ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 1128
Скачиваний: 1
Внешняя среда в менеджменте рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.
К среде непосредственного окружения предприятия относятся: потребители, поставщики ресурсов, конкуренты, органы государственной власти и управления. Фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей для бизнеса и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему, существованию.
Изучение потребителей позволяет фирме лучше уяснить, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может она рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной фирмы, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем, и многое другое.
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих предприятие различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы фирмы, себестоимость и качество производимого продукта.
Изучение конкурентов, направлено на выявление слабых и сильных сторон конкурентов, чтобы на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
Государство в лице его органов власти и управления также оказывает влияние на предприятие через инструменты своей политики: экономической, социальной, международной и т.п.
Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные предприятия различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности предприятий, так и с различиями в их внутреннем потенциале.
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы в хозяйственной системе в целом. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, его составных частей, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на общий уровень экономического развития, стадию экономического цикла, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структуру населения, уровень образованности рабочей силы, уровень заработной платы, степень интегрированности страны (региона) в мировую хозяйственную систему.
Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает фирме возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.
Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографическая структура общества; рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства, социальная дифференциация и т.п.
Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не меньшие угрозы для фирм, многие из которых не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с соответствующей моменту модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям.
-
Организационно-правовые формы юридических лиц
в Республике Беларусь
Эффективность, масштабы предпринимательской деятельности, уровень экономической и правовой ответственности предприятия зависят от его организационно-правовой формы. Она устанавливает основы организации управления предприятием, взаимоотношения собственника и менеджмента. Организационно-правовая форма предприятия выбирается собственником. Юридическое лицо – это организация, которая (согласно ст. 44 Гражданского кодекса РБ):
-имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
-несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам;
-может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности;
-быть истцом и ответчиком в суде;
-имеет самостоятельный баланс и смету.
Юр. лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации преследуют цель извлечения прибыли, некоммерческие такой цели перед собой не ставят. Коммерческие организации в РБ создаются в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества (полное и коммандитное); хозяйственные общества – с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, закрытое и открытое акционерные общества; унитарные (казенные) предприятия, производственные кооперативы. Некоммерческие – это потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды.
Открытые акционерные общества – это наиболее демократичная форма бизнеса, так как купить акции и стать акционером, т. е. собственником предприятия, может (при открытой подписке на акции) любой человек или организация. В закрытом АО учредители общества обладают достаточными средствами, чтобы полностью сформировать уставный фонд предприятия. К основным особенностям акционерной формы предприятия можно отнести следующие: акционеры не несут ответственности по обязательствам общества перед его кредиторами. Имущество общества полностью обособлено от имущества отдельных акционеров. В случае несостоятельности общества акционеры несут лишь риск возможного обесценивания принадлежащих им акций. Акционерная форма предприятия позволяет объединить практически неограниченное число вкладчиков, в том числе и мелких, и сохранить при этом контроль крупных вкладчиков за деятельностью предприятия. Тем самым создаются предпосылки для привлечения крупного капитала и одновременно условия для фактического управления обществом ограниченным числом крупнейших акционеров.
Общество с ограниченной ответственностью представляет собой предприятие, имеющее уставный фонд, разделенный на доли. Размер доли определяется учредительными документами. Участниками общества могут быть и физические, и юридические лица, которые несут ответственность только в пределах их вкладов в уставный фонд. Эта структура напоминает акционерное общество, но обладает меньшими возможностями привлечения капитала и не выпускает акций.
В обществе с дополнительной ответственностью участники отвечают по его долгам своими взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм несут дополнительную ответственность принадлежащим им имуществом в одинаково кратном для всех участников размере. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.
В полном товариществе все участники, занимающиеся совместной предпринимательской деятельностью, несут солидарную, субсидиарную ответственность по обязательствам общества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. Участниками полного товарищества являются действительные члены, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели.
В коммандитном товариществе кроме действительных членов, имеются также члены – вкладчики (коммандиты). Вкладчики не участвуют в управлении предприятием. Они вкладывают средства в дело, несут ответственность своими взносами и доверяют управление действительным членам.
В производственных кооперативах собственность, разделенная на паи, принадлежит членам кооператива, которые управляют предприятием. Каждый член кооператива обязан принимать непосредственное трудовое участие в деятельности данного предприятия.
Унитарное предприятие создается в том случае, когда есть только один собственник, который делегирует наемному менеджменту – директору (дирекции) полномочия по управлению предприятием. Эти полномочия определяются законодательно в форме права хозяйственного ведения. На правах оперативного управления функционируют казенные предприятия, которые создаются по решению Правительства Республики Беларусь.
Выбор лучшей формы собственности зависит от целей предпринимателя и размеров необходимого капитала. Критериями выбора могут быть: особенности налогообложения, контроль над фирмой, степень ответственности владельцев, ликвидность инвестиций, простота создания фирмы, продолжительность жизненного цикла предприятия.
Например, преимущество частного унитарного предприятия – единоличный контроль собственника над фирмой. Владелец индивидуальной фирмы не обязан «открывать свои секреты» или рассказывать о своих планах. Главным недостатком этой формы бизнеса является ограничения в привлечении капитала. У акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью важнейшим преимуществом является ограниченная ответственность акционеров и участников. Кроме того, они имеют преимущества в инвестировании.
7. Общие функции менеджмента
Бизнес включает определенные процессы, процедуры, операции, основанные на разделении труда и его кооперации. Управление данным процессом требует, специализации управленческого труда, расчленения его на отдельные виды. Специализированный вид управленческой деятельности, являющийся продуктом процесса разделения и кооперации труда в сфере управления, называется функцией управления.
Процесс формирования и обособления функций управления происходил и происходит по мере роста и развития общественного производства, дальнейшего разделения труда и его специализации, как в сфере производства, так и в сфере управления. Этим определяется объективный характер формирования функций управления. Функции управления подразделяются на общие и специальные (конкретные).
Общими функциями управления являются планирование, организация, контроль, мотивация. Они дают временную характеристику процессу управления. Весь процесс управления представляется как последовательная цепь, циклически повторяющихся общих функций. Цикл управления начинается с планирования. На этой стадии разрабатываются планы, в которых указывается, что требуется сделать. Для осуществления планов выполняется функция организации, работа по воплощению планов в жизнь. Усилия работников, качество, эффективность их труда зависят от личных мотивов и стимулов, предлагаемых менеджментом организации. Однако даже самый хороший план, отличная организация и мотивация труда не гарантируют в социально-экономических системах достижения запланированного результата. Чтобы определить насколько точно, своевременно и качественно выполняются планы, выявить и устранить отклонения, реализуется функция контроля. Благодаря чему осуществляется обратная связь в управлении. В результате контроля может быть выяснено, что плановый результат достигнут, или наоборот, его не представляется возможным достичь. В этом случае вновь выполняется функция планирования и начинается новый управленческий цикл.
Планирование включает постановку целей и задач управления, прогнозирование возможного развития объекта управления, определение путей и средств достижения поставленных целей. Оно находит свое выражение в конкретных плановых расчетах, заданиях, показателях. В процессе планирования появляется возможность предвидеть ситуации, предусмотреть варианты их разрешения.
Функция планирования пронизывает все виды управленческой деятельности. С точки зрения объекта планирования, различают планирование производственной программы, научно-технического развития, труда, маркетинга и т. п. Уровни планирования: национальная экономика – концерн – фирма – предприятие – цех – участок – рабочее место. Планирование охватывает и все стадии производственного процесса, такие как, например, материально-техническое снабжение, производство, сбыт готовой продукции.
Организация как функция управления призвана упорядочить объект управления, субъект управления, взаимосвязи между ними и внутри них.
Для побуждения людей к действию, принятию и реализации управленческих решений необходимо выполнить функцию мотивации. Иногда эту функцию называют стимулированием, что не совсем оправдано. Мотивация в менеджменте определяется как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации», а также и как «способность заставить людей делать хорошо и с энтузиазмом то, что должно быть сделано».
Функция контроля включает комплекс работ по сбору, накоплению и обработке управленческой информации, по анализу и оценке соответствия деятельности аппарата управления, самого производства заданным параметрам и проведению корректировок. Контроль выполняет функцию обратной связи в системе управления.
Наряду с общими функциями происходит процесс обособления конкретных функций управления, отражающих отраслевые особенности, структуру производства и стадии производственного процесса. Например, на крупном машиностроительном предприятии, к таким функциям относятся стратегическое и технико-экономическое управление, управление научными разработками, технической подготовкой производства, материально-техни-ческим снабжением, сбытом, основным и вспомогательным производствами, финансами, персоналом, качеством и др.
Функции управления постоянно развиваются, наполняясь новым содержанием, в частности, в условиях формирования рынка, появляются новые функции, такие как маркетинг, управление инновационной деятельностью и др.
Функции менеджмента взаимосвязаны друг с другом. Так, выполнение любой конкретной функции управления предполагает выполнение всех общих функций менеджмента. К примеру, чтобы управлять основным производством, качеством, или финансами, необходимо эти процессы планировать, организовывать, контролировать, а людей их осуществляющих, мотивировать.