ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 1377

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отечественное и международное законодательство фактически признает право налогоплательщика на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств. В настоящее время под оптимизацией налогообложения или налоговым планированием понимают:

а) организацию хозяйственной деятельности налогоплательщика для снижения налоговой нагрузки и минимизации налоговых обязательств;

б) уменьшение налоговых обязательств посредством правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов;

в) выбор между различными вариантами и методами деятельности и размещения активов, направленный на достижение самого низкого уровня налоговых обязательств;

г) деятельность по уменьшению налоговых выплат путем изменения способа исчисления и уплаты налогов за определенный промежуток времени.

Оптимизация налогообложения во многом зависит от использования пробелов в налоговом законодательстве или предоставленных налогоплательщику прав на освобождение на законном основании от уплаты налога и достигается правильностью начисления уплаты налогов, что неразрывно связано с налоговым планированием.

Нередко оптимизацию налогообложения связывают с ведением хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах, в странах с меньшими налоговыми ставками, с которыми Республика Беларусь заключила международные договоры об избегании двойного налогообложения; с участием инвестиционной, социально-значимой деятельности.

Для оптимизации налогообложения в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» можно предложить следующие мероприятия:

- разработка методики, позволяющей оценивать реальную величину налоговой нагрузки на налогоплательщиков с учетом факторов, влияющих на величину данного показателя и особенностей развития экономики;

- повышение квалификации специалистов предприятия в сфере налогообложения, приобретение специального налогового образования или привлечение к работе специалистов с данным образованием;

- проведение мероприятий по налоговому планированию;

- детальная проработка приказа об учетной политике предприятия для целей налогообложения, как основы для проведения мероприятий по налоговому планированию;

- анализ и использование возможных льгот по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием;

- наибольшего экономического эффекта при осуществлении оптимизации налогообложения предприятия, можно добиться путем применения упрощенной системы налогообложения, как наиболее реального и привлекаемого с точки зрения снижения налоговых платежей предприятия и упрощения системы налогового учета;

- обеспечение предприятия новым программным обеспечением, которое обеспечит быстрое и эффективное решение бухгалтерских и налоговых расчетов.


Проведенный анализ и предложения по проведению мероприятий по оптимизации налогообложения наглядно показывают перспективы снижения налоговых платежей предприятия, снижение его налоговой нагрузки. За счет чего произойдет высвобождение значительной части финансовых ресурсов предприятия и создаст условия для дальнейшего функционирования предприятия.

Экономическая сущность резервов повышения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании все возрастающего потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции. Для того чтобы величина резервов была реальной, подсчет резервов должен быть по возможности точным и обоснованным. Методика подсчета резервов зависит от характера резервов (интенсивные или экстенсивные), способов их выявления (явные или скрытые) и способов определения их величины (формальный подход или неформальный). При формальном подходе величина резервов определяется без увязки с конкретными мероприятиями по их освоению. Неформальный подход (выявление резервов по сущности) основывается на конкретных организационно –технических мероприятиях.Для подсчета резервов снижения налога на добавленную стоимость воспользуемся факторной моделью:

НДС = НБ*С, (5)

где НДС – налог на добавленную стоимость;

НБ – налогооблагаемая база;

С – ставка НДС.

Для подсчета резерва уменьшения налога на добавленную стоимость за счет увеличения налогооблагаемой базы умноженной на снижение ставки налога на ДС осуществим методом прямого счета по формуле:

Р↓НДС = НБвозм. Х Свозм. (6)

Р↓НДС2013 =1266*20%=253 (млн. руб.);

Р↓НДС2014 ожид. = 1266*18%=228 (млн. руб.).

Основанием для снижения резерва налога на добавленную стоимость является снижение ставки налога на 2 % и, следовательно, уменьшение налога на добавленную стоимость на 25 млн. руб.

Результаты анализа налогов за отчетный год используются для определения направлений поиска резервов их снижения на последующий период.

Таким образом, результаты исследования, проведенные в третьем разделе, позволяют сделать следующие выводы:

1) анализ налогов, уплачиваемых из выручки от реализации, показал, что в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» налог на добавленную стоимость в 2012 году составил 2260 млн. руб., что по сравнению с 2011 годом он увеличился на 994 млн. руб. В 2013 году сумма НДС составила 3089 млн. руб. По сравнению с 2012 годом видно увеличение суммы налога на 829 млн. руб. К факторам, влияющим на изменение налога на добавленную стоимость, относятся изменение суммы налоговой базы и ставки НДС. Влияние этих факторов привело к увеличению суммы налога на 829 млн. руб.;

2) по результатам анализа налогов и платежей, включаемых в себестоимость продукции, можно сделать следующие выводы. За счет увеличения фонда заработной платы на 1124 млн. руб. увеличилась сумма отчислений в ФСЗН на 382 млн. руб. Ставка отчислений в 2012-2013 годах не изменялась. Увеличение тарифа страховых взносов в Белгосстрах на 0,10 % и суммы фонда заработной платы привело к возрастанию суммы страховых взносов в Белгосстрах на 1 млн. руб. За счет увеличения кадастровой стоимости земли на 414 тыс. руб., сумма земельного налога в 2013 году увеличилась на 76 млн. руб. по сравнению с 2012 г. Увеличение остаточной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению, на 1643 млн. руб. оказало положительное влияние на сумму налога на недвижимость. Влияние фактора привело к увеличению суммы налога на 29 млн. руб.


3) анализ налога на прибыль показал, что увеличение суммы налога на прибыль на 14 млн. руб. произошло за счет изменения выручки от реализации, затрат по производству продукции, налогов, уплачиваемых из выручки, и суммы прочих расходов;

4) оптимизация налогообложения в исследуемой организации должна проводиться по следующим направлениям:

- разработка методики, позволяющей оценивать реальную величину налоговой нагрузки на налогоплательщиков с учетом факторов, влияющих на величину данного показателя и особенностей развития экономики;

- повышение квалификации специалистов предприятия в сфере налогообложения, приобретение специального налогового образования или привлечение к работе специалистов с данным образованием;

- проведение мероприятий по налоговому планированию;

- детальная проработка приказа об учетной политике предприятия для целей налогообложения, как основы для проведения мероприятий по налоговому планированию;

- анализ и использование возможных льгот по отдельным налогам, уплачиваемым предприятием;

- наибольшего экономического эффекта при осуществлении оптимизации налогообложения предприятия, можно добиться путем применения упрощенной системы налогообложения, как наиболее реального и привлекаемого с точки зрения снижения налоговых платежей предприятия и упрощения системы налогового учета;

- обеспечение предприятия новым программным обеспечением, которое обеспечит быстрое и эффективное решение бухгалтерских и налоговых расчетов.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Роль налогов в современной экономической системе очень значительна. Налоги не только являются основной доходной частью консолидированного бюджета Республики Беларусь, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение национального дохода.

Налоговая система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платеж в бюджет определенного уровня.

Важным звеном налоговой системы является налоговое законодательство, которое устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый кодекс. Платежи в фонд социального обеспечения и в Белгосстрах также регламентируются определенными законодательными актами и нормативными правовыми документами.

Основной задачей учета налогов в организации любой формы собственности является минимизация налоговой нагрузки с целью увеличения прибыли. Отсюда цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной налоговой информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых плательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

К налогам, включаемым в себестоимость продукции, относятся налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог. Учет данных налогов в исследуемой организации относится на затраты по производству и реализации продукции и ведется на счете 26 «Общехозяйственные затраты». Учет расчетов с бюджетом по этим налогам осуществляется на счете 68/1 «Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг». Неналоговые обязательные платежи организации – это отчисления взносов по социальному страхованию в ФСЗН и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах. Базой для начисления взносов является фонд заработной платы. Для учета расчетов по этим взносам в организации используются счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и счет 76/2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».

К налогам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг относятся НДС и акцизы. В исследуемой организации НДС перечисляется в бюджет зачетным методом. Для учета НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам применяется счет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам». Данные по этому счету отражаются в регистрах бухгалтерского учета - карточке счета 18 и анализе счета 18. В целях определения НДС, подлежащего вычету, при расчетах с бюджетом в организации ведется книга покупок. НДС, исчисляемый из выручки от реализации, отражается по счету 90/2 «Налог на добавленную стоимость» в карточке счета 90, анализе счета 90. Акцизы в исследуемой организации не начисляются.


К налогам, исчисляемым из прибыли в исследуемой организации относятся налог на прибыль, который рассчитывается по ставке 18 %, и часть прибыли унитарного предприятия, которая рассчитывается из суммы прибыли по ставке 5 %. Учет данных налогов ведется на счете 68/3 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из прибыли (дохода)». Доход работника, начисленный за отчетный месяц, является основанием для расчета подоходного налога с учетом вычетов, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь, и взносов в пенсионный фонд. Учет расчетов по подоходному налогу ведется в организации на счете 68/4 «Расчеты по подоходному налогу». Для учета расчетов по взносам на пенсионное обеспечение предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Для совершенствования организации бухгалтерского учета налогов и платежей в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» рекомендуется внедрить более современную компьютерную технику и программное обеспечение, что позволит сократить затраты на трудовые ресурсы и облегчить ведение бухгалтерского учета налогов и платежей в организации. Использование в организации системы электронного декларирования позволит сократить расходы, связанные с предоставление информации в налоговые и другие органы.

Объектом анализа налогообложения субъекта хозяйствования является действующая система налогов и сборов, уплачиваемых предприятием. Анализ налогообложения позволяет изучить систему налогообложения, а также измерить влияние налогообложения на результаты хозяйствования организации.

Анализ налогов, уплачиваемых из выручки от реализации, показал, что в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» налог на добавленную стоимость в 2012 году составил 2260 млн. руб., что по сравнению с 2011 годом он увеличился на 994 млн. руб. В 2013 году сумма НДС составила 3089 млн. руб. По сравнению с 2012 годом видно увеличение суммы налога на 829 млн. руб. К факторам, влияющим на изменение налога на добавленную стоимость, относятся изменение суммы налоговой базы и ставки НДС. Влияние этих факторов привело к увеличению суммы налога на 829 млн. руб.

По результатам анализа налогов и платежей, включаемых в себестоимость продукции, можно сделать следующие выводы. За счет увеличения фонда заработной платы на 1124 млн. руб. увеличилась сумма отчислений в ФСЗН на 382 млн. руб. Ставка отчислений в 2012-2013 годах не изменялась. Увеличение тарифа страховых взносов в Белгосстрах на 0,10 % и суммы фонда заработной платы привело к возрастанию суммы страховых взносов в Белгосстрах на 1 млн. руб. За счет увеличения кадастровой стоимости земли на 414 тыс. руб., сумма земельного налога в 2013 году увеличилась на 76 млн. руб. по сравнению с 2012 г. Увеличение остаточной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению, на 1643 млн. руб. оказало положительное влияние на сумму налога на недвижимость. Влияние фактора привело к увеличению суммы налога на 29 млн. руб.