ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.12.2019
Просмотров: 1717
Скачиваний: 4
21
18.
Онтология как философское учение о бы-
тии.
Категория бытия обозначает все, что существ.в мире, независимо
от того, материя или духовный мир.
4 вида бытия:
1. Бытие вещей, процессов, явлений природы. Включает 2 кате-
гории:
- бытие первой природы – весь мир (естествен.)
- бытие второй природы – все, что создано человеком (города,
мосты)
2. Бытие человека
Включ. 2 уровня:
- существ.челов.в природе как природного существа (подчиняем-
ся природн. принципам)
- специфическое чел-ое бытие (собств.жизненные принципы)
3. Бытие духовное.
- объективно духовное (вся чел-ая культура, мораль, языки, кни-
ги)
- субъективно-духовное (каждый выбирает для себя объект)
4.Бытие общества
- бытие общ. как объективн.системы
- чел.в обществе (субъектив.) – процесс социализации (процесс
приспособления
адаптации), положение
чел.в
обществе,
кот.зависит от уров.образования, налич. власти.
19.
Категория материи. Эволюция представ-
лений о строении и свойствах материи.
Субстанция – то, что является основой мира, «строительный ма-
териал». Может быть: материальной, духовной.
Атрибуты
-способность самопроисхождения и самодостаточность
- определ.расположение элементов субстанционной системы.
Этапы формирования понятия материи:
1. Наглядно-сувственный
2. Теория атома (Демокрит). Атом является основой мира
3. В.Ленин – материя – это объективная реальность, данная чел.в
ощущении.
22
Свойства:
- объективность
- способность отражаться сознанием.
Современные представления материи:
·
Живая (ДНК, РНК, вирус, клетка, организм, биоценоз, биосфе-
ра)
·
Не живая (до атомный уровень, атом, молекула, макропланеты,
планетные системы, галактики, Вселенная)
·
Социальная (индивид, семья, малая группа, коллектив,
соц.слой, государство, нация, народ, цивилизация)
20.
Движение, пространство, время как атри-
буты бытия
Мир находится в постоянном движении. Движение - это способ
существования сущего. Философское понятие движения обозначает
любые взаимодействия, в также изменения состояний объектов, ко-
торые происходят в процессе этих взаимодействий.
Быть в движе-
нии
- значит изменяться. Нет в мире неизменных вещей, свойств и
отношений. Мир реального бытия слагается и разлагается, он нико-
гда не бывает чем-то законченным.
Каждому структурному уровню материи соответствует своя фор-
ма движения: механическая, физическая, химическая, биологиче-
ская, социальная, которые взаимосвязаны в макро- и микромире.
Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится из-
вне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тен-
денция, импульс к изменению состояния присущи самой реально-
сти: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотвори-
мо и неуничтожимо - оно
абсолютно
, непреложно и всеобще; по-
скольку движение проявляется в виде конкретных форм - оно вме-
сте с тем и
относительно
. Формы и виды движения многообразны,
каждой форме движения присущ определенный носитель -
субстанция
, или
материя
.
Движение любой вещи осуществляется только в отношении к не-
которой другой вещи. Для изучения движения какого-либо объекта
нужно найти
систему отсчета
- другой объект, по отношению к
которому можно рассматривать интересующее нас движение.
23
В бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения
сущего всегда присутствуют моменты устойчивости, проявляю-
щиеся прежде всего в сохранении состояния движения, а также в
форме равновесия явлений и относительного покоя.
Покой
- это со-
стояние движения, которое не нарушает качественной специфики
предмета, его стабильности. Как бы ни изменялся предмет, пока он
существует, он сохраняет свою
определенность
. Отсутствие дви-
жения - покой - всегда имеет только видимый и относительный ха-
рактер. Обрести абсолютный покой значит перестать существовать.
Все материальные тела имеют определенную протяженность -
длину, ширину, высоту. Они различным образом расположены от-
носительно друг друга, составляют части то или иной систе-
мы.
Пространство
- форма бытия материи, выражающая протя-
женность составляющих ее объектов, их строение из элементов и
частей; это форма координации сосуществующих объектов, состоя-
ний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне
друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и
т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. По-
рядок сосуществования этих объектов и их состояний образу-
ет
структуру пространства
.
Явления характеризуются длительностью существования, после-
довательностью этапов развития. Процессы совершаются либо од-
новременно, либо один раньше или позже другого; таковы, напри-
мер, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной. Все
это означает, что тела существуют и движутся во времени.
Время
-
это форма бытия материи, выражающая длительность протекаю-
щих процессов, последовательность смены состояний в ходе изме-
нения и развития материальных систем; это форма координации
сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что
каждое состояние представляет собой последовательное звено про-
цесса и находится в определенных количественных отношениях с
другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний
образует
структуру времени
.
Пространство и время - это всеобщие формы существования, ко-
ординации материальных объектов.
Всеобщность этих атрибутов
бытия
заключается в том, что они - формы бытия всех предметов и
процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Про-
странство и время обладают своими особенностями. Пространство
имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно -
24
направление от прошлого через настоящее к будущему. Простран-
ство и время существуют объективно, их существование независи-
мо от сознания человека. Каждому структурному уровню материи
соответствует специфическая форма пространства и времени, так
же, как и движения.
Огромный вклад в разработку научных представлений о
связи
пространства и времени с движущейся материей
внес Н. И. Лоба-
чевский. Он выдвинул идею неэвклидовой геометрии и пришел к
выводу: свойства пространства не являются всегда и везде одина-
ковыми и неизменными. А созданная в ХХ веке А. Энштейном тео-
рия относительности вскрыла конкретные связи пространства и
времени с движущейся материей и друг с другом, выразив эти свя-
зи строго математически в законах специальной и общей теории
относительности.
Система
- это целостная совокупность элемен-
тов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с дру-
гом, что выступают по отношению к окружающим условиям и дру-
гим системам того же уровня как единое целое.
Элемент
- это ми-
нимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем
определенную функцию. Системы могут быть сложными и про-
стыми.
Сложная система
- это такая, элементы которой сами рас-
сматриваются как системы.
По характеру связей различные системы делятся на три основных
типа:
неорганизованная (суммативная) целостность
, т.е. простое ско-
пление предметов, механическое соединение чего-либо разнород-
ного (например, горная порода из гальки, песка, стадо животных).
Связь частей такой системы носит механический характер;
организованная целостность
, обладающая разным уровнем упо-
рядоченности (например, атом, молекула, кристалл). Части такой
системы находятся в относительно устойчивой взаимосвязи;
органическая целостность
- это организованная система, спо-
собная к саморазвитию и самовоспроизведению частей (например,
организм, биологический вид, общество). Части органического це-
лого вне своей системы не только теряют ряд своих значимых
свойств, но и вообще могут перестать существовать.
Никакая область знания не может обойтись без категорий части и
целого. Исследуя какое-либо целое, мы путем анализа выделяем в
нем соответствующие части и выясняем характер связей между ни-
ми.
25
Пространство и время, как атрибуты существования материи, ат-
рибуты бытия абсолютны. Но поскольку это формы движущейся
материи, то они относительны, они обусловлены ею, как форма
своим содержанием, и
каждый уровень движения материи ха-
рактеризуется своей пространственно-временной структурой,
составляет определенную иерархическую систему бытия, дос-
таточно сложную в своем развитии по пространственно-
временным характеристикам и отражающуюся на восприятии
мира в целом.
21.
Диалектика и метафизика. Принципы
диалектики.
Среди философских методов познания наиболее древними явля-
ются:
диалектический.
Но философские методы не исчерпывают-
ся двумя названными.
Д
иалектика
(греч. dialektike – веду беседу, спор) – учение о
наиболее общих законах развития природы, общества и познания и
основанный на этом учении универсальный метод мышления и
действия. В истории философии сложились три основные формы
диалектики:
Античная
диалектика, которая была «наивной и сти-
хийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представ-
лена в учениях Гераклита («всё течёт, всё изменяется»), Платона
(который понимал диалектику как искусство диалога), Зенона (ко-
торый пытался выразить реальные противоречия в логике понятий)
и в некоторых других.
Немецкая
классическая диалектика, которая
была разработана Кантом, Фихте, Л. Шеллингом и особенно глубо-
ко Гегелем.
Материалистическая
диалектика, основы которой бы-
ли заложены классиками марксизма и которая представляет собой
целостную систему принципов, категорий и законов.
Диалектический метод исходит из того, что если в объективном
мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтоже-
ние всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие
формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны,
едины в противоположностях, чтобы правильно отразить разви-
вающуюся реальную действительность. Поэтому
важнейшим прин-
ципом диалектики является
историзм
– рассмотрение предмета в
его развитии, самодвижении, изменении. Окружающий нас мир
представляет собой единое целое, определённую систему, где каж-