ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.12.2019
Просмотров: 2568
Скачиваний: 2
31
Если суммарные оценки соче-
таний компонентов стиля низки,
например, авторитарный – 10, де-
мократический – 7, либераль-
ный – 9, то трудно говорить об
устоявшемся определенном стиле
руководства. Четко выраженный
стиль диагностируется в том слу-
чае, если один из элементов не ме-
нее 15. Если две или три суммарные оценки более 15, то можно
говорить о смешанном стиле руководства.
Как показывают исследования (С. Ковалев), холерики тяготеют
к авторитарному стилю руководства в силу особенностей нервной
системы, сангвиники более склонны к демократическому стилю.
Авторитарный
руководитель один принимает решения и рабо-
ту в коллективе организует так, что каждый член его работает само-
стоятельно над заданиями начальника. Тот же осуществляет нередко
жесткий контроль за исполнением, при этом не всегда дает возмож-
ность подчиненным проявить инициативу. Сотрудники являются ис-
полнителями его планов и замыслов, и не более. Обычно подавляет
все попытки сопротивления и высказывания коллегами собственно-
го мнения. Рабочие контакты и особенно личные отношения в кол-
лективе между сотрудниками старается свести до минимума. Строго
планирует выполнение работы, имея главной целью ее досрочное
и качественное выполнение. Бережет рабочее время, следит за тем,
чтобы все, что было запланировано, обязательно сделали в срок. Ему
нравится, когда подчиненные «знают свое место». Руководитель
требователен, нацелен на дело, но в обращениях с подчиненными
часто пользуется приказным, командным тоном. Не терпит крити-
ки, которую воспринимает как личное оскорбление, и может за нее
преследовать. Оценивая работу коллектива про себя, может думать:
«Работаю только я один, все остальные – бездельники. Если бы я их
не заставлял работать, то все растащили бы и запустили бы. Но пока
я здесь – будет порядок». И действительно, наводит порядок всеми
имеющимися у него средствами.
К положительным чертам этого стиля руководства следует отне-
сти довольно высокие производственные показатели, ответственное
отношение к делу и большую личную включенность в работу.
Обработка теста
Компоненты стиля
руководства
Номера
вопросов,
дающие баллы
Авторитарный
1+ 4 + 7
Демократический
3 + 6 + 9
Либеральный
2 + 5 + 8
32
Демократический
руководитель иначе организует работу кол-
лектива. Он старается, чтобы все серьезные вопросы обсуждались
и решались всеми членами коллектива, чтобы каждый член коллек-
тива участвовал в достижении общих целей. Для этого он распре-
деляет полномочия между собой и коллективом, а при необходимо-
сти делегирует часть своей власти, старается создать в коллективе
атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Руководитель подчер-
кивает инициативу сотрудников и обязательно прислушивается к их
мнению. В обращениях к подчиненным чаще использует советы,
рекомендации, обмен опытом. К командному тону, строгим распо-
ряжениям прибегает достаточно редко. В своей работе руководитель
опирается на коллектив, старается ставить перед ним перспектив-
ные цели, стремится развить и укрепить социальные неформальные
нормы и дружеские личные отношения.
Вместе с тем эффективность работы коллектива при демо-
кратическом стиле руководства – средняя и лишь изредка бывает
очень высокая. Руководитель в допустимых пределах терпит кри-
тику в свой адрес, более доступен в общении рядовым членам, луч-
ше знает их заботы.
Либеральный стиль
руководства отличается малой степенью
участия руководителя в управлении коллективом. Не редко это про-
исходит из-за низкой его компетентности и боязни продемонстри-
ровать ее подчиненным. В других случаях либеральный стиль объ-
ясняется неумением руководить в связи с малым опытом работы.
Подобный стиль может быть вызван чрезмерной увлеченностью ру-
ководителя решением личных проблем, а работа находится далеко
на втором плане. Многие временщики также бывают либеральными.
Однако либеральность может наблюдаться и у опытного и знающе-
го руководителя, если он начинает готовиться к выходу на пенсию.
Эффективность работы коллектива при либеральном руководителе
обычно ниже среднего.
1.5 Тест «Стрессоустойчивость»
Перед Вами 10 утверждений. Ответьте, в какой степени вы
обладаете указанными свойствами. Ответы давайте по десятибалль-
ной шкале:
33
Полны желания соперничать
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Вы – целеустремленный, на-
пористый
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Стремитесь к продвижению
10
9
8
7
б
5
4
3
2
1
Все делаете быстро
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Озабочены общественным при-
знанием Вашей работы (дея-
тельности)
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Раздражительны
10
9
8
7
б
5
4
3
2
1
Цените время и не откладыва-
ете намеченное дело
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Озабочены своим успехом
в обществе
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Доводите все дела до конца
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Нетерпеливы
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Р е з ю м е
Менее 25 баллов – вы относитесь к жизни легко, у вас спокой-
ный характер. Вы можете сладить со стрессом.
26–50 баллов – вы уравновешены, должны справиться со стрес-
сом.
51–75 баллов – вы болеете болезнью «спешки», что делает вас
уязвимым для стресса.
Более 75 баллов – ваша жизнь очень напряжена, вы находитесь
под стрессом.
Вывод: те, кто набрал от 50 баллов и более, должны интенсивно
заниматься саморегуляцией.
1.6 Тест «Определение степени мотивации
личности к успеху»
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
1 Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сде-
лать быстрее, чем отложить на определенное время?
2 Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу выполнить
задание на все 100%.
3 Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
4 Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего прини-
маю решение одним из последних.
34
5 Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
6 В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7 По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
8 Я более доброжелателен, чем другие.
9 Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово
осуждаю себя, так как знаю, что, выполнив, я добился бы успеха.
10 В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для от-
дыха.
11 Усердие – это не основная моя черта.
12 Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
13 Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
14 Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала.
15 Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
16 Препятствия делают мои решения более твердыми.
17 Во мне легко пробудить честолюбие.
18 Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
19 При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
20 Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
21 Нужно полагаться только на самого себя.
22 В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
23 Всегда, когда мне предстоит выполнить задание, я ни о чем
другом не думаю.
24 Я менее честолюбив, чем многие другие.
25 В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на ра-
боту.
26 Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифици-
рованнее, чем другие.
27 Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упор-
но работать.
28 Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
29 Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем
другим.
30 Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать
это как можно лучше.
31 Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32 Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
33 Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
34 Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35 Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
35
36 Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37 Когда я работаю вместе с другими, я достигаю больших ре-
зультатов, чем другие.
38 Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
39 Я завидую людям, которые не очень загружены работой.
40 Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41 Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказа-
тельства своей правоты я предпринимаю меры, вплоть до крайних.
К л ю ч
Оцените результаты
Поставьте себе по одному баллу:
– за каждый ответ «да» на вопросы № 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15,
16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41;
– за каждый ответ «нет» на вопросы № 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36,
38, 39.
32–38 баллов.
У вас очень сильная мотивация к успеху, вы упор-
ны в достижении цели, готовы преодолеть любые препятствия.
31–15 баллов.
У вас средняя мотивация к успеху, такая же, как
у большинства людей. Стремление к цели приходит к вам в форме
приливов и отливов. Порой вам хочется все бросить, так как вы счи-
таете, что цель, к которой вы стремитесь, недостижима.
14–0 баллов.
Мотивация к успеху у вас довольно слабая, вы до-
вольны собой и своим положением. На работе «не горите», убежде-
ны, что независимо от ваших усилий всё пойдет своим чередом.