ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 2241
Скачиваний: 2
ПОСТРОЕНИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ - ИНТЕРЕСНАЯ
И ТРУДНАЯ ЗАДАЧА.
Совершенно очевидно, что одной из самых интересных и трудных задач, стоящих перед нами сегодня, является построение гармоничных многонациональных обществ.
Весь мир жаждет демократии. За последние полстолетия мы наблюдали две волны демократизации. Пик первой пришёлся на 60-е годы, когда эта волна охватила народы, только что освободившиеся от колониальных пут. Вторая — совсем недавняя волна — охватила все народы бывших коммунистических стран. По-видимому, эти волны обусловлены различными причинами, так как отличные одна от другой государственные системы, при которых освободившиеся народы жили раньше, породили различные системы общественных ценностей. Тем не менее, попытки демократизации в обеих вышеназванных группах стран сталкиваются с одной и той же проблемой. И эта проблема -этническая.
Где бы ни происходил сдвиг в сторону представительной формы правления, мы видим, как одна и та же проблема поднимает свою уродливую голову: это тенденция к фракционности, которая грозит разобщить народы нашего мира. Эта проблема не ограничивается странами второго и третьего мира. Мы» наблюдали аналогичные вспышки в существующих уже достаточно длительный период странах западной демократии * Более того, вряд ли существует хоть одно общество, полностью застрахованное от возникновения этой проблемы. Очевидно, причиной нашей неспособности создать многонациональные демократии не являются ни колониализм, ни коммунизм. Прошло несколько десятилетий, в течение которых в различных экспериментах участвовал целый ряд культурно неоднородных народов. У того, кто наблюдает трудности, стоящие на пути решения этой специфической проблемы, может возникнуть соблазн прийти к заключению, что построить многонациональное демократическое общество попросту невозможно.
В последнем издании 'Foreign Affairs' один из обозревателей высказал по этому поводу следующие мысли:
"Широко распространено мнение, что демократия никогда не срабатывает в обществах, обладающих языковым и культурным многообразием... Те, кто хочет развивать демократию, одновременно сохраняя нетронутыми
многонациональные образования, обнаружат, что во многих
случаях эти цели никак нельзя согласовать друг с другом."
Таким образом, вместо того, чтобы радоваться вместе с народами
Южной Африки, мы полны тревожных предчувствий. Если мы не найдем решения этой проблемы, все наши общества будут подвержены
риску дезинтеграции.
Во многих случаях трения возникают между этническими группами, однако они могут быть и последствием трений религиозных, идеологических или клановых. Давайте рассмотрим эту проблему на примере этнической модели, подразумевая, что разрешение этнических трений будет служить образцом для устранения и других разногласий, разделяющих общество.
Иногда корни этой проблемы лежат в древней вражде между народами. Тем не менее, новые разногласия появляются и среди тех
народов, которые жили до сих пор в мире и согласии .
При поверхностном рассмотрении кажется, что проблемы обостряются из-за того, что различные этнические группы объединяются насильственно. История полна многочисленных примеров, когда целые этнические группы завоёвывались и объединялись в многонациональные государства или империи. Большинство стран третьего мира состоит из этнических групп, которые были объединены по прихоти хозяев колоний. Эти же колонизаторы часто сеяли семена будущих этнических раздоров. Итак, недальновидные политики поняли, что они могут разжигать вражду между этническими группами для собственной выгоды.
Исходя из этих реалий, возникает вопрос, можем пи мы построить в конце двадцатого века многонациональные демократические общества? Или, быть может, демократии присуще что-то, что делает её невозможной в многонациональных обществах? А может быть, в самой природе человека есть что-то такое, что с неизбежностью приведёт все многонациональные государства к постепенному распаду?
Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны задуматься над тем, куда нас может завести тенденция к этническому национализму. Социологи указывают, что в нашем мире существует более 6000
отдельных языковых групп - не считая диалектов. Количество отдельны народностей по разным оценкам достигает 12000 или даже 24000/ J даже это не исчерпывает всех возможных оснований для разногласий Если мы не отставим в сторону этнические проблемы и не научимся взаимодействовать в рамках мультиэтнических обществ, нам грозит перерождение в 6000 моноэтнических государств, каждое из которых будет ослаблено во всех отношениях. ООН при этом станет не способной к какой бы то ни было деятельности, и мировое сотрудничество также окажется невозможным. То, о чём идёт речь, явилось бы возвращением к племенному строю прошедших эпох, в результате чего все достижения в областях международного права, международной торговли, экономического сотрудничества, защиты окружающей среды и т.д. были бы аннулированы. На практике большинство из этих 6000 государств стало бы государствами закрытого типа. Совершенно очевидно, что многонациональные государства имеют множество преимуществ, поэтому нам необходимо учиться жить в мире и согласии в мультиэтнических обществах.
В противовес разочарованию по поводу трудностей в построении мультикультуральных демократических обществ я хотел бы предложить решение, являющееся, по моему мнению, конструктивным.
Это решение состоит не в изменении границ государств и не в переселении наций и народов. Как отмечает один из обозревателей:
"Большинство национальных и этнических конфликтов, всё ещё существующих сегодня, не может быть решено путем изменения государственных границ так, чтобы каждая национальная община получила своё собственное государство.''
Такое решение не принесёт желаемого результата. Оно не только неприемлемо, но и непрактично.
Применение военной силы также не может привести к решению этой проблемы. Генерал Льюис МакКензи, бывший командующий военными силами ООН в Боснии и Герцеговине, сказал, что решение применить военную силу в этом регионе потребует проведения операции, по сравнению с которой побледнела бы операция 'Буря в пустыне". Более того, даже если бы мы и хотели этого, нам просто не хватит оружия и солдат, чтобы разрешить с их помощью все конфликты
нашего мира. Поэтому мы просто обязаны, наконец, найти другое
решение.
На первый взгляд, в основе дезинтеграции многонациональных
государств лежат этнические проблемы. Тем не менее, я уверен, что ни этнические, ни какие-либо другие различия не являются главной причиной, вызывающей дезинтеграцию. Покойный сенатор от штата Вермонт Айкен напоминает нам: "Если бы, проснувшись однажды утром, мы увидели, что у всех людей такой же цвет кожи, как и у нас, к полудню мы бы обязательно нашли что-нибудь другое, на что смогли бы направить нашу неприязнь." Проблема заключается не в этнических отличиях. Проблема в нашем эгоизме, который заставляет нас унижать других людей, чтобы возвысить себя.
Бывший постоянный представитель Канады Стефен Льюис, комментируя напряжённую обстановку, вызванную в этой стране трениями между англоязычной и франкоязычной общинами, сказал со свойственной ему прямотой: "Мы имеем ничем не заслуженную репутацию щедрого, сочувствующего, терпимого общества. На самом деле, это не так. Канада просто всегда притворялась, что обладает ангельским терпением.
Я ценю его честность, потому что он высказал именно то, что мы часто боимся сказать, а именно, что у нас врождённая нетерпимость к людям, которые выглядят не так как мы, и поэтому мы их третируем. Проблема заключается в нашей нетерпимости.
Чтобы организовать многонациональные общества, в которых мы могли бы работать вместе, сознавая, что мы отличаемся друг от друга, нам необходимо обладать двумя свойствами: 1. Принимать тех, кто отличается от нас. 2. Научиться залечивать раны, нанесённые в прошлом.
Я хочу предложить решение этой проблемы, которое состояло бы из двух частей. Во-первых, необходимо радикальное изменение человеческой натуры. Один югослав сказал: "Кругом процветает национализм. Ненависть — это худшая из страстей. Нам сейчас нужны новые люди... мудрые и терпимые."1 Да, нам сейчас действительно нужны новые люди. Мы должны продвигаться от нетерпимости к терпимости и от терпимости к состраданию. Я должен обладать
способностью относиться с уважением к тому, что мой брат отличается от меня, и заботиться о его благополучии. Нам необходим посредник который помог бы нам измениться и обрести такую способность.
Человек, в его сегодняшнем состоянии, неспособен проявлять терпимость к тому, кто хоть чем-то от него отличается. В душе человека, в его сердце существует изъян. До тех пор, пока мы не поймём, что человеческое сердце неправедно, мы никогда не сможем решить эту проблему. Проблема природы человека пересекает культурные границы. Очень хорошо сказал об этом президент Грузии Шеварднадзе: "Отдельные народы и нации не могут быть здоровы, S когда больно всё человечество." В сердце своём человек жаден, эгоистичен и стремится только к удовлетворению своих собственных интересов. Бог говорит об этом так: " Нет делающего добро, нет ни одного." И ещё: "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено." Невозможно не согласиться со словами апостола Павла:
«Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть, в плоти моей, доброе. Потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.»
В человеке существует духовный изъян, и это относится к каждому из нас.
Если ненависть не будет заменена состраданием, бесполезно ожидать терпимости и исцеления. Но как же тогда достигнуть этого. Может быть в этом поможет образование? Пальмиро Тольятти, бывший глава коммунистической партии Италии, сказал:
"Мы не можем больше придерживаться наивной и ошибочной точки зрения, что лучшее образование и изменения социальных структур сами по себе достаточны для того, чтобы человеке произошли изменения. Эта точка зрения, унаследованная от эпохи Просвещения 17 века и марксистской теории 19 века, уже опровергнута историей."
Так каким же тогда должен быть ответ? Даг Хаммаршельд внёс одно предложение. Вот к какому выводу он пришёл в конце своей общественной деятельности:
"Я не вижу никакой надежды на то, что на земле будет
постоянно царить мир. Мы старались изо всех сил и, тем не менее, оказались у разбитого корыта. Если не произойдёт духовного пробуждения в мировом масштабе, человечество
обречено.»
Итак, Хаммаршельд пришёл к выводу, что грандиозные цели, стоящие перед человечеством, не могут быть достигнуты, из-за несовершенства человеческой природы, и что только духовные изменения в сердце каждого человека сделают возможным их достижение. Значит ли это, что решение проблемы лежит в духовной сфере? Принимая акт о капитуляции в конце второй мировой войны, генерал Дуглас МакАртур сказал следующее:
"Военные союзы, сбалансированная власть, лиги наций — всё это провалилось в тартарары, оставив нам лишь один путь — сурового испытания войной. Но чудовищная разрушительная сила войны делает эту альтернативу совершенно невозможной. Это был наш последний шанс. Если мы не изобретём какую-то лучшую и более справедливую систему. Армагеддон начнётся у наших дверей. Проблема, о которой идёт речь, прежде всего теологическая и включает в себя духовное возрождение и улучшение человека. Лишь тогда сгладится несоответствие между духовным уровнем человека и теми фантастическими успехами в науке, искусстве, литературе, материальном и культурном строительстве, которые были достигнуты за два прошедших тысячелетия. Если мы хотим спасти плоть, сделать это может только дух .»
Мы должны измениться радикально. И я убеждён, что единственным посредником в радикальном изменении человека является Иисус — я говорю не о религии, а о личности Иисуса. Давайте рассмотрим эту мысль вместе.
Иисус говорит о стоящей перед нами проблеме следующими словами: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Эта заповедь представляется очень трудной для исполнения, но Иисус добавляет кое-что ещё, затрудняющее её исполнение в ещё большей степени. Для обозначения любви Иисус употребляет слово, которое на языке оригинала означает любовь к ближнему, ничем и никак неограниченную, никак не связанную с тем, заслуживает такой любви ее предмет или нет. Эта любовь - абсолютно чистая, не рассчитывающая ни на что взамен. И не удивительно, что это слово — "агапе" - Не встречается ни в одной книге, написанной на греческом языке, за исключением учения Христа, изложенного в Библии. Когда Христос говорит; "Возлюби ближнего твоего, как самого себя", Он вовсе не имеет в виду снижение уровня враждебности между людьми ради общего блага. Он имеет в виду, что мы должны заботиться друг о друге из самых чистых побуждений - ради ближнего и только ради него. Когда Христос упоминает о ближнем без каких бы то ни было ограничении, Он, в частности, имеет в виду враждебность по отношению к иным народам. Мы должны возлюбить и тех, кого наше общество никак не включает в число любимых и обучает нас ненависти к мим.
Как же можно любить тех, от кого мы так сильно отличаемся? Вспомним, в каком контексте произносит Иисус Свой завет. Вот полный его текст:
"...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя."
Здесь не говорится: "Люби ближнего твоего настолько, насколько ты любишь самого себя". Но на самом деле здесь сказано: " Возлюби самого себя Божественной любовью, и уже тогда полюби такою же любовью своего ближнего'1. Мы не любим и не способны любить самих себя. Мы не можем осознать самих себя как творение Божье. Конечно, мы грешны, но и грешники могут обрести прощение через смерть Иисуса, которую Он принял ради нас, Наша неспособность принять и полюбить самих себя мешает нам любить остальных вокруг нас. Представители рода человеческого, мы слишком не уверены в себе, чтобы любить других. Ключевой момент был указан Иисусом, когда Он повелел нам в первую очередь возлюбить Господа Бога. Лишь возлюбив Бога и начав понимать Его и верить Ему, мы обретаем уверенность в том, что Он создал нас и предначертал нам путь. Только Господь может нас простить и, таким образом, изменить нашу природу, даровав нам способность любить ближнего. Тогда и только тогда су/лее/л РЛЫ возлюбить других.