Файл: Мен._ в вопросах_и_ответах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 1093

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Двухфакторная теория Ф. Герцберга анализирует факторы гигиены (условия труда, стиль руководства, социально-психологический климат в коллективе, вознаграждение за труд и т. д.) и факторы мотивации (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов труда, высокая степень ответственности, возможность карьерного роста и т. д.).

Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей:

Теория справедливости показывает, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей в зависимости от вознаграждений. Человек субъективно соизмеряет вознаграждение за труд с затраченными усилиями и затем соотносит его с вознаграждением других людей, которые выполняют аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Несправедливость в оплате создает давление на работников. В этом случае необходимо мотивировать данного работника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс, если он существует. Квалифицированный менеджер всегда стремится к тому, чтобы подчиненные воспринимали его решения как справедливые. В противном случае мотивация сотрудников к труду существенно снижается.

Модель Портера – Лоулера – комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости. Она состоит из пяти переменных (факторов): затраченные усилия; восприятие; полученные результаты; вознаграждение за труд; степень удовлетворения от выполненной работы. Согласно модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания им своей роли в организации. Уровень затраченных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью удовлетворенности тем, что усилия действительно повлекли за собой определенный уровень вознаграждения. В теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами.

17. Организационные структуры управления

19. Социально-психологические методы менеджмента

Внешняя среда в менеджменте рас­сматривается как совокупность двух относительно са­мостоятельных подсистем: макроокружения и непосред­ственного окружения.

К среде непосредственного окружения предприя­тия относятся: потребители, поставщики ресурсов, конкуренты, органы государственной власти и управления. Фирма может оказывать существен­ное влияние на характер и содержание этого взаимо­действия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей для бизнеса и в пре­дотвращении появления угроз ее дальнейшему, суще­ствованию.

Изучение потребителей позволяет фирме лучше уяснить, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может она рассчитывать, в ка­кой мере покупатели привержены продукту именно дан­ной фирмы, насколько можно расширить круг потен­циальных покупателей, что ожидает продукт в будущем, и многое другое.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих пред­приятие различным сырьем, полуфабрикатами, энер­гетическими и информационными ресурсами, финан­сами и т.п., от которых зависят эффективность работы фирмы, себестоимость и качество производимого про­дукта.

Изучение конкурентов, направлено на выявление слабых и сильных сторон кон­курентов, чтобы на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Государство в лице его органов власти и управления также оказывает влияние на предприятие через инструменты своей политики: экономической, социальной, международной и т.п.

Макроокружение создает общие условия среды на­хождения организации. В большинстве случаев макроокру­жение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния со­стояния макроокружения на различные предприятия различна. Это связано как с различиями в сферах дея­тельности предприятий, так и с различиями в их внут­реннем потенциале.

Изучение экономической компоненты макроокру­жения позволяет понять то, как формируются и рас­пределяются ресурсы в хозяйственной системе в целом. Оно предполагает анализ таких характеристик, как ве­личина валового национального продукта, его состав­ных частей, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накоп­ления и т.п. При изучении экономической компонен­ты важно обращать внимание на общий уровень эконо­мического развития, стадию экономического цикла, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отно­шений, структуру населения, уровень образованности рабочей силы, уровень заработной платы, степень интегрированности страны (региона) в мировую хозяй­ственную систему.


Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает фирме возможность определить для себя допусти­мые границы действий во взаимоотношениях с други­ми субъектами права и приемлемые методы отстаива­ния своих интересов. Изучение правового регулирова­ния не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и про­цессуальная сторона практической реализации зако­нодательства.

Политическая составляющая макроокружения дол­жна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государ­ственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отноше­ние людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографическая структура общества; рост насе­ления, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства, социальная дифференциация и т.п.

Анализ технологической компоненты позволяет свое­временно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой про­дукции, для усовершенствования производимой и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огром­ные возможности и не меньшие угрозы для фирм, мно­гие из которых не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимуще­ственно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с соответствующей мо­менту модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последстви­ям.


  1. Организационно-правовые формы юридических лиц

в Республике Беларусь


Эффективность, масштабы предпринимательской деятельности, уровень экономической и правовой ответственности предприятия зависят от его организационно-правовой формы. Она устанавливает основы организации управления предприятием, взаимоотношения собственника и менеджмента. Организационно-правовая форма предприятия выбирается собственником. Юридическое лицо – это организация, которая (согласно ст. 44 Гражданского кодекса РБ):

-имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

-несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам;

-может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности;


-быть истцом и ответчиком в суде;

-имеет самостоятельный баланс и смету.

Юр. лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации преследуют цель извлечения прибыли, некоммерческие такой цели перед собой не ставят. Коммерческие организации в РБ создаются в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества (полное и коммандитное); хозяйственные общества – с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, закрытое и открытое акционерные общества; унитарные (казенные) предприятия, производственные кооперативы. Некоммерческие – это потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды.

Открытые акционерные общества – это наиболее демократичная форма бизнеса, так как купить акции и стать акционером, т. е. собственником предприятия, может (при открытой подписке на акции) любой человек или организация. В закрытом АО учредители общества обладают достаточными средствами, чтобы полностью сформировать уставный фонд предприятия. К основным особенностям акционерной формы предприятия можно отнести следующие: акционеры не несут ответственности по обязательствам общества перед его кредиторами. Имущество общества полностью обособлено от имущества отдельных акционеров. В случае несостоятельности общества акционеры несут лишь риск возможного обесценивания принадлежащих им акций. Акционерная форма предприятия позволяет объединить практически неограниченное число вкладчиков, в том числе и мелких, и сохранить при этом контроль крупных вкладчиков за деятельностью предприятия. Тем самым создаются предпосылки для привлечения крупного капитала и одновременно условия для фактического управления обществом ограниченным числом крупнейших акционеров.

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой предприятие, имеющее уставный фонд, разделенный на доли. Размер доли определяется учредительными документами. Участниками общества могут быть и физические, и юридические лица, которые несут ответственность только в пределах их вкладов в уставный фонд. Эта структура напоминает акционерное общество, но обладает меньшими возможностями привлечения капитала и не выпускает акций.

В обществе с дополнительной ответственностью участники отвечают по его долгам своими взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм несут дополнительную ответственность принадлежащим им имуществом в одинаково кратном для всех участников размере. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

В полном товариществе все участники, занимающиеся совместной предпринимательской деятельностью, несут солидарную, субсидиарную ответственность по обязательствам общества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. Участниками полного товарищества являются действительные члены, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели.


В коммандитном товариществе кроме действительных членов, имеются также члены – вкладчики (коммандиты). Вкладчики не участвуют в управлении предприятием. Они вкладывают средства в дело, несут ответственность своими взносами и доверяют управление действительным членам.

В производственных кооперативах собственность, разделенная на паи, принадлежит членам кооператива, которые управляют предприятием. Каждый член кооператива обязан принимать непосредственное трудовое участие в деятельности данного предприятия.

Унитарное предприятие создается в том случае, когда есть только один собственник, который делегирует наемному менеджменту – директору (дирекции) полномочия по управлению предприятием. Эти полномочия определяются законодательно в форме права хозяйственного ведения. На правах оперативного управления функционируют казенные предприятия, которые создаются по решению Правительства Республики Беларусь.

Выбор лучшей формы собственности зависит от целей предпринимателя и размеров необходимого капитала. Критериями выбора могут быть: особенности налогообложения, контроль над фирмой, степень ответственности владельцев, ликвидность инвестиций, простота создания фирмы, продолжительность жизненного цикла предприятия.

Например, преимущество частного унитарного предприятия – единоличный контроль собственника над фирмой. Владелец индивидуальной фирмы не обязан «открывать свои секреты» или рассказывать о своих планах. Главным недостатком этой формы бизнеса является ограничения в привлечении капитала. У акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью важнейшим преимуществом является ограниченная ответственность акционеров и участников. Кроме того, они имеют преимущества в инвестировании.


7. Общие функции менеджмента


Бизнес включает определенные процессы, процедуры, операции, основанные на разделении труда и его кооперации. Управление данным процессом требует, специализации управленческого труда, расчленения его на отдельные виды. Специализированный вид управленческой деятельности, являющийся продуктом процесса разделения и кооперации труда в сфере управления, называется функцией управления.

Процесс формирования и обособления функций управления происходил и происходит по мере роста и развития общественного производства, дальнейшего разделения труда и его специализации, как в сфере производства, так и в сфере управления. Этим определяется объективный характер формирования функций управления. Функции управления подразделяются на общие и специальные (конкретные).

Общими функциями управления являются планирование, организация, контроль, мотивация. Они дают временную характеристику процессу управления. Весь процесс управления представляется как последовательная цепь, циклически повторяющихся общих функций. Цикл управления начинается с планирования. На этой стадии разрабатываются планы, в которых указывается, что требуется сделать. Для осуществления планов выполняется функция организации, работа по воплощению планов в жизнь. Усилия работников, качество, эффективность их труда зависят от личных мотивов и стимулов, предлагаемых менеджментом организации. Однако даже самый хороший план, отличная организация и мотивация труда не гарантируют в социально-экономических системах достижения запланированного результата. Чтобы определить насколько точно, своевременно и качественно выполняются планы, выявить и устранить отклонения, реализуется функция контроля. Благодаря чему осуществляется обратная связь в управлении. В результате контроля может быть выяснено, что плановый результат достигнут, или наоборот, его не представляется возможным достичь. В этом случае вновь выполняется функция планирования и начинается новый управленческий цикл.


Планирование включает постановку целей и задач управления, прогнозирование возможного развития объекта управления, определение путей и средств достижения поставленных целей. Оно находит свое выражение в конкретных плановых расчетах, заданиях, показателях. В процессе планирования появляется возможность предвидеть ситуации, предусмотреть варианты их разрешения.

Функция планирования пронизывает все виды управленческой деятельности. С точки зрения объекта планирования, различают планирование производственной программы, научно-технического развития, труда, маркетинга и т. п. Уровни планирования: национальная экономика – концерн – фирма – предприятие – цех – участок – рабочее место. Планирование охватывает и все стадии производственного процесса, такие как, например, материально-техническое снабжение, производство, сбыт готовой продукции.

Организация как функция управления призвана упорядочить объект управления, субъект управления, взаимосвязи между ними и внутри них.

Для побуждения людей к действию, принятию и реализации управленческих решений необходимо выполнить функцию мотивации. Иногда эту функцию называют стимулированием, что не совсем оправдано. Мотивация в менеджменте определяется как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации», а также и как «способность заставить людей делать хорошо и с энтузиазмом то, что должно быть сделано».

Функция контроля включает комплекс работ по сбору, накоплению и обработке управленческой информации, по анализу и оценке соответствия деятельности аппарата управления, самого производства заданным параметрам и проведению корректировок. Контроль выполняет функцию обратной связи в системе управления.

Наряду с общими функциями происходит процесс обособления конкретных функций управления, отражающих отраслевые особенности, структуру производства и стадии производственного процесса. Например, на крупном машиностроительном предприятии, к таким функциям относятся стратегическое и технико-экономическое управление, управление научными разработками, технической подготовкой производства, материально-техни-ческим снабжением, сбытом, основным и вспомогательным производствами, финансами, персоналом, качеством и др.

Функции управления постоянно развиваются, наполняясь новым содержанием, в частности, в условиях формирования рынка, появляются новые функции, такие как маркетинг, управление инновационной деятельностью и др.

Функции менеджмента взаимосвязаны друг с другом. Так, выполнение любой конкретной функции управления предполагает выполнение всех общих функций менеджмента. К примеру, чтобы управлять основным производством, качеством, или финансами, необходимо эти процессы планировать, организовывать, контролировать, а людей их осуществляющих, мотивировать.