Файл: Принципы государственного строительства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 2191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

экономической кооперации, сотрудничества в о6пасти охраны

окружающей среды, и т.д. В практическом отношении, большинство из

этих 6000 государств оказались бы во всём ограничены своей территорией. Совершенно ясно, что для многонациональных государств существует большое число практических преимуществ. Для всех нас очевидна важность функционирования наших стран в качестве

многонациональных образований.


Тенденция к дезинтеграции до однородных в этническом отношении государственных единиц не обязательно является единственной существующей тенденцией нашего времени. Например, за последний год мы стали свидетелями объединения Германий и Йеменов. Четыре островных республики на Виндвардском архипелаге активно работают над вопросом объединения. Принципиально важно, чтобы этнические группы, существующие в рамках вновь возникающих демократических государств, учились совместно трудиться на общее благо.


На первый взгляд кажется, что в основании процессов дезинтеграции лежат вопросы этнической принадлежности. Однако, по моему твёрдому убеждению, корень проблемы не ограничивается этническими различиями. Например, один югослав недавно сказал мне:" Когда мы учились в школе, все мы были хорошими друзьями. Мы никогда не выясняли друг у друга, кто из нас был хорватом, сербом, а кто - родом из Македонии". Этнические различия, конечно, существуют, но они подогреваются чем-то другим. Таким катализатором могут быть экономические трудности, как спровоцированные, так и реально существующие. Особенно тревожно оттого, что этнические различия часто раздуваются в политических целях. Для меня самой тревожной представляется тенденция усиления разногласий между этническими группами путём разжигания ненависти у одной группы по отношению к другой, другими словами, попытки найти общего врага в цепях объединения внутри данной этнической группы. Другой югослав как-то сказал: " Везде процветает национализм. Ненависть, самая порочная из всех страстей. То, в чём мы нуждаемся сегодня - это новые люди... мудрые и терпимые."8 Знакомый хорват сказал как-то: " Мне кажется, что человек, который хвастается своей национальностью, на самом деле просто беден... Я, например, ощущаю себя просто как югослав."


Корень проблемы не в этнических различиях и не в расизме. Сенатор Эйкен из штата Вермонт сказал; " Если бы мы проснулись однажды утром и обнаружили, что у всех на земле одинаковый цвет кожи, то к полудню мы бы уже нашли какой-нибудь другой предлог для своих предрассудков в отношении друг друга."1 Проблема не в этнических различиях. Она в нашем эгоизме, который побуждает нас наступать на других людей, чтобы утвердить себя.


Как человеческая раса в целом мы нуждаемся в радикальных изменениях, чтобы прекратить эти опасные тенденции, которые могут лишить нас всего того, ради чего мы строим. Я нуждаюсь в этой способности оценить то, чем мой ближний отличается от меня, в способности заботиться о его благополучии. Нам всем нужен некто, кто мог бы изменить нас, снабдить нас этой способностью.



Третье препятствие на пути демократизации - это желание мести. Исходя из самого определения, периоду демократизации должен предшествовать какой-то период с менее демократичной формой правления и с меньшей свободой. Этот вкус свободы пробуждает в людях сильные эмоции, особенно когда они начинают сравнивать свои возможности до и после происшедших изменений. Это может оказаться очень опасным периодом , так как отдельные граждане и целые группы будут искать повода выразить своё негодование на представителей предшествующего режима и всякого, кто выступит в его поддержку.


Я твёрдо убеждён в том, что власти управляют на земле как Божьи агенты, и поэтому они несут ответственность за свою деятельность перед Богом. Однако, желание преследовать представителей предшествующих режимов в некоторых странах часто объясняется не тем, что у них отсутствовала в своё время отчётность перед народом, а простым чувством ненависти и желанием мести. Такие мстительные настроения и продиктованные ими действия таят в себе угрозу попадания всего общества в порочный круг возмездия с постоянным мщением за трудности предшествовавшего периода, а это ослабляет социальную структуру общества и значительно снижает его потенциал.


Я рукоплещу попыткам, предпринятым президентом Чехословакии Гавелом принести нравственное исцеление и прощение своему народу в процессе движения общества к демократии. Сразу по вступлении в должность он обратился к своему народу:


"Все мы выросли в условиях тоталитарного режима и принимали его как должное, тем самым на деле способствуя его поддержанию. Никто из нас не является только его жертвой, мы все также несем ответственность за это… Мы все должны воспринимать это наследие как нечто, что мы сами навлекли на себя. Если мы будем воспринимать это именно так, мы придём к пониманию того, что мы все вместе

можем с этим что-то сделать."


Затем он продолжил тем, что воззвал к чувству прошения,

необходимого для исцеления общества.


Итак, во вновь возникающих демократиях существуют вышеперечисленные, равно как и некоторые другие трудности. Все эти Проблемы, на которых мы заостряем внимание, в конечном счёте касаются способности самоограничения, принятия тех, кто отличается от нас, и способности прощать. Хотя все они, очевидно, являются самостоятельными вопросами, но в основе каждого из них лежит нравственная причина, заложенная в самой природе человека. Я полагаю, что есть одна проблема, которая влечёт за собой все остальные с огромной скоростью и интенсивностью и которую мы можем наблюдать сегодня в странах восточной и центральной Европы. Она также прозвучала в высказывании президента Гавела:


"Мы живём в извращённом с точки зрения нравственности окружении. Мы морально больны... Мы научились ни во что не верить, ни о ком не заботиться... Понятия любви, дружбы, милосердия, смирения или прощения потеряли для нас свою глубину и первоначальный смысл.



Объяснение возникновения этой корневой проблемы можно обнаружить в фундаментальном постулате Карла Маркса: " первым условием для счастья людей является отмена религии". Ленин подтверждает эту мысль, делая следующее заявление: "Атеизм - это

естественная и неотъемлемая часть марксизма.


Один из лауреатов ленинской премии - конечно же не антимарксист - задаётся вопросом: " Кто задул пампу нашей совести? " Далее он говорит о "свете нашей души", который " быЛ у нас украден, и ничего не было дано взамен". Этот источник нравственности, находящийся внутри человека, был намеренно изъят, как я полагаю, вследствие невежества и страха. Сегодня лидеры государств восточной и центральной Европы не могут понять, почему эти общества не способны функционировать нормально. А это результат десятилетиями предпринимавшихся попыток задуть в людях этот свет. Причина моей убежденности в том, что для демократизации сегодня есть надежда состоит в том, что к счастью, попытки задуть этот свет далеко не всегда и не везде увенчались успехом. Но тем не менее, вред был нанесён огромный. Президент Горбачёв признал значение этого света в процессе проведения демократической реформы, когда сказал: 11 Те нравственные ценности, которые в течение столетий создавала и воплощала в себе религия, могут помочь и в деле обновления нашей страны." Десятилетия официально провозглашённого атеизма сделали увечными сами попытки демократизации, но, я убеждён, всё это еще поправимо.


Атеизм не становится истиной только потому, что кто-то учит, а кто-то верит этому. Моё сердце разрывается от жалости к тем моим братьям и сестрам, которые упустили в своей жизни возможность радуясь любить своего Создателя, Того, Кто простирает Свою руку над их жизнью и хочет направить их к более полному удовлетворению своих желаний. Даг Хаммаршепьд сказал:


"Бог не умер в тот день, когда мы перестали верить в личность Бога, это мы умерли, когда наши жизни перестали освещаться вечным сиянием, которое обновляется каждый день, сиянием чуда, источник которого находится за пределами нашего понимания.


Блейз Паскаль, французский математик семнадцатого века, сказал:

"Существует Богом предусмотренный вакуум в сердце каждого человека, который не может быть заполнен никаким творением, а лишь Богом Творцом, явленным людям через Иисуса Христа."


Бог сотворил нас с этим вакуумом, который может быть наполнен лишь Им Самим, если мы хотим быть полноценными личностями. В свободном обществе каждый имеет право проповедовать атеизм. Однако побуждать других людей к неверию в Бога - это самый худший из обманов, с которым может встретиться человек. Это также чрезвычайно вредно для всего общества. Потому что если этот вакуум внутри нас не будет заполнен Богом, то он будет заполнен нашим "я". Именно такое заполнение человеческим "я" места, предназначенного для Бога, является причиной страданий наших ближних. Достоевский писал:



"Ибо даже те, кто отвергает христианство и нападает на него, в глубине души следуют за христианской идеей, так как до сих

пор ни их изобретательность, ни жажда их сердец не были в

состоянии породить более высокий идеал человека или

добродетели, чем тот, который был дан нам когда-то

Христом. Когда такие попытки предпринимались, результаты

всегда выглядели гротескно.


Гавел сказал, имея в виду задачу построения демократического

общества: " Мы построим его только в том случае, если мы всегда будем помнить , что демократия - это лишь внешнее выражение чего-то очень внутреннего".20 И он прав! Свобода, с её предполагающимся самоконтролем, требует подчинения Богу, Уильям Пени сказал: "Если нами не управляет Бог, тогда нами будут править тираны." Когда пюди подчиняются Богу, как результат возникает самоконтроль. Такие пюди имеют предпосылку жить в демократических обществах, в которых лидеры будут служить гражданам. Такое самоограничение побуждает людей к сотрудничеству для достижения общего блага. В противном случае, мы, по своей натуре, нуждаемся в жёстком, авторитарном управлении, чтобы находиться под постоянным контролем для того, чтобы вписываться в общество, и именно такое руководство мы в этом случае породим и подготовим. Проще говоря, еспи люди хотят демократии, они сначала должны повернуться лицом к Богу. Еспи они не хотят сначала повернуться к Богу, тогда демократия у них не будет работать.


Что касается терпимости и способности прощать, в которых мы нуждаемся для построения демократического общества, Иисус сказал: «и возлюби ближнего своего, как самого себя». Бог заповедал нам "снисходить друг к другу и прощать взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил нас." Бог говорит нам сегодня: "Прощайте других, как Я простил вас". Я уверен, что мы становимся способными прощать и принимать других людей только после того, как мы сами пережили Божье прощение. После такого переживания мы начинаем осознавать, что, какое бы зло ни причиняли нам наши близкие, это ничто по сравнению с тем злом, какое мы причинили Богу. Но Он простил нас.


Мы только тогда можем являть все эти черты в нашей собственной жизни - самоограничение, терпимость и прощение - когда мы отдаём должное Богу и Иисусу. Нам нужен Бог, чтобы изменить нашу природную анархию на способность к самоограничению, нашу



нетерпимость на сострадание и нашу ненависть на прощение. Я уверен: единственный, кто способен изменить нас в самой сути - это живой Бог Иисус Христос. Только Он может создать внутри нас необходимый самоконтроль. Только Он может дать нам способность любить тех, кто не похож на нас и прощать тех, кто обижает нас.


Букер Т. Вашингтон был чернокожим американским просветителем, жившим на юге США во второй половине 19 века во время, когда белым уже с трудом удавалось держать в подчинении чёрное население. На меня глубокое впечатление произвело его заявление, сделанное им в такое сложное время: " Я никогда не позволю себе пасть так низко, чтобы ненавидеть другого человека." 4 Он просто напоминает нам о том, что все мы хорошо знаем в глубине наших сердец - если мы не можем прощать, если мы не можем побеждать гнев и ненависть любовью, это значит, что мы в рабстве.



Иисус сказал нам: " Если вы будете пребывать в Моём Слове, тогда вы истинно Мои ученики, и вы познаете истину, и истина сделает вас свободными."25 Иисус как бы говорит тем самым: "Именно послушание мне сделает вас свободными." Он продолжает далее: "Вы станете действительно свободными, если вы позволите Мне освободить вас." Способность Букера Вашингтона быть свободным, в то время как те, кто стремились угнетать его, были в рабстве, прослеживается в следующих его словах:


"Есть несколько видов свободы. Есть видимая свобода и есть свобода истинная, поверхностная и настоящая, временная и обманчивая и та, что пребывает с тобой всегда. Та, что прислуживает низменным вожделениям и страстям и та, другая, которая побуждает к росту всё самое лучшее в жизни... Но есть лишь одна свобода, которая по-настоящему достойна называться этим именем и которая прозвучала в словах, сказанных Великим Учителем: " И вы познаете истину, и истина сделает вас свободными."


Мы все стремимся стать свободными. И если смог освободиться чернокожий житель США 19 века, то я верю, что каждый из нас сегодня может попучить эту свободу. Освободителя Букера Вашингтона зовут Иисус, и Он может освободить нас. Но мы должны позволить Ему освободить нас от рабства нашего эгоизма, нетерпимости и ненависти, которые и являются препятствиями на пути к демократии. Мы должны

дать возможность Иисусу сделать нас полноценными личностями. Иисус

единственный, кто может изменить нас изнутри.


Эрасмус сказал в отношении Иисуса: «плотником человечество

создано, и только плотник может его переделать."Я на собственном опыте знаю эту силу Иисуса Христа изменять жизни людей. Я был свидетелем того, как Он изменил мою жизнь. Весь мой эгоизм, весь мой гнев и вся моя мстительность тают без следа, когда я смотрю на Него.


Я так часто видел различные проявления Его силы, что я страстно желаю, чтобы вы тоже смогли пережить это в своей жизни. Пять лет назад моей жене Элейн поставили диагноз злокачественной опухоли яичника в четвёртой степени. Такой вид рака, да ещё в такой серьёзной форме почти не поддаётся эффективному печению. К тому же, раковые клетки распространились уже на другие женские органы. Что же, означало ли это конец моей дорогой жены? Мы не верили, что таков был Божий план для неё. Через два дня она возвратилась в клинику для продолжения обследования. Она сидела в кабинете, ожидая тестирования, испытывая сильные боли, и вот, сам Иисус предстал перед ней. Само по себе это уже было чудо. Он сказал ей: "У тебя всё будет хорошо. У тебя будет всё хорошо." Она подумала сначала - это значит, что я не умру от рака, но мне придётся пройти интенсивный курс терапии. Затем Иисус исчез. А через несколько минут сотрудник клиники начал тестирование, в течение- часа сканируя всё ее тело в поисках опухоли, но не мог её обнаружить! Впоследствии врачи сделали биопсию тканей, но не нашли в них никакого присутствия раковых клеток. Все симптомы, которые мучили её больше года, немедленно исчезни и больше не возобновлялись. Было ясно, что Бог совершил чудо! И если Иисус может исцелить нашего внешнего человека, тогда мы можем с уверенностью полагать, что Он способен исцелить и нашего внутреннего человека.