ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 1376

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, организаций всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

4. Налоги играют важнейшую роль в механизме формирования прибыли организации, а своевременный расчет по налогам и сборам с государственными целевыми бюджетными фондами свидетельствует о хорошем финансовом состоянии организации.

5. В случае нарушения хозяйствующим субъектом порядка и сроков расчетов с бюджетом по налогам к нему применяются финансовые санкции, что может существенно ухудшить его финансовое положение, так как источниками уплаты санкций является чистая прибыль организации.

6. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль организации. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Цель дипломной работы – на основе изучения нормативных правовых актов законодательства, научной, учебной литературы, практических данных конкретной организации выработать предложения и рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского учета налогов и неналоговых платежей, оптимизации налогообложения и снижения налоговой нагрузки.

Задачами написания дипломной работы является:

- рассмотреть роль налогов как важного фактора развития экономики Республики Беларусь;

- показать экономическую сущность налогов их роль и значение, анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе и выработать направления ее совершенствования;

- изучить особенности бухгалтерского учета и анализа налогов, уплачиваемых в бюджет и других обязательных платежей в исследуемой организации на основе практического материала финансово-хозяйственной деятельности данной организации;

- исследовать порядок налоговой нагрузки организации и разработать предложения по ее снижению, а также выявить пути и резервы оптимизации налогового бремени.

Объектом исследования дипломной работы является торгово-производственное коммунальное унитарное предприятие «Комбинат питания «Витамин»» (далее - ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»»). Предприятие зарегистрировано решением Минского городского исполнительного комитета в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Имущество предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит ему на праве его владения и пользования. Основным регистрационным документом ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» является устав предприятия. В нем содержится информация о наименовании предприятия, его местонахождении, видах деятельности, механизме распределения прибыли, порядке реорганизации, ликвидации предприятия и т.п. Предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков.


Имущество предприятия составляют основные фонды и краткосрочные активы, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия. Источниками финансирования имущества предприятия являются: капитальные вложения; доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг. Предприятие производит расчет налогов и уплачивает самостоятельно в республиканский бюджет за каждый отчетный месяц в предусмотренном законодательством размере.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей остается в полном распоряжении ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» и распределяется в соответствии с учетной политикой организации.

Предметом исследования в дипломной работе являются хозяйственные операции учета налогов и других обязательных платежей организации и их анализ.

При написании дипломной работы использованы общенаучные методы – анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение; специальные методы бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности.

Информационную базу при написании дипломной работы составили законодательные нормативные правовые акты Республики Беларусь, учебники и учебные пособия отечественных, российских и зарубежных авторов, публикации из периодической печати, а также отчетная документация предприятия.


1 ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР

РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


1. 1 Роль налогов в формировании доходов бюджета Республики Беларусь


Взимание налогов – древнейшая функция и одно из условий существования государства и развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Государственный бюджет – централизованный фонд денежных средств, который республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели. В условиях рынка расширяется взаимоотношение организаций различных форм собственности с бюджетом. В Республике Беларусь создана налоговая служба, призванная осуществлять контроль правильности исчисления сумм платежей и своевременности их перечисления в доход государственного бюджета [40, с. 4].

В современном централизованном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику структуру, на развитие научно-технического процесса.

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе, путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше носит косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой, обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенным законодательными актами.

Без налогов не обходится ни одно государство. Налоги нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов государственного управления, оборону страны и другие. Таким образом, в налогах воплощено экономическое выражение существования государства [26, с. 17].

Налоги поступают в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц, не являющихся централизованными или местными органами государственной власти, административными учреждениями.


Государство является основным институтом экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. Роль и место государства во многом определяется функциями, отражающими основные направления его деятельности. Среди функций государства выделяют: правовую, воспроизводственную – технологическую, защиту конкуренции, стабилизационную, прогностическую, регулирующую и др. Для выполнения своих функций государство нуждается в крупных финансовых ресурсах, которые аккумулируются в бюджете, с помощью которого осуществляется перераспределение национального дохода на удовлетворение общегосударственных потребностей (содержание аппарата управления, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства).

Современная цивилизованная общественная система в качестве основополагающего источника формирования бюджетных доходов государства определила налоги. Это вызвано не только возможностью через налоговые отношения соблюдать фискальные интересы государства, но и с помощью эффективной налоговой политики регулировать общественное воспроизводство, воздействовать на научно-технический прогресс, приток инвестиций и деловую активность в стране. Иные методы мобилизации финансовых ресурсов (государственные займы, денежная эмиссия, реализация части золотовалютных резервов) не так эффективны либо требуют дополнительных расходов и чреваты тяжелыми экономическими последствиями для страны [31, с. 16].

Наиболее распространенный подход к налогам – это историческое явление, без которого не существовало ни одного общества, а развитие налогообложения – объективный необходимый процесс в любом государстве, обеспечивающий через бюджетно-финансовые инструменты достижение поставленных перед ним задач. Следовательно, понятие «налог» можно рассматривать как экономическую категорию: как форма проявления налоговых отношений, т.е. обязательный платеж в казну государства; либо интегральное определение налогов, как совокупности присущих им свойств.

Сущность налогов, еще связана с тем, что государство, выражая интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, международную, оборонную, экономическую, демографическую и др. При этом в качестве средств взаимодействия для государственного регулирования социально-экономических процессов используется финансово-бюджетный механизм и его составная часть – налоги [28, с. 19].

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих к ним на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [3].


Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового внутреннего продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных частей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

- налоговых поступлений в бюджет общей суммы доходов бюджета;

- отдельной группы налогов (например, прямых и косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

- конкретного налога (например, налог на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

- отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

- конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности. Формирование доходной части бюджета осуществляется за счет поступлений от налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений [40, с. 17].

Структура доходной части республиканского бюджета не претерпела существенных изменений. На 2014 год удельный вес налоговых доходов в доходах бюджета прогнозируется на уровне 84,35 % и неналоговых доходов – 15,65 %. Основную часть в формировании налоговых доходов в 2014 году занимают: налоги на товары (работы, услуги) – 50,14 %; налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – 24,49 %; налог на прибыль – 8,59 %; другие налоги, сборы (пошлины) и другие налоговые доходы – 1,13 % [6].

Следовательно, одним из наиболее эффективных и полноценных источников финансирования расходов государства являются налоговые поступления.

Таким образом, в настоящее время в Республике Беларусь сформировалась систематизированная нормативная правовая налоговая система, обусловленная на совокупности налогов и сборов. Существующий механизм налогообложения состоит из многоуровневой системы налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоги являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Они не только обеспечивают финансовую базу для государственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Из определения налогов вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер изъятия в бюджет. Таким образом, налоги являются основой государственных доходов, позволяя тем самым покрывать общественные потребности [43, с. 14].

Итак, роль налогов в современной экономической системе очень значительна. Налоги не только являются основной доходной частью консолидированного бюджета Республики Беларусь, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение национального дохода.