Файл: OSNOV_PROFESSIONAL_NOJ_ETIKI-KURS_LEKTsIJ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.12.2019

Просмотров: 3076

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1: Профессиональная этика

Профессиональная этика: понятие, предмет, функции

Происхождение профессиональной этики

Общие принципы профессиональной этики:

Концепции профессиональной этики

Концепция социальной ответственности

Уровни профессиональной этики:

Виды профессиональной этики

Этика руководителя

Стили руководства

Этический кодекс высшего руководства

Принципы и нормы нравственного поведения высшего руководства:

Проблема лидерства

Управленческая этика

Понятие, структура

Этика нейтралитета и этика структуры

Этика нейтралитета

Этика структуры

Моральный кодекс управленца

Взаимоотношения руководителей и подчиненных

Служебная этика

Карьера

Модели карьер.

Нравственные аспекты карьеры:

Проблемы профессиональной этики

Проблемы профессиональной макроэтики

Проблемы профессиональной микроэтики

Спорные вопросы как проблема профессиональной этики

Виды споров

Спор при слушателях

Классификация конфликтов:

Пути разрешения конфликтов и выбор позиции в конфликте

Выбор позиции в конфликте

Этические принципы и приемы в процессе делового общения

Процесс делового общения

Формы делового общения

Деловая беседа

Деловое совещание

Публичное выступление

Умение слушать

Предприниматель (бизнесмен) часто вступает в кратковременные контакты с людьми, посетителями. При пяти-семи минутном общении содержательная информация составляет около четверти полученной информации. Остальная - в результате наблюдения за ходом делового контакта, различных внешних проявлений (например, стиля, манер, одежды, жестов, мимики). Эта бессловесная информация, как правило, даёт гораздо больше словесной. Надо правильно её понимать и интерпретировать. Язык жестов и условностей - своеобразная книга. Бизнесмену нужно учиться её читать и помнить о том, что он сам является объектом пристального внимания.

Критика в процессе делового общения

Невербальные особенности делового общения

Межнациональные особенности невербального общения

Этика специалиста социально-культурного сервиса и туризма

Раздел II: Протокол и деловой этикет

Понятие «этикет»

История мирового этикета, этикет как социальное явление

Задачи этикета

Требования современного этикета

Этикет делового человека

Подготовка делового мероприятия:

Дорожный этикет

приветствие

Культура одежды делового человека

Одежда делового мужчины

Одежда деловой женщины

Виды приемов в деловом мире

Речевой этикет

Деловая переписка

Национальные особенности этикета

Ясной границы между корректными и некорректными аргументами нет. Отсутствие четкого разграничения не означает, что само это разграничение не является важным.

Спор со многими участниками может сам собою «наладиться» — особенно устный спор — лишь в тех случаях, когда все участники его обладают хорошей дисциплиной ума, способностью схватывать сущность того, что говорится, и пониманием сущности задачи спора. В остальных случаях необходим руководитель споров — «председатель собрания» и т.п. Причем, надо сказать, умелые руководители споров встречаются довольно редко. Зато часто сложный спор ведется так безграмотно, что внушает отвращение к «совместному обсуждению» вопросов.

Одной из самых трудно преодолимых преград к хорошему ведению спора является у людей неуменье слушать другого человека. Об этом нам придется сейчас говорить подробнее.

Виды споров

Чрезвычайно важны различия споров, зависящие от различия целей, которые ставят себе спорщики, от различия мотивов, по которым вступают в спор. Рассматривая споры по их целям, можно выделить пять наиболее важных типов спора. Каждый из этих типов имеет свои особенности по отношению а) к выбору тезиса и доводов, б) к желательности того или иного противника, в) к допущению или недопущению сомнительных приемов спора.

1. Спор для разъяснения истины, для проверки какой либо мысли, для испытания обоснованности ее. Например, мы защищаем какую-нибудь мысль от нападений противника, главным образом, желая посмотреть, какие возражения могут быть сделаны против нее и насколько сильны эти возражения. Или наоборот, мы нападаем на мысль с целью узнать, что можно сказать в ее пользу. В истине же ее или ложности, на самом деле, обыкновенно, вовсе не уверены.

Этот тип спора в смешанных формах встречается довольно часто, иногда даже и не у интеллигентных людей. Начинают спорить, чтобы послушать, что можно сказать против такой-то мысли в ее пользу. Но в чистом виде он редко выдерживается до конца. Обыкновенно в пылу спора, мы начинаем сражаться уже не для расследования истины, а для самозащиты и т.д. При этом иногда люди горячатся до того, что получается впечатление, что они самые пламенные и фанатичные приверженцы мысли. Бывает, что после такого спора и сами они начинают веровать в эту мысль, хотя бы в споре были даже и разбиты.

В чистом, выдержанном до конца виде, этот тип спора встречается редко, только между очень интеллигентными и спокойными людьми. После такого спора чувствуешь себя настроенным выше и лучше, чем до него. Даже если нам приходится «сдать позицию», отказаться от защищаемой мысли и т.д., некоторое неприятное сознание этого совершенно может отойти на задний план по сравнению с другими впечатлениями. Такой спор есть по существу совместное расследование истины. Это высшая форма спора, самая благородная и самая прекрасная.


Особенности:

  • Тезис берется из области, интересующей обоих спорщиков.

  • Приемы такого «проверочного спора» чисты и безукоризненны, потому что раз идет дело об исследовании истины, сама потребность в нечистых приемах естественно отпадает.

  • Доводы берутся самые, по нашему мнению, сильные с точки зрения их истины и каждое новое возражение вызывает только новый интерес.

  • Желателен противник, более сильный, чем мы в данном вопросе, или приблизительно равный по силам или, во всяком случае, не слишком слабый. Слабость противника лишает спор всей прелести и значительной доли пользы.

2. Спор для убеждения противника. В нем в свою очередь можно различать два наиболее важных оттенка, разные по ценности:

а) спорящий может убеждать противника в чем-либо, в чем сам глубоко убежден (тут задача иногда самая бескорыстная: только сделать другого «соучастником истины»);

б) но спорящий может убеждать и вовсе не потому, что уверен в истине того, что защищает, или в ложности того, на что нападаем. Он убеждает потому, что «так нужно», «так полезно» для какой-нибудь цели. Иногда это цель хорошая, иногда глубоко эгоистическая, но, во всяком случае «посторонняя».

Особенности:

  • тезис, в истинности которого можно убедить противника.

  • интересен для убеждающего не тезис, а противник, примет ли он этот тезис или нет.

  • противник сильный не желателен, это аздражает, как лишняя помеха.

  • Приемы в этом типе спора тоже часто нельзя назвать чистыми. Даже в более высоких оттенках такого спора, когда дело идет о том, чтобы убедить человека в истинности того, что мы считаем истиной, далеко не всегда соблюдается чистота приемов. Когда противник не желает «убеждаться», не всякий подумает: «не убеждаешься в истине — ну, значит Бог с тобой. Сам себе вредишь» или «значит, нечего с тобою и разговаривать». Иные не так легко примиряются с неудачей; другие слишком любят ближнего своего, чтобы лишить его истины и поэтому не прочь пустить в ход, во славу истины, некоторые уловки.

  • Сильный противник при этом оттенке спора часто предмет страха и ненависти.

  • Принцип «Победителей не судят».

  • необходим прием «оставить за собой последнее слово».

Само собой разумеется также, что в обоих последних типах спора и в споре для убеждения, и в споре для победы, — спорщики часто пользуются не столько логикой, не доводами рассудка, сколько средствами ораторской убедительности: внушительностью тона, острыми словами, красотой выражения, возбуждением нужных чувствований и т.п. бесчисленными средствами могучего ораторского искусства. Конечно, об истине и логике при этом меньше заботятся, чем было бы нужно.

3.спор ради спора.

  • не стремятся определенно или сознательно к тому, чтобы непременно победить, хотя, конечно, надеются на это.

  • заставляет вступать в спор некоторое «влеченье, род недуга». «с утра самого искал он кого-нибудь, чтоб поспорить, доказывал с удивительным красноречием, что белое—черное, черное—белое».

  • Готовность спорить за все и со всяким, и чем парадоксальнее, чем труднее для отстаиванья мысль, тем она для него иногда привлекательнее.

  • становятся в рискованные положения в споре, и, чтобы как-нибудь сохранить равновесие и извернуться, прибегают к софизмам и уловкам.


4. спор-игра, спор-упражнение. Сущность этого типа выражена в его названии. Он процветал, в древнем мире, особенно в Греции.

Спор при слушателях

Победа при слушателях больше льстит тщеславию, поражение становится более досадным и неприятным. Отсюда большее упорство во мнениях, горячность, большая склонность прибегать к разным уверткам и уловкам и т.п.

В споре при слушателях приходится применяться не только к противнику, но и к слушателям. Иной довод был бы применим без слушателей; при слушателях мы его не пустим в ход — по той или иной причине.

Спор для слушателей

Этот тип споров встречается очень часто, особенно в общественной жизни. Тут люди спорят не для приближения к истине, не для того, чтобы убедить друг друга, а исключительно, чтобы убедить слушателей или произвести на них то или иное впечатление. Например, предвыборное собрание. Необходимо подбирать такие доводы, которые понятны слушателям и сильнее всего могут на них подействовать. В серьезном споре без слушателей эти доводы, может быть, отошли бы совершенно на второй план.

Прежде всего, надо помнить, что большинство людей очень плохо умеют «слушать» чужие слова, особенно если речь не задевает их насущных, наиболее живых и реальных интересов. Часто можно заметить, что даже противника споре вас попросту «не слушает», взор его рассеянно блуждает или устремлен рассеянно вперед. Или же по лицу видно, что он думает «о своем».

Но это не значит, что он вам не будет возражать. Он выхватит из ваших слов какую-нибудь случайно задевшую его мысль, которую одну только может быть, и слышал, и идет в нападение.

Если человек даже старается внимательно слушать, это еще не значит, что он «слышит», т. е. понимает сущность того, что вы говорите. Очень немногие могут восстановить логический ход ее и довольно редкие могут уловить ее главную мысль, схватив ее сущность.

Из-за «неуменья слушать» друг друга многие споры обращаются в сумбур. Что касается простого слушателя, то одни явились с предвзятым мнением, симпатиями, антипатиями и будут поддерживать «своего», ему сочувствовать, ловить его мысли и не слушать или явно пристрастно слушать его противника, другие — не имеют никакого мнения по данному вопросу или не имеют «твердого» мнения и будут судить о ходе спора главным образом по внешним признакам: по авторитету, по уверенному тону одного, по робости возражений другого, по отношению к спору «знатоков предмета» и т.д., и т.д.

Классификация конфликтов:

  1. по способу выражения: - компромиссные; - антогонистические;

2. по природе возникновения: - социальные; - национальные; - организационные; - эмоциональные (личностные)

3. по направлению воздействия: - вертикальные (подчиненный и руководитель) - горизонтальные (сотрудники и сотрудники).

4. по степени выражения: - открытые; - скрытые; - потенциальные.


5. по количеству участников: - межгрупповые; - межличностные; - внутриличностные.

Решение конфликта – устранение полностью или частично, причины его возникновения, либо изменение целей.

Используют различные методы управления конфликтами:

1. методы воздействия на отдельную личность;

2.межличностные методы;

3.методы по устранению организационных конфликтов;

4.переговоры;

5.ответные агрессивные действия.

Формы разрешения межличностных конфликтов: противоборство, сотрудничество, компромисс, уклонение от борьбы, уступчивость. Важный этап выхода из конфликта – проведение переговоров. Возможность их проведения зависит от степени развития конфликта.

Общие рекомендации по решению конфликтных ситуаций:

1. признать существование конфликта;

2.определить возможность переговоров;

3.согласовать процедуру переговоров;

4.выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта;

5.разработать варианты решения;

6.принять согласованное решение;

7.реализовать принятое решение на практике.

Пути разрешения конфликтов и выбор позиции в конфликте

Причины конфликтов разнообразны. Их можно структурировать следующим образом:

  1. ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

  2. различия в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации и образования;

  3. взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности,

  4. плохие коммуникации;

Конфликты играют как положительные, так и отрицательные функции:

«+»: - разрядка напряженности между конфликтующими сторонами; - получение новой информации об оппоненте; - сплочение коллектива; - снятие синдрома «покорности»; - стимулирование к изменениям.

«-»: - большие материальные и эмоциональные затраты; - снижение дисциплины; - ухудшение психологического климата в коллективе; - представление о побежденных, как о врагах; - снижение производительности труда; - сложное восстановление деловых отношений.

Выбор позиции в конфликте

При проведении совещания следует исходить из того, что зачастую приходится иметь дело с одними и теми же характерными типами участников обсуждения. Ниже следуют советы относительно того, как с ними обходиться или как их нейтрализовать.

1. Спорщик.

Сохранять невозмутимость. Предоставить группе опровергать его утверждения.

2. Позитивист

Предложить ему подведение итогов, сознательно втянуть в дискуссию.

3. Всезнайка.

Призвать группу занять определенную позицию по отношению к его утверждениям.

4. Словоохотливый.

Тактично прерывать. Напоминать о регламенте.

5. Застенчивый.

Ставить несложные вопросы, укрепить его уверенность в своих силах.

6. Негативист.

Признать, оценить его знания и опыт.

7. Не проявляющий интереса

Спросить его о работе. Привести примеры из его сферы интересов.

8. «Крупная шишка».

Избегать прямой критики, применять технику «да, но».

9. Расспрашивающий.

Адресовать его вопросы группе.


Наряду с рассмотренными выше психологическими типами участников деловых обсуждений существуют и другие, не менее детализированные их классификации. К их числу относится и классификация участников таких совещаний, играющих в них блокирующие роли, которая описана в справочнике Н. Власовой [4]. Рассмотрим эту классификацию, а также те приемы, которые помогают нейтрализовать их негативную роль.

«БЛОКИРОВЩИК». Такой человек упрямо ни с кем не соглашается, приводит примеры из личного опыта, возвращается к вопросам, которые уже решены.

Совет: 1. Напомнить о цели и предмете обсуждения. Задавать ему вопросы типа: «То, что вы говорите, относится к нашей цели или к этому обсуждению?». 2. Тактично напоминать «блокировщику», что он уходит в сторону.

«АГРЕССОР». Критикует всех подряд, принижает статус участников, не соглашается с тем, что предлагается.

Совет: 1. На любое его высказывание и опровержение задавать вопрос: «А что вы предлагаете?». 2. Напоминать ему, что излишняя критика гасит конструктивные идеи.

«ПРЫГАЮЩИЙ С ТЕМЫ НА ТЕМУ». Постоянно меняет тему разговора.

Совет: Останавливать вопросами типа: «Мы разве закончили рассмотрение проблемы?» Или: «То, что вы говорите, относится к нашему совещанию?»

«УДАЛИВШИЙСЯ». Не хочет участвовать в общем обсуждении. Рассеян. Разговаривает на личные темы.

Совет: Предложить ему высказаться и внести свои предложения: «А вы что думаете по этому поводу...?» Или: «Какие предложения есть у вас?»

«ДОМИНИРУЮЩИЙ». Пытается захватить власть и манипулировать присутствующими.

Совет: Спокойно и уверенно останавливать его высказывания встречными: «Ваше предложение — это только лишь одна из возможных альтернатив. Давайте послушаем и другие предложения».

«АДВОКАТ ДЬЯВОЛА». Специально задает острые вопросы, заведомо ведущие в тупик. Всеми способами блокирует совещание. Стремится к его провалу.

Совет: 1. Оценивайте остроту его вопросов: «Ваш новый вопрос не обостряет рассматриваемую проблему, а только уводит нас от нее». 2. Акцентируйте внимание на неоправданной полемичности или провокационное™ его заявлений. 3. Переадресовывайте его вопрос ему же для ответа: «А вы сами что думаете по этому вопросу?» Или: «Мы бы хотели услышать ваш вариант ответа на ваш же вопрос».

«ИЩУЩИЙПРИЗНАНИЯ». Хвастается, много говорит, стремится утвердить свой статус.

Совет: Задавайте вопросы, показывающие, что его высказывания — это рассуждения о самом себе, а не о деле: «То, что вы нам сообщили, можно ли использовать для решения обсуждаемого вопроса?»

«ПОВЕСА». Тратит время собравшихся, «пуская пыль в глаза», рассказывает развлекательные истории, анекдоты. Беспечен и циничен.

Совет: Каждый раз задавайте ему один и тот же вопрос: «Соответствует ли ваше высказывание теме совещания?»

Проводя совещание, следует соблюдать общие правила ведения спора. Вступая в него, необходимо: