, а чем больше гладкость

p

, тем проще.

А именно, представление

p

-гладких функций

n

переменных суперпози-

циями

q

-гладких функций

k

переменных возможно заведомо не для вся-

кой разлагаемой функции класса (

p

,

n

), если сложность представляющих

функций меньше, чем сложность представляемых, т. е. если

k
q

<

n
p

,

то представить столь гладкими функциями можно не всё.

35