Файл: OSNOV_PROFESSIONAL_NOJ_ETIKI-KURS_LEKTsIJ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.12.2019

Просмотров: 3075

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1: Профессиональная этика

Профессиональная этика: понятие, предмет, функции

Происхождение профессиональной этики

Общие принципы профессиональной этики:

Концепции профессиональной этики

Концепция социальной ответственности

Уровни профессиональной этики:

Виды профессиональной этики

Этика руководителя

Стили руководства

Этический кодекс высшего руководства

Принципы и нормы нравственного поведения высшего руководства:

Проблема лидерства

Управленческая этика

Понятие, структура

Этика нейтралитета и этика структуры

Этика нейтралитета

Этика структуры

Моральный кодекс управленца

Взаимоотношения руководителей и подчиненных

Служебная этика

Карьера

Модели карьер.

Нравственные аспекты карьеры:

Проблемы профессиональной этики

Проблемы профессиональной макроэтики

Проблемы профессиональной микроэтики

Спорные вопросы как проблема профессиональной этики

Виды споров

Спор при слушателях

Классификация конфликтов:

Пути разрешения конфликтов и выбор позиции в конфликте

Выбор позиции в конфликте

Этические принципы и приемы в процессе делового общения

Процесс делового общения

Формы делового общения

Деловая беседа

Деловое совещание

Публичное выступление

Умение слушать

Предприниматель (бизнесмен) часто вступает в кратковременные контакты с людьми, посетителями. При пяти-семи минутном общении содержательная информация составляет около четверти полученной информации. Остальная - в результате наблюдения за ходом делового контакта, различных внешних проявлений (например, стиля, манер, одежды, жестов, мимики). Эта бессловесная информация, как правило, даёт гораздо больше словесной. Надо правильно её понимать и интерпретировать. Язык жестов и условностей - своеобразная книга. Бизнесмену нужно учиться её читать и помнить о том, что он сам является объектом пристального внимания.

Критика в процессе делового общения

Невербальные особенности делового общения

Межнациональные особенности невербального общения

Этика специалиста социально-культурного сервиса и туризма

Раздел II: Протокол и деловой этикет

Понятие «этикет»

История мирового этикета, этикет как социальное явление

Задачи этикета

Требования современного этикета

Этикет делового человека

Подготовка делового мероприятия:

Дорожный этикет

приветствие

Культура одежды делового человека

Одежда делового мужчины

Одежда деловой женщины

Виды приемов в деловом мире

Речевой этикет

Деловая переписка

Национальные особенности этикета

«Бокал вина» — это тоже официальный вид приема, он проводится в час, в два или в три часа дня, стоя. Называется «прием в обнос». Официанты обносят собравшихся вином, на подносах стоят бокалы с белым и красным вином, и собравшиеся их разбирают. Существует правило — если подают красное вино, то нужно подавать красную рыбу, красное мясо. Белое вино — белую рыбу, белое мясо. А все остальное так же, как на приеме – «Бокал шампанского». Форма одежды - деловая. Если сравнивать эти два приема--«Бокал шампанского» и «Бокал вина», то рекомендуем чаще использовать прием «Бокал шампанского». Он намного дешевле. Это немаловажно. И со стороны он воспринимается более красиво, чем прием – «Бокал вина».

«А-ля фуршет» устраивается в пять часов вечера, продолжительность — два часа. В крайнем случае с шести до восьми вечера. Если не указана на приглашении форма одежды, то можно прийти в деловом костюме. На «фуршет» можно приходить в любое время. Конечно, под самый конец — это неудобно, но с небольшим опозданием можно. Существует условность в международной практике - начальник приезжает с небольшим опозданием, подчиненный приходит вовремя. Начальник уезжает немного раньше, подчиненный уезжает вовремя. Это связано с размещением и подачей автомашин. Когда устраивают «фуршет», то хозяева должны всех гостей встречать около двери. А так как гости приходят иногда со значительным опозданием, то фактически хозяева не отходят от двери, но так бывает очень редко, только на приеме в посольстве. Если же устраивают «фуршет» в учреждении, то какое-то время хозяева «фуршета» стоят у двери, встречают гостей, но примерно в середине «фуршета», после того как прошел час, они присоединяются к своим гостям. «Фуршет» проходит стоя. В середине помещения или по одной из стен накрыт стол белой скатертью (скатерть не доходит до пола 5 сантиметров). В торцах стола может стоять посуда - две-три стопки тарелок и приборы. Например, стопка из 10 тарелок, с правой стороны от которой положены ножи, с левой - вилки. Вилки кладут на ребро, и они лежат друг за другом — 10 штук. Рядом - опять стойка из 10 тарелок. 10 ножей, 10 вилок. Правее от посуды конусообразно расположены бутылки. Сначала ставят бутылки, за ними в конце – бокалы, начиная с самых высоких и кончая самыми маленькими — для водки, для крепкого спиртного. Дальше на столе ставят тарелки с ветчиной, колбасой, маленькие розеточки с салатом, всевозможные овощи и т.д. Потом могут опять стоять чистые тарелки, спиртное и опять еда. А может быть и другой вариант. На одном столе — только еда, на другом столе выкладывают посуду и приборы, а официанты подают спиртное «в разнос», то есть ходят по залу и предлагают присутствующим взять бокалы с напитками. И тот и другой варианты могут быть основными. Рассмотрим первый вариант. Как ведет себя гость, получивший приглашение на «фуршет». Он входит в зал, здоровается с хозяевами, осматривается и, если увидел кого-то из знакомых, раскланивается, конечно, потом подходит к столу, берет тарелку и вилку, идет к тому краю стола, где разложена разная закуска. Теми приборами, которые находятся в тарелках с закуской, он наполняет свою тарелку. Еды нужно класть не очень много. Необходимо помнить, что с этой же тарелкой надо еще подойти к тому месту, где разливается спиртное, налить себе рюмку, а ее тоже нужно поставить на тарелку. Таким образом, в левой руке мы держим тарелку с едой и вилкой (вилка лежит на тарелке) и рюмкой. На «фуршет» приходят не для того, чтобы поужинать. «Фуршет» организуют для знакомства представителей разных фирм, празднования торжественных дат, презентаций, но это не ужин.


На «фуршете» нужно есть не спеша, если вы встретили кого-то из знакомых, можно даже чокнуться, произнести кулуарные тосты, тем более в России чокаться принято, это особый символ, обряд. В других странах, кстати, не чокаются. Как правильно чокаться? Нужно поднять свою рюмку так, чтобы краешки фужера или рюмки были на уровне глаз партнера, обязательно смотреть ему в глаза. Если мужчина чокается с дамой, то свою рюмку он немножко опускает вниз. Если мужчина чокается с равным, то края рюмок — на одном уровне, если мужчина чокается с начальником или с приоритетным яйцом, то нужно тоже немножко приспустить рюмку вниз. Чокнулись, выпили, поставили рюмку себе же на тарелочку, левой рукой мы держим терелку, правой рукой берем вилку и начинаем есть, а наша рюмка стоит на тарелке. Закусили, повернули голову и увидели очень хорошего своего приятеля, коллегу, человека, к которому вы бы хотели подойти. Нужно рюмку взять в правую руку, в левой у вас остается тарелка с вилкой и едой, и подойти к этому человеку. Потом рюмку поставить обратно на тарелку, освободив тем самым свою правую руку, и поздороваться с тем, к кому вы подошли.

На «фуршете» тосты произносятся, но не с самого начала, а где-то в середине или даже ближе к концу приема. В основном говорит хозяин «фуршета», а ответный тост — руководитель делегации или почетный гость. Все сравнительно просто. Сложности появляются тогда, когда приносят горячее, которое, кстати, подают не всегда. Допустим, принесли бифштексы на блюде, где находится картофель-фри, соления, зеленый горошек, а перед этим блюдом лежат два прибора — ложка и вилка. Вилка и ложка - выпуклой частью на скатерти. Свою тарелку с остатками еды, рюмкой и вилкой он ставит в специальное место, где складывается вся грязная посуда. Это может быть поднос или стол, тележка, которую вывозит официант специально для грязной посуды. Поставив использованную посуду, гость подходит заново к столу, берет чистую тарелку, вилку и нож и подходит к бифштексам. Видит, что здесь лежат ложка и вилка. Как Надо взять вилку и вогнутой частью положить ее в ложку. Затем оба прибора, вложенные один в другой, берем в правую руку. Потом большим и указательным пальцами переворачиваем вилку выпуклой частью вверх. Указательный палец оказывается между ручкой ложки и вилкой, а большой палец придерживает вилку. Получаются как бы своеобразные щипцы, которыми очень удобно переложить бифштекс с гарниром с общего блюда на свою тарелку. После этого приборы, которыми воспользовались, нужно вернуть на место. Если попался большой кусок бифштекса, его нужно разрезать. Это можно сделать, найдя свободное место на столе.

Использованный нож нужно положить в грязную посуду в отведенном месте. Далее с тарелочкой в левой руке гость подходит к столу, наливает себе в чистую рюмку уже другое спиртное (к мясу — красное вино, могут быть и более крепкие напитки). Опять ставит рюмку на тарелку и возвращается к своему первоначальному положению, то есть у него в левой руке тарелка и рюмка. Правая рука свободна. Правой рукой пьет напиток, ставит на тарелку, правой же рукой берет вилку и начинает есть. Как правильно себя вести на «фуршете»? Надо помнить, что «фуршет» не ужин. Конечно, надо и перекусить, и выпить, но класть еды нужно не очень много, чтобы это не выглядело некрасиво.


Прием типа "коктейль". Прием "коктейль" очень похож по организации на прием "фуршет". "Коктейль" организуют с пяти часов вечера до семи, продолжительность два часа. Те же самые условия. На "коктейль" приходят в деловой одежде. Так же приходит начальник с запозданием, подчиненный приходит вовремя, уходит начальник немного раньше, подчиненный - вовремя. Все то же самое, что на "фуршете". Но с небольшой разницей: на "фуршете" подается больше закуски, на "коктейле" больше напитков и почти никогда не подается горячее.

"Шведский стол" - это организованный бесплатный завтрак многих гостиниц мира. Он входит в стоимость того номера, который вы занимаете в гостинице. Вы спускаетесь в буфет, ресторан, это может быть огороженная часть ресторана, специальная комната. В середине зала стоит стол, который может располагаться по стенке этого помещения. На нем разложена разная еда: и фрукты, и творог, и соки, и гастрономическая закуска, и горячие блюда под крышкой в специальных плошках, и расфасованная продукция в фольге (масло, паштеты, джем, мед). А на отдельном столе или на этом же - посуда и приборы. Как нужно действовать? Нужно подойти к столу с посудой, взять тарелку, вилку и нож; все это держать в левой руке, подойти к столу с едой и взять несколько кусочков.

Если вы любите рыбу, то принято начинать еду с рыбы. Но брать лучше немного. Вы положили, допустим, два кусочка рыбы: соленой и копченой, одну шпротину, сели за отдельный стол, поставили тарелку, положили приборы, вилка слева вогнутой частью на скатерти, нож - справа, лезвием к тарелке. Почти во всех странах принято натощак, перед завтраком, вылить немного натурального сока. Взяли бокал, налили себе сок. На маленькую тарелочку для хлеба положили кусок хлеба, булочку, опять поставили на стол, который вы заняли для своего завтрака. Перед тарелкой поставили сок, а слева от закусочной тарелки - маленькую тарелочку с хлебом или булочкой. После этого вы сели, выпили сок, потом взяли два прибора и начали есть. Съели то, что положили себе на тарелку. Приборы после того, как вы поели, кладутся параллельно. Вначале нож, потом вилка. Нож лезвием повернут к вилке, вилка вогнутой частью - на тарелке. Параллельно положенные приборы - знак официанту, что вы закончили еду. Использованную тарелку у вас либо заберет официант, либо вы ее относите сами на стол для грязной посуды. Подошли опять к столу с едой, взяли чистую тарелку, чистые приборы и снова кладете еду на ваш вкус. Это может быть кусок ветчины, карбоната, языка и т.д., сюда же кладется приправа. Запомните! Приправа кладется справа на тарелке, а отходы и косточки от маслин, рыбы, мяса нужно, воспользовавшись вилкой, осторожно положить на тарелку в верхний левый угол.

После этого вы продолжаете свой завтрак. Большие куски режутся на кусочки, по одному кусочку накалывают на вилку - и в рот. Доели. Если вы хотите положить еще что-то, может быть, немножко горячего, вы можете приборы оставить на столе, на бумажной салфетке, встать, взять свою тарелку, подойти к столу и положить себе в эту же тарелку то, что вам нравится. Если же вы ели что-то с большим количеством соуса - приправы и тарелка стала мокрой, неприятной, то ее нужно опять-таки положить в грязную посуду, подойти и взять чистую тарелку, положить то, что вы хотите, опять сесть за стол и продолжать еду. Когда вы окончательно закончили есть, опять положили параллельно приборы, отодвинули тарелку или отнесли ее к грязной посуде.


К вам подошла официантка и спросила: "Кофе, чай?" Вы ей ответили. После того как она подаст вам чай или кофе, говорите: "Спасибо" и пьете. Если в том месте, где вы завтракаете, самообслуживание, вы должны убрать за собой грязную посуду сами - отнести ее в специально отведенное место. Итак, подытожим. Что такое "шведский стол"? Нужно прийти, обязательно взять тарелку и два прибора, положить немного еды, лучше подойти второй, третий, в крайнем случае четвертый раз, но нельзя накладывать на одну тарелку разную еду: и рыбу, и ветчину, и салат, и горячее, и т.д.

Это некультурно, и это вызывает не только неприятные ассоциации, но иногда даже и смех. Так поступать нельзя. Старайтесь брать однородную пищу. Если вы захотели еще чего-то съесть, нужно еще раз подойти к столу. Можно добавить только следующее. Иногда туристы и даже командированные после "шведского стола" (здесь же все бесплатно!) берут в карманы бутерброды с рыбой, ветчиной, колбасой, фрукты. Этого делать нельзя. Это некрасиво! Можно вынести один апельсин. Нести его можно смело, никуда не прятать. Но бутерброды, хлеб, какие-то остатки еды заворачивать в салфетку, рассовывать по карманам и сумкам для вечера не рекомендуем.

Также нужно запомнить, что на "шведский стол" приходить в спортивной одежде, в спортивной обуви, в халатах, в шортах, в майках - НЕЛЬЗЯ! На "шведский стол" нужно прийти в той одежде, в которой после этого вы идете на работу или на прогулку. А в домашнем виде ходить по гостинице тоже нельзя.

Прием "Обед - буфет". "Обед - буфет" проводится почти так же, как "шведский стол". Имеет место такое правило. В помещении накрыты столы или как на фуршетном столе, или как на "шведском столе", отдельный стол с закуской. Имеется буфет с напитками. Гости набирают закуски на свои тарелки и занимают место за столиками. Съели одно блюдо, положили правильно приборы, как на "шведском столе", встали, идут и накладывают себе еще на тарелки. Это довольно свободное перемещение и довольно свободное сосуществование. Потому что "обед-буфет" менее официален, чем любой обед или даже "фуршет" или "коктейль". Форма одежды на "обеде - буфете" обычная, деловая. Повседневный костюм для мужчин, для женщин - костюм или платье.

Прием "жур-фикс". Что такое "жур-фикс"? В переводе с французского - фиксированный день. Это женский прием. Когда-то соблюдался нашим дворянством, так называемые "четверги" или "пятницы", когда принимали своих знакомых, подруг. Сейчас этот прием опять возобновился во многих странах и в нашей стране. Для объявления "жур-фикс" нужно разослать пригласительные открытки. Это можно делать один или два раза в году с 1 по 15 января или с 1 по 15 сентября. В них сообщают о том, что, например, в 2001 году, каждую последнюю пятницу каждого месяца без предупреждения, без предварительных звонков адресат приглашают в гости. В этот день хозяйка должна быть обязательно дома, накрыть стол, на столе должна быть белая скатерть, вкусно заваренный чай и какие-то бутерброды, конфеты, печенье, пирожное с кремом, то есть то, что любят женщины.


"Жур-фикс" - это чисто женское мероприятие. Его устраивают и на него приглашают только женщин. Отсюда и поднимаемые проблемы и темы разговора - в основном чисто женские. Прелесть "жур-фикса" ~ в близком общении, получении определенной информации и в милых женских "сплетнях". Наибольшее распространение этот вид приемов получил в середине прошлого века. Однако в наше время "жур-фикс" популярен в среде жен высокопоставленных чиновников и дипломатических работников. Иногда хозяйка приема может себе позволить нарушить сложившуюся традицию и пригласить на "жур-фикс" несколько мужчин.

Прием "соленый кофе". Этот прием появился сравнительно недавно. Он был предложен французами и по своей организации очень простой. Условия таковы. Если вы приглашаете к себе гостей на соленый кофе, то нужно обязательно предупредить: "Приходите, я вас жду. У меня прием "соленый кофе". Что это значит?

На стол, накрытый скатертью, выставляется посуда, приборы и разная еда. Может быть горячая закуска, картошка отварная в плошке под крышкой, соленые огурцы, колбаса, ветчина, различные виды рыбы и даже сладости и фрукты. Рядом на журнальном столике или на этом большом столе можно поставить самовар, термос для кофе. Нужно обязательно сделать запас чистой посуды. Этот прием, на наш взгляд, наиболее простой и демократичный. Его обычно устраивают от 16.00 до 19.00 и проводят в свободной манере. Учитывая, что набор поданных блюд весьма разнообразен, соответственно подают различные спиртные напитки. Остановимся теперь на самых торжественных видах приема. Это "обед", который начинается в 20 часов вечера или в 20.30, "ужин", который начинается в 21 час или 21.30. Продолжительность этих приемов - 3-3,5 часа. Их устраивают обязательно в ресторане высокого класса или в очень красивом кафе. Это приемы высокого ранга, обязательно с поименной рассадкой за столом и обслуживанием официанта. Форма одежды - только вечерняя. Мужчины должны быть обязательно в темных костюмах, женщины - обязательно в вечерних туалетах. У мужчин должна быть обязательно белая рубашка и яркий галстук. Итак, мы видим, что все виды приемов не обходятся без различного вида спиртных напитков. В связи с этим хотелось бы остановиться более детально на правилах подачи спиртных напитков.

Начнем с аперитива. В переводе с французского - вызывающий аппетит. Кроме того, аперитив дает возможность подождать задерживающихся гостей, познакомить собравшихся между собой, если они не знакомы, и в непринужденной беседе провести время до официального приглашения к столу. То есть смысл аперитива таков: возбудить аппетит, занять гостей, но ни в коем случае не опьянеть. На аперитив нужно подавать либо прохладительные напитки, либо сухое вино крепостью до 16 градусов. Можно подать крепкие напитки, но они должны быть всегда разбавлены: виски-содовой, джин-тоником, мартини-соком и льдом в наиболее употребимой пропорции 1 к 2.