ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.12.2019

Просмотров: 2308

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Впервые «Шалый» был разыгран в Руане в 1653 г. Спектакль прошел с большим успехом; среди зрителей был сам принц Конти, старый школьный товарищ Мольера. В память о юношеских годах и в благодарность за доставленное удовольствие принц разрешил труппе Мольера именоваться «собственными комедиантами принца Конти» (Comédiens ordinaires de M. le prince de Conti). Шли годы. Мольеровская труппа изъездила весь юг Франции и считалась уже лучшим провинциальным театром. Мольер снова выступил на драматическом поприще: написал лирическую комедию «Любовная досада» (1656), опять подражая итальянскому образцу, на этот раз комедии Никколо Секки «L'lntéresse». Сквозь пасторальный сюжет «Любовной досады» пробиваются правдивые психологические черты, наряду с мертвенными фигурами галантных любовников — Валером и Аскань— появляются живые образы Эраста и Люсиль.

За время провинциальных скитаний мольеровская труппа. определила свой репертуар и своего зрителя, приобрела славу, деньги и, самое главное, уверенность в своей силе. Прошли долгие и плодотворные двенадцать лет, и теперь можно было уже с большим успехом пытаться завоевать Париж.

Осенью 1658 г. Мольер и его актеры со страхом и надеждой въехали в столицу. Вероятно, не без помощи высокого патрона труппы, принца Конти, Мольеру удалось выступить перед самим Людовиком XIV. 24 октября 1658 г. в гвардейском зале Луврского дворца бродячие провинциальные комедианты показали королю и придворным трагедию Корнеля «Никомед». Исполнительницы женских ролей большинству зрителей понравились, но в общем зал остался холоден. Тогда Мольер попросил у короля разрешения дать один из своих маленьких дивертисментов, которые стяжали ему некоторую известность и увлекли провинцию. Король благосклонно согласился, и актеры с заразительной веселостью разыграли фарс «Влюбленный доктор». Людовик и двор оказались совершенно очарованы игрой провинциалов, и судьба труппы была решена: король предоставил Мольеру старый театр Пти Бурбон, назначил годовой пенсион в 1 500 ливров, а брат короля разрешил труппе носить его имя.

Труппа «Брата короля» стала играть в Пти Бурбон три раза в неделю — по понедельникам, средам и субботам, а в четверг и воскресенье выступали итальянцы. Первый сезон прошел бледно: актеры, точно боясь осквернить своими непринужденными шутками величественные своды дворцового зала и полагая, что в столице неуместна провинциальная развязность, упорно играли трагедии. В репертуаре театра были братья Корнель, Ротру, Тристан, Буаробер. Только после того, как в труппу перешел из театра Марэ престарелый комик Жодле, в Пти Бурбон стали даваться и фарсы Скаррона.

Сам Мольер ничего не писал, он был занят устройством театральных дел — ездил с визитами к влиятельным лицам, завязывал необходимые знакомства и подбирал новых актеров. Кроме Жодле, в труппу были приглашены на первые роли молодой Лагранж, а на вторые роли Дюкруази, которому Мольер впоследствии поручит ответственную роль Тартюфа.


Покончив с деловыми хлопотами, директор театра взялся, наконец, за перо и написал «Смешных жеманниц». Успех новой комедии виден из деловых записей, которые вел Лагранж: если на первом спектакле «Смешных жеманниц» театральный сбор был равен ординарной сумме в 533 ливра, то на следующем представлении он достиг 1400 ливров. На комедию ходил весь Париж. И труппа Пти Бурбон сразу вышла в первые ряды, а ее глава приобрел славу талантливого драматического писателя. Зато литературные зоилы не признали в провинциальном комедианте драматургического таланта и третировали его как выскочку и невежду.

6. Испанский театр Золотого Века.

Реконкиста и ее влияние на формирование испанской национальной культуры.

Положение театра в условиях союза монархии и католической церкви. Публичный, демократический характер театра и актерского искусства Испании.

Лопе де Вега – создатель национальной драматургии. Героические драмы Лопе де Вега. «Овечий источник» и «Звезда Севильи». Комедия плаща и шпаги Лопе де Вега. «Собака на сене», «Учитель танцев». Высокая поэтичность поэзии Лопе де Вега.

Кризис гуманизма и драматургия Тирсо де Молина – «Севильский озорник», «Дон Хиль – зеленые штаны».

Творчество Кальдерона и его попытка возродить высокую поэзию в духовной драме «Жизнь есть сон», «Стойкий принц», «Дама-невидимка».

Значение испанского Возрождения для развития национального театра и мировой культуры.



Театр в Испании XVI - XVII столетий был наиболее популярным развлечением. В разыгрываемых на площадях и в костёлах мистериях народ веселили любители, а профессиональные актёры были востребованы в городских театрах и при дворе. От авторов постоянно требовались новые пьесы, которые далеко не всегда предназначались для взыскательной публики; тем не менее, иные произведения тех лет и сегодня очаровывают нас оригинальностью и прекрасным слогом. Золотым веком испанского театра считается время расцвета обширной Испанской империи. На закате средневековья популярны были народные фарсы и мистерии, но примерно в XV столетии в стране начали появляться итальянцы - актёры комедии дель арте, вынесшие на суд зрителей совершенно другие по духу спектакли.

Со временем из этой смеси родился характерный «городской стиль», который до сих пор присутствует в большинстве испанских драм. Ещё одной яркой чертой местного театра стала глубокая религиозность, в немалой мере обусловленная Контрреформацией: католическая церковь посредством театра желала пробуждать в прихожанах стремление к праведности. Неудивительно, что завуалированное или явное проповедование неких моральных устоев вскоре стало характерной чертой испанской драмы - этим отличались даже лёгкие пьески, предназначенные для увеселения публики. Видимо, по той же причине самым популярным жанром у здешних драматургов стала трагикомедия, объединяющая метафорическое повествование о тяжкой людской доле с искромётным народным юмором.


Однако визитной карточкой испанского театра того времени стала драма во всём своём тематическом многообразии. Чаще всего эти произведения писались на злобу дня, так что их необходимо было немедленно выносить на суд публики.

Декорации испанских театров XVI - XVII столетий были чаще всего весьма скромными, а то, что представления разыгрывались на свежем воздухе, делало невозможным создание каких-либо световых эффектов. Таким образом, изображение места действия полностью ложилось на плечи актёра. Правда, в этом ему помогал реквизит и костюмы, информирующие публику не только о социальном статусе героя, но и, например, о времени суток. Разыгрывались представления на площадях, где выстроенные по кругу повозки-платформы создавали подобие сцены.

К сожалению, из-за скудности дошедших до нас сведений все технические приёмы актёров и режиссёров тех времён достоверно не известны, так что едва ли не единственным бесспорным, хотя и косвенным источником информации являются драмы XVI - XVII веков.


7. Особенности английского ренесанса


В начале 16 века в Англии вновь просыпается интерес к античной культуре и искусству. Пробуждение интереса к трудам древних классиков началось во времена правления Генриха8, но истинный расцвет английского Возрождения наступил в период правления Елизаветы, которую многие современники рассметривали как мать английской нации. Все Тюдоры были причастны к античной культуре и знали древние языки. Ренессанс времен Елизаветы отличается такими чертами как расцвет культуры и искусства, процветание и мир, интерес к наукам, достижения и открытия новых горизонтов в философии и литературе.

В это время произошел резкий переход искусства от средневековья к новой эпохе. Музыканты этого времени вышли за рамки типично средневековой музыки, создавая новые мотивы и настроения. Это была эпоха, когда придворная знать и аристократы увлекались искусством и заказывали свои портреты блиставшим тогда Гансу Гольбейну и Николасу Хваларду. Появляется много меценатов и людей, готовых поддерживать материально творческих личностей. 

А самой яркой звездой того времени стал великий Вильям Шекспир. Именно с его произведений и начался резкий переход литературы от мрачных средних веков в более просвещенное время. Каждое творение знаменитого драматурга - шедевр. Его произведения многогранны, и каждый находит в них то, что ищет. Если вы берете творение Шекспира, желая найти нечто забавное, то поверьте-вы это найдете. Если же вы желаете чегото более глубокого, то найдете и это. 

В каждом произведении Шекспира и комедия, и драма, и удивительно тонкая психология. Прославившись сначала как создатель поэм, он дошел через драму к созданию исторических произведений. Маленький городок, в котором родился драматург, ныне известен всему миру. В эпоху английского Возрождения происходит и развитие архитектуры: аристократы этого периода возводят дворцы для себя, своих жен, любовниц и фавориток, а также просто для того, чтобы оставить след в истории. В это время зарождаются первые признаки нового стиля в архитектуре английских построек.



8. Эпоха Просвещения: Философия. Искусство. Театр.

Эпоха просвещения как решающий этап борьбы третьего сословия с абсолютизмом, феодализмом, клерикализмом. Программа просветителей и место театра в ней.

Этапы развития театра: просветительский классицизм, просветительский реализм, предреволюционный классицизм. Особенности национального просвещения Англии и Франции.

Существование двух течений в английской драматургии: сатирической комедии (Г. Филдинг, Д. Грей) и сентиментальной нравоучительной пьесы или «мещанской драмы» как выражение противоречий.



Творчество Р.Б. Шеридана как представителя позднего Просвещения («Школа злословия»). Творчество Девида Гарика – актера новатора.

Просветительский реализм Вольтера и Дидро. «Парадокс об актере» Д. Дидро.

Э.Бомарше как представитель «Поздне-просветительской комедии» и крупнейший наследник Мольера. Революционно-просветительский смысл комедии «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро». Общая характеристика старейшего театра Европы – «Комеди Франсез».



Просвещение — идейное, общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно историче­ские рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая — дата из английской истории. В 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, "славная революция" в Англии. Вторая дата — начало Французской революции, воспри­нимавшейся современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.

Предпосылкой и первопричиной эстетической эволюции общества явились те изменения, которые оставило Просвещение в науке, культуре, искусстве, политике, идеологии стран и народов.

Деятели Просвещения боролись за установление "царства ра­зума", прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть "естественное равенство", а отсюда — политиче­ская свобода и гражданское равенство.

При всем многообразии мнений большинство мыслителей схо­дились в оценке Просвещения как передового новаторского явле­ния. Иммануил Кант понимал Просвещение как попытку исполь­зовать разум в интересах интеллектуального, морального и эстетического раскре­пощения личности, а Фридрих Энгельс усматривал в нем идеологи­ческую подготовку буржуазных революций.

Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признавшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущением) и даже бо­жественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая — рассматри­вала историю как общественный регресс.


Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения - такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода.

Эстетическим предпочтениями данного времени стало обращение к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности.

Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы универ­ситетов и лабораторий, в светские салоны Лондона и Парижа, ста­новясь предметом обсуждения уже не только ученых, но и литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и фи­лософии.

Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для эконо­мического и социального благоденствия, — пафос эпохи Просве­щения.

Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости.

Просветители происходили из разных классов и сословий: ари­стократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышлен­ных кругов; разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток на­циональной самобытности.

По мнению просветителей, величие человека, его отличие от Других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества. Это восхищение человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в оде "Человек» И.П. Пнина (1773—1805), просветителя, поэта, последователя А.Н. Радищева. Это своеобразный гимн его величию, тем деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба.

Просветители создают особую нравственную философию, с помощью которой они определяют основные принципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения нравственной философии изложены в работе А.П. Куницына (1783—1840) "Право естественное". Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Русские просветители задумывались и над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматривается русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремле­нием обрести свободу.

Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Цель свободного общества, по мнению просветителей, — благополучие граждан. «Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками», — писал А.Ф. Бестужев (1761—1810), отец декабристов братьев Бес­тужевых. Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, че­ловек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева "О воспитании", опуб­ликованный в "Санкт-Петербургском журнале", который он изда­вал вместе с И.П. Пниным.