Файл: Теория_межд._отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 6249

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УТВЕРЖДЕНО

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ

Waltz K. Theory of International Politics. N.Y., 1979.

Wenger A. International relations: from the Cold War to the globalized world / A. Wenge, D. Zimmermann. London, 2003.

ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ

ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯ, ОДИННАДЦАТАЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

11. Концепции кооперативной безопасности. Исследовательский арсенал, связанный с осмыслением проблем безопасности и выработкой теоретических основ для практических решений в данной области, оказался не приспособленным к новым, постиндустриальным и постконфронтационным реалиям наступившей эпохи. Возникла необходимость выработки новых, более эффективных концептуальных средств, способных преодолеть образовавшийся вакуум. По мнению ряда экспертов и профессионалов в области безопасности, такую роль могли бы сыграть концепции кооперативной и человеческой безопасности, первые упоминания о которых в специальной литературе относятся к началу 1990-х гг. Кроме того, все больше внимания привлекает теория демократического мира. В основе всех этих концепций лежат положения либерально-идеалистической парадигмы (в обеих ее разновидностях — и канонической, и неолиберальной). Доминирование неолиберализма проявляется, таким образом, не только в сферах экономики и политики современного глобализирующегося мира. В международных отношениях (и в практике, и в теории) неолиберализм также стремится взять верх над политическим реализмом, который длительное время оказывал определяющее влияние на формирование подходов науки в к международным отношениям в целом и международной безопасности в частности.

ЛИТЕРАТУРА

ЛЕКЦИЯ ВОСЕМНАДЦАТАЯ

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

ЛЕКЦИЯ ДВАДЦАТАЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОРЯДОК: ПОНЯТИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

- пятая группа - новая мировая политика в условиях все более целостного, взаимосвязанного мира объективно трансформирует былую среду международной жизни в неотъемлемую составную часть процесса и организации жизнедеятельности человечества, в сферу внутреннюю по отношению к единому, целостному и взаимозависимому миру. Тем самым обнаруживается и подтверждается суть международной жизни и международных отношений как особого, исторической протяженности процесса трансформации ранее "чужих", разобщенных между собой социально-территориальных систем (от рода до государства) в нечто по социальному качеству более масштабное, сложное, высокоорганизованное и цельное. Такое нечто не должно быть единым в политико-административном смысле; но требует общих компонентов политической психологии, политического сознания, политической культуры, чтобы оказалось возможным и необходимым поддержание такого единства в повседневности и на макрошкале времени. Наличие международных структур, выполняющих информационно-координирующие и регулятивные функции, доказывает, что соответствующие отношения в мире и/или его части достигли значительного объема, уровня, значения, когда такие функции необходимы. Одно из последствий этого - формирование и развитие стабильных структур международных отношений: плотной сети связей, норм, отношений, институтов и процедур (политических и иных), уже автономных от конкретных государств и правительств, давно ставших данностью, не считаться с которой все более затруднительно;

- шестая группа - цикличность описываемых процессов, которые развиваются, как правило, через внутристрановой сепаратизм и международный регионализм. Один из парадоксов такого развития - появление "суверенитетов внутри суверенитетов" (бывшие союзные республики в составе СССР, Бавария в Германии, некоторые субъекты РФ). Объективно ускоряя эрозию суверенитета - "священной коровы" внутренней и международной политики, эти процессы подготавливают неизбежное в XXI в. ниспровержение государства с пьедестала его социально-политической и правовой исключительности, перевод в ранг корпорации по управлению социально-территориальной системой;

- cедьмая группа сопряжена с исподволь и объективно назревающей на протяжении уже нескольких десятилетий потребностью в постепенном "вытягивании" и налаживании "вертикали" органов самоуправления, управления и координации на страновом, региональном и глобальном уровнях. Возникающая в этом случае структура - не замена государств и межгосударственных отношений, а дополнение к функциям и роли того и другого. В какой мере подобные процессы могут и будут сопровождаться появлением политических и/или иных самоидентификаций на уровне цивилизаций - вопрос открытый, как и то, приведут ли цивилизационные самоидентификации (если они будут иметь место) к каким-либо межцивилизационным трениям, проблемам, столкновениям. Но в любом случае институт государства как рубеж разграничения внутренних, внешних и международных процессов будет испытывать нарастающие по силе и масштабам вызовы традиционной интерпретации своей роли. А межгосударственные отношения, теряя свободу взаимодействий по законам "дикого поля", станут все более трансформироваться в регионально-глобально-внутрисистемные, не достигая еще при этом плотности и интенсивности внутристрановых.


13. Обобщая, можно констатировать: по мере теоретического изучения междунароных отношений структура ТМО, видимо, будет стремиться к включению в нее:

(а) раздела, посвященного международным явлениям и процессам, основное содержание которых подлежит анализу в реальном масштабе времени:

- концепции международной жизни как явления, охватывающего все сферы современности и служащего базой, первоосновой явлений более сложного и "высокого" характера. Эту нишу отчасти заполняют сейчас конкретно-описательные исследования интернационализации, международных обменов, связей и коммуникаций;

- концепции международной политики в мировом, региональном и локальном измерениях последней (международных политических и иных взаимодействий, международного общения, многосторонних и/или международных организаций, общественных движений);

- концепции отдельных аспектов, типов и видов конкретных международных взаимодействий (например, переговорного процесса, конфликтов, определенных видов поведения - санкций, сдерживания, разного рода принуждений);

(б) раздела, посвященного международным явлениям и процессам, основное содержание которых обнаруживается обычно лишь в социальном масштабе времени (до трех абсолютных модулей продолжительности):

- концепции субъектов МО определенной эпохи, периода; эволюции типа субъектов МО сообразно эволюции самих международных отношений и мировому развитию, включая концепции процесса формирования и осуществления внешней (международной) политики субъектов МО;

- концепции межгосударственных отношений, включая как их традиционные военно-силовые формы, так и иные: сотрудничества, взаимозависимости, интеграции;

- концепции мирового порядка и стабильных структур МО как явлений, способных развиваться на основе относительно долгих периодов международной стабильности (понятие и содержание явления миропорядка, конкретные его виды, природа и значение для эволюции МО как явления структур типа ООН, а также ОБСЕ, НАТО, АСЕАН, иных региональных систем сотрудничества);

(в) раздела, посвященного международным явлениям и процессам, основное содержание которых способно и может реализоваться только в историческом масштабе времени:

- концепции соотношения стабильности и безопасности, стабильности и перемен, безопасности и развития собственно в МО, а также на стыке международных отношений, международной жизни в целом и мирового развития;

- концепции явления и процессов глобализации, последствий их для МО в целом, различных вариантом миропорядка и стабильных структур МО, для формирования иерархии (стратификации) субъектов МО, международных жизни и политики; формирование явления мирового политического процесса;

- концепции взаимосвязи МО, мирового развития в целом с идеологическими системами, в том числе идеологией устойчивого развития (sustainable development);


(г) теории межуровневых переходов, которые включали бы:

- анализ предпосылок, условий и механизмов перехода явлений и процессов одной временной протяженности в другую, с ней смежную (например, перерастания текущих процессов в тенденции макросоциальных протяженности и значимости; этих последних - в исторические или наоборот);

- качественный анализ зависимости МО, мирового развития и родовой жизни человека на планете от факторов экологического, природно-географического, космического, естественно-физического характера;

- представления о механизмах и закономерностях волновой (циклической) природы и характера процессов эволюции и развития мировой политики, международных отношений, международной жизни в целом.

14. Вырисовывающаяся из общей картины современной науки о МО гипотетическая структура будущей общей теории МО, конечно, не исчерпывающая. Она, однако, позволяет уже сейчас координировать между собой множество частных концепций и "широких" теорий, обозначать в формирующейся ТМО так называемые "белые пятна".


ЛИТЕРАТУРА


Гладков В.П. Международное общество: утопия или реальность/ / МЭиМО. 1989. №6.

Ермошин В.В. Проблемы войны и мира в политико-правовых учениях Нового времени. М., 1989.

Косолапов Н.А. Теоретические исследования международных отношений. МЭиМО. 1998. №1.

Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения: Конспект лекций. СПб., 2000.

Моргачев С. Пространство, время и поле в мировой политике // МЭиМО. 1989. №2.

Мунтян М.А. Основы теории международных отношений. М., 2006.

Новиков Г.Н. теории международных отношений. Иркутск, 1990.

Теория международных отношений. Хрестоматия / Сост., научн. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. М., 2002.

Цыганков П.А. Теория международных отношений. М., 2003.

Чешков М.А. Осмысление мироцелостности: новая оппозиция идейили их сближение? / МЭиМО. 1995. №2.

Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М., 1981.

Girard M. Les individus dans la politique intewrnatinale. P., 1994.

Lang B. La definition des relations internationals: une prealable a leur therenbzation // Le trimester du monde. 1994, №3.

Les relations internationales: Les nouveaux debats theoretiques // Le trimester du monde. 1994. №3.

Loard E. International Society. L., 1991.

Senarclens P. de. La politique internationale. P., 1992.

Whose World is it Anyway?: Civil Society, The United Nations and the Multilateral Future. Ottawa, 1999.


ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ, ШЕСТАЯ


ТМО: ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПАРАДИГМЫ.


I. Теория международных отношений (ТМО) представляет собой науку о сложной социально-политической реальности, в которой реализуется многообразие форм обмена деятельностью и ее результатами между членами самостоятельных обществ, отделенных друг от друга государственными границами. Роль теории состоит:

а) в “просеивании”, отборе и систематизации (упорядочении) эмпирического материала международных отношений;

б) в выработке наиболее общих понятий – категорий, использование которых позволяет анализировать поведение международных акторов;

в) в выявлении более или менее постоянных причинно-следственных связей, поиске их устойчивости, повторяемости в хаотическом многообразии международных явлений.


II. Как правило, ТМО выполняет три основные функции:

1) объясняет особенности связей действующих в международных отношениях акторов;

2) прогнозирует эволюцию международных отношений.

3) предупреждать аналитиков от чрезмерной самоуверенности и скоропалительных оценок, а политических деятелей, принимающих решения, - от поспешных действий, могущих иметь масштабные негативные последствия.

При реализации этих функций используются два метода познания: а) объяснение, то есть нахождение особых причин, которые вызвали данное событие или состояние дел. Ученые, которые стремятся “объяснить”, имеют дело с обобщениями и проверкой гипотез типа “изменение А вызвано причиной В”; б) понимание предполагает не столько поиск причин события, сколько выяснение его значения. Ученые, стремящиеся “понимать”, предпочитают исследовать скорее одно событие, чем набор случаев, понимание позволяет делать выводы о причинах события без таких строгих оценок, которые требуются для объяснения. Для понимания характерен исторический подход, для объяснениянаучный.

III.Объект ТМО – весь многообразный, трудноуловимый и противоречивый мир международных отношений с его основными особенностями:

- элементами анархичности, поскольку в них отсутствует верховная инстанция, власть которой была бы общепризнанной, “плюрализмом суверенитетов”, когда каждый актор принимает решения, основываясь на собственных предпочтениях и имеющихся в его распоряжении ресурcах;

- влиянием на поведение международных акторов институционализации МО, норм и правил, зафиксированных в международном праве;

- противоречивостью характеристик: целостностью и фрагментарностью, сотрудничеством и конфликтностью, интеграцией и самоидентификацией социальных общностей;

- влиянием глобализации мирового рынка, последствия которой способствуют как сближению, так и разделению интересов различных стран и народов, влекут за собой как размывание национального суверенитета и территориального принципа политической организации, так и стремление к их укреплению;

- участием, наряду с традиционными международными акторами, - государствами и межправительственными организациями – новых действующих лиц: неправительственных организаций, транснациональных корпораций, банков и предприятий, крупных медиагрупп, преступных синдикатов, международного терроризма, этнических диаспор и т.д.

- все более заметной утратой государством своей главной ролигаранта индивидуальной и социальной безопасности граждан. В ряде аспектов в условиях глобализации государственная форма препятствует расцвету прав и свобод человека. становится помехой в формировании единого мирового сообщества, которое развивалось бы в интересах всех народов и каждого человека. Однако реализация пропагандируемых идей “меньшего государства”, “государства – ночного сторожа”, слабого государства отнюдь не влекут за собой автоматического увеличения прав, свобод, безопасности человека, не способствуют достижения “общего блага” отдельных наций и всего человечества.


IV. Предмет ТМО - это научный поиск существенных, повторяющихся и необходимых для существования исследуемого объекта связей, закономерностей, законов. В наиболее общем виде в ТМО принято считать закономерностями:

- главным действующим лицом МО является государство, а формами его международной деятельности – дипломатия и стратегия;

- государственная политика существует в 2-х разновидностях – внутренней и внешней, между которыми имеется как взаимосвязь, так и существенные различия, в связи с чем международная политика государства обладает весьма значительной автономией;

- основа основ всех международных действий государства коренится в национальном интересе, наиболее существенными составными элементами которого являются безопасность, выживание и суверенитет. Поэтому МО – это сфера столкновения, конфликтов и примирений национальных интересов различных государств;

- международные отношения – это силовое взаимодействие государств и баланс сил, в котором преимущества с точки зрения реализации национальных интересов имеют наиболее мощные державы;

- в зависимости от распределения мощи между великими державами баланс сил может принимать различные формы или конфигурации: биполярную, трехполюсную, мультиполярную и т.д.

V.. Методология – это совокупность приемов, способов и путей, иначе говоря, методов познания. Теория международных отношений использует самые различные методы, которые могут привести к наиболее надежным знаниям. Опираясь на выводы Р. Арона, можно сказать, что при изучении МО необходимо сочетание таких методов, которые опираются:

- на теорию в исследовании сущности, специфики и основных движущих сил этого особого рода общественных отношений;

- на социологию в поисках детерминант и закономерностей, определяющих изменения и эволюцию МО;

- на историю, имея в виду поиск фактическое развитие международных отношений в процессе смены эпох и поколений, позволяющее находить аналогии и исключения;

- на опыт при анализе процесса подготовки, принятия и реализации международно-политического решения.

В конкретно прикладном порядке речь идет об а) изучении фактов; б) объяснении существующего в МО положения; в) прогнозировании дальнейшей эволюции ситуации; г) подготовке и принятии решения. Имея в виду важность методологии ТМО, одна из “больших дискуссий” в международно-политической науке была посвящена именно методам ее познания. Ее результатом стало распространение системных подходов к исследованию международных отношений, в первую очередь метода уровней анализа.

Впервые понятие “уровни анализа” использовал в своей работе “Человек, государство и война” (1965) К. Уолц. Анализируя политические конфликты, он пришел к выводу, что причины их следует искать в трех основных сферах политики или на трех уровнях: а) уровне индивида или лиц, принимающих решения; б) уровне государства или уровне внутриполитических факторов; в) уровне межгосударственной системы.