ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.12.2019

Просмотров: 2253

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытно­стью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоз­зренческих и эстетических проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян.

Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломо­носов, стараниями которого был открыт университет в Москве.

Эстетика просветительства нашла широкое распространение в рус­ской литературе — в произведениях Д.Я. Фонвизина, Г.Р. Державина, В.К. Тредиаковского, в русской живописи — в полотнах Ф.С. Рокотова,Д.Г. Левицкого.

Провозвестник революционных настроений в России А.Н. Ра­дищев (1749—1802) в своих произведениях (ода "Вольность", "Путе­шествие из Петербурга в Москву") отразил широкий круг идей русского Просвещения и прежде всего резкое обличение самодержавия и крепостничества.

Крупнейший представитель русского просветительства — Н.И. Новиков (1744—1818), публицист, издатель сатирических жур­налов, организатор типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах). Издаваемые им книги охватывали все отрасли знаний.

Самодержавие жестоко расправлялось с просветителями. Книга Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" была конфискована и запрещена (только в 1905 г. вышло новое издание), а сам автор был отправлен в ссылку. Был заключен в Шлиссельбургскую кре­пость и Новиков.

Разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их творческой деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, право­вого государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого заплатили.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной куль­туры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время фи­лософов, социологов, экономистов, литераторов нового века — Просвещения. Эстетическое новаторство столетия проявило себя не столько в желании сломать или даже реконструировать тради­ционные формы, сколько в создании каких-то иных форм, суще­ствующих в обход традиции и как бы независимо от нее


Европейское искусство XVIII в. соединяло в себе классицизм и романтизм[8]. Романтизм, возникший в атмосфере, пронизанной идеями Просвещения, революционными событиями, во главу угла ставил воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника. Используя старые стилистические формы классицизма, искусство эпохи Просвещения отражало при их помощи уже совершенно иное содержание. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.


Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не ис­пытывавших потребности в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм (от фр. — чувство), отразивший в полной мере просвети­тельские представления об изначальной чистоте и доброте челове­ческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы. В дневниках, романах, письмах, стихах писатели-сентименталисты анализировали тончайшие оттенки собственных чувств и настроений.

В европейском искусстве XVIII в. было еще одно направление - рококо. Для него характерны красота, грациозность и прихотливый орнаментальный ритм. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства — причудливость, ироничность, вычурность, дразнящее чувство. Не случайно происхождение термина "рококо" возводят к французскому слову "рокайль" (бриллиант и украшение из раковин), обозначавшему стиль украшения интерьера, основывающийся на з-образных изгибах и спиралевидных формах. Рококо стал ведущим эстетическим направле­нием искусства во Франции в XVIII в., а затем получило широкое распространение в Европе, особенно в церквах и дворцах Южной Германии и Австрии.

Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравно­мерно. В Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо к ис­кусству программно-гражданственной направленности. В искусст­ве, и особенно, в литературе Англии, уже зарождались характерные черты реализма.

Молодой Гойя (1746—1828) в Испании всем своим творчеством подготавливал романтизм нового столетия.

Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем ос­новы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисцип­лины, развитие которой тесно связано с успехами философии.

Основной литературный жанр эпохи Просве­щения — роман. Успех романа, особенно зна­чительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно сознавали, на­сколько несовершенно современное общество и порочен человек, и все же надеялись, хотя бы на то, что подобно Робинзону Крузо из романа Даниэля Дефо (1660—1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации, где его ожидает счастье[10].

Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недву­смысленно свидетельствует Джонотан Свифт (1667— 1754) в книге (Путешествия Гулливера», когда отправляет своего героя на остров ра­зумных лошадей. Как невозвратно далеко ушел человек от этой патриархально-справедливой жизни и мечтающий о разумном идеале, не напоминает ли он в действительности злобных йэху, высшее счастье которых алчно перебирать драгоценные камешки? Карикатурные, сатирические и ироническиемотивы просматриваются в его его творчестве.


Развертывая в своих книгах положительную программу, про­светители широко представили и то, как живет человек, обманы­вая и обманываясь.

Нравственно идиллические черты неизменно соседствует с сатирическими. В романах (например, «История Тома Джонса, найденыша» английского писа­теля Г. Филдинга, нередко прибегали к параллельному построеню сюжета, напоминающему сказочный: о добром и злом братьях, ка­ждому из которых в конце концов воздается по заслугам. Впервые в английской литературе Филдинг (1704—1754) продемонстрировал возможности создания впечатляющих образов, развития сюжета, проницательного наблюдения.

Со всей теоретической обстоятельностью воспитание естест­венного человека представлено в трактатах Ж. Ж. Руссо (1712— 1778) и его романах "Юлия, или Новая Элоиза" и "Эмиль, или о воспитании".

Образцом всего благородного, возвышенного, лирического, поэтического и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х XVIII в., но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения[11].

Это было время новых философских убеждений и эстетических поисков, время, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко перекочевывали в романы, вдохновляли поэтов и воспевались ими. Широкий диапа­зон просветительской мысли представлен в творчестве англий­ского поэта и сатирикаА. Попа (1688—1744). Его дидактическая поэма "Опыт о человеке" стала для Европы учебником новой фило­софии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. стал фактически началом русского Просвещения.

Распространению идей Просвещения в Германии способство­вали поэма "Мессиада" Ф. Клопштока (1722—1803), в которой автор стремился к выражению интимно-рациональных начал, которые лежат в основе многих поступков человека, а также "Обращение с людьми" — самое известное произведение А.фон Книгге (1753— 1796). В этой работе Книгге изложил представления о светском, аристократическим образе жизни и жизни буржуазии, ориентиро­ванной на обыденные ценности, дал много практически жизнен­ных советов, основанных на опыте и знании людей.

В музыке к концу XVII—XVIII вв. начинает складывать­ся тот язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были немецкие композиторы Иоган Себастьян Бах (1685—1750) и Георг Фридрих Гендель (1685— 1759)[12].

Великий немецкий композитор и органист Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он непревзойденный мастер симфонии. Его оркестровая музыка включает концерты для клавишных инструментов и скрипки, оркестровые сюиты. Значительна музыка Баха для клавира и органа, его фуги и хоралы.

Как и Бах, Гендель, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения — оратории "Израиль в Египте", "Мессия". Гендель написал более 40 опер, а также органные концерты, сонаты, сюиты.


Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера — Гайдн, Моцарт и Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

"Отцом симфонии" называют Йозефа Гайдна (1732—1809), учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них — темы народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершина его творчества — "12 Лондонских симфоний", написанных во вре­мя триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. Гайдн написал множество замечательных квартетов и клавирных сонат, свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочи­нений, довел до классического совершенства симфонию, квартет сонату. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории — "Сотворение Мира" и "Времена года", в которых выражены мысли о величии мироздания человеческой жизни.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791) еще в детстве поражал незаурядными способностями: был виртуозом-исполнителем, со­чинял в большом количестве музыку. Необыкновенные способно­сти Вольфганга развивались под руководством его отца — скрипа­ча и композитора Леопольда Моцарта. С 1781 г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх "Похищение из Сераля", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и жи­вые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья — к тонкой поэтической лирике.

Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концер­там, квартетам, в которых он создает высшие классические образ­цы жанров. Вершинами классического симфонизма стали три его симфонии (всего Моцартом было написано около 50): "Ми бемоль мажор" (№ 39) — жизнь человека полна радости, игры, веселого танцевального движения; "Соль минор" (№ 40) — глубокая лириче­ская поэзия движения человеческой души, драматичность ее стремлений; "До-мажор" (№41), названная современниками "Юпитер", - обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утвер­ждая разумность и гармоничность его устройства.

Музыка Моцарта являет высочайшее достижение классицизма по совершенству мелодий и форм.

"Музыка должна высекать огонь из людских сердец", — гово­рил Людвиг Ван Бетховен (1770—1827), чье творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Человек республиканских взглядов, он утверждал достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера "Фиделио" и увертюры "Эгмонт", "Леонора", "Кориапан", фортепианная соната № 23. Завоевание свободы в результате упорной борьбы — вот главная идея его творчества.


Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, где он уже юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматическихстолкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор — все это мы можем встретить в бесконечно богатом мире его сонат (всего им написаны 32 сонаты). Лирико-драматические образы Четырнадцатой ("Лунной") и Семнадцатой сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление Третьей ("Героической") симфонии ознаменовало победу человеческой воли. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Компо­зитора привлекали и камерные жанры (вокальный цикл "К далекой возлюбленной"). Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глу­бины внутреннего мира человека.

Апофеоз его творчества — Девятая ("Хоральная") симфония и Торжественная месса. Девятая симфония включает отрывок из шилле-ровской "Оды к радости", избранной гимном Европы.

Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизве­дение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) — харак­терные черты искусства XVIII в. Эти свойства художественного восприятия жизни оказали значительное влияние на развитие мировой художественной культуры.

Итальянское искусство XVIII в. достигло своего расцвета толь­ко в Венеции. Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо (1696—1770), крупнейший итальянский живописец XVIII в., один из первых представителей итальянского рококо. Тьеполо принад­лежат гигантские по масштабу росписи как церковные, так и свет­ские. Его работы отличает легкий динамичный стиль, они наполнены светом и теплом.

Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты — городского архитектурного пейзажа. Это Антонио Каналетто, прославленный торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры. Виды родной Ве­неции писал и Франческа Гварди (1712—1793), поэтический, романтический мастер, искусно использовавший эффект отраженного света ("Венецианский дворик").

Расцвет национальной школы живописи в Англии начинается с Уильяма Хогарта (1697—1764), живописца, графика, теоретика ис­кусства, автора серии гравюр "Карьера проститутки",обличительных жанровых зарисовок "Карьера мота". Хогарт был единственным ху­дожником английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусст­вом театра, сатирическими журналами, с литературой Просвеще­ния. Своиэстетические взгляды он изложил в трактате "Анализ кра­соты", где осудил некритичный подход к искусству и выдвинул в качестве критерия эстетического восприятия красоты двойную изогнутую линию. Хогарт много делал для введения в практику ху­дожественных выставок.