ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 1125
Скачиваний: 1
Таким образом, процесс управления распадается на отдельные функции управления, совокупность которых отражает его сущность.
Совокупность всех этих функций лежит в основе формирования организационной структуры аппарата управления. Не орган управления порождает ту или иную функцию управления, а четкая постановка целей управления, выделение и обособление функций предшествуют формированию органа (звена) управления. Объем работы по выполнению функций управления предприятием зависит от структуры бизнеса, численности промышленно-производственного персонала, номенклатуры выпускаемой продукции, объема и характера производственных фондов, типа производства, поставщиков и потребителей, обособленных производственных подразделений, технологических операций и других факторов.
-
Специальные функции менеджмента
Процесс формирования и обособления функций управления происходил и происходит по мере роста и развития общественного производства, дальнейшего разделения труда и его специализации как в сфере производства, так и в сфере управления. Этим определяется объективный характер формирования функций управления. Функции управления подразделяются на общие и специальные (конкретные).
Наряду с общими функциями происходит процесс обособления конкретных функций управления, отражающих отраслевые особенности, структуру производства и стадии производственного процесса.
Например, на крупном машиностроительном предприятии к таким функциям относятся:
стратегическое и технико-экономическое управление,
маркетинг,
управление научными разработками, технической подготовкой производства,
управление материально-техническим снабжением,
управление сбытом,
управление основным производством,
управление вспомогательным производством,
управление финансами,
управление персоналом,
управление качеством и др.
Функции управления постоянно развиваются, наполняясь новым содержанием, в частности, в условиях формирования рынка, научно-технического прогресса появляются новые функции, такие как маркетинг, управление инновационной деятельностью и др.
Для всей совокупности функций как общих, так и конкретных характерны тесное их переплетение, интеграция и развитие. К общим функциям относятся: планирование, организация, мотивация, учет и контроль. Они не только взаимосвязаны друг с другом, но и находят свое отражение в конкретных функциях.
Выполнение любой конкретной функции управления предполагает выполнение всех общих функций менеджмента. К примеру, чтобы управлять основным производством, качеством, финансами, необходимо эти процессы планировать, организовывать, контролировать, а людей, их осуществляющих, мотивировать.
Таким образом, процесс управления производством распадается на отдельные функции управления, совокупность которых отражает его сущность.
Совокупность всех этих функций лежит в основе формирования организационной структуры аппарата управления. Не орган управления порождает ту или иную функцию управления, а четкая постановка целей управления, выделение и обособление функций предшествуют формированию органа (звена) управления.
Объем работы по выполнению функций управления предприятием зависит от численности производственного персонала, номенклатуры выпускаемой продукции, объема и характера производственных фондов, типа производства, количества рабочих мест, поставщиков и потребителей, обособленных производственных подразделений, технологических операций и других факторов.
9. Миссия и цели коммерческой организации
Фундаментальным понятием управления является понятие «цели» как результата, к которому стремится объект управления. В управленческой литературе цель управления определяется как желаемое поведение управляемой системы, генеральный императив действий, возможное и необходимое состояние объекта управления. Правильность постановки цели зависит от уровня информированности и профессионализма менеджера, от его знаний, умений и навыков, качества методики разработки цели.
Главная цель управления состоит в том, чтобы делать объекты управления более производительными.
Система целей организации формируется как результат согласования интересов собственников имущества (акционеров, участников, других частных собственников, государства), менеджеров высшего, среднего и нижнего уровней, трудового коллектива и субъектов внешней среды.
В этой системе целей можно выделить три уровня: цели организации, цели структурных подразделений организации, цели работников организации.
Важную роль в постановке целей организации играет разработка миссии предприятия, то есть того, что выделяет предприятие среди других подобных ему. Миссия – это основная причина существования предприятия. Миссия намечает статус организации, устанавливает направление и ориентиры для определения целей и стратегий деятельности структурных подразделений организации. С разработки миссии начинается процесс стратегического управления организацией. Миссия несет в себе идеологию, мотивацию и прагматическую составляющие корпоративной культуры организации. Ее неточная формулировка может привести организацию к кризису потому, что нацелит работу организации в неэффективном направлении.
Можно выделить ряд характеристик миссии, обеспечивающих ее правильную формулировку: определение будущего бизнеса, в котором у организации есть желание работать; наличие признаков, которые помогают судить о степени успеха прогресса в бизнесе; указание на яркие отличия организации от конкурентов; наконец, миссия должна мобилизовать и воодушевлять персонал организации.
Миссия устремлена в будущее и показывает, на что будут направляться усилия и какие ценности в будущем будут для организации наиболее важными.
В миссии не принято указывать в качестве цели получение прибыли, несмотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором успеха любой организации. Миссия формулируется высшим руководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.
Цели организации могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Долгосрочные цели устанавливают путем тщательного анализа возможных вариантов развития предприятия на период 3–5 лет. Краткосрочные цели определяют решения и действия, которые должны быть приняты и выполнены немедленно для обеспечения соответствия между краткосрочными и долгосрочными результатами. Для этого они должны быть подчинены смыслу и содержанию долгосрочных целей.
Требования к постановке целей: четкость, реалистичность, гибкость, измеримость, совместимость, приемлемость.
Формулировка цели организации, структурного подразделения или сотрудника должна иметь:
конкретное содержание, т.е. определять желаемый, необходимый и возможный результат, который должен быть достигнут;
размер, т.е. диапазон достигаемого результата должен быть задан количественно;
временные параметры, т.е. временной период, в течение которого должен быть достигнут ожидаемый результат;
персональную привязку, которая устанавливает исполнителя данной цели;
ранг, т.е. степень значимости в системе целей организации.
Сами цели, особенно их количественные параметры, могут быть предметом споров и расхождений. Однако вовлечение объектов управления в процесс определения целей вызывает их активизацию и повышенную ответственность за достижение общих результатов.
10. Принципы менеджмента
Принципы менеджмента – основополагающие правила, нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры в своей практической деятельности. Принципы менеджмента устанавливают правила осуществления управленческой деятельности. Они используются также для формирования, функционирования и развития систем управления различными объектами. В их основе лежат объективные законы и закономерности рационального осуществления совместной деятельности.
Требования к принципам менеджмента:
-
объективность;
-
обязательность;
-
системность принципов управления предприятием;
-
признанность.
Принципы менеджмента объективны, так как в них обобщены законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления. Принципы определяются самой сущностью общества, уровнем развития его производительных сил, культуры, национальных особенностей, социально-экономических условий.
Менеджеры обязаны следовать (руководствоваться) принципам, чтобы действовать эффективно. Принципы управления предприятием должны образовывать систему, и менеджеры организации должны руководствоваться всеми принципами, включенными в систему. Отказ от какого-либо принципа ведет к беспринципности. Система принципов – своеобразное кредо фирмы, отличающее ее от конкурентов и обеспечивающее практическую реализацию ее конкурентных преимуществ.
Чтобы правильно руководствоваться принципами, менеджеры должны их признавать. Признание принципов начинается с их организационно-правового оформления. Так, государства закрепляют систему своих принципов в законодательстве, прежде всего в Основном законе – Конституции. Крупные корпорации разрабатывают и утверждают следующие документы, в которых формулируют принципы собственной деятельности:
кодекс поведения персонала;
рекомендации по оплате труда и вознаграждению сотрудников, обеспечению их равных прав и невмешательству в их личную жизнь, свободы самовыражения;
нормы и правила по охране окружающей среды, обеспечению безопасности и охраны здоровья на рабочих местах;
нормы и правила, предписывающие постоянную заботу о повышении качества продукции и услуг, проведение приемлемой политики ценообразования, соблюдение этики ведения бизнеса и рекламы;
нормы и правила по благотворительной деятельности и ее приоритетам.
Начало формированию системы принципов управления положили Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд. Существенный вклад в разработку принципов менеджмента внесли М. Вебер, Л. Урвик, П. Друкер и др.
В настоящее время можно выделить три группы принципов: общие, специальные, а также принципы управления предприятиями в целом.
Общие принципы управления – это правила, которыми руководствуются при управлении разными социальными объектами, т. е. они присущи всем системам управления, поэтому они называются общими. Эта группа принципов отражает требования к качеству управленческой деятельности. К основным из них относятся следующие:
-
Научность. Управленческая деятельность, формирование, функционирование и развитие систем управления должны базироваться на данных науки.
-
Системность. Этот принцип базируется на системном подходе, имеющем в управлении исключительное значение. Имеется в виду, что управление охватывает всю систему с учётом внешних и внутренних взаимосвязей, а качество деятельности системы управления зависит от того, насколько её элементы соответствуют друг другу и целям управления.
-
Экономичность. Управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако не в ущерб его рациональности и результативности. Сопоставляя различные варианты результатов и затрат на управление, можно определить его экономичность.
-
Эффективность. Этот принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определённость может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления (объем реализации, величина прибыли, уровень рентабельности) и дополняться соответствующими показателями оценки самой управленческой работы (культура управления, обоснованность принимаемых решений, качество управленческих работ).
Специальные принципы характеризуют правила формирования и функционирования отдельных элементов системы управления. К ним, например, относятся: принципы целеполагания; принципы разделения и кооперации управленческого труда; принципы кадровой работы; принципы проектирования организационных структур управления; принципы выбора стратегии предприятия; принципы выбора методов управления; принципы выбора управленческих решений и др.
Отдельную группу принципов образуют принципы управления предприятиями в условиях рыночной экономики, среди которых следует особо выделить следующие: ориентация на клиента; лояльность ко всем работающим; ответственность как обязательная предпосылка успешного менеджмента; формирование психологического климата, помогающего раскрытию способностей работающих; быстрая и адекватная реакция на все изменения окружающей среды; нравственность; доверие ко всем сотрудникам; всемерная опора на качество, нововведения, контроль за ресурсами; отождествление сотрудников с фирмой, ее интересами и принципами: каждый сотрудник – это человек фирмы и др.
11. Планирование как функция менеджмента
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Оно является органической частью процесса управления, задающей направление и параметры будущего развития организации.
Результатом выполнения функции планирования являются планы, содержащие цели и задачи (то есть перечень того, что должно быть сделано), определяющие последовательность, ресурсы и сроки выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей.
Планирование как процесс управления включает:
-
постановку целей и задач;
-
определение необходимых ресурсов и их распределение;
-
установление критериев достижения целей;
-
определение временных рамок (сроков) выполнения поставленных показателей, задач, целей;
-
предвидение возможных последствий достижения целей и учет риска;
-
доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
Планирование представляет собой непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявления новых возможностей, анализа сильных сторон, возникновения новых условий и факторов. Планированием деятельности занимаются в организациях всех форм собственности (государственной и частной) и всех размеров (на малых, средних и крупных предприятиях).
Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (основополагающими правилами) менеджер руководствуется при сопоставлении планов.
Принципы планирования:
-
Полнота планирования. При планировании должны использоваться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
-
Точность планирования. При составлении планов должны использоваться современные методы, средства, методики, которые будут обеспечивать большую точность.
-
Ясность планирования. Цель, задачи планирования должны иметь простые формулировки, доступные для их осознания каждым членом организации. Поняв, осмыслив их, любой сотрудник предприятия будет прикладывать усилия для скорейшего достижения цели организации.
-
Непрерывность планирования. Планирование – это не одноразовый акт, а непрерывно повторяющийся и постоянно длящийся во времени процесс.
-
Экономичность планирования. Расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.