Файл: Ответы по философии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.12.2019

Просмотров: 1720

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61

ду в «постав». Мэмфорд призывает разрушить Мегамашину. Мно-
гие философы не верят, что проблемы, порожденные техникой,
можно решить опять же с помощью техники, пусть даже более гу-
манной и совершенной. Наоборот, Дж. Мартин, признавая, что «се-
годня нам легче уничтожить нашу планету, чем ликвидировать на-
несенный ей ущерб», тем не менее, считает, что хотя «эта проблема
создана технологией, однако, единственное ее решение —
не сдерживать технологию, а всячески развивать ее. Отказаться
от технологии или остановить ее дальнейшее развитие, — считает
он, — значит обречь мир на невиданные лишения… Необходимо
выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии
с природой». Полемизируя с подобным подходом, Скалимовски
пишет: «Техника превратилась для нас в физическую и ментальную
опору в столь извращенной и всеобъемлющей степени, что если
мы даже осознаем, как она опустошает нашу среду, природную
и человеческую, то первой нашей реакцией является мысль
о какой-то другой технике, которая может исправить все это».
Итак, одни философы полагают, что технику (технологию) необхо-
димо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, дру-
гие уверены, что любая попытка гуманизировать современную тех-
ногенную цивилизацию, внедряя в нее в большей степени, чем
прежде, человеческие ценности, обречены на провал, поскольку
система способна проявить по отношению к таким косметическим
операциям исключительную стойкость. Характерно, что обе поле-
мизирующие стороны выдвигают в поддержку своих взглядов дос-
таточно убедительные аргументы.
Если предположить, что философия техники все же решает две ука-
занные выше центральные задачи (осмысление природы
и сущности техники, а также поиски путей и способов выхода
из кризиса, порожденного техникой и техногенной цивилизацией),
то ее статус — это скорее философия, дополненная частной мето-
дологией, а также междисциплинарными исследованиями
и разработками. В этом случае философия техники является полно-
ценной неклассической философской дисциплиной. Поэтому
в философию техники мы включаем прикладные задачи
и проблемы, такие как определение основ научно-технической по-
литики, разработка методологии научно-технических
и гуманитарно-технических экспертиз, методология научно-
технического прогнозирования, проектирования и др.


background image

62

Выделим основные разделы:
история техники
философские вопросы техники и технического знания
методология и история технических наук
методология и история проектирования и инженерной деятельно-
сти
Основной трудностью является следующее противоречие предмета
«философия техники»: с одной стороны, техника должна «распред-
мечиваться», исчезать как таковая, уступая место определенным
формам деятельности, ценностям, духу, аспектам культуры и т. п.;
с другой стороны, подобное «распредмечивание» приводит
к исчезновению специфики нашего объекта — техники, когда тех-
ника предстает перед исследователем как глубинный и глобальный
аспект всякой человеческой деятельности и культуры, а не нечто
субстанциальное, что, в общем-то мы интуитивно имеем в виду,
мысля технику. В связи с этим возникает дилемма: является ли тех-
ника самостоятельной реальностью, именно техникой,
а не инобытием чего-то другого, или же техника — всего лишь ас-
пект духа, человеческой деятельности и культуры.
Для ее разрешения необходимо на основе исследования истории
техники понять, что понимание сущности и роли техники эволю-
ционирует вместе с развитием культуры. Поэтому результатом фи-
лософского осмысления феномена и сущности техники может стать
открытие и понимание основных тенденций, закономерностей раз-
вития техники и ее роли в истории.

35.

Государство  как  политический  институт.

Правовое государство.

Само слово «государство» (англ. – state, нем. – der Staat, франц. –
etat) с XVI в. употребляется в форме stato (Макиавелли), в число
значений которого входят положение, статус общества. Можно ска-
зать так: государство – это способ целевого объединения людей,
заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории
проживания. Между тем, государство – это организация общества,
необходимая как условие, предпосылка решения общих дел.
Государство – это, конечно, политическая организация общества,
система публичной власти, воплощающей право и силу. А так-
же, государство – единая политическая организация общества, ко-


background image

63

торая распространяет свою публичную власть на территорию всей
страны и её население, а также на других лиц, проживающих на её
территории, располагает для этого аппаратом принуждения и
управления, с помощью нормативно-правовых актов, обязательных
для всех велений, и обладает чертами суверенитета.
Возможности решения общих (публичных) дел определяется нали-
чием государственного аппарата управления, правомочием (иметь
право и мочь) государственных органов принимать законы, обще-
обязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные зако-
ном определенные действия или требовать известных действий от
других участников правоотношений, обеспечивать пределы власти
над человеком, права и свободы гражданина, условия, при которых
он вправе требовать от власти защиты своей жизни и своих же ин-
тересов.
Органы государственной власти и управления взаимодействуют с
институтами гражданского общества – партиями, общественно-
политическими движениями, группами интересов и т.д. при реше-
нии общих (публичных) дел, принятии законов, иных общезначи-
мых нормативных актов, управленческих решений. Поэтому госу-
дарство можно признать как важнейший элемент, составную часть
политической системы общества.
Государство – это не просто организация общества, а высшая фор-
ма общности, содержанием которой является народ, и через эту
форму каждый народ-нация представляет себя в мировом сообще-
стве как единое неделимое целое. Можно поэтому утверждать, что
государство – это мы, граждане.
Социальное назначение государства выражается в его целях и
функциях.
Цель государства – то желаемое, возможное и необходимое состоя-
ние общества, его жизнедеятельности, которое должно быть дос-
тигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция,
образ, который требуется создать, воплотить в жизни. Цель госу-
дарства закрепляется в основном законе (конституции) и определя-
ет функции государства.
Функции государства (это внутренняя и внешняя политика) – глав-
ные направления деятельности, виды управляющего воздействия на
общество со стороны органов государственной власти и должност-
ных лиц.
Основными функциями государства являются:


background image

64

·          обеспечение, охрана целостности и стабильности общества,
его территории;
·          создание и обеспечение адекватной правовой системы как
совокупности взаимосвязанных, согласованных и взаимодейст-
вующих юридических средств, с помощью которых регулируются
общественные отношения;
·          создание и обеспечение условий для развития всех сфер
жизнедеятельности общества;
·          охрана конституционности и правозаконности во взаимоот-
ношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод чело-
века и гражданина;
·          координация, согласование потребностей и интересов соци-
альных слоёв общества, определение приоритетов его развития;
·          обеспечение общенациональных интересов в мировом сооб-
ществе.
В соответствии с функциями государства создаётся структура его
органов управления: представительных, исполнительно-
распорядительных, судебных, охраны общественного порядка, на-
циональной безопасности, надзорно-контрольных.
Признаки государства:
1)         Государство представляет собой единую территорию с ор-
ганизованной политической властью. Это значит:
a)         государственная власть распространяется на всю террито-
рию и всё население;
b)         существуют государственные границы;
c)         государство обладает территориальным верховенством.
2)         Территория государства делится, как правило, на админист-
ративные единицы:
a)         по территориальному признаку;
b)         по национальному признаку.
3)         Государство - особая форма организации публичной и поли-
тической власти, обладающая аппаратом принуждения.
4)         Государство организует общественную жизнь на правовых
началах.
5)         Суверенитет - это свойство государственной власти, которое
выражается в верховенстве и независимости данного государства
от других видов власти, как внутри страны, так и на международ-
ной арене. Это проявляется:
a)         независимость внешне политической деятельности;


background image

65

b)         право на границы;
c)         право иметь своё государственное управление;
d)         право иметь своё гражданство и принимать в него;
e)         право иметь самостоятельное определение приоритетов в
экономике и социальной политике.
6)         Государство выступает в качестве арбитра примиряющего
социальные классы и социальные группы между собой, а также
устраняющего экономические противоречия.
7)         Имеет свой флаг, герб, гимн.
Обобщая сущностные признаки, можно дать ещё одно определе-
ние: государство – способ и форма организации общества, меха-
низм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на еди-
ной территории, объединённых институтом гражданства, системой
государственной власти и права.
Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом.
Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в
свою очередь правые нормы всегда санкционируются государст-
вом. Но правовое государство - это совсем особый тип взаимоот-
ношений права и государства, это такая форма организации и дея-
тельности государственной власти, при которой государство и гра-
ждане связаны взаимной ответственностью при безусловном гла-
венстве Конституции, демократических законов и равенства всех
перед законом.
Первые представления о правовом государстве как об определен-
ном государственном устройстве, осуществляющем свою деятель-
ность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире.
Значительное влияние на формирование теоретических представ-
лений, а затем и практики правовой государственности, оказали по-
литико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, антич-
ный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации
Афинского государства на демократических началах проводил в
своих реформах уже в VI в. до н.э. древнегреческий архонт Солон,
один из знаменитых семи греческих мудрецов.
Самое раннее из дошедших до нас определений государства как
правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О
государстве» он писал о том, что государство(res publica) есть дело
народа как «соединения многих людей, связанных между собой со-
гласием в вопросах права и общностью интересов». С идеей право-
вого государства связывались поиски более совершенных и спра-