Файл: Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Эмоциональные отношения в семье и их роль в личностном развитии младших школьников
1.1 Семья и ее влияние на успешность обучения младшего школьника
1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста
1.3 Взаимодействие учителя с родителями младшими школьниками
2 Организация и методики исследования
2.1 Организация исследования и характеристика выборки
2.3 Математико-статистический аппарат исследования
Итак, развитие ребенка – это сложный процесс, который происходит неравномерно. Развитие является результатом собственной активной деятельности ребенка под руководством взрослого, осуществляющего процесс воспитания и обучения.
1.3 Взаимодействие учителя с родителями младшими школьниками
Взаимодействие с родителями неотъемлемая и важная часть в деятельности школы. Новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования позволил определить принципиально новую значимость этого направления. Ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между семьей, личностью, обществом и государством.
Педагогическая культура родителей – одно из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой одно из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младших школьников.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на принципах:
- совместная деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; поддержка и индивидуальный подход к развитию педагогической культуры каждого из родителей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Приемы эффективных форм работы с родителями в условиях перехода на новый образовательный стандарт:
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретным вопросам, связанным с воспитанием ребенка в семье и школе;
- содействие консолидации родительского коллектива, вовлечения пап и мам, бабушек и дедушек в жизненный процесс школьного класса;
- принятие коллективных решений и единых требований по вопросам воспитания детей, интегрировать усилия семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганда семейных ценностей, профилактики неверных действий по отношению к своим детям со стороны родителей.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Выделяют следующие главные функции взаимодействия школы и семьи:
- информационную - учитель предоставляет предельно достоверные и исчерпывающие сведения об этапах развития ребенка-школьника. воспитательно-развивающую - контакт учителя и родителей цель которого воспитать и развивать верную сопричастность родителей к ребенку, которое в последствие позволит повысить успеваемость и улучшить психологическое развитие младшего школьника.
- формирующую – учитель, используя педагогические приемы, вырабатает у родителей идею о ребенке как субъекте учебной деятельности.
- охранно-оздоровительную - верное представление родителей о младшем школьнике приводит к сохранению здоровья учащихся.
- контролирующую – проявляется в возможности контроля учителем уровня развития осознанности родителей по отношению к детям. бытовую - улучшение бытовых отношений в семье, повышение понимания между родителями и детьми стеновится следствием верного понимания родителями своих функций по отношению к ребенку.
Основные задачи взаимодействия:
- сформировать активную педагогическую позицию родителей;
- вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями;
- активизировать участие родителей в воспитании детей.
Основным ключевым моментом в процессе проведения воспитательной работы в начальной школе является взаимодействие педагога с родителями младших школников. Именно семья, являясь той естественной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы его личности, выполняет следующие важнейшие функции:
- регулирует физическое и эмоциональное развитие;
- оказывает влияние на развитие психологического пола;
- воздействует на умственное развитие;
- знакомит ребенка с социальными нормами;
- формирует ценностные ориентации;
- оказывает социальную поддержку.
Выполнение этих функций способствует налаживанию климата в семейных отношений, режиму семейной жизни, содержанию деятельности различных поколений одной семьи. Развитие современных семей происходит сегодня в качественно новых условиях и общественной ситуации, полной противоречий. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семей. Реализация комплексных целевых программ способствует укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей. С другой стороны, происходят процессы, которые обостряют семейные проблемы. И это, прежде всего, снижение материального уровня большинства семей, увеличение числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, рост числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Следствием этого является отдаление значительной части подростков от родителей. Главной целью в педагогическом общении с родителями – доверия – учитель, может достичь с помощью определенных педагогических приемов. Учитывая возраст целевой аудитории, нужно выбирать методы, направленные на повышение грамотности родителей в отношении воспитания ребенка. Ведь каждый родитель уже обладает собственным, сформированным взглядом на воспитательный процесс. Не исключено, что педагог сможет «открыть» ребенка для родителей с совершенно новой, неизвестной стороны, которая не открывалась в повседневной жизни. Информация о школьной жизни ребенка должна быть предоставлена в позитивном свете. На собраниях родителей не следует порицать «отстающих» учеников. По мнению В.И. Логиновой учитель должен стремиться к налаживанию диалога с родителями для получения максимального отклика на свою работу. Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Содержание взаимодействия тесно связано с формой взаимодействия. Под формами взаимодействия классного руководителя с родителями следует понимать способы организации их совместной деятельности и общения. Удачный выбор формы взаимодействия порой зависит от эффективности самого воздействия. Возможно различное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием эффективности формы взаимодействия родителей с классным руководителем или педагогическим коллективом является количество родителей, принимающих участие в жизни школы. Форма взаимодействия выступает как элемент организации воспитательной работы, а метод является средством воздействия. Активное взаимодействие, направленное на всестороннее развитие подрастающего поколения, предполагает использование всех формы работы школы с семьей.
Своевременно и педагогически грамотно обосновать конкретные рекомендации учителей, изучить особенности и возможности каждой семьи, оказать практическую помощь семье при затруднениях в воспитании – все это основа этого взаимодействия.
Следует перечислить наиболее распространённые формы коллективного взаимодействия педагогов и родителей. Родительское собрание выступает основной формой работы родителей. Здесь происходит обсуждение проблем жизни как классного, так и родительского коллектива. Родительское собрание должно быть направлено на созидание духовной поддержки таким образом, чтобы родители верили в реальность успехов своих детей, носило характер размышлений о воспитательном процессе становления и развития личности человека. Особенно важной формой выступает Взаимодействие педагогов с родительским комитетом выступает особнно важной формой, так как происходит совместная разработка способов реализации идей и решений, принятых собранием. Классный руководитель и родительский комитет формируют советы дел для организации работы, учитывая возможности и интересы родителей. Классному руководителю необходимо проводить групповые консультации, лекции, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, с целью оказания помощи детям в овладении например навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Работа классного руководителя с родительским комитетом сводится к педагогическому просвещению родителей, их привлечению к совместной работе по проведению праздников, дежурств по школе вместе с учащимися, по организациии соревнований и т.д. Осознание педагогами своей роли в воспитании детей происходит именно в процессе их взаимодействия с родителями. Для того, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, классному руководителю необходимо выстраивать учебно-воспитательный процесс с учетом их мнения. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни. Родителям, в свою очередь, нужна такая помощь, как обеспечение грамотного выражения интересов, образовательных потребностей и заказов. Складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей при условии нахождения педагогами эффективных форм взаимодействия на базе образования.
Положительный результат сотрудничества очевиден для всех. Педагоги пользуются уважением со стороны родителей и общества в целом, улучшаются межличностные взаимоотношения, повышается авторитет в глазах детей, родителей и школьной администрации, появляется удовлетворенность своей работой, становится более творческий подход к ней. Родители лучше узнают своих детей и школьную программу, возникает уверенность, что их мнения и пожелания учтены при обучении, ими ощущается своя значимость в школе, укрепляются семьи и улучшается общение с детьми. Дети, в свою очередь, начинают лучше относится к школе к учёбе, развивают учебные знания и умения, что способтсвует успешному социальному положению.
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовывать, используя такие формы работы с семьей как: родительский университет; конференция; индивидуальная и тематическия консультация; родительское собрание; тренинг.
При использовании такой формы работы как родительские университеты происходит составление расписания занятий для родителей на ближайшее время, при этом в расписание включаются различные методы: открытый урок, домашнее задание, лекции, методические материалы, совместная деятельность и т. д. Поэтому родительские университеты принято считать достаточно интересной и продуктивной формой работы с родителями. Цель просвещения родителей - вооружить их основами педагогической и психологической культуры, ознакомление с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, установить контакт с общественностью и педагогами не только начальной школы, но и ВУЗов, совершенствовать воспитательную работу при взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций. При проведении занятий в параллельных классах эффективность родительских университетов повышается. Это дает возможность проведения занятия университета для наиболее заинтересованной аудитории, объединенной общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалистам, которые проводят встречу, легче ориентироваться в вопросах родителей, так как заранее могут к ним подготовиться. При проведении занятий в родительском университете могут использоваться самые разнообразные формы такие как конференция, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы. На конференции происходит в основном обмен опытом между разными учебными заведениями. При этом для выступлений на конференциях выбирается одна наиболее актуальная тема. С докладами выступают как преподаватели, так и сами родители. Итогом проведения конференции становится обмен мнениями между родителями и педагогическим составом, максимально просвещаются семьи, даются ответы на наболевшие вопросы.
Индивидуальная и тематическая консультация может проводится преподавателем в любой момент по желанию, а также в определенные часы приема для родителей среди недели. При посещении консультаций родители получают ответы на те вопросы, которые связаны с процессом воспитания и обучения своих детей. Консультации проводятся в полной конфиденциальности, что обеспечивает большую открытость и доверие между родителем и педагогом.
2 Организация и методики исследования
2.1 Организация исследования и характеристика выборки
Проведенный анализ литературы показал, что личностное развитие и успеваемость младших школьников находятся в тесной связи с эмоциональными отношениями в семье.
Цель исследования – выявить особенности личности и успеваемости младших школьников в связи с эмоциональными отношениями в семье.
Объект исследования – эмоциональные отношения в семь, личность и успеваемость младших школьников.
Предмет исследования – особенности личности и успеваемость младших школьников в связи с эмоциональными отношениями в семье.
Гипотезы:
- Существуют взаимосвязи между показателями успеваемости младших школьников, их личностными особенностями и эмоциональными отношениями в семье.
- Младшие школьники с разным уровнем успеваемости отличаются личностными характеристиками и эмоциональными отношениями в семье.
- Показатели личности и успеваемости младших школьников, а также характеристики эмоциональных отношений в семье варьируют в связи с полом младших школьников.
Задачи:
- Выявить взаимосвязи между показателями успеваемости младших школьников, их личностными особенностями и эмоциональными отношениями в семье.
- Изучить особенности личности и эмоциональные отношения в семье в группах младших школьников с разным уровнем успеваемости.
- Изучить личностные особенности, уровень успеваемости, эмоциональные отношения в семье – в группах младших школьников разного пола.
Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 107 г. Перми. В исследовании приняли участие 92 человека: 46 младших школьников – учащихся 4-х классов (26 мальчиков и 20 девочек) и 46 матерей. Возрастной диапазон выборки составил для школьников – 10-11 лет, для мам – 30-37 лет. При проведении исследования полнота семьи, социальный статус и количество детей в семье не учитывались.