Файл: М - 907.Оганесян_Управление персоналом. Практикум.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.12.2019

Просмотров: 2572

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

2 ПЕРСОНАЛ

2.1 Анализ структуры и динамики персонала  

(на примере машиностроительного завода)

Постановка задачи

Рассчитать структуру персонала в базовом периоде по категори-

ям, возрасту, уровню образования, стажу работы; проанализировать 

полученные  данные;  охарактеризовать  кадровый  потенциал  пред-

приятия; оценить изменения в структуре персонала по категориям 

в планируемом периоде.
Таблица 2.1 – Исходные данные по предприятию

Среднесписочный состав

Человек

%

Всего работающих

1962

Из них:

ППП (промышленно-производственный персонал)

1894

в том числе:

   рабочие

1473

   служащие

421

            из них:

               руководители

182

           специалисты

227

           технические исполнители

12

непромышленная группа

68

Возрастной состав

Человек

%

16–24 лет

339

25–29 лет

259

30 лет

61

31 год

43

От 32 до 40 лет

506

От 41 до 50 лет

562

51–54 года

236

От 55 и старше

179

Итого:

2185

Квалификация

Человек

%

Высшее образование

258

Среднее специальное

565

Среднее

1179

Незаконченное среднее

183


background image

37

Окончание таблицы 2.1

По стажу работы на заводе

Человек

%

Свыше 20 лет

261

От 10 до 20 лет

560

От 5 до 10 лет

278

От 3 до 5 лет

235

От 0 до 3 лет

851

Таблица 2.2 – Динамика персонала

Категория работающих

Среднесписочная 

численность,  

чел.

Удельный вес 

отдельных категорий 

работников, %

Факт

План

Факт

План

1  Всего работающих

1962

2460

  100

100

    Из них:

1.1  промышленно-производ-

ственный персонал

1894

2380

96,5

96,7

1.2  непромышленная группа

68

80

3,5

3,3

2  Рабочие – всего

1473

1890

75,1

76,8

    В том числе:

2.1  основные

531

860

27,1

35,0

2.2  вспомогательные

942

1030

48,0

41,8

3  Служащие

421

490

21,4

19,9

В том числе:

3.1  Руководители

182

218

9,3

8,9

3.2  Специалисты

227

259

11,5

10,5

3.3  Технические  исполнители

12

13

0,6

0,5

2.2 Составление и анализ баланса рабочего времени

Исходные данные и постановка задачи:

–  определить  полезный  фонд  времени  одного  рабочего  на  год 

при 40-часовой рабочей неделе, пользуясь данными таблицы 2.3;

– проанализировать использование рабочего времени в отчетном 

году по укрупненной структуре;

– предложить мероприятия по улучшению использования рабо-

чего времени в плановом году.

Методические указания

Различают  календарный,  номинальный  (за  вычетом  выходных 

и праздничных дней), полезный фонды рабочего времени (за выче-

том неявок на работу).


background image

38

Разработка баланса рабочего времени важна для анализа струк-

туры фонда рабочего времени, выявления резервов более эффектив-

ного его использования за счет сокращения всех видов потерь.
Таблица 2.3 – Баланс рабочего времени одного рабочего при 40-ча-

совой рабочей неделе

Показатели

В отчетном году

по плану фактически

1  Календарный фонд времени, дни

365

365

2  Количество нерабочих дней – всего

В том числе:

выходных

праздничных

107

10

117

107

10

3  Номинальный фонд рабочего времени, дни  

    (стр. 1 – стр. 2)

248

248

4  Неявки на работу – всего, дни

В том числе:

очередные и дополнительные отпуска

учебные отпуска

отпуска по беременности и родам

неявки по болезни

прочие неявки, разрешенные законом

неявки с разрешения администрации

целосменные простои (по отчету)

прогулы (по отчету)

30,1

18,2

1,4

0,8

6,1

2,4

1,2

32,4

19,5

1,6

0,8

6,0

2,8

1,0

0,5

0,2

5  Полезный фонд рабочего времени, дни 

    (стр. 3 – стр. 4)

217,9

215,6

6 Номинальная продолжительность рабочего дня, ч

7,67

7,67

7  Потери времени в связи с сокращением длительности  

    рабочего дня, ч – всего

В том числе:

перерывы для кормящих матерей

сокращенный рабочий день для подростков

внутрисменные простои (по отчету)

0,03

0,01

0,02

0,04

0,01

0,01

0,02

8  Средняя продолжительность рабочего дня, ч 

    (стр. 6 – стр. 7)

7,64

7,63

9  Полезный фонд рабочего времени одного рабочего, ч 

    (стр. 8 · стр. 5)

1664,7

1645,0


background image

39

Календарный фонд рабочего времени 

(дней в году)

Номинальный фонд 

рабочего времени в днях

Полезный фонд  

рабочего времени в днях

Полезный фонд  

рабочего времени в часах

Номинальный фонд 

рабочего времени в часах

Праздничные и выходные дни

Неявки на работу  

в днях

Потери времени в связи  

с сокращением длительности 

рабочего дня в часах

Неявки  

по причинам, 

предусмотрен-

ным законом

Потери 

рабочего 

времени

Прогулы 

(только  

по факту)

Рисунок 2.1 – Укрупненная структура фонда рабочего времени 

 

одного рабочего в год

Упражнение «Методы определения потребности в персонале»

Задание 1

Рассчитайте  потребность  в  персонале  отдела  сбыта  организа-

ции, используя метод экстраполяции.

Исходные данные

1-й год, факт 2-й год, факт

Плановая потребность

Сбыт изделия А, шт.

1000

1600

2000

Сбыт изделия Б, шт.

800

1000

1200

Сбыт изделия В, шт.

5000

7000

9000

Сбыт изделия Г, шт.

400

800

1200

Агенты по сбыту А, чел.

5

8

Агенты по сбыту Б, чел.

4

5

Агенты по сбыту В, чел.

10

14

Агенты по сбыту Г, чел.

1

2


background image

40

Задание 2

Определите потребность в преподавателях вуза на планируемый 

год, используя нормативный метод. Норматив учебной нагрузки од-

ного преподавателя сохраняется 700 ч.

Исходные данные

В  институте  менеджмента  в  отчетном  учебном  году  нагрузка 

по дисциплинам составляла:

– общий менеджмент – 1280 ч;

– финансовый менеджмент – 2560 ч;

– маркетинг – 640 ч;

– управление персоналом – 640 ч.

Учебный процесс обеспечивали штатные преподаватели:

– общий менеджмент – 2 чел.;

– финансовый менеджмент – 4 чел.;

– маркетинг – 1 чел.;

– управление персоналом – 1 чел.

В соответствии с планами на следующий учебный год предпо-

лагается изменение учебной нагрузки:

– общий менеджмент – 1920 ч;

– финансовый менеджмент – 3200 ч;

– маркетинг – 1280 ч;

– управление персоналом – 880 ч.

Полученное расчетное количество штатных ставок по учебным 

дисциплинам перевести в реальную численность преподавателей.

Задание 3

Определите  плановую  численность  работников  организации 

с  использованием  метода  скорректированной  экстраполяции,  ко-

торый  учитывает  изменения  в  отношении  некоторых  факторов 

(по оценке экспертов): повышение производительности труда, улуч-

шение использования фонда рабочего времени.

Исходные  данные  об  организации  технического  обслуживания 

лифтов в текущем году:

Число лифтов на техническом обслуживании, ед. – 10,252.

Общее число производительных часов, отработанных на обслу-

живании, – 218.

Численность работников:

– производственных (механики), чел. – 145;

– непроизводственные, чел. – 16.