ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.01.2020
Просмотров: 2248
Скачиваний: 2
часто и без любви....В нашей стране наблюдается всё возрастающий
упадок нравственности.
Чехословацкий президент Гавел провёл подобный анализ в своём народе сразу по вступлении в должность:
Мы живём в окружении искажённой морали. Мы нравственно больны... Мы научились ни во что не верить, быть безразличными друг к другу.... Понятия любви, дружбы, милости, смирения или прощения потеряли глубину и своё изначальное измерение.
В 1989 году в Праге было проведено исследование общественного мнения, согласно которого 54% русских чувствуют потребность в более духовной жизни. Человек не является существом экономическим. Он -существо духовное. Французский физиолог Блэйз Паскаль сказал три века назад: "Внутри сердца каждого человека есть некий вакуум, созданный самим Богом, который не может заполнить ни одно творение, а лишь Бог, Творец; и который был возвещён людям через Иисуса Христа". Никакое подавление не может уничтожить этой фундаментальной человеческой потребности.
Если проблема сводится к некоему духовному вакууму, то решением проблемы явилось бы заполнение этого вакуума. Патриарх Алексий II заявил, что духовное и нравственное возрождение нации является "основой для возрождения всех остальных аспектов нашей жизни", * Господин Горбачёв также признавал, что решение проблем , по крайней мере, частично, носит духовный характер. Он говорил:" Те нравственные ценности, которые порождает и столетиями поддерживает религия, также могут помочь в работе по обновлению нашей страны." Как духовные, так и светские власти признают то, что духовный вакуум должен быть заполнен для проведения необходимых социальных, экономических и политических реформ.
Что касается самих экономических проблем, существует согласие в отношении того, какие именно шаги следует предпринимать - но при этом приватизация явно является исключением. Тем не менее, существует и несогласие среди общепризнанных экспертов в отношении последовательности, времени проведения и интенсивности \ предпринимаемых шагов. Позволю себе и здесь отметить по ходу дела; что я абсолютно убеждён в пользе поисков Божьих решений, то есть мнения Верховного Планирующего. Бог сказал нам:
Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей
ваших.
Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его.
К тому же, а ходе экономической реформы возникает много других проблем, выходящих за пределы человеческого контроля. Однако, при условии нашей зависимости от Бога, я верю, что даже они разрешимы. Хотя внезапно возникающие проблемы и выходят за рамки нашего контроля, они не выходят из-под контроля Бога. И я полагаю, что Солженицын дал определение особым условиям, когда Бог простирает Свою руку:
А что же с этими славными движениями - гласность и перестройка? Мы напрасно будем искать призыва к очищению в связи с процессами,
стоящими за этими словами… Из каждых четырёх сегодняшних певцов
гласности трое окажутся бывшими льстецами брежневизма, а кто из них произнёс слова личного покаяния вместо проклятий в адрес безличного "периода застоя"?.. Западная Германия была залита волнами покаяния прежде чем она начала испытывать экономический бум. Но в нашей стране никто ещё даже не подошёл к покаянию— Это рецепт извращённого развития.
Солженицын призывает к покаянию. Ищет ли он в покаянии катарсиса, который закроет двери прошлому? Если это так, то это не сработает. Единственный вид покаяния, который работает, - это смирение людей перед Богом. Это сопереживание с Богом боли за те вещи, которые мы совершили и которые причинили Ему боль в Его сердце. И вместе с тем - это всеподавляющее стремление изменить нашу жизнь так, чтобы она соответствовала Божьему плану в отношении людей.
Почему необходимо покаяние? В Слове Божьем мы читаем: "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим."54 Покаяние требуется во всех тех случаях, когда мы не действовали справедливо и не ходили в любви к другим людям и в смирении перед Богом.
Вы спросите, как Солженицын мог приравнивать покаяние и экономическое преуспевание? Потому что Бог сам делает это! Послушайте, что говорит Бог три с половиной тысячелетия назад народу, который вот-вот готов оформиться в нацию:
Если ты... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня...» и даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле....Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые Я заповедую тебе сегодня: то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.... и не будешь иметь успеха в путях твоих , и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя.
Здесь излагается естественная закономерность, установленная Богом, Который сотворил землю и управляет ею - именно к этому закону обращается Солженицын. Бог следующим образом суммировал последствия действия этого принципа:
Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; : ибо не покорялись словам Божиим, и небрегли о воле Всевышнего.
Мне не хотелось бы, чтобы были государства и лидеры, которые, ' встав на путь экономических реформ, не покорились бы Слову Божьему и пренебрегли Его волей. Но давайте посмотрим, что происходит, когда мы раскаиваемся:
Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их. Вывел их из тьмы и тени смертной и расторгнул узы их.
Когда мы раскаиваемся, Бог всегда рад приблизить нас к Себе и одарить благословениями.
На ранних этапах развития вышеупомянутого народа Бог говорил ему:
И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут
молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я
услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их.
Бог радуется, когда прощает нас. Он радуется, изливая на нас в избытке все блага . Что же является ключом к Божьим благословениям? Это как раз покаяние - смирение перед Богом и отход от неповиновения Ему.
Позднее Бог напоминает тому же народу:
И хотя в этом испытайте Меня.... не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка.... И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землёю вожделенною.
Таким образом, рассуждать об экономическом улучшении без учёта роли Божьего Провидения было бы совершенным безумием. И величайшей преградой на пути экономических реформ является отсутствие полной зависимости от Всемогущего Бога - отсутствие зависимости от Него для получения Его благословений - зависимости, которая даёт нам надежду в нашей работе и возможность видеть далеко за пределами настоящего момента, даёт нам сострадание к ближнему в тяжёлые времена в процессе болезненных экономических преобразований, даёт нам честность в совместной работе для построения экономической основы нашего общества, нашей страны и , в полном смысле, всего мира. Я совершенно убежден, будь то Россия, или Албания, или любая другая страна, национальное покаяние способно совершить гораздо больше в деле экономических преобразований, чем неограниченная помощь с Запада.
Я полагаю, что эти проблемы настолько серьёзны, что мы все должны смирить себя перед Богом.
Экономические трудности, переживаемые нами сегодня, не происходят исключительно по вине лидеров тоталитарных режимов. Похоже, президент Чехословакии Гавел хорошо осознаёт это, как видно из его обращения к своему народу после вступления на пост президента:
Все мы выросли при тоталитарной системе и привыкли воспринимать её как нечто привычное и неизменное, тем самым фактически способствуя ее существованию. Никто из нас не является лишь жертвой этой системы; мы все также несём ответственность за это... Мы должны воспринять это наследие как нечто такое, что мы сами навлекли на себя.
Все мы должны взять на себя ответственность - живём мы на востоке, на западе или на юге. Только тогда мы сможем действительно раскаяться перед Богом и просить Его благословляющей руки для наших народов.
И я призываю вас присоединиться ко мне в покаянии перед Всемогущим Богом, Который один может повести нас к эффективным экономическим преобразованиям. Если мы отвергаем Божье водительство сегодня, это значит, мы навлекаем на себя неоправданные страдания. Но как осуществить это покаяние? Всё начинается на уровне отдельных личностей. Когда мы говорим о покаянии, мы фактически говорим о том, как нам стать ближе к Богу.
Препятствием для нашей дружбы с Богом являемся мы сами. Бог, Который управляет народами земли, есть святой Бог - нравственно совершенный Бог. Мы же не являемся нравственно совершенными. Наше нравственное несовершенство - наша несвятость - извергает нас из присутствия Святого Бога. Давайте так представим эту проблему: что» если попытаться приравнять обычный камень и бриллиант 200 карат? Они несовместимы. Но ещё более несовместима наша несвятость с Божьей абсолютной святостью. Эта проблема с человеческой точки зрения представляется неразрешимой. Сами по себе мы никак не можем изобрести способ, как нам войти в присутствие Святого Бога. Сами по себе мы навечно отрезаны от Того, Кто сотворил нас и любит нас. Последствия этого в вечности становятся поистине чудовищными, когда человек приходит к пониманию , что быть навечно отрезанным от Создателя в конце земной жизни буквально означает ад.
Как же можно преодолеть эту преграду, вызванную нашей несвятостью? Ведь нам нужен путь, как нам получить прощение , чтобы Бог мог приблизить нас к Себе. Мы сами не в состоянии осуществить это нашими силами. Только Всемогущий Бог может совершить это.
Для этого Бог сам пришёл на землю как Иисус, чтобы умереть вместо нас, заплатив полагающееся нам за наши грехи. Бог сказал нам, что Иисус есть сияние Божьей славы и образ ипостаси Его, держащий всё словом силы Своей.
Иисус есть образ Бога невидимого Иисусом создано всё, что на
небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти пи, - всё Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и всё Им стоит.... Он - начаток, первенец из мёртвых, чтобы иметь Ему во всём первенство: ибо благоугодно было Богу-Отцу , чтобы в Иисусе обитала всякая Его полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, и земное и небесное, умиротворив через Его кровь, пролитую на кресте.
Махатма Ганди так описал эту жертву, когда сказал об Иисусе, что он человек, который, будучи совершенно невиновным, предложил себя в качестве жертвы для блага других, включая своих врагов, и сделался выкупом за весь мир. Это был совершенный поступок."
Лично для меня, молодого преуспевающего учёного, представлялось исключительно сложным принять эту истину. Кто-то очень помог мне, рассказав одну историю. В маленьком городке был всего один судья, У этого судьи был сын - молодой человек, которого арестовали за грубое нарушение правил дорожного движения. Когда этот юноша предстал перед судом, судья оказался перед дилеммой. Выслушав свидетелей и желая быть справедливым судьёй, он понял, что ему придётся признать своего сына виновным. Но, будучи любящим отцом, он знал, что у сына недостаточно средств, чтобы заплатить полагавшийся за нарушение огромный штраф. Как же он разрешил эту дилемму? После того, как он объявил своего сына виновным и назначил полагающуюся в этом случае сумму штрафа, он снял с себя мантию судьи, встал перед скамьёй I присяжных и сам заплатил штраф вместо своего сына- Эта история прояснила для меня то, что сделал Бог, когда Он пришёл как Иисус , чтобы заплатить за нас то, что мы заслужили, чтобы мы могли вступить в личные взаимоотношения с Богом.
Так, Иисус говорит нам:" Я есть путь , истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу как только через меня." Бог говорит нам: Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись". Через смерть и воскресение Иисуса Бог может простить нас и увидеть нас святыми. Смерть и воскресение Иисуса есть единственная возможность, предоставленная людям, чтобы их грехи могли быть прощены, и они могли иметь отношения дружбы с Богом. Бог сказал:
И вас, бывших некогда отчуждёнными и врагами , по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его ,смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными пред Собою.
Не знавшего греха Иисуса Он сдепап для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сдепались праведными пред Богом!
Дат Хаммаршепьд так описывает это: "Прощение - это ответ на мечту ребёнка о чуде, посредством которого всё то, что было разбито и сломано, снова становится целым, и то, что было испачкано, снова становится чистым."68 Смерть Иисуса обеспечивает наше прощение.
Я хочу быть правильно понятым: То, о чём я сейчас говорю, это не религия. Я говорю о личности Иисуса. Он уникален и универсален. Ом не предназначается только для каких-то определённых рас, культур или религий. Я полагаю, что именно это имел в виду Махатма Ганди, когда
говорил:
Поскольку жизнь Иисуса имеет значимость и является трансцедентной, как я уже упоминал ранее, я полагаю, что он принадлежит не исключительно христианству, но всему миру, всем расам и народам. Причём очень мало значит, под каким флагом» именем и учением они существуют и трудятся, какую веру исповедуют и какому богу поклоняются , унаследовав его от своих предков.
Покаяние и прощение, в результате чего Бог может использовать отдельных людей в процессе проведения эффективных экономических преобразований и в результате чего высвобождаются Его благословения, - сосредоточены в личности Иисуса. Мы не должны допускать сегодня ни единой мысли о том, что этого можно достичь каким-либо иным путём, помимо принятия Иисуса, и только Иисуса.
В результате прихода отдельной личности к Богу и изменений, которые производит Бог, сам человек приобретает очень и очень много. Иисус объяснял это в разговоре с одним из лидеров:
Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.... Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие . Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше - снова родиться.
Бог сотворил нас обладающими двойной природой - физической и духовной. Наша физическая природа - это то, о чем мы имеем наибольшие познания. Она начинает своё существование в определённый момент времени, который мы соотносим с физическим рождением. Однако наша духовная природа отнюдь не менее важна. Для того, чтобы нам быть живыми во всей полноте, предусмотренной Богом, мы должны также пережить духовное рождение. И только после рождения нашего духовного человека Бог получает возможность через него изменять нас и руководить нами. Наша духовная природа вступает в жизнь в тот момент, когда мы приходим к Богу с просьбой о прощении наших грехов посредством жертвы Иисуса и о том, чтобы мы тем самым стали духовно живыми.