Файл: Мен._ в вопросах_и_ответах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 1125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Двухфакторная теория Ф. Герцберга анализирует факторы гигиены (условия труда, стиль руководства, социально-психологический климат в коллективе, вознаграждение за труд и т. д.) и факторы мотивации (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов труда, высокая степень ответственности, возможность карьерного роста и т. д.).

Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей:

Теория справедливости показывает, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей в зависимости от вознаграждений. Человек субъективно соизмеряет вознаграждение за труд с затраченными усилиями и затем соотносит его с вознаграждением других людей, которые выполняют аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Несправедливость в оплате создает давление на работников. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс, если он существует. Квалифицированный менеджер всегда стремится к тому, чтобы подчиненные воспринимали его решения как справедливые. В противном случае мотивация сотрудников к труду существенно снижается.

Модель Портера – Лоулера – комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости. Она состоит из пяти переменных (факторов): затраченные усилия; восприятие; полученные результаты; вознаграждение за труд; степень удовлетворения от выполненной работы. Согласно модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания им своей роли в организации. Уровень затраченных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью удовлетворенности тем, что усилия действительно повлекли за собой определенный уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами.

17. Организационные структуры управления

19. Социально-психологические методы менеджмента

Таким образом, процесс управления распадается на отдельные функции управления, совокупность которых отражает его сущность.

Совокупность всех этих функций лежит в основе формирования организационной структуры аппарата управления. Не орган управления порождает ту или иную функцию управления, а четкая постановка целей управления, выделение и обособление функций предшествуют формированию органа (звена) управления. Объем работы по выполнению функций управления предприятием зависит от структуры бизнеса, численности промышленно-производственного персонала, номенклатуры выпускаемой продукции, объема и характера производственных фондов, типа производства, поставщиков и потребителей, обособленных производственных подразделений, технологических операций и других факторов.


  1. Специальные функции менеджмента


Процесс формирования и обособления функций управления происходил и происходит по мере роста и развития общественного производства, дальней­шего разделения труда и его специализации как в сфере производства, так и в сфере управления. Этим определяется объективный характер формирования функций управления. Функции управления подразделяются на общие и специ­альные (конкретные).

Наряду с общими функциями происходит процесс обособления конкретных функций управления, отражающих отраслевые особенности, структуру произ­водства и стадии производственного процесса.

Например, на крупном машиностроительном предприятии к таким функциям относятся:

стратегическое и технико-экономическое управление,

маркетинг,

управление научными разработками, технической подготовкой производства,

управление материально-техническим снабжением,

управление сбытом,

управление основным производством,

управление вспомогательным производством,

управление финансами,

управление пер­соналом,

управление качеством и др.

Функции управления постоянно развиваются, наполняясь новым содержа­нием, в частности, в условиях формирования рынка, научно-технического про­гресса появляются новые функции, такие как маркетинг, управление инноваци­онной деятельностью и др.

Для всей совокупности функций как общих, так и конкретных характерны тесное их переплетение, интеграция и развитие. К общим функциям относятся: планирование, организация, мотивация, учет и контроль. Они не только взаимо­связаны друг с другом, но и находят свое отражение в конкретных функциях.

Выполнение любой конкретной функции управления предполагает выполне­ние всех общих функций менеджмента. К примеру, чтобы управлять основным производством, качеством, финан­сами, необходимо эти процессы планировать, организовывать, контролировать, а людей, их осуществляющих, мотивировать.

Таким образом, процесс управления производством распадается на отдель­ные функции управления, совокупность которых отражает его сущность.


Совокупность всех этих функций лежит в основе формирования организаци­онной структуры аппарата управления. Не орган управления порож­дает ту или иную функцию управления, а четкая постановка целей управления, выделение и обособление функций предшествуют формированию органа (звена) управления.

Объем работы по выполнению функций управления предприятием зависит от численности производственного персонала, номенклатуры выпускаемой про­дукции, объема и характера производственных фондов, типа производства, ко­личества рабочих мест, поставщиков и потребителей, обособленных производ­ственных подразделений, технологических операций и других факторов.


9. Миссия и цели коммерческой организации


Фундаментальным понятием управления является по­нятие «цели» как результата, к которому стремится объект управления. В управленческой литературе цель управления определяется как желаемое поведение управляемой системы, генеральный императив действий, возможное и необходимое состояние объекта управления. Правильность постановки цели зависит от уровня информированности и профессионализма менеджера, от его знаний, умений и навыков, качества методики разработки цели.

Главная цель управления состоит в том, чтобы делать объекты управления более производительными.

Система целей организации формируется как результат согласования интересов собственников имущества (акционеров, участников, других частных собственников, государства), менеджеров высшего, среднего и нижнего уровней, трудового коллектива и субъектов внешней среды.

В этой системе целей можно выделить три уровня: цели организации, цели структурных подразделений организации, цели работников организации.

Важную роль в постановке целей организации играет разработка миссии предприятия, то есть того, что выделяет предприятие среди других подобных ему. Миссия – это основная причина существования предприятия. Миссия намечает статус организации, устанавливает направление и ориен­тиры для определения целей и стратегий деятельности структурных подраз­делений организации. С разработки миссии начинается процесс стратегического управления организацией. Миссия несет в себе идеологию, мотивацию и прагматическую составляющие корпоративной культуры организации. Ее неточная формулировка может привести организацию к кризису потому, что нацелит работу организации в неэффективном направлении.

Можно выделить ряд характеристик миссии, обеспечивающих ее правиль­ную формулировку: определение будущего бизнеса, в котором у организации есть желание работать; наличие признаков, которые помогают судить о сте­пени успеха прогресса в бизнесе; указание на яркие отличия организации от конкурентов; наконец, миссия должна мобилизовать и воодушевлять персо­нал организации.


Миссия устремлена в будущее и показывает, на что будут направляться усилия и какие ценности в будущем будут для ор­ганизации наиболее важными.

В миссии не принято указывать в качестве цели получение прибыли, не­смотря на то, что прибыльная работа является важнейшим фактором успеха любой организации. Миссия формулируется высшим руководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.

Цели организации могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Долгосрочные цели устанавливают путем тщатель­ного анализа возможных вариантов развития предприя­тия на период 3–5 лет. Краткосрочные цели определяют решения и дей­ствия, которые должны быть приняты и выполнены немедленно для обеспечения соответствия между крат­косрочными и долгосрочными результатами. Для это­го они должны быть подчинены смыслу и содержанию долгосрочных целей.

Требования к постановке целей: четкость, реалистичность, гибкость, измеримость, совместимость, приемлемость.

Формулировка цели организации, структурного подразделения или сотрудника должна иметь:

конкретное содержание, т.е. определять желаемый, необходимый и возможный результат, который должен быть достигнут;

размер, т.е. диапазон достигаемого результата должен быть задан количественно;

временные параметры, т.е. временной период, в течение которого должен быть достигнут ожидаемый результат;

персональную привязку, которая устанавливает исполнителя данной цели;

ранг, т.е. степень значимости в системе целей организации.

Сами цели, особенно их количественные пара­метры, могут быть предметом споров и расхождений. Однако вовлечение объектов управления в процесс опреде­ления целей вызывает их активизацию и повышенную ответственность за достижение общих результатов.


10. Принципы менеджмента


Принципы менеджмента – основополагающие правила, нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры в своей практической деятельности. Принципы менеджмента устанавливают правила осуществления управленческой деятельности. Они используются также для формирования, функционирования и развития систем управления различными объектами. В их основе лежат объективные законы и закономерности рационального осуществления совместной деятельности.

Требования к принципам менеджмента:

  • объективность;

  • обязательность;

  • системность принципов управления предприятием;

  • признанность.

Принципы менеджмента объективны, так как в них обобщены законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления. Принципы определяются самой сущностью общества, уровнем развития его производительных сил, культуры, национальных особенностей, социально-экономических условий.

Менеджеры обязаны следовать (руководствоваться) принципам, чтобы действовать эффективно. Принципы управления предприятием должны образовывать систему, и менеджеры организации должны руководствоваться всеми принципами, включенными в систему. Отказ от какого-либо принципа ведет к беспринципности. Система принципов – своеобразное кредо фирмы, отличающее ее от конкурентов и обеспечивающее практическую реализацию ее конкурентных преимуществ.


Чтобы правильно руководствоваться принципами, менеджеры должны их признавать. Признание принципов начинается с их организационно-правового оформления. Так, государства закрепляют систему своих принципов в законодательстве, прежде всего в Основном законе – Конституции. Крупные корпорации разрабатывают и утверждают следующие документы, в которых формулируют принципы собственной деятельности:

кодекс поведения персонала;

рекомендации по оплате труда и вознаграждению сотрудников, обеспечению их равных прав и невмешательству в их личную жизнь, свободы самовыражения;

нормы и правила по охране окружающей среды, обеспечению безопасности и охраны здоровья на рабочих местах;

нормы и правила, предписывающие постоянную заботу о повышении качества продукции и услуг, проведение приемлемой политики ценообразования, соблюдение этики ведения бизнеса и рекламы;

нормы и правила по благотворительной деятельности и ее приоритетам.

Начало формированию системы принципов управления положили Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд. Существенный вклад в разработку принципов менеджмента внесли М. Вебер, Л. Урвик, П. Друкер и др.

В настоящее время можно выделить три группы принципов: общие, специальные, а также принципы управления предприятиями в целом.

Общие принципы управленияэто правила, которыми руководствуются при управлении разными социальными объектами, т. е. они присущи всем системам управления, поэтому они называются общими. Эта группа принципов отражает требования к качеству управленческой деятельности. К основным из них относятся следующие:

  • Научность. Управленческая деятельность, формирование, функционирование и развитие систем управления должны базироваться на данных науки.

  • Системность. Этот принцип базируется на системном подходе, имеющем в управлении исключительное значение. Имеется в виду, что управление охватывает всю систему с учётом внешних и внутренних взаимосвязей, а качество деятельности системы управления зависит от того, насколько её элементы соответствуют друг другу и целям управления.

  • Экономичность. Управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако не в ущерб его рациональности и результативности. Сопоставляя различные варианты результатов и затрат на управление, можно определить его экономичность.

  • Эффективность. Этот принцип – требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определённость может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления (объем реализации, величина прибыли, уровень рентабельности) и дополняться соответствующими показателями оценки самой управленческой работы (культура управления, обоснованность принимаемых решений, качество управленческих работ).


Специальные принципы характеризуют правила формирования и функционирования отдельных элементов системы управления. К ним, например, относятся: принципы целеполагания; принципы разделения и кооперации управленческого труда; принципы кадровой работы; принципы проектирования организационных структур управления; принципы выбора стратегии предприятия; принципы выбора методов управления; принципы выбора управленческих решений и др.

Отдельную группу принципов образуют принципы управления предприятиями в условиях рыночной экономики, среди которых следует особо выделить следующие: ориентация на клиента; лояльность ко всем работающим; ответственность как обязательная предпосылка успешного менеджмента; формирование психологического климата, помогающего раскрытию способностей работающих; быстрая и адекватная реакция на все изменения окружающей среды; нравственность; доверие ко всем сотрудникам; всемерная опора на качество, нововведения, контроль за ресурсами; отождествление сотрудников с фирмой, ее интересами и принципами: каждый сотрудник – это человек фирмы и др.


11. Планирование как функция менеджмента


Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Оно является органической частью процесса управления, задающей направление и параметры будущего развития организации.

Результатом выполнения функции планирования являются планы, содержащие цели и задачи (то есть перечень того, что должно быть сделано), определяющие последовательность, ресурсы и сроки выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей.

Планирование как процесс управления включает:

  • постановку целей и задач;

  • определение необходимых ресурсов и их распределение;

  • установление критериев достижения целей;

  • определение временных рамок (сроков) выполнения поставленных показателей, задач, целей;

  • предвидение возможных последствий достижения целей и учет риска;

  • доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

Планирование представляет собой непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявления новых возможностей, анализа сильных сторон, возникновения новых условий и факторов. Планированием деятельности занимаются в организациях всех форм собственности (государственной и частной) и всех размеров (на малых, средних и крупных предприятиях).

Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (основополагающими правилами) менеджер руководствуется при сопоставлении планов.

Принципы планирования:

  • Полнота планирования. При планировании должны использоваться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.

  • Точность планирования. При составлении планов должны использоваться современные методы, средства, методики, которые будут обеспечивать большую точность.

  • Ясность планирования. Цель, задачи планирования должны иметь простые формулировки, доступные для их осознания каждым членом организации. Поняв, осмыслив их, любой сотрудник предприятия будет прикладывать усилия для скорейшего достижения цели организации.

  • Непрерывность планирования. Планирование – это не одноразовый акт, а непрерывно повторяющийся и постоянно длящийся во времени процесс.

  • Экономичность планирования. Расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.