ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 1420

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Факторы

Расчет

Влияние на сумму отчислений, млн. руб.

Изменение суммы фонда заработной платы,

млн. руб.

1124 х 0,54 / 100

+0,61

Изменение ставки взносов по обязательному страхованию, %

0,10 х 2438 /100

+0,39

Итого

13-12

+1


Источник: собственная разработка

Данные таблиц 3.8, 3.9 показывают, что сумма взносов по обязательному страхованию в 2013 году составила 13 млн. руб., а в 2012 году - 12 млн. руб. Следовательно, произошло увеличение взносов по обязательному страхованию на 1 млн. руб. В 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличился фонд заработной платы ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» на 1124 млн. руб. В 2013 году изменился размер отчислений в Белгосстрах с 0,44 % на 0,54 %. Увеличение тарифа страховых взносов в Белгосстрах на 0,10 % и суммы фонда заработной платы – основные факторы влияния на изменение суммы страховых взносов. За счет увеличения фонда заработной платы сумма страховых взносов в Белгосстрах увеличилась на 0,61 млн. руб. За счет изменения ставки страховых взносов на 0,10 % увеличилась сумма страховых взносов на 0,39 млн. руб.

Целью платы за землю является обеспечение рационального использования земель, формирование средств по осуществлению мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территории. Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога. На изменение суммы земельного налога оказывают влияние следующие факторы: налогооблагаемая база и ставка налога. Факторный анализ земельного налога представим в таблице 3.10.


Таблица 3.10 - Анализ земельного налога, уплачиваемого ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» в 2012-2013 г.г.


Наименование показателей

Год

Отклонение


2012

2013

Площадь земельного участка, всего га

9,058

9,058

0

Кадастровая стоимость 1 кв. метра земельного участка, тыс. руб.

1875,75

2289,75

+ 414

Ставка земельного налога, %.

1,1

1,1

0

Коэффициент индексации

1

1

0

Повышающий коэффициент,

1,7

1,7

0

Сумма земельного налога, млн. руб.

66

142

+76


Источник: собственная разработка


На изменение земельного налога оказывают влияние следующие факторы: площадь земельного участка, кадастровая стоимость 1 кв. метра земли, ставка земельного налога, коэффициент индексации и повышающий коэффициент, установленный решением Правительства Республики Беларусь. Определим влияние каждого фактора на общую сумму земельного налога. Данный расчет представлен в таблице 3.11.


Таблица 3.11 - Расчет влияния факторов на изменение земельного налога в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»»


Факторы

Расчет

Влияние факторов

Изменение площади земельного участка

-

-

Изменение за счет кадастровой стоимости 1 кв. метра земельного участка

9,058х414000х1х1,7х1,1/100

+ 76

Изменение за счет ставки налога

-

-

Изменение за счет коэффициента

-

-

Изменение за счет понижающего коэффициента установленного решением Правительства РБ

-

-

Итого

142-66

+76



Источник: собственная разработка


Из таблицы 3.11 следует, что за 2012 и 2013 годы площадь земельного участка исследуемой организации не изменялась. Изменились только кадастровая стоимость объектов. В 2013 году произошло увеличение ее стоимости на 414 тыс. руб., следовательно, влияние данного фактора составило 76 млн. руб. Таким образом, сумма земельного налога в 2013 году увеличилась на 76 млн. руб. по сравнению с 2012 г.

Налог на недвижимость определяется исходя из наличия основных средств по остаточной стоимости и утвержденной годовой ставки, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Факторы, влияющие на изменение налога на недвижимость:

1) первоначальная стоимость основных средств, подлежащих налогообложению;

2) сумма амортизации основных средств, подлежащих налогообложению;

3) остаточная стоимость основных средств, подлежащих налогообложению;

4) ставка налога.

Данные для анализа налога на недвижимость представлены в таблице 3.12.


Таблица 3.12 – Данные для анализа налога на недвижимость в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»»


Наименование показателей

Год

Отклонение

2012

2013

1. Остаточная стоимость основных средств, подлежащих налогообло-жению, млн. руб.

1313

2956

+ 1643

2. Ставка налога, %

1

1

0

3. Увеличение (уменьшение) ставки налога

1,8

1,8

0

4. Начисленный налог, млн. руб.

24

53

+ 29


Источник: собственная разработка


Налог на недвижимость в 2013 году составил 53 млн. руб., а в 2012 году – 24 млн. руб., следовательно, произошло увеличение налога на 29 млн. руб. Ставка налога на недвижимость в 2013 году и в 2012 году составила 1%. Остаточная стоимость основных средств подлежащих налогообложению по сравнению с 2012 годом увеличилась на 1643 млн. руб.

Расчет влияния факторов на изменение налога на недвижимость представлен в таблице 3.13.


Таблица 3.13 - Расчет влияния факторов на изменение налога на недвижимость


Факторы

Расчет

Влияние факторов,

млн. руб.

Изменение остаточной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению

+1643х1х1,8/100

+ 29

Изменение ставки налога

-

-

Итого

53-24

+ 29


Источник: собственная разработка


Анализ налога на недвижимость показывает, что увеличение суммы налога на недвижимость при неизменившейся в течение отчетного периода ставке, обусловлено изменением остаточной стоимости основных средств подлежащих налогообложению, которая формируется за счет первоначальной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению, за минусом сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, изменение остаточной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению, на 1643 млн. руб. оказало положительное влияние на сумму налога на недвижимость. Влияние факторов привело к увеличению суммы налога на 29 млн. руб.


Таким образом, по результатам анализа налогов и платежей, включаемых в себестоимость продукции, можно сделать следующие выводы. За счет увеличения фонда заработной платы на 1124 млн. руб. увеличилась сумма отчислений в ФСЗН на 382 млн. руб. Ставка отчислений в 2012-2013 годах не изменялась. Увеличение тарифа страховых взносов в Белгосстрах на 0,10 % и суммы фонда заработной платы привело к возрастанию суммы страховых взносов в Белгосстрах на 1 млн. руб. За счет увеличения кадастровой стоимости земли на 414 тыс. руб., сумма земельного налога в 2013 году увеличилась на 76 млн. руб. по сравнению с 2012 г. Увеличение остаточной стоимости основных средств, подлежащих налогообложению, на 1643 млн. руб. оказало положительное влияние на сумму налога на недвижимость. Влияние фактора привело к увеличению суммы налога на 29 млн. руб.


3.3 Анализ состава, структуры и динамики налогов и других обязательных

платежей, взимаемых из прибыли и доходов


Из прибыли ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» в анализируемом периоде уплачивался налог на прибыль. Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы в соответствии с Налоговым кодексом. Валовой прибылью признаются, сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов. Прибыль от реализации товаров, имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратам по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. Ставка налога на прибыль в анализируемом периоде - 18%. Сумма налога на прибыль исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

На изменение суммы налога на прибыль влияют факторы: налогооблагаемая прибыль, ставка налога, доходы и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль.

Данные для анализа налога на прибыль представлены в таблице 3.14.


Таблица 3.14 - Данные для анализа налога на прибыль в ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»»


Наименование показателей

Год

Откло-нения

2012

2013

1 Выручка (доходы) от реализации товаров (работ, услуг),

млн. руб.

14753

21681

+6928

2 Затраты по производству и реализации, млн. руб.

11372

17292

+5920

3 Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки, млн. руб.

2218

3089

+871

4 Сальдо прочих доходов и расходов, млн. руб.

-560

-417

-143

5 Прибыль к налогообложению, млн. руб.

603

883

+280

6 Льготируемая прибыль, млн. руб.

0

0

0

7 Ставка налога на прибыль, %

18

18

0

8 Сумма налога на прибыль, млн. руб.

145

159

+14



Источник собственная разработка


Данные таблицы 3.14 показывают, что за анализируемый период выручка от реализации товаров (работ, услуг) увеличилась на 6928 млн. руб., отсюда и затраты по производству и реализации продукции соответственно увеличились на 5920 мл6н. руб. Данные показатели повлияли на рост налогов, уплачиваемых из выручки на 871 млн. руб. Сальдо прочих расходов снизилось в 2013 году на 143 млн. руб. Прибыль к налогообложению увеличилась на 280 млн. руб., что повлекло и увеличение налога на прибыль на 14 млн. руб.

Для определения изменения налога на прибыль составим факторную модель:

Н приб = (Д-З-Н+СВ)хСН, (4)

где Д – доходы (выручка) от реализации товаров (работ, услуг), млн. руб.;

З – затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), млн. руб.;

Н – налоги и сборы, уплачиваемые из выручки, млн. руб.;

Св – сальдо прочих доходов и расходов, млн. руб.;

Сн – ставка налога на прибыль, %.

Расчет влияния факторов на изменение налога на прибыль ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»» представим в таблице 3.15.


Таблица 3.15 - Расчет влияния факторов на изменение налога на прибыль ТПКУП «Комбинат питания «Витамин»»


Факторы

Расчет

Влияние факторов

Изменение выручки от реализации товаров (работ, услуг)

(21681-14753)х18/100

+1247

Изменение затрат по производству и реализации

-(17292-11372)х 18/100

-1065

Изменение налогов и сборов, уплачиваемых из выручки

-(3089-2218)х18/100

-157

Изменение сальдо прочих доходов и расходов

-(-417-(-560))х18/100

-11

Изменение льготируемой прибыли

0

0

Изменение ставки налога

0

0

Итого

159-145

+14


Источник собственная разработка


Налог на прибыль в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 14 млн. руб. Ставка налога на прибыль в 2012 и 2013 годах осталась неизменной. Увеличение налога на прибыль произошло за счет увеличения налогооблагаемой базы на 280 млн. руб. по сравнению с 2012 годом. На налогооблагаемую базу оказывает влияние выручка от реализации товаров, работ, услуг, в 2013 году она увеличилась на 6928 млн. руб. по сравнению с 2012 годом, следовательно, влияние данного фактора составило 1247 млн. руб. Влияние фактора затраты по производству и реализации произведенных товаров, работ и услуг составило - 1065 млн. руб., однако несмотря на то, что в 2013 году затраты увеличились на 5920 млн. руб., но при расчете прибыли данный фактор отнимается и имеет отрицательное значение. Увеличение в 2013 году уплачиваемых налогов и сборов, включаемых в расчет налога на прибыль, составило 871 млн. руб., по сравнению с 2012 годом, и влияние данного фактора составило - 157 млн. руб. В 2013 году произошло снижение сальдо прочих расходов на 143 млн. руб., что в свою очередь влияние данного фактора составило - 11 млн. руб. Общая сумма налога на прибыль в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 14 млн. руб.


Таким образом, анализ налога на прибыль показал, что увеличение суммы налога на прибыль на 14 млн. руб. произошло за счет изменения выручки от реализации, затрат по производству продукции, налогов, уплачиваемых из выручки, и суммы прочих расходов.

3.4 Выявление и мобилизация текущих и прогнозных резервов оптимизации налогообложения, повышения эффективности хозяйствования организации


Задача оптимизации налоговой системы не может иметь однозначного и окончательного решения. Совершенствование налогов в разных государствах не было разовым мероприятием, а было и есть непрерывный процесс, обусловленным изменениями экономической ситуации. Стабильными и неизменными остаются лишь сложившиеся налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговая система является воплощением налоговой политики государств, которая проводиться в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

Позиция правительственных структур, как правило, основывается на интересах бюджета и склоняется к необходимости лишь частичных корректировок налоговой системы, тогда как представители реального сектора экономики отстаивают существенный пересмотр налогового законодательства исходя из интересов отдельных отраслей и предприятий. В этой проблеме четко отражается двойственная природа налогов. С одной стороны, основная задача налоговой системы – обеспечить достаточные поступления в бюджет, с другой стороны – налоги должны взиматься так, чтобы не мешали, а напротив, способствовали развитию экономики. В мировой практике налогообложения уже найдены те принципы и механизмы, соблюдение которых обеспечивает и достаточную доходность налоговой системы, и одновременно ее нейтральность по отношениям к темпам роста производства, инвестиций и экспорта.

Основные направления налоговой реформы в Республике Беларусь в общем контексте следующие: ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды; расширение налоговой базы благодаря отмене налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости». На данный момент целесообразно: унифицировать прямое налогообложение всех юридических лиц; расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие и совершенствование производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора экономики; усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой стороны – ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них. В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции [25, с. 32].