ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.12.2019

Просмотров: 8589

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные признаки унитарного государства

Виды унитарных государств

Признаки конфедерации

Виды социальных норм, и их классификация

Нормы морали

Религиозные нормы

Право и религиозные нормы

Корпоративные нормы

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Понятие права

Признаки права

Нормативность

Волевой характер

Формальная определенность

Общеобязательность

Системность и иерархичность строения

Регулирующее воздействие права

Установление и обеспечение права государством

Понятие и признаки права

Понятие и структура системы права

Источники права

Правовой обычай

Продолжительность существования

Устный характер

Формальная определенность

Локальный характер

Санкционированность государством

Преимущества и недостатки правового обычая как источника права

Нормативный правовой акт

Юридический прецедент

Договор нормативного содержания

Юридическая наука

Понятие нормативных актов

Требования, предъявляемые к нормативным актам

Виды нормативных актов

Понятие нормативно-правовых актов

Виды нормативно-правовых актов

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативного акта в пространстве

Действие закона по кругу лиц

Виды законов

Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды

Указы и распоряжения Президента России

Акты Правительства РФ

Акты федеральных министерств и ведомств

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Акты органов местного самоуправления

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Классификация

Реализация права: понятие и формы

Формы реализации права

Правоприменение как особая форма реализации права

Применение права как особая форма его реализации

Стадии процесса применения норм права

Установление фактической основы дела

Выбор и анализ юридической нормы

Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения

Стадии правоприменения (правоприменительного процесса)

Правовые отношения

Основные признаки правовых отношений

Содержание правоотношений

Субъективное право

Юридическая обязанность

Двойственный характер содержания правоотношений

Виды правоотношений

Выводы

Структура правоотношения

Субъективные права и юридические обязанности

Понятие правонарушения

Признаки правонарушения

Виновное поведение человека

Совершение деяния дееспособным лицом

Виды правонарушений

Понятие юридической ответственности

Признаки юридической ответственности

Характеристика основных видов юридической ответственности

Уголовная ответственность

Административная ответственность

Дисциплинарная ответственность

Гражданско-правовая ответственность

Материальная ответственность

Виды юридической ответственности

Иные меры государственного принуждения (меры защиты)

Наука конституционного права: понятие и предмет исследования

Структура системы науки конституционного права

Права и свободы человека и гражданина

Гарантии осуществления и защита прав и свобод

Обязанности человека

Классификация прав и свобод человека

Личные права

Политические права

Политические права и свободы

Экономические, социальные, культурные права

Экономические права человека

Социальные права человека

Культурные права человека

Общие сведения[править | править вики-текст]

Трудовые права в России[править | править вики-текст]

Социальное обеспечение в России[править | править вики-текст]

Охрана здоровья в России[править | править вики-текст]

Право на образование в России[править | править вики-текст]

Свобода вероисповедания в России[править | править вики-текст]

Свобода слова[править | править вики-текст]

Право избирать и быть избранным[править | править вики-текст]

Случаи пыток и жестокого обращения[править | править вики-текст]

Массовое избиение в Благовещенске[править | править вики-текст]

Ситуация в Чечне[править | править вики-текст]

Утверждения о похищениях людей на Северном Кавказе[править | править вики-текст]

Нарушения прав человека в отношении выходцев из Кавказа[править | править вики-текст]

Нарушение прав сексуальных меньшинств[править | править вики-текст]

Борьба со случаями торговли людьми[править | править вики-текст]

Мнения правозащитников[править | править вики-текст]

Оценка Freedom House[править | править вики-текст]

Мнения и оценки[править | править вики-текст]

Органы государственной власти субъектов РФ

Предмет, методы и система уголовного права

Система уголовного права

Система уголовного права в России

Состав преступления

Понятие состава преступления

Элементы (стороны) состава преступления и их признаки

Классификация (виды) составов преступлений

Понятие и цели уголовного наказания

Понятие наказания

Цели наказания

Цели уголовного наказания

Система трудового права

Трудовое право в системе юридических наук.

Роль предмета и метода в отграничении трудового права от смежных наук

Система и структура трудового права

Наука трудового права

Трудовое право как учебная дисциплина

Понятие принципа трудового права

Классификация принципов трудового права

Принципы, сформулированные Международной организацией труда

Конституционные принципы трудового права

Виды принципов трудового права

Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарное взыскание

Сроки применения дисциплинарного взыскания

Понятие гражданского права

Предмет гражданского права

Принципы гражданского права

Гражданское право как наука и учебная дисциплина

Система гражданского права

Институционная и пандектная системы права

Особенности исторических систем гражданского права

Роль и место гражданского права в системе российского права

Приобретение права собственности

Способы приобретения права собственности

Прекращение права собственности

Основания возникновения обязательств

Понятие и система оснований прекращения обязательств. Последствия прекращения обязательств

Прекращение обязательств по воле их участников

Прекращение обязательств независимо от воли их участников

Виды наследования

Наследование по закону

Наследование по завещанию

Обязательная доля

Ответственность наследников по долгам наследодателя

Понятие и значение наследования

Основные категории наследственного права

Основания наследования

Состав наследства

Недостойные наследники

Принятие наследства и отказ от наследства

Порядок принятия наследства

Способы принятия наследства

Отказ от наследства

Свидетельство о праве на наследство

Обеспеченность норм права государственным принуждением — это главный признак, позволяющий отличить право от других социальных норм.

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют.


Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Рассмотрим соотношение права и закона (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение права и закона

«Право» и «закон» — это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом «право» шире, чем «закон». Отличия здесь таковы:

  • закон — не единственный вид нормативных актов, к числу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты;

  • помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судебных решениях (прецедентах), обычаях, договорах.











  1. Основные принципы права



Принципы права — руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Они, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Правовые принципы обеспечивают единство права и правового регулирования для права в целом, отдельных его отраслей и крупных правовых институтов.

Принципы права играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений. В-третьих, в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве. В-четвертых, принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Правовые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые — предмет исследования теории государства и права.

Среди ученых нет единого мнения в отношении перечня общеправовых принципов. Ориентиром в этом вопросе может быть позиция законодателя, ибо правовые принципы закрепляются в Конституции, других нормативных актах, могут выводиться из общего смысла законов.

Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, приоритет прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, законность, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.

В ст. 6 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) предусматривается возможность применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.


К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.

Содержание принципа законности заключается в том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15 Конституции РФ).

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».


За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.

Социальное назначение и функции права

Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем.

Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях.

Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности.

В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.

В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство; следовательно, и право во многом не может проявить свои ценные свойства.

Сущность и социальное назначение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм.

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Регулятивно-cтатическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Рсгулятивно-ста- тическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.


Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативнуююридическую ответственность.

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).



  1. Понятие и структура системы права.

Понятие и структура системы права

Право того или иного государства по своей сущности представляет собой совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные правоотношения. Однако во избежание правового и смыслового хаоса все эти нормы должны быть внутренне согласованы, организованы, структурированы, приведены в логически непротиворечивую систему. Само понятие «система» предполагает некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (координации, соподчинении, функциональной зависимости и т.д.). Именно системность права является одним из главных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.
Система права — это объективно существующее внутреннее структурное единство всей совокупности норм национального права, а также объединяющих эти нормы институтов, подотраслей и отраслей права. Системность в построении права означает, что все правовые нормы находятся между собой в определенной связи, которая в свою очередь предполагает непротиворечивость и отсутствие несогласованных элементов. От степени согласованности норм, институтов и отраслей права напрямую зависят его социальная отдача и эффективность. Поэтому плохо «вписанный» в систему права нормативно-правовой акт будет не просто бездействовать, но даже способен оказать разрушительное воздействие на правовой механизм в целом.
Следует особо подчеркнуть объективный характер системы права, поскольку объективной, зависящей прежде всего от определенных неизменных факторов (цивилизационной принадлежности, исторической традиции, культуры, образа жизни людей), является сама логика взаимосвязи между нормами, а субъективный фактор (воля законодателя) вынужден в конечному итоге подчиняться существующей системной парадигме.
Итак, правовые нормы объединяются в более широкие конгломераты.
В системе права нормы права существуют не разрозненно, а выстраиваются в образования более высокого порядка — институты права.
Правовой институт — это центральный элемент системы права, состоящий из совокупности правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Ему свойственна однородность фактического содержания, юридическое единство правовых норм, нормативная обособленность и полнота регулируемых отношений. 
Правовой институт призван обеспечить беспробельность регулируемых им отношений. По этой причине любой институт права выполняет свойственную только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.
По своему содержанию
 институты права бывают простые и сложные.
Простой институт включает в себя правовые нормы только одной отрасли права. Например, институт заключения брака, институт алиментных обязательств в семейном праве, институт поручительства, исковой давности в гражданском праве, институт преступления, наказания, необходимой обороны в уголовном праве.
Сложный институт представляет собой совокупность норм из различных отраслей права, регулирующих родственные и взаимосвязанные отношения. Например, институт собственности является одновременно предметом регулирования конституционного, административного, гражданского, семейного и иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты. Так, институт ренты включает в себя субинституты — постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением.
Институты права можно также разделить на материальные и процессуальные, регулятивные и охранительные.
Подотрасль права — это объединение нескольких институтов одной отрасли права. Только крупные и сложные по своему составу отрасли права включают не только институты права, но и подотрасли права. Например, в состав конституционного права входят такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве можно выделить подотрасли авторского, изобретательского, обязательственного, наследственного права и т.д., в финансовом праве — бюджетное и налоговое. В отличие от правового института, подотрасль права не является обязательной составляющей каждой отрасли права. Так, процессуальные отрасли права, семейное, земельное и некоторые другие отрасли не имеют подотраслей.
Отрасль права — это главный элемент системы права, объединяющий взаимосвязанные между собою институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений.
Отрасль права — это относительно замкнутая подсистема, это совокупность правовых норм, регулирующих качественно своеобразную отрасль правоотношений (имущественных, трудовых, семейных). В ней можно выделить общую и особенную части. Институты общей части содержат нормы права, действие которых распространяется на все отношения, регулируемые данной отраслью. В институтах особенной части институты общей части обретают конкретизацию.
Отрасли права неоднородны по своему составу Какие-то из них являются крупными правовыми массивами, какие-то — компактными. Они различаются так же по признаку специфичности средств правового регулирования.