Файл: Принципы государственного строительства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 2244

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такая трансформация захватывает значительно более широкие слои, чем население стран, в которых проходят реформы. В наши дни экономическое состояние стран мира настолько взаимозависимо , что мы все оказываемся втянутыми в мировые экономические процессы. Очевидно, что это касается развитых стран, поскольку они несут ответственность за содействие тем государствам, в которых идут преобразования. Это касается и развивающихся стран, если необходимая им помощь перераспределяется в пользу стран восточной Европы. Ситуация осложняется ещё и тем, что определенная помощь странам третьего мира со стороны восточно-европейских доноров на сегодняшний день оказывается потерянной.

Но, вероятно, на карту поставлено нечто гораздо большее, чем мировая экономика. Господин Горбачёв в своей ответной речи по случаю присуждения ему Нобелевской премии и позже господин Шеварднадзе заявляли о том, что, если реформы не увенчаются успехом в их государствах, под угрозу будет поставлен мир на планете.

Ясно, что это уже вызов в масштабе всего человечества - которым способен отразиться на всех нас. Я от всего сердца желаю , чтобы мы употребили все наши ресурсы на решение этой задачи. Ясно также, что существуют определённые проблемы, связанные с переходом от централизованной и плановой экономики к экономике рыночной. Однако я уверен, что наиболее серьёзные препятствия носят не экономический, а| скорее, социальный характер и что, в конечном счёте успех или неудача экономических преобразований зависят от того, насколько нам удастся преодолеть эти препятствия. Позвольте мне проиллюстрировать свою мысль.


Русский президент Ельцин, объявляя о своих экономических реформах, в октябре сказал: "Безболезненно реформы провести не удастся. Наиболее тяжёлым будет первый шаг. Будет наблюдаться определённое снижение жизненного уровня". Это резкое падение жизненного уровня является общим для всех стран, идущих по этому пути! Один чехословацкий экономист указывал на то, что в его стране дореформенного уровня жизни удастся достичь не ранее конца 1993 или В начала 1994 года. Польские экономисты, которые изначально избрали наиболее агрессивный подход к перестройке, предсказывают, что уровень жизни 1989 года у них в стране будет достигнут лишь к периоду между 1994 и 1998 годами. Джеффри Сэчс, тот самый гарвардский экономист, который консультировал и Польшу , и Россию, сказал: "Есть все основания полагать, что в России всё будет тяжелее во многих отношениях. Он ожидает, что в России процесс будет как более болезненным, так и более длительным.


Экономические условия должны безусловно ухудшиться, прежде чем они начнут улучшаться. Ясно, что жители этих стран будут вынуждены пережить значительно более сильную боль, чем та, которая побудила их I встать на путь реформ в самом начале. Это является истиной в отношении всей восточной Европы, и особенно стран-членов СНГ, но до некоторой степени это истина и в отношении населения любой страны, вставшей на путь такого эксперимента.


Сама встреча с этим морем боли и неопределённости уже вызывает разделение населения на тех, чей идеализм заставляет их верить в то, что их ожидает лучшая жизнь на том берегу, и тех, кто полагает, что старое и проверенное лучше или ,по крайней мере, надёжнее, чем новое. Есть такие слои населения, которые мечтают о возвращении авторитарной системы.

Личная боль людей будет выливаться в серьезную угрозу стабильности общества. Те акции протеста, которые мы уже наблюдаем, могут быть лишь началом. Андерс Аспунд, шведский экономист, который выполнял роль главного советника при Российском правительстве, сказал:


«Наиболее опасный период наступит тогда, когда люди увидят, что их жизнь так и не становится лучше... Через полгода, когда всё еще будет существовать масса трудностей, вот тогда и наступит врем* наиб риска».

Олжас Сулейменов, казахский писатель, предупреждал Съезд Советов Народных Депутатов на одной из его последних сессий о том, что "пустые горшки могут представлять собой большую опасность для демократии, чем танки.


Именно осознание этой опасности побудило Советский Союз в 1990 году отойти от агрессивного курса реформ, которым следовала Польша. Личный экономический советник президента Горбачева в то время констатировал, что советский народ не сможет следовать тем же курсом, что и польский народ вследствие отсутствия "социального консенсуса", который отмечался в Польше.16 Два года спустя польские лидеры приходят к пониманию того, что, возможно, даже их страна, не обладает достаточной силой для того, чтобы выдержать всю силу болевых ощущений.


Те, кто осуществляют руководство страной, сегодня должны заручиться поддержкой населения. Ирония заключается в том, что избирателям самим приходится вручать лидерам правительства мандат на осуществление мер, которые принесут с собой острые болезненные проблемы в течение ближайших нескольких лет.


Тогда вопрос в отношении экономической трансформации можно сформулировать так: «Сколько ещё боли может претерпеть народ и как долго это продлится, прежде чем он перестанет оказывать поддержку

Правительству?»


Президент Ельцин правильно определил то, что является самым необходимым, когда он сказал народу "Не терять надежду. Вот что сегодня самое главное"21. И я с ним абсолютно согласен!


Ключевым моментом во всём этом процесса является именно надежда. Бывший Генеральный Секретарь ООН Перез де Куэппер в своём заявлении для ECOSOC в 1982 году говорил о необходимости иметь! надежду в процессе преодоления экономических трудностей:


Огромные трудности, с которыми приходится ежедневно сталкиваться в своей повседневной жизни большому числу народов развивающихся стран, будут преодолеваться до тех пор, пока существует надежда на будущее. Мы не можем недооценивать всей опасности того, когда народ лишают такой надежды на длительное время... Лично я убеждён, что социальная и политическая напряжённость...влечёт за собой ... ещё! большую политическую дестабилизацию.



В отношении ухудшения экономической ситуации он подчёркивал, что в момент, когда люди теряют надежду, возникает опасность анархии и насилия. Хотя контекст, в котором были сказаны эти слова, был несколько другой, этот принцип может быть применён и к экономической реформе. Один писатель сказал: "Человек может прожить примерно 40 дней без пищи, примерно 3 дня без воды, примерно 8 минут без воздуха... но лишь 1 секунду без надежды."


Помимо надежды, в основание, необходимое для процесса трансформации, должны входить личная ответственность человека, честность, позитивный настрой к созданию материальных ценностей, сострадание к ближнему в отношении его нужд, этический кодекс, способы решения множества проблем, возникающих помимо воли человека. Ясно, что многие из этих проблем будут носить скорее социальный, нежели экономический характер, однако экономические цели не будут достигнуты, пока социальные задачи не получат правильного решения.




Позвольте мне вкратце остановиться на некоторых из этих моментов. Предвидя повышение цен зимой фермеры придерживают зерно, надеясь получить впоследствии большую прибыль, несмотря на то, что тем самым они обрекают потребителей на голод. Поступают сообщения о росте цен на сельскохозяйственные продукты, превосходящие покупательную способность потребителей, с целью извлечения максимальной прибыли. Нам сообщают о том, что хлеб не поступает в продажу, высыхая на полках, и о том, что мясо остаётся невостребованным в магазинах, будучи недоступным для населения.


Гуманитарная помощь, которая выделяется и является необходимой поддержкой ослабленным системам в переходный период, не доставляется отчасти вследствие коррупции и отсутствия гарантии того, что она достигнет места назначения


Существуют проблемы в отношении честности на уровне руководства. Джеффри Сэчс, экономист из Гарварда, выражает сожаление по поводу того, что российская программа была урезана парламентом, не желающим прибегать к непопулярным мерам. Одобрение избирателей становится сегодня важным аргументом. Сегодня для лидеров существует искушение планировать жёсткие меры в ходе экономической реформы, ориентируясь не на долговременные интересы населения, а, скорее, на ближайшие перевыборы.


Возможно, нигде вопросы честности не являются столь актуальными, как в области приватизации. Существует опасность, а также обвинения в том, что общественные фонды распределяются не равноценно, по причине протекции или неадекватной оценки, в пользу руководящих лиц.

Ни одна экономическая система не может функционировать без морально-этического основания. Однако рыночная экономика является безусловно зависимой от морали в той своей части, которая касается задействованных в ней людей.30 31 32 До тех пор, пока не будет идущей от сердца заботы о благе ближнего, она просто не будет работать. Стоит лишь взглянуть на то, что происходит с рыночной экономикой в тех случаях, когда терпит крах её моральное основание. Мы знаем таких людей, как Иван Боски и Майкл Милкен, которые полагают, что они могут брать всё, что им нужно, за счёт других. Если таких людей много, вся система терпит крах. Таким образом рыночная экономика нуждается в крепкой моральной базе.



Каково же решение этих вопросов? Например, откуда приходит надежда? Я мог бы согласиться с тем, что если надежда основывается лишь на уповании на мудрость и честность правительственных деятелей, занимающихся вопросами экономического планирования, то это отнюдь не внушает уверенности. В моём словаре надежда определяется как "желание чего-либо хорошего, сопровождающееся по крайней мере минимальным ожиданием получения такового или верой в то, что это может быть получено".33 Это уже больше, чем помышление о желаемом. Никто не воспринял бы это как реальную движущую силу- В отношении рассматриваемой проблемы, надежда должна быть уверенностью в том, что жизнь идёт к лучшему - что период экономического спада будет непродолжительным, что люди смогут его пережить и что вскоре условия настолько изменятся к лучшему, что временные жертвы будут вполне оправданы.


Я бы согласился с тем, что надежда становится сильнее, если она основана на характере Всемогущего Бога, ибо тогда есть уверенность в том, что Он в конечном счёте отвечает за ход событий. Для меня надеждой может быть лишь твердая уверенность, основанная на знании характера Бога.


Давайте вкратце освежим для себя понятия Божьей силы, Его любви ко всем народам и значимости каждого из народов в Его плане для вечности. Бог сотворил весь мир и каждого человека в нём. Он управляет событиями в жизни людей и народов. Сам Бог заявлял: " Я создал землю и сотворил на ней человека. Я - Мои руки распростёрли небеса.... Я - Господь, и нет иного." У Бога есть план - во благо, из любви. Так, Бог сказал нам: "Придите и воззрите на Бога, страшного в делах над сынами человеческими.... Могуществом Своим владычествует Он вечно ; очи Его зрят на народы." Бог сказал одному народу:" Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду". А поскольку Он любящий и всемогущий, это имеет решающее значение. У него есть план во благо, который порождает надежду. Имея любовь к нам. Он хочет, чтобы мы имели надежду. Вот почему один царь мог сказать Богу:" Да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя". Основание для надежды есть Бог, правящий в силе со свойственным Ему характером. Один человек подвёл итог ситуации следующими словами:" Тот имеет мир, чей Бог царствует." Эта надежда, основанная на вере в Бога, является необходимостью для эффективных экономических преобразований.


Некоторые из требований для эффективных экономических реформ указывают на необходимость в стойкой системе ценностей. Откуда появляются моральные ценности? Не думаю, что мне придётся много доказывать то, что вера в Бога является единственным основанием для всех ценностей - для честности, например. Это заключение, однако, само по себе не является предметом веры. С этим соглашаются социологи, политические обозреватели и историки.


Джорж Вашингтон бросил вызов своей молодой нации, чьё будущее было ещё не ясно, говоря следующее в момент ухода со своего поста:


И давайте с величайшей осторожностью относиться к мысли о том, что нравственность можно сохранить не прибегая к религии. Всё что угодно может поддаваться влиянию всё усложняющегося образований'...ни здравый смысл, ни опыт не позволяют нам ожидать, что нравственность народа останется сохранной при удалении из неё религиозного принципа.


Историки Уил и Ариэл Дьюрант приходят к выводу о том, что " нет ни одного значительного примера в истории... когда общество было в состоянии успешно сохранять морально-нравственные устои без помощи религии".


Алексис де Токвевил, французский социально-политический обозреватель, делает заключение после четырёх лет непредвзятого изучения американского эксперимента:


«Таким образом, если законы позволяют американцам делать всё, что угодно, есть вещи, от которых религия помогает сохранять их воображение и на которые она запрещает им идти... Деспотизм в состоянии обойтись без веры, но свобода - нет. Религия гораздо в большей степени является необходимой в республике.... чем в монархии.... а в демократических республиках она более всего необходима. Как может общество избежать разрушения, если с ослаблением политических уз нравственные узы его ещё более не усиливаются? И какая судьба может постичь тот1 народ, который сам себе хозяин, если он не подчиняется Богу?»

Надежда и честность являются первостепенной необходимостью при проведении экономических преобразований. Вера в Бога служит тем основанием, которое обеспечивает и то, и другое. А если это так, то история Восточной и Центральной Европы за последние несколько десятилетий свидетельствует об огромном пробеле. Более того, мы можем ожидать, что серьёзность положения при вступлении на путь экономических реформ в отдельно взятой стране будет напрямую зависеть от степени духовного угнетения, которое пережил народ этой страны.

\

В отношении России Александр Солженицын сказал:


Сила или слабость общества завмсит-более от уровня духовной жизни, нежели от уровня его индустриализации Если духовная энергия народаистощена, его не спасёт от гибели даже наиболее совершенная структура правительства: дерево с гнилыми корнями не может устоять. Это так, потому что в этом случае из всех возможных свобод, та, которая .обязательно выходит наружу, это свобода быть неразборчивым в средствах.... И именно поэтому разрушение, которому подвергались'наши души в течение семидесяти пяти лет, представляется наиболее ужасающим.


Патриарх русской православной церкви Алексий II недавно сказал:



Десятки лет воинствующего атеизма создали духовный вакуум в нашем народе. Миллионы людей воспитывались без Бога, без веры, а