Файл: OSNOV_PROFESSIONAL_NOJ_ETIKI-KURS_LEKTsIJ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.12.2019

Просмотров: 2989

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1: Профессиональная этика

Профессиональная этика: понятие, предмет, функции

Происхождение профессиональной этики

Общие принципы профессиональной этики:

Концепции профессиональной этики

Концепция социальной ответственности

Уровни профессиональной этики:

Виды профессиональной этики

Этика руководителя

Стили руководства

Этический кодекс высшего руководства

Принципы и нормы нравственного поведения высшего руководства:

Проблема лидерства

Управленческая этика

Понятие, структура

Этика нейтралитета и этика структуры

Этика нейтралитета

Этика структуры

Моральный кодекс управленца

Взаимоотношения руководителей и подчиненных

Служебная этика

Карьера

Модели карьер.

Нравственные аспекты карьеры:

Проблемы профессиональной этики

Проблемы профессиональной макроэтики

Проблемы профессиональной микроэтики

Спорные вопросы как проблема профессиональной этики

Виды споров

Спор при слушателях

Классификация конфликтов:

Пути разрешения конфликтов и выбор позиции в конфликте

Выбор позиции в конфликте

Этические принципы и приемы в процессе делового общения

Процесс делового общения

Формы делового общения

Деловая беседа

Деловое совещание

Публичное выступление

Умение слушать

Предприниматель (бизнесмен) часто вступает в кратковременные контакты с людьми, посетителями. При пяти-семи минутном общении содержательная информация составляет около четверти полученной информации. Остальная - в результате наблюдения за ходом делового контакта, различных внешних проявлений (например, стиля, манер, одежды, жестов, мимики). Эта бессловесная информация, как правило, даёт гораздо больше словесной. Надо правильно её понимать и интерпретировать. Язык жестов и условностей - своеобразная книга. Бизнесмену нужно учиться её читать и помнить о том, что он сам является объектом пристального внимания.

Критика в процессе делового общения

Невербальные особенности делового общения

Межнациональные особенности невербального общения

Этика специалиста социально-культурного сервиса и туризма

Раздел II: Протокол и деловой этикет

Понятие «этикет»

История мирового этикета, этикет как социальное явление

Задачи этикета

Требования современного этикета

Этикет делового человека

Подготовка делового мероприятия:

Дорожный этикет

приветствие

Культура одежды делового человека

Одежда делового мужчины

Одежда деловой женщины

Виды приемов в деловом мире

Речевой этикет

Деловая переписка

Национальные особенности этикета

Раздел 1: Профессиональная этика

Профессиональная этика: понятие, предмет, функции

Термин «этика» (от греч. «этос» - «место пребывания» - человеческое жилище, логово, гнездо; позднее приобретает нормативный оттенок – начинает обозначать устойчивое явление, которое выступает в качестве образца, т.о. начинает усматриваться взаимосвязь между человеком и местом и характером его проживания.

Аристотель от слова «этос» образовывал прилагательное «этический» - особый класс качеств, который характеризует совершенное состояние человека (мужественный, умеренный, щедрый). Т. О. Этика – совокупность добродетелей и область знаний, которая изучает человеческие добродетели.

ЭТИКА – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность и определяющая присущие данному обществу принципы человеческого общения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретной трудовой деятельности, обусловленное спецификой данной профессии.

В научной литературе аналог профессиональной этики – ТРУДОВАЯ ЭТИКА, ДЕЛОВАЯ ЭТИКА, КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА, РОЛЕВАЯ ЭТИКА.

Понятие ТРУДОВАЯ ЭТИКА с одной стороны более широко, чем профессиональная, тк включает особенности поведения в сфере трудовой деятельности в целом. Трудовая этика обусловлена национальной ментальностью, религиозными установками. С другой стороны понятие трудовой этики можно рассматривать как более узкое, как поведение человека в определенных временных рамках рабочего дня. (НО этому противоречит этичное поведение врача вне работы, когда он все равно обязан оказать помощь).

Понятие ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ более многозначно, чем понятие профессиональной этики – это совокупность принципов людей, занятых во всех сферах деятельности, а не конкретно отдельной профессии (близко к широкому понятию «трудовой этики»).

Понятие КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА и РОЛЕВАЯ ЭТИКА относятся к понятию профессиональной этики как частное к общему – это моральные стандарты отдельных организаций, трудовых коллективов или конкретных людей (руководитель, менеджер, подчиненный), занимающих определенную социальную или административную нишу.

Представители каждой профессии выполняют определенные социальные функции, которая определяется средой общения, характером взаимоотношений. Каждая профессия имеет ряд своеобразных ситуации, которые требуют морального выбора, наиболее типичные ситуации приводят к выработке профессиональной этики или профессиональной морали.

Самая значимая проблема данного рода – соотношение принципов универсальной и профессиональной этики. Относительно данного вопроса существует 2 подхода:

  1. универсальные принципы не зависят от рода занятий, как следствие, ставится под сомнение целесообразность профессиональной этики;

  2. профессиональная деятельность крайне разнообразна, поэтому универсальных норм недостаточно для ее регулирования, как следствие, профессиональная этика необходима.


В понятие ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ВХОДИТ:

  1. уровень профессионализма;

  2. качество профессиональной деятельности;

  3. характер взаимоотношений между коллегами;

  4. принципы взаимоотношений с людьми, на удовлетворение интересов которых направлена профессиональная деятельность;

  5. взаимоотношения с другими корпорациями;

  6. ситуации морального выбора.

ФУНКЦИИ профессиональной этики:

  1. содействие успешному решению профессиональных задач;

  2. сочетание интересов общества и профессиональных групп;

  3. согласование интересов общества и личности в рамках данной профессии;

  4. трансформация профессионально-этических норм и традиции следующим поколениям.

Профессиональная этика изучает:

- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

- особенности профессионального воспитания.


Происхождение профессиональной этики

Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.

Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений.


История профессиональной этики продвигается от конкретного к абстрактному: от реального набора действий к обобщенному характеру.

В период капитализма (17 век) профессиональная мораль вновь дифференцируется , а каждая профессия формирует обособленные нормы и приобретает относительно самостоятельное место в системе профессиональной этики.

Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов .

Общие принципы профессиональной этики:

    1. приоритет общественных интересов над личными; представитель любой профессии является членом общества, следовательно, общественные интересы, общепринятые нормы морали – основа профессиональной деятельности;

    2. добросовестная профессиональная деятельность: компетентность, добросовестность, воздержание от деятельности, которая входит за пределы обязанностей. Добросовестность подразумевает открытое признание своих ошибок и незамечание ошибок своих коллег;

    3. соблюдение законности, включая неукоснительное соблюдение действующего законодательства, пресечение любых фальсификации;

    4. честное взаимодействие с коллегами: откровенный обмен информацией, недопущение публичных негативных оценок своих коллег, проявление альтруизма в отношении профессиональных навыков и знаний;

    5. справедливость: включает в себя корректность исполнения профессиональных обязанностей, отказ от личных амбиций, предвзятых оценок и несправедливого отношения.

    Концепции профессиональной этики

    К профессиональной этике существует несколько научных подходов, которые соответствуют основным этическим направлениям:

    1. религиозная этика: в основе профессиональной этики лежат абсолютные нравственные ценности, закрепленные в качестве религиозных заповедей; проблема морального выбора сводится к руководству абсолютными ценностями, не допуская отступления от них ни при каких ситуациях. Но прямое использование религиозной этики в профессиональной деятельности имеет ограничение (военные, врачи), и в профессиональной деятельности задействованы не только верующие, но и атеисты, и представители различных конфессий, а, следовательно, есть пределы ее применения;

    2. теория утилитаризма; основатель – Бентам, разрабатывал метод поиска объективной оценки ценностей: наиболее эффективным критерием оценки является соответствие образа действия степени полезности или вредности этой деятельности: моральным считается такое действие, суммарный полезный эффект которого превышает суммарный полезный эффект другого действия. В профессиональной этике это наиболее распространенная теория, тк часто используется человеком для интуитивной оценки морального поведения. Соображения морали требуют учета интересов всех окружающих, теория утилитаризма требует максимально полезного эффекта в отношении максимального количества людей. Однако, существует сложность количественного определения полезности нравственного поведения; часто категории утилитарной этики несовместимы с категориями морали (добро, милосердие, справедливость и тп);

    3. деонтическая этика стремится на этике Канта и его категорическом императиве (поведение каждого должно стать основой всеобщей морали; относиться к людям нужно как цели, а не как к средству). Данный подход невозможно перенести на практику.

    4. этика справедливости в ее основе лежит концепция современного либерализма с установками на человеческое равенство, свободу индивидуальности и справедливость. Главная этическая установка: в наибольшей выгоде должны оказаться те, кто первоначально находился в наихудшем положении, включая последующие поколения.


    Моральный долг понимается как подчинение закону, равному для всех, отсутствие дискриминации (расовой, половой, возрастной).

    В рамках данной концепции выделяется несколько направлений:

    • эглитаризм (от фр. «равенство») – акцент на равное распределение благ в обществе;

    • капиталистическая справедливость – распределение благ в зависимости от индивидуального вклада в общее дело;

    • коммунистическая справедливость – от каждого по способностям, каждому по потребностям;

    • концепция Ролза (книга «Теория справедливости», 20 век):

      • каждый имеет право на широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других;

      • по экономическим показателям неравенство должно быть таким, чтобы обеспечить необходимость минимума для достойной жизни наименее привилегированных лиц.

    Но практика богаче этики справедливости.

    Концепция социальной ответственности

    В настоящее время данная проблема остро стоит во всех странах. Данная концепция зародилась в конце 19 века – начале 20, и получила распространение в основном среди инженеров, которые видели в ней один из механизмов повышения социального престижа своей профессии. С 20-х одов 20 века концепция корпоративной социальной ответственности распространяется на все профессии. В это время она обозначается понятием «служение». Сам термин оказывается недолговечен из-за недостаточной ясности, неразработанности формулировки. С 40-х г.г. 20 века появляется понятие «корпоративная социальная ответственность».

    Теоретическую основу данной концепции заложил Боун в книге «Социальная ответственность бизнеса» (1953г.). ее смысл заключается в том, что обязанностью профессиональных корпораций является ведение такой политики, которая целесообразна и благоприятна с точки зрения цели и ценности общества в целом.

    В отличие от юридической или моральной ответственности, которые могут контролироваться правовыми или нравственными законами, социальная ответственность практически неконтролируема.

    К социальной ответственности относят:

    1. создание рабочих мест;

    2. соцпакеты для служащих;

    3. благотворительные и социально-общественные программы»

    4. незагрязнение окружающей среды;

    5. качество профессиональной продукции и добровольное снятие ее с продажи в случае возможной опасности для потребителя;

    6. широкое информирование общества о профессиональной деятельности.

    Концепция социальной ответственности породила многочисленные дискуссии со своими аргументами «за» и «против».

    «ЗА»:

    1. Формирует положительный имидж компании и создает долгосрочные перспективы для профессиональной деятельности;

    2. укрепляет моральные основы общества в целом;

    3. оказывает помощь в решении сложных вопросов.

    «ПРОТИВ»:

    1. нарушает принцип «максимизации прибыли»;

    2. ответственность перед всей общественностью в принципе невозможна;

    3. издержки на социальные нужды включаются в себестоимость продукции и, как следствие, стимулируют повышение цен.


    В настоящее время сложилось 4 основных подхода к проблеме социальной ответственности:

    1. рыночный подход – потребитель всегда находится в выгодном положении в таком обществе, где профессиональные корпорации руководствуются принципами умножения прибыли в условиях свободной конкуренции. Слабость подхода заключается в том, что он не охватывает проблемы негативных последствий рынка;

    2. подход с позиции государственного регулирования – для правомерного поведения людей необходимы устрашающие средства; правомерность и неправомерность профессиональной деятельности определяется степенью ее законности, однако, в таком случае, необходимо, чтобы закон закрепил этическое решение профессиональной деятельности. Слабость подхода заключается в том, что всегда можно найти путь обойти закон;

    3. подход с позиции корпоративной совести – критерием оценки профессиональной деятельности являются корпоративные ценности, нравственные профессиональные нормы, этически здоровая организационная культура и культура сотрудников в целом. Ценность данного подхода заключается в том, что не требуется государственный контроль, а только совесть и моральная ответственность. В рамках данного похода возникает ряд теоретических и практических вопросов, обозначенных в статье «Является ли корпорация морально обязанным лицом?» Гудпастера и Мэтьюза:

    • корпоративная ответственность невозможна, тк организация – это не конкретное лицо, а группа лиц;

    • корпорация не может использовать моральные обязательства в ущерб прибыли;

    • понятие моральной ответственности профессиональной организации – никому не нужная вывеска для завуалирования государственного регулирования государственного регулирования профессиональной деятельности.

    4. подход с позиции заинтересованных лиц – профессиональная корпорация ответственна перед определенным кругом «заинтересованных» лиц:

    • аукционеры;

    • держатели акций;

    • потребители.

    Таким образом, рамки социальной ответственности сужаются до этого круга лиц.

    Уровни профессиональной этики:

    1. макроуровень – часть профессиональной этики, которая рассматривает моральные отношения межу макросубьектами: общество, государство, крупные профессиональные корпорации;

    2. микроуровень – моральные отношения внутри отдельных профессиональных корпорации или организации.

    Большинство моральных проблем возникает на микроуровне, когда человек принимает решение на своем рабочем месте. Но современное общество предъявляет требования и к отношениям на макроуровне: ставится проблема социальной ответственности, служения обществу. Впервые проблема этики на макроуровне была понята в 1953 году ам.экономистом Боуэном в монографии «Социальная ответственность бизнеса», главная идея которой заключается в том, что профессиональная деятельность и решения, принятые в ее рамках, должны отвечать целям и ценностям общества.