Файл: Теория_межд._отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 6057

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УТВЕРЖДЕНО

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ

Waltz K. Theory of International Politics. N.Y., 1979.

Wenger A. International relations: from the Cold War to the globalized world / A. Wenge, D. Zimmermann. London, 2003.

ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ

ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯ, ОДИННАДЦАТАЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

11. Концепции кооперативной безопасности. Исследовательский арсенал, связанный с осмыслением проблем безопасности и выработкой теоретических основ для практических решений в данной области, оказался не приспособленным к новым, постиндустриальным и постконфронтационным реалиям наступившей эпохи. Возникла необходимость выработки новых, более эффективных концептуальных средств, способных преодолеть образовавшийся вакуум. По мнению ряда экспертов и профессионалов в области безопасности, такую роль могли бы сыграть концепции кооперативной и человеческой безопасности, первые упоминания о которых в специальной литературе относятся к началу 1990-х гг. Кроме того, все больше внимания привлекает теория демократического мира. В основе всех этих концепций лежат положения либерально-идеалистической парадигмы (в обеих ее разновидностях — и канонической, и неолиберальной). Доминирование неолиберализма проявляется, таким образом, не только в сферах экономики и политики современного глобализирующегося мира. В международных отношениях (и в практике, и в теории) неолиберализм также стремится взять верх над политическим реализмом, который длительное время оказывал определяющее влияние на формирование подходов науки в к международным отношениям в целом и международной безопасности в частности.

ЛИТЕРАТУРА

ЛЕКЦИЯ ВОСЕМНАДЦАТАЯ

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

ЛЕКЦИЯ ДВАДЦАТАЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОРЯДОК: ПОНЯТИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

Такой подход позволил разделить области политики, каждая из которых оказывает различное влияние на поведение государства на международной арене и позволяет исследователю сосредоточиться на одной из сфер политики, абстрагируясь на время от других. Так, на уровне индивида исследуется роль персональных качеств ЛПР – особенности их характера, психологии, идеологических установок, морального облика и т.д. На уровне государства анализируются группы и коалиции интересов, влияющих на принимаемые решения. На уровне системы оценивается распределение власти среди государств и его воздействие на внутренний режим и международное поведение.

Метод уровневого анализа обладает как достоинствами, так и недостатками. Он направлен прежде всего на объяснение явлений, событий и процессов в МО, но известно, что оно всегда остается неполным и должно дополняться интуицией.

VI. Методы анализа ситуации:

- наблюдение. Его элементами являются субъект наблюдения, объект и средства наблюдения. Бывает непосредственным и опосредованным, внешним и включенным, когда наблюдатель является прямым участником того или иного международного события. Прямое наблюдение отличается от косвенного, которое проводится на основе информации, получаемой посредством интервью, анкетирования и т.п. В ТМО в основном возможно косвенное и инструментальное наблюдение. Главный недостаток метода – большая роль субъективных факторов, связанных с активностью субъекта, его идеологическими предпочтениями, несовершенством средств наблюдения и т.д.;

- изучение документов. Применительно к МО имеет ту особенность, что у “неофициального” исследователя часто нет свободного доступа к источникам объективной информации, которая нередко засекречивается и становится государственной тайной. Наиболее доступными из документов являются:

а) cообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств;

б) информация о визитах государственных деятелей;

в) уставные документы и заявления наиболее влиятельных межправительственных организаций;

г) декларации и сообщения властных структур, политических партий, общественных объединений и т.д.;

д) иконографические документы – картины, фотографии, кинофильмы, выставки, плакаты и лозунги, которые несут в себе интересную информацию.

- сравнение. В ТМО сделался необходимым в связи с резким умножением в 60-е годы ХХ века числа государств и других акторов МО. Главное достоинство данного метода – его нацеленность на поиск общего, повторяющегося в международных отношениях. Одновременно сравнительный анализ позволяет получить значимые выводы и на основе несходства явлений и неповторимости ситуаций.

VII. Экспликативные методы:

- контент-анализ. В политических науках впервые был применен Г. Лассуэллом и был описан в 1949 г. В самом общем виде представляет собой систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто в нем повторяющихся словосочетаний или сюжетов. Далее установленные данные сравниваются с соответствующими показаниями сообщений, известных как нейтральные, на основе чего делается вывод о политической направленности содержания исследуемого текста. М.А. Хрусталев и К.П. Боришполец выделяют следующие стадии применения контент-анализа:


а) структуризация текста как форма первичной обработки информационного материала;

б) обработка информационного материала при помощи матричных таблиц;

в) квантификация материала, позволяющая продолжить его анализ при помощи электронно-вычислительной техники.

Эффективность метода зависит от правильности выделения: первичных единиц анализа (термины, словосочетания, темы); единиц измерения (слова, фразы, разделы, страницы);

- ивент-анализ. Метод анализа событийных данных направлен на обработку публичной информации, показывающей: кто говорит или делает; что говорит или делает; по отношению к кому говорит или делает; когда говорит или делает.

Систематизация и обработка соответствующих данных осуществляется по следующим признакам:

  1. субъект-инициатор (кто);

  2. cюжет, тема (что);

  3. субъект-мишень (по отношению к кому);

  4. дата события (когда).

Обработанные таким образом события сводятся в матричные таблицы, ранжируются и измеряются при помощи ЭВМ. Эффективность данного метода зависит от наличия богатого банка данных;

- когнитивное картирование. С помощью этого метода можно определить, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему. Он выявляет основные понятия, которыми оперирует политик, устанавливает имеющиеся между ними причинно-следственные связи. В результате исследователь получает карту-схему, из которой можно вывести эвентуальную реакцию политика в той или иной ситуации в целом или в отношении отдельных проблем в ней. Б. Корани предложил 4 индикатора поведения политического деятеля:

а) cпособ дипломатического представительства;

б) экономические сделки;

в) межгосударственные визиты;

г) соглашения (договоры).

На основании получаемых данных строятся выводы, касающиеся способа поведения международного актора во времени и пространстве: c с кем он поддерживает наиболее интенсивны взаимодействия, в какой период и в какой сфере они проходят и т.п.

Когнитивное картирование, как и контент-анализ, и ивент-анализ, показывает в основном, что происходит, но не проясняют, почему. Эта слабость всех экспликативных методов минимизируется тем, что они служат накоплению данных, которые при их обработке иными методами дают более достоверные знания.

VIII. Эксперимент. В социальных науках эксперимент приобрел вид имитационной игры двух типов: без применения ЭВМ и с использованием электронно-вычислительной техники. В первом случае речь идет об индивидуальных или групповых действиях, связанных с исполнением определенных ролей (государств, правительств, политических деятелей) в соответствии с заранее составленным сценарием. Имитационные же игры с использованием ЭВМ предполагают более широкие исследовательские перспективы, в частности, выдвигать обоснованные гипотезы относительно возможного развития международных событий в будущем.


IX. Прогностические методы:

- дельфийский метод. Речь идет о систематическом и контролируемом обсуждении проблемы несколькими экспертами. Они вносят свои оценки того или иного международного события (явления, процесса) в центральный орган, который проводит их обобщение и систематизацию, после чего вновь возвращает экспертам. Будучи проведена несколько раз, такая операция позволяет констатировать более или менее серьезные расхождения в указанных оценках. С учетом проведенного обобщения эксперты или вносят поправки в свои первоначальные оценки, либо укрепляются в своем мнении и продолжают настаивать на нем. Изучение причин расхождений в оценках экспертов позволяет выявить не замеченные ранее аспекты проблемы и зафиксировать внимание как на наиболее, так и на наименее вероятных последствиях развития анализируемой проблемы или ситуации. В соответствии с этим и вырабатываются окончательные оценки и рекомендации;

- построение сценариев. Этот метод состоит в построении идеальных мыслительных моделей вероятного развития событий. Сначала выдвигаются гипотезы, представляющие собой простые предположения, о возможных вариантах развертывания ситуаций. Затем производится анализ и отбор главных факторов, определяющих ход событий. Количество таких факторов не должно быть чрезмерным (не более 6 элементов). На втором этапе выдвигаются основанные на простом “здравом смысле” гипотезы о предполагаемых фазах эволюции отобранных факторов в течении 10,15 и 20 лет, На 3-ем этапе осуществляется сопоставление выделенных факторов и на их основе выдвигается и описывается более или менее подробно ряд сценариев, соответствующих каждому из них. Наконец, на 4-м этапе делается попытка создать показатели относительной вероятности описанных выше сценариев, которые с этой целью классифицируются по степени их вероятности.

X. Моделирование. Данный метод связан с построением искусственных, идеальных, воображаемых объектов, ситуаций, представляющих собой системы, элементы и отношения которых соответствуют элементам и отношениям реальных международных феноменов и процессов. Его суть видна из характера этапов, реализуемых при моделировании:

- во-первых, речь идет о выделении типа модели (концептуальная, теоретическая и конкретная), ее форме (вербальная или содержательная, формализованная либо квантифицированная). Выявленная модель представляется в виде матрицы, являющейся теоретической моделью моделирования;

- во-вторых, строится содержательная концептуальная модель как исходная точка решения общей задачи исследования – “универсальная познавательная конструкция - конфигуратор”;

- в-третьих, проводится более детальный анализ состава внутренней структуры международных отношений, то есть построение ее развернутой модели. В ней выделяются элементы, связи, процессы, а также интересы, ресурсы, цели, образ действий, соотношение интересов, соотношение сил в системе международных отношений.


Системный анализ и моделирование являются наиболее общими из аналитических методов, представляющих собой совокупность комплексных исследовательских приемов, процедур и техник. Роль прогностических методов трудно переоценить: в конечном счете, и анализ, и объяснение фактов нужны не сами по себе, а ради составления прогнозов возможного развития событий в дальнейшем.

XI. Парадигмы в ТМО. Парадигма – это совокупность общетеоретических ориентаций, набор положений, которые служат основой для изучения наукой своего объекта. В случае с ТМО речь идет о таких концептуальных подходах к международным отношениям, которые отличаются друг от друга по следующим основным вопросам:

- какова природа, существо международных отношений;

- меняется ли эта природа с течением времени или остается неизменной;

- каков характер процессов, доминирующих в международных отношениях;

- кого из участников следует считать главными действующими лицами МО;

- какие цели в МО преследуют их главные акторы;

- какими средствами должны располагать главные акторы МО для достижения своих целей.

Каждая из парадигм выдвигает свои ответы на эти вопросы, предлагает собственные аргументы для их обоснования, вырабатывает свой набор категорий и методологических средств. В ТМО наиболее заметное место занимают такие парадигмы, как реализм, либерализм (идеализм), системный и геополитический подходы, марксизм (радикализм). Конкурируя, дополняя, оспаривая и отвергая друг друга, все они и составляют корпус ТМО, в связи с чем она не может считаться метатеорией.

XII. Парадигма политического реализма (Фукидид, Макиавелли, Гоббс, де Ваттель, Клаузевиц, Рейнхольм Нибур, Фредерик Шуман, Джордж Кеннан, Джордж Шварценбергер, Генри Киссинжэер, Эдвард Карр, Арнольд Уолферс, Раймон Арон, Ганс Моргентау и др.). Его классическими положениями считаются:

(1). Международные отношения представляют собой взаимодействие государств, которые однородны по своей сути, являются унитарными участниками и которые, как люди, эгоистичны в своих устремлениях.

(2). Взаимодействие государств осуществляется хаотично, так как не существует “надгосударственного властного центра”. В результате международные отношения являются “анархичными”.

(3). Стремление к могуществу, в частности, к военному превосходству, которое гарантирует безопасность государств, - главный мотив их деятельности.

(4). Государства, прежде всего, исходят из своих интересов. При этом они могут учитывать моральные соображения, однако ни одно из них не обладает правом на определение того, “что такое хорошо, а что такое плохо”. Именно категория интереса предохраняет от злоупотреблений спекуляциями на морали.

(5). Политическая реальность отличается от экономической реальности: для политики главное власть, для экономики – богатство.


(6). В мире международных отношений, где доминирует силовой фактор, государства всегда должны быть в полной готовности нападать и защищаться.

XIII. Главные положения политического неореализма, который возникает в конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века, были сформулированы К. Уолцем в книге “Теория международных отношений” и развиты в трудах Роберта Гилпина, Джозефа Грико, Джона Миршаймера и др.:

1). Рассмотрение государств как функционально однородных элементов системы, которая понимается как постоянство принципов упорядочения и неизменность требований к функционированию государств.

2). Любые изменения в анархической международной системе связаны с распределением власти, влияющим на существующий баланс сил.

3). Борьба за власть и лидерство продолжают определять сущность международных отношений.

4). Решающее значение в поведении государств приобретает структурная анархия международной системы, то есть совокупность ее внешних принуждений и ограничений, которые влияют на государство.

5). Главные проблемы международных отношений – баланс “устрашения”, военная готовность, сдерживание, рациональный выбор.

6). Основная цель государствобретение мощи посредством сохранения ядерного сдерживания, увеличения престижа за счет создания наднациональных организаций, получение экономического и иного преимущества по сравнению с другими государствами.

XIV. Либерально-идеалистическая парадигма (Гуго Гроций, Иммануил Кант, Вудро Вильсон и др.), основные положения которого сводятся к следующему:

1. Человек не агрессивен по своей природе, он нацелен на сотрудничество.

2. Война – это проблема, которую можно решить только совместными усилиями.

3. Международное сообщество должно осознать, что необходимы международные институты, способные предотвратить вооруженные конфликты.

4. Государствам необходимо реформировать свои политические системы с тем, чтобы демократическое правление внутри каждой страны способствовало установлению мира и развитию сотрудничества на планете.

5. На международной арене действуют не только силовые, но и другие факторы, в первую очередь экономика и мораль.

XV. Политический неолиберализм (неоидеализм), возникает и развивается в начале 80-х годов ХХ в. (первыми теоретиками неолиберализма считаются Роберт Кохэн, Адам Ротфельд, Мортон Каплан и др.) и исходит из того, что:

А. Главные акторы международных отношений – индивиды, “обновленные” государства и неправительственные, транснациональные субъекты.

Б. Приоритетные направления развития международных отношений – транснациональные явления в экономической и политической сферах, глобализация рыночных отношений, взаимозависимость, интеграция, права человека.

В. Содержание международных отношений – развивающееся межгосударственное и транснациональное сотрудничество, институционализация отношений, способствующих миру, смена государств институтами в качестве лидеров, повышение удельного веса международного права.